kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рефлексивный анализ одного из уроков из серии последовательных уроков

Нажмите, чтобы узнать подробности

отчет по уроку№1 запланированной серии последовательных уроков. в соответствии с заданиями практики и составленным среднесрочным планированием, согласно календарно-тематическому плану и ГОСО Республики Казахстан, был разработан и проведен первый урок в серии последовательных уроков по русскому языку в 3 классе с казахским языком обучения по теме "День птиц. Обобщение по категории рода имен существительных", включающий идеи 7 модулей Программы. Это третий урок по разделу "Весна. имя существительное". Целью урока былосистематизация и обобщение знаний по изученным темам, целью личностно-ориентированного обучения являлось развитие коммуникативных навыков через совместное обучение, где рассматривались такие проблемв как: умение работать в группе, умение предлагать свои идеи, умение составлять высказывания и предложения. При этом учитель наблюдал за действием "Способствуют ли активные формы работы обучения развитию речевых навыков учащихся", так как "работа в парах и малых группах, в которых участники имеют общую проблему, созают совместное ее понимание, обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание. Иными словами, "думают вместе" (Рководство для учителя с.146), ведь ".  обучение происходит не только посредством пассивного слушания, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения, аргументации (Руководство для учителя с.145). 

На организационном этапе урока: для создания эмоционального настроя  ребята повторили хором веселое четверостишье, позволяющее настроится на плодотворную работу. Для образвания групп было предложено образвать группы под названиями птиц, вернувшихся домой. Благодаря различным видам деятельности урок был продуктивны, ребята в результате  такого взаимодествия  составили обобщение знаний по лексической и грамматическим темам урока.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный анализ одного из уроков из серии последовательных уроков»

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской области»

 

Группа: №4

Тренер: Заречная Ольга Петровна

Слушатель: Кудайбергенова Кымбат Амангельдиновна

предмет: русский язык

класс: 3 «А»


ОТЧЕТ ПО УРОКУ № 1

ЗАПЛАНИРОВАННОЙ СЕРИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ


В соответствии с заданиями практики и составленным среднесрочным планированием, согласно календарно-тематического планирования и ГОСО РК, был разработан и проведён первый урок в серии последовательных уроков по русскому зыку в 3 «А» классе с казахским языком обучения по теме: «День птиц. Обобщение по категории рода имен существительных», включающий идеи 7 модулей Программы. Это 3 урок по разделу «Весна».

Целью урока было систематизация и обобщение знаний по изученным темам, целью личностно-ориентированного обучения являлось развитие коммуникативных навыков через совместное обучение, где рассматривались такие проблемы как: умение работать в группе; умение предлагать свои идеи;

умение составлять высказывания и предложения. При этом учитель наблюдал за действием «Способствуют ли активные формы обучения развитию речевых навыков учащихся», так как «работа в парах и малых группах, в которых участники имеют общую проблему, создают совместное её понимание; обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание. Иными словами, думают вместе» (Руководство для учителя с.146). Ведь «…обучение происходит не только посредством пассивного слушания, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации» (Руководство для учителя с.145) На организационном этапе урока, для создания эмоционального настроя хором повторили веселое четверостишье, позволяющее настроиться на плодотворную работу.

Для образования групп я предложила ученикам вытянуть по листочку бумаги со словом, это были названия птиц «Ласточка», «Грач», «Скворец», связанные с лексической темой урока «День птиц». Учитывая возрастную особенность учеников, когда проявляются лидерские качества, в этот список включила еще три слова «Скворечник», при выпадении этого слова тому или иному участнику группы определялся командир группы. По результатам диагностики «Взаимодействие в группе» все ученики в классе могут работать вместе, в классе нет отверженных учеников. Уровень школьной мотивации по Н.Лускановой показал из 9 опрошенных учащихся: высокий уровень развития школьной мотивации имеют 2 ученика, что составляет 18%, средний уровень 4 ( 46 %), внешняя мотивация у 3 учащихся , что составляет 36%, учеников с низкой мотивацией и школьной дезоаптацией не выявлено. Деление учеников, таким образом, привело к образованию трех групп «Ласточки», «Скворцы», «Грачи» с равным количеством. Хотя одна группа получилась только из мальчиков: причем сложилась так, что в группе оказались 2 ученика из 3-х в классе с низкой мотивацией - Елнур, Ильяс и Бахтияр со средней мотивацией к обучению. Но, тем не менее, члены группы проявили саморегуляцию: распределили роли, слушали командира, мальчики старались выполнять все задания по мере возможности, тихие ученики этой группы почувствовали ответственность и раскрылись, например, Елнур, Ильяс. Такая модель группы развивает личностный рост и самореализацию учеников. Образовались три группы с различной мотивацией: с низкой, со средней, с высокой.

