kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи « Описание состояние окружающей среды». 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1) расширить и углубить представление о разновидностях описания; 2) дать общее понятие об особенностях построения и отбора языковых средств текстов-описаний разных видов; 3) учить использовать соответствующие композиционные и языковые средства в процессе создания описания. I. Описание как тип речи. 1. Предложим ребятам ответить на вопросы: -какой текст называется описанием? -на какой вопрос отвечает текст описание? -как отличить описание от других видов речи. Далее продолжим работу с теоретическими сведениями: Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление, предмет, место путем перечисления его признаков. Рассмотрим разные виды описания: описание предмета,описание места, описание состояния природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи « Описание состояние окружающей среды». 6 класс »

Урок развития речи в 6-м классе по теме: "Описание состояния окружающей среды"

Тема: Описание состояния окружающей среды


Цель: создание условий для развития устной и письменной речи обучающихся на основе описания состояния окружающей среды.

Задачи:

повторить изученные стили и типы речи;

рассмотреть особенности текста данного типа, способы выражения состояния;

формировать умение создавать этюды, лирические зарисовки;

вести работу над формированием внимания, наблюдательности, образного и творческого мышления;

продемонстрировать репродукции картин;

ввести в урок как иллюстрацию к упражнениям прослушивание звуков природы;

использовать для творческой работы аудиозапись пьесы П.И.Чайковского “Март”.


Оформление урока: опорная таблица, немой кроссворд, раздаточный материал – тексты, раздаточный материал для творческой работы – изображение облака, репродукции картин С.Ю.Жуковского “Осень. Веранда.”, И.Левитана “Март”, аудиозаписи звуков природы и пьесы П.И.Чайковского “Март”.


ХОД УРОКА.


1. Повторение


– Сегодня у нас очередной урок развития речи.

А что мы знаем о речи?

– Какая бывает речь?

– Какие стили речи мы знаем?

– А теперь скажите, о каком типе речи идет речь?

– Тип речи, в котором изображаются предметы. “Новое” отвечает на вопрос Какой?

– Тип речи, в котором обычно говорится о действиях и событиях. Вопрос Что произошло?

– Тип речи, в котором излагаются причины явлений и событий – Почему?

Описание, повествование, рассуждение.

– Сегодня мы работаем с описанием. Посмотрите на опорную схему и скажите, что мы о нем знаем.

– Кто? Что? – предмет – Какой? – признак

Описание – Где? – место – Что?– предмет

– Состояние окружающей среды


II. Определение темы урока

– Как вы думаете, как можно сформулировать тему нашего урока? Описание состояния окружающей среды.


III. Целеполагание

– Какие цели мы можем перед собой поставить? Узнать об особенностях описания состояния окружающей среды, учиться составлять тексты данного типа.


IV. Определение очередности этапов работы

– Как вы думаете, с чего нам лучше начать работу, как соотнести этапы работы на уроке?

– Проработать теоретический материал по теме.

– Выполнить практические задания.

– Обратиться к “Толковому словарю” и выяснить значения слов “состояние”, “среда”.


V. Описание состояния окружающей среды

Работаем по установленному детьми порядку.


1. Работа со словарными статьями.


– Как вы понимаете, что такое окружающая среда? (Среда – окружение, природные условия, в которых протекает деятельность человека.)


– А что такое состояние? (Состояние – положение, в котором кто-нибудь или что-нибудь находится.)


(Содержание словарных статей в течение урока находится на доске перед глазами детей)


2. Работа с учебником.


– Прочитаем теоретический материал на с. 325–326.


Далее в ходе беседы составляем презентацию “Описание состояния окружающей среды”


– Что является “данным” в тексте этого типа? (“Данное” отсутствует или называет элементы природы, части ее.)


– Что является “новым”? На какой вопрос отвечает?


– В каком состоянии (природа)?


– Чем выражается это “новое”?

личными и безличными глаголами, например, сияет;

наречиями на -о со значением состояния – холодно;

именами существительными, передающими состояние – вечер.


– В чем особенность предложений в таком тексте? (Сказуемое + подлежащее.)


– Как соединяются предложения между собой? (Параллельно.)


3. Практическая работа.


– Посмотрите в окно, какая погода сегодня на улице? Составьте предложения со значением состояния.


Холодно. Пасмурно. Идет снег…


Упражнение 711.


– Прочитайте тексты. Являются ли они описанием состояния окружающей среды?


– К какому стилю речи относятся данные тексты? (Художественный.)


– Обратите внимание на текст 3. Изменится ли нарисованная А.П.Чеховым картина, если глаголы несовершенного вида заменить глаголами совершенного вида? (Продолжительное, длительное действие заменится началом действия: барабанили – забарабанили.)


Упражнение 712.


– Прочитайте сочинение ученика. Удалось ли автору нарисовать картину осеннего дня? Какой тип речи он использовал? (Повествование, нарушены принципы описания состояния окружающей среды.)


– Пользуясь репродукцией картины художника С. Жуковского “Осень.Веранда” (вклейка 8), исправьте текст сочинения ученика.


4. Разминка.


– А в каком состоянии вы? Готовы ли вы к дальнейшей работе?


Звучит музыка.


– Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своих чувствах, состоянии своей души. Вам хорошо, спокойно. Вам все удается. Откройте глаза. Поработаем с ушками, чтобы активизировать свою дальнейшую работу.


размяли

потянули

похлопали

покрутили

погладили – похвалили себя – молодцы


5. Продолжение практической работы.


– А теперь представьте себе, что вы синоптики.


Звучит аудиозапись “Дождь”.


– Какую бы вы сделали запись в своем дневнике наблюдений?


– Посмотрите на это же природное явление глазами художника. Какие бы использовали слова для описания дождя? Подсказка есть в упражнении 715. Выберите нужные слова.


– В этом же упражнении на с.330 есть рабочий материал для описания снега. Прочитайте.


– Посмотрите на репродукцию картины И.Левитана “Март”. Какие бы определения вы выбрали бы из упражнения для описания этого дня? (Снег: старый, серый, грязный, сырой, мокрый, липкий.)


– У вас на столах тексты – описание картины. Прочитайте.


– Картина “Март” написана Левитаном в период расцвета его творческих сил. Это один из самых поэтических пейзажей не только в русской, но и в мировой живописи. Как отмечает писатель К.Паустовский, в этой картине художником “передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыльца дощатого дома”. Художник в красках постарался передать звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег…и вся природа ждет настоящей весны.


– У русского композитора П.И.Чайковского есть пьеса, которая тоже называется “Март”. Послушайте ее. (Звучит музыка.)


– Что общего с картиной Левитана вы уловили?


6. Творческая работа.


– Используя репродукцию картины И.Левитана, музыку П.И.Чайковского, картину за окном, попробуйте описать мартовский день.


Озвучивание отдельных работ.


VI. Домашнее задание: теоретический материал п.65.


VII. Рефлексия


– О каком описании мы сегодня узнали на уроке?


– Все ли этапы работы вы выполняли легко?


– Что вам удалось, а что нет?


– Сегодняшний урок мне хочется закончить словами Н.Рыленкова:


Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.


Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.


– Этому мы и будем с вами продолжать учиться на всех последующих уроках развития речи. состоянии своей души звучит барабанили-забарабанили вечер


































Урок русского языка в 8-м классе по теме "Обособление уточняющих членов предложения"

Цели урока:


I. Образовательные:


1)отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены


предложения;


2)закрепить навыки постановки знаков препинания при уточняющих членах предложения


на письме и правильного чтения в устной речи.


II. Развивающие:


активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы, развивать память, внимание, быстроту реакции.

Ход урока.

I. Актуализация.


1. Буквенный диктант.


На слух записать первые буквы слов грамматических основ:


Храпит у костра усталый охотник. Рассветает. Первым очнулся Шурик. Отлично отдохнул!


(хорошо)


2. Цели урока.


Хорошо – ключевое слово на сегодняшнем уроке.


Сегодня мы должны:


- познакомиться и хорошо изучить новую тему;


- хорошо и активно работать на уроке;


- показать хорошие знания в конце урока.

II. Введение в тему.


1.Заполнение “слепой” таблицы.

Обстоятельство

Вопросы косвенных падежей



- Как определить, каким членом предложения является слово?


- Вывод по таблице.


2. Работа с доской.


1) Записать только те предложения, в которых есть обстоятельства. Подчеркнуть их.


Определить их вид. (В случае затруднения обращаться к учебнику, стр.79.)


(* Учебник: Русский язык. 9 класс. С.Г. Бархударов и др. “Просвещение”, 2002г.)


1) Постепенно гаснут в небе звезды.


2) Проходит летняя гроза.


3) Воздух чист и прозрачен.


4) Золотая осень землю наряжает.


5) Завтра мы пойдем в лес за грибами.


Вывод.


2) В каком предложении есть определение, дополнение?

III. Объяснение нового материала.


1. На доске остались предложения:


Постепенно гаснут в небе звезды.

Золотая осень землю наряжает.

Завтра мы пойдем в лес за грибами.


- Попробуйте конкретизировать данные члены предложения, сделать их более точными, ясными.


Постепенно – очень медленно.

Завтра – после работы.

За грибами – подосиновиками и подберезовиками.

Золотая – с жёлтыми листьями.


- Какие члены предложения называют уточняющими?


- Какие члены предложения могут выступать в роли уточняющих?


- Выделение в устной речи, постановка запятых в письменной.


2. Работа с таблицей.


Запятые в предложениях с уточняющими членами предложения.



IV. Закрепление.


1.Уточнить предложения (запись на доске).


(Обстоятельство времени) + проходят занятия кружка юннатов (словарная работа).


(Обстоятельство места) + поднималось солнце.


(Обстоятельство образа действия) + раздался оглушительный звук.


Красивая птица встретилась нам по пути.


Бабушка очень любила грибы.


2.Дифференцированное задание.


I группа – придумать свои предложения, используя таблицу, на каждый вид уточнения (можно использовать материал учебника упр. 330, 331); при проверке зачитать вслух.


II группа – списать предложения, расставить знаки препинания – упр. 332 (4,5,6).


Проверка с обратной стороны доски.


Итог.

V. Первичная проверка.


Выписать предложения, которые имеют уточняющий член предложения, расставить знаки препинания (предложения записаны на доске).


1)Весной в лесу особенно хорошо.


2)Весной в начале мая в лесу особенно хорошо.


3)Рано-рано на мгновенье зарделось окошко (словарная работа).


4)Рано-рано румяной зорькою на мгновенье зарделось окошко.


- У кого правильно?


Итог.

VI. По следам ошибок.


В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?


(Предложения написаны на карточках, лежащих перед каждым учащимся.)


1)Болото было покрыто мелким ольшаником, или порослью ольхи.


2)Всходила ясная луна, и звёзд на небе становилось больше.


3)Дополнение – второстепенный член предложения.


4)Вечером, на детской площадке, играли весёлые малыши.

VII. Итог. Поиграем!


Угадайте слово, используя предложения предыдущего задания.


1) В первом предложении найдите сказуемое, возьмите у него приставку.


2) Из определения второго предложения возьмите корень.


3) Добавьте суффикс подлежащего третьего предложения.


4) Окончание возьмите у обстоятельства четвёртого предложения.


(по-ясн-ени-е)


- Как это слово связано с темой сегодняшнего урока?


- Какие члены предложения называются уточняющими?


- Какие члены предложения могут быть уточняющими?


- Как они выделяются на письме, в устной речи?

VIII. Проверка (диагностика).


Работа по карточкам.


Расставьте знаки препинания при обособлении уточняющих членов предложения.


I вариант.


1. Внизу в закурившемся тумане шумел лес.


2. Мы помимо судовых работ занимались ещё погрузкой угля.


3. У забора на груде досок уже поджидали Васька и Сашка.


4. Однажды уже в сентябре мы получили письмо.


5. Вопреки воле родителей она отложила подготовку к экзаменам.


II вариант.


1. Известно, что смерчи или водяные столбы разбивают ядрами с кораблей.


2. Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес.


3. За исключением отдельных учеников все учатся хорошо.


4. Многие газы например водород легче воздуха.


5. Мы беседовали хорошо по-дружески.






.
























ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Цели: дать понятие об уточняющих обособленных членах; выработать умение видеть их в предложении и выделять с помощью знаков препинания.


III. Проверка домашнего задания и повторение изученного.


1. Проверяется упр. 325.


2. Графический диктант: записать диктуемые предложения в виде схем.


1. Наплакавшись, колет и рубит дрова молодая вдова (Н. Некрасов).


2. Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы (М. Лермонтов).


3. Вокруг нашего дома стояли, задумавшись, огромные каштаны (К. Паустовский). 4. Несмотря на поздний час, улицы были полны народа (В. Катаев). 5. Бетонщики, несмотря на стужу, перевыполнили план.


3. Синтаксический разбор.


Голубое, как горящая сера, озеро, с точками лодок и их пропадающими следами, неподвижно, гладко, как будто выпукло, расстилалось перед окнами между разнообразными зелёными берегами, уходило вперед,


сжимаясь между громадными уступами, и, темнея, упиралось и исчезало в нагромождённых друг на друге долинах, горах, облаках, льдинах (Л. Толстой). [Предложение можно продиктовать или записать на доске, опустив знаки препинания и сделав пропуски на месте орфорграмм.] Вопрос: чем осложнено данное предложение?


1) Сравнительным оборотом - как горящая свеча.


2) Однородными сказуемыми - расстилалось, уходило, упиралось и


исчезало.


3) Однородными обстоятельствами образа действия - неподвижно,


гладко, как будто выпукло.


4) Однородными обстоятельствами места - в долинах, горах, облаках


и льдинах.


5) Обособленным несогласованным определением - с точками лодок и их пропадающими следами.


6) Обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом - сжимаясь между громадными уступами и одиночным деепричастием - темнея.


IV. Новый материал.


1. Объяснение нового материала начинается с вопросов классу:


1) Что значит уточнить что-либо? (Добавить что-то в характеристике, конкретизировать.)


2) Как по-вашему, какие члены предложения могут уточняться?


Чтобы ответить на последний вопрос, необходимо проделать следующее: в данных предложениях найти уточняемый член и уточняющий, обозначить их графически как члены предложения. (Работу можно усложнить, предложив учащимся составить предложения, подобные данному.)


1. Гроза началась вечером, часу в десятом (С. Аксаков).


2. Тихо, с боязнью, она говорила ему что-то странное(А. М. Горький).


3. Он учил нас передвигаться по-пластунски, то есть ползком на локтях.


4. Гаврик осмотрел маленького гимназиста в длинной, до пят, шинели (В. Катаев).


5. Некоторые растения, например росянка, питаются насекомыми.


6. Никто, кроме тебя, не может сделать эту работу.


7. Многие из участников олимпиады были наши, москвичи.


8. А он, мятежный, просит бури (М. Лермонтов).


В результате проделанной работы учащиеся должны усвоить, что уточняться может любой член предложения (1 - обстоятельство места; 2 -обстоятельство времени; 3,4- обстоятельство образа действия; 5 - определение; 6,9 - подлежащее; 8 - сказуемое, 7 - дополнение).


2. Анализ упр. 328 и беседа по вопросам:


1) Для чего служат уточняющие члены предложения?


2) Какие члены предложения требуют уточнения в проанализированных предложениях (упр. 328)?


3) Выделяются ли интонацией уточняющие члены?

3. Чтение § 33 (кроме примечания).


4. Устно выполняется упр. 329


V.Закрепление изученного.


1. Осложненное списывание. Открыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.


/. (В) дали ближе к рощ... глухо стучал т...пор. 2. Это вот спальня, а там за нею ещё девичья. 3. Он (н...) когда (н...) смеялся но иногда весьма редко хохотал истерически. 4. Мы гуляли довольно долго до самого вечера. 5. Прямо (передо) мною в углу образов...(н, нн) ом тем обрывом и р...вниной возле реки, которая в этом месте стояла (не) подвижным, тёмным зеркалом под самой кручью холма красным пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька (Из произведений Тургенева).


2. Творческий диктант. Задание: уточнить выделяемый учителем член предложения при помощи слов то есть, или, например.


Языкознание изучает родственные и неродственные языки. (Лингвистика.)


Пунктуация имеет глубокие традиции в отечественном языкознании. (Наука об употреблении знаков препинания.)


Некоторые жидкости при замерзании расширяются. (Вода.) Задание на дом:


§ 33 упр. 330.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие речи « Описание состояние окружающей среды». 6 класс

Автор: Стребулева Анжелика Алексеевна

Дата: 02.04.2015

Номер свидетельства: 196028

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Конспект урока развития речи по теме: Подготовка и написание сочинения-описания по картине И.И. Шишкина «Сосновый лес». "
    ["seo_title"] => string(130) "konspiekt-uroka-razvitiia-riechi-po-tiemie-podghotovka-i-napisaniie-sochinieniia-opisaniia-po-kartinie-i-i-shishkina-sosnovyi-lies"
    ["file_id"] => string(6) "129640"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415730732"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа профильного обучения 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(44) "proghramma-profil-nogho-obuchieniia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "206543"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430211015"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(88) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepotiekhnologhii3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416598"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Этапы формирование навыков исследовательской работы  обучающихся в образовательном процессе."
    ["seo_title"] => string(104) "etapy-formirovaniie-navykov-issliedovatiel-skoi-raboty-obuchaiushchikhsia-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "248546"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446738878"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ» - « Лесовичок» "
    ["seo_title"] => string(81) "uchiebnaia-programma-turistskogo-obiedinieniia-iunyie-turisty-ekologi-liesovichok"
    ["file_id"] => string(6) "111213"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407231074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства