В начале практики меня вопроса: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? Как научить мыслить, сопоставлять факты, анализировать и уметь выражать свое мнение о обсуждаемой проблеме всех и каждого индивидуально? ” В этом состоит основная проблема традиционной школы, связанная формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний. Я не первый год работаю в школе и считаю, что физика самый уникальный и самый сложный предмет. Прежде всего в качестве основы диалогового обучения можно рассматривать следующее:
1. Диалог учителя с самим собой;
2. Диалог ученика- учителя.
Если брать сложнее, то у меня получилось: каждого индивидуума с обществом, культурой, космосом. С позиций новых подходов в преподавании и обучении диалог – это общение свободных субъектов.
Основные, собственно- воспитательные задачи, решаются, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать художественный текст. Чтение, комментарий, анализ являются неотъемлемой частью всякой диалоговой деятельности, и используются во всех науках. В своей работе для активизации читательского понимания и развития культуры учащихся я применяла диалоговую технологию. Существуют различные разновидности диалогов, которые я использую в общении с учащимися на уроках:
Мотивационный – интерес участников к теме разговора, к диалогической форме общения
Критический – критическое осмысление содержания, гипотетичность предлагаемых решений.
Рефлексивный – обратная связь между учителем и учащимися, адекватные реакции личности на внешнее воздействие.
Конфликтный – противоречивое отношение личности к себе, своему участию в разговоре.
Автономный – размышление не вслух, а «про себя», молчаливое участие в диалоге.
Самопредъявляющий – дает возможность производить желаемое впечатление.
Самореализующий – личность утверждает себя в глазах других и в собственных, раскрывает свои потенциальные способности.
Смыслотворческий – связан с поиском смыслов, определением индивидуальной системы ценностей
Духовный – отличается высоким уровнем духовности, проблемности, глубоким пониманием предмета разговора и собеседника.
Конструируя ситуацию диалога, я принимаю во внимание диалогический опыт учащихся, в котором выделяют три этапа развития:
Сюжетно – познавательный
Чувственно – аналитический
Личностно – рефлексивный.
Убежден: первую скрипку на уроке всегда играет учитель.Как заиграет скрипка, так и сложится вся мелодия урока.А для этого мы, учителя должны все время совершенствоваться в своем профессиональном мастерстве.