Ученики класса работали в группе. Ученик, работая в группе, усваивал быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применял на деле или передавал другим. Групповая работа развивала коммуникативные навыки, создавала условия для межличностного контакта между членами группы и между группами, где происходил обмен идеями, где они прислушивались друг другу и учились выбирать лучшие предложения. Кумулятивная беседа в группе воспитывала терпимость по отношению к высказываниям других. Все ученики активно участвовали на уроке и были моменты, когда дети отвечали хором, что создавало рабочий шум, Аселе, Данеле, Елнуру и Жазире сложно воспринимать информацию, когда шумно, для устранения шума мною делались невербальные замечания ученикам. Фото №1 Задание на соотнесение.

На этапе реализации систематизировала и обобщала знания о роде имен существительных, предложив работу на соотнесение. « В пустой графе таблицы на карточке необходимо отметить род и принадлежность к категории неодуш/одуш., все ученики справились с заданием. Такой вид задания дал возможность быстрой актуализации знаний учащихся на урок. Отвечали командиры групп. «…ученики понимают логику предмета и методику подачи в индивидуально удобном для них темпе…» (Руководство для учителей с.141)

Для выхода на тему урока я предложила посмотреть видеоролик «Школьный двор». Применение информационно-коммуникационной технологии развивало навыки критического мышления, способствовало прогнозированию учениками следующего вида работы, на протяжении видеофильма группа мальчиков тянули руки, узнав школу. Ученики пытались назвать тему и цель урока, хотя ошиблись, называя «Школа», «Школьный двор», но все-таки прозвучали слова скворечники и птицы. Вопросами низкого порядка: Что вы видите на деревьях? Какие вы слышите звуки? я подвела ребят к изучаемой теме. Ученики определили тему и цель урока, после чего стали рисовать постер по опорным словам и составляли рассказ. фото№2 видеоролик «Школьный двор»

Фото№3 составление постера по опорным словам



Использование приема «Вместо автора», составление рассказа по ключевым словам, развивало навыки наблюдения и способы оперативности, подтверждало собственные предположения учеников, расширяя материал. А также данный прием критического мышления позволил увидеть рост развития коммуникативных способностей учеников, а также наблюдать за распределением обязанностей в зависимости от типов интеллекта в группах. По данным анкетировании совместно с психологом школы в 3 «А» классе определились 3 типа смешанных интеллекта, 2 кинестета, 3 аудиала, 1 визуал. Защиту постеров должны были провести командиры групп. Но выступили командиры двух групп, только в группе «Грачи» произошла замена, так как Данеле показалось, что она больше скажет, чем Аселя (командир группы). Это объясняется проявлением или непроявлением лидерских качеств, тем самым произвольно выявился талантливый и одаренный ученик, у которого более развиты речевые умения. Ученики использовали в своем выступлении новые слова из активного запаса слов (апрель, радоваться, скворечник, птичий домик, солнце, прилетели). Ребята демонстрировали удовлетворительные способности в применении умений и навыков устной речи, объясняя и сопровождая жестами и мимикой свой рассказ, а также усвоение лексических значений новых слов. Мной было предложено чтение текста «День птиц» по желанию. Выбор пал на учеников со средней (Бахтияром) и высокой (Адилбеком) мотивацией, остальные ученики следили за чтением, после чего каждая группа отвечала на вопросы, составленные по таксономии Б.Блума по-очереди, такой подход предполагал, чтобы каждый член группы имел возможность высказаться, что привело к осмыслению лексической темы. Через сравнение составленного рассказа и текста учебника ученики пополнили активный запас слов: скворечник=птичий домик, день птиц, ласточка, скворец, грач, прилетели.

Фото№4 Рассказ по постеру Фото№5 Сравнение текстов

Наблюдения показали, что ученики групп «Скворцы» и «Грачи» допускали ошибки при ответе, которые сразу же устранялись и дополнялись ответами учеников других групп. Определилась самая сильная группа «Ласточки». В составе Слушаш, Жазира и Бакытбек. Эта группа показала высокую работоспособность, первая предлагала свои идеи при составлении предложений, при тренировочном упражнений по алгоритму «Определение рода имени существительного», безошибочно отвечала на вопросы, командир группы Жазира (есть дефект речи) проявила управленческие способности. Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Группа «Грачи» казалось бы из учащихся Адильбек с высокой успеваемостью, Данеля и Асель со средней оказались менее оперативными, сказались медлительность, характерные черты Асель и Адилбека.

С целью снятия усталости, напряжения и привития здорового образа жизни провела физминутку «Две половинки», под музыку ученики повторяли движения за героями мультфильма. Ффо

Фото№6 Физминутка «Две половинки»

Физминутка позволила снять физическую усталость и активизировать мыслительную деятельность учащихся для выполнения самостоятельной письменной работы в тетрадях - составить из предложенных слов предложения, Ильяс начал искать ручку (потерял), у Бахытбека не было тетради (забыл дома на столе). Мной была оказана помощь данным ученикам. Выдала ручку и тетрадь. Барьеры для обучения были устранены. Сказывается несформированность навыков для обучения. Общая фраза о проверке готовности к уроку неоправданна.

Применение жанра публицистики - эссе на этапе рефлексии развивает художественную форму размышления ребят. Пятиминутное эссе «Птицы - наши друзья!» из 5 предложений – обязательно, написали все ученики, норму письма не выполнили два ученика: Ильяс( 2 предложения) и Бахытбек (3 предложения). При сравнении в группах сочинений, решили зачитывать по самому лучшему, по результатам опроса- исследований, оказалось в группах «Скворцы» одно лучшее, что составляет 33,3%, «Ласточки» - 3, 100%, «Грачи» - 2, 66%, ученики проявили способности отслеживать, контролировать. Из всех сочинений самым оригинальными были сочинения Слушаш и Асель. Девочки привели примеры своих наблюдений, работы отличались правильным построением предложений и грамотными выводами. В сочинениях других учеников повторялись одни и те же фразы «Птицы – наши друзья!», « Птицы-помощники», по мнению Л.Выготского, учащийся развивает мышление и речь в результате социального взаимодействия с более знающими людьми, конкретном случае Слушаш и Асель, работы девочек стали примером. После чего тетради были собраны для оценивания эссе учителем. Письменные работы затянулись во времени, надо обозначать время выполнения заданий. Запланированное индивидуальное задание по алгоритму провела для всей группы, так как сказывался недостаток времени. Ффотоф

Фото №7 Чтение лучших сочинений


Для взаимооценки в группе была выбрана стратегия «Выберите 1 фразу для соседа», при подсчете результатов оказалось: «Ты молодец!» -5, «Я доволен твоей работой на уроке» -4, «Ты мог бы поработать лучше» -0. На стикерах с невербальным обозначением «Большой палец вверх» ученики писали друг другу эти выражения или ставили соответствующую им оценку. Результаты 100%. Навыки взаимооценивания не сформированы, наблюдается необъективность оценивания, дети оценивают визуальные успехи друг друга. Для этого класса надо выбрать рефлексию, более демонстрирующую понимание и коллаборативную среду.

Фото№8 Взаимооцениваниефо

Оценивание всей деятельности класса на уроке, я провела в форме письменной работы. Для этого составила оценочный лист, где были указаны все виды письменных работ, согласно общим критериям оценивания: задание на соотнесение -А, по алгоритму - В, на составление предложении - С, на написание сочинения согласно критериям( обязательное количество предложений, раскрытие темы, грамотность) - D. Такое оценивание составлено с учетом возрастных особенностей, выполняющих диагностическую и стимулирующую функции. Ранее запланированное индивидуальное задание пришлось выбросить на группу, в связи с этим не состоялось наблюдение за отдельным учеником. Для группы «Скворцы» задание на составление предложений вместо трех предложений, разрешила всего два, тем самым устранить беспокойство ребят этой группы. При работе над вопросами по таксономии Блума, я помогала корректировать ответ, перефразировала ответ для большей ясности и акцентирования внимания, чтобы он стал частью последующей беседы.

При определении домашнего задания мной была учтена такая «особенность» проблема этого класса: все мальчики в 3 «А» время от времени не выполняют письменные задания в тетрадях, и поэтому часто забывают тетради дома, хотя среди них есть ученики с разной мотивацией к обучению. Для устранения данной проблемы, я выдала домашние задания на цветных карточках (согласование в роде, числе имен существительных с другими частями речи), необходимо сначала вставить нужные окончания в слова, потом переписать упражнение в тетрадь, а девочки получили совершенно другой вид задания (определить род и число имен существительных) по учебнику. Для преодоления барьера несформированных навыков готовности к уроку возложить обязанности контролирующего на Бакытбека, Ильяса, Елнура, на учеников, которые постоянно забывают учебные принадлежности и выполнение домашнего задания.

Модель обучения Л.Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог, без вмешательства учителя, роли учителя отводилась самая малая часть (9 минут). Заговорили тихие ученики, это Жазира справилась со своей ролью командира группы : распределяла роли и очередность ребят в группе при ответах на вопросы, а групповое задание по алгоритму выполнила сама, Ильяс (умеет рисовать) распределял, где и как разместить скворечник, и какие цвета использовать для ясности и красочности постера, Елнур предлагал составленный свой рассказ по ключевым словам, при выступлении Бахтияр использовал ,в основном, рассказ Елнура. Состоялась возможность, выделится тем, что им близко, и тем, что они умеют и знают, решали совместные проблемы, вместе находили пути их преодоления, опираясь на «отправную точку». Фото№9 Консультирование ТиО

Положительная атмосфера в классе поддерживалась на протяжении всего урока. Ребятам было комфортно, потому что все чувствовали себя расковано, были дружелюбны. Условия для формирования в учениках самоцели достигалось включением всех учеников в учебный процесс, где ученики не отвлекались, постоянно концентрировали внимание на теме изучения, благодаря разным видам деятельности: просмотр видеоролика, составление и защита постера, слушание текста, запись на стикерах, выполнение заданий на карточках, заполнение таблицы, наблюдались устная и письменная активность. Ребята проявляли на протяжении всего урока любознательность и стремление идти вперед, пошагово выполняя задания, убеждаясь, что их мнение учитывается при решении проблемных вопросов.

Анализ урока показал, что эффективно организованная работа в группе, развивала навыки сотрудничества, при которой ученики, обучаясь, обучаются, развивали речевые навыки. Благоприятный психологический климат в классе способствовал взаимоуважению, поддерживал уверенность учащихся в себе. На протяжении всего урока создавалась ситуация успеха, мной поощрялись все ответы учащихся. Выбранные приемы и стратегии были приемственные.

Наиболее удачными был этап реализации, где тема урока была обобщена и систематизирована. Ребята могли определить род имени существительного в устной и письменной речи, и согласовывать имя существительное с глаголами и прилагательными. На уроке ученики получили компетентностные знания, которые после применили при написании сочинения, где 6 учеников справились с заданием, что составило 54%.

Нам необходимо повторить с ребятами правила поведения на уроке, научить распределять роли в группе, усложнить задания и выработать регламент выполнения письменных заданий. Дети еще не могут грамотно и свободно выражать свои мысли на русском языке, ответы однообразны и односложны. На следующем уроке планирую применить речевые клише и оставить прежний состав групп, только обозначить участников группы номерами 1,2,3 и под №3 определить талантливых и одаренных учеников, так как на данном уроке обучение таких учащихся было не отчетливым, хотя наблюдалось консультирование ими учеников с низкой мотивацией к обучению, например, в своей группе Бахытбек прислушивался к мнению более сильных учеников, чем он. Необходимо изменить тактику выявления рефлексии на уроке. Для того чтобы члены групп взаимодействали между собой применю работу групп сменного состава.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Рефлексивный анализ одного из уроков из серии последовательных уроков

Автор: Кудайбергенова Кымбат Амангельдиновна

Дата: 31.01.2016

Номер свидетельства: 285910

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "рефлексивный отчет по одному уроку из сериипоследующих уроков "
    ["seo_title"] => string(72) "rieflieksivnyi-otchiet-po-odnomu-uroku-iz-sieriiposlieduiushchikh-urokov"
    ["file_id"] => string(6) "203647"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429527400"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Интегрирование одного модуля в серию последовательных уроков"
    ["seo_title"] => string(70) "intieghrirovaniie-odnogho-modulia-v-sieriiu-posliedovatiel-nykh-urokov"
    ["file_id"] => string(6) "281896"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453621360"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация :"Интеграция одного модуля в серию последовательных уроков ." "
    ["seo_title"] => string(83) "priezientatsiia-intieghratsiia-odnogho-modulia-v-sieriiu-posliedovatiel-nykh-urokov"
    ["file_id"] => string(6) "151237"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420652178"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Новые подходы в преподавании. Диалоговое обучение. "
    ["seo_title"] => string(56) "novyie-podkhody-v-priepodavanii-dialoghovoie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "171474"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423673666"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Диалоговое обучение "
    ["seo_title"] => string(24) "dialoghovoie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "179880"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425094445"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства