kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ» - « Лесовичок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Цель программы создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, формирования позитивных ценностей в процессе туристско - краеведческой и экологической деятельности.

Основные задачи программы:

Обучающие:

Обучение основам пешеходного туризма, приёмам техники безопасности, организации быта в походах, экспедициях;

Расширение знаний по географии, биологии, истории, полученных в школе;

Обучение приёмам мониторинга окружающей среды.

Развивающие:

Интеллектуальное и духовно нравственное развитие учащихся;

Развитие творческой, познавательной и созидательной активности;

Расширение знаний об окружающем мире;

Укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным развитием;

Развитие устной речи, умение выступать, перед аудиторией, организовывать и проводить занятия с младшими школьниками.

Воспитательные:

Воспитание патриотизма посредством изучения истории края;

Воспитание экологической культуры, чувства ответственности за  состояние окружающей среды;

Воспитание самообладания и силы воли;

Формирование умения видеть красоту окружающего мира;

Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

Коррекция отклоняющегося поведения.

Программа рассчитана на 4 года обучения в возрасте 11- 15 лет (5- 9 классы).

Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта и знаний детей следует делать больший упор на групповые (2-3 человека и индивидуальные занятия.)

Основные формы деятельности:

  • организация экскурсий, походов, эколого - краеведческих экспедиций;
  • изучение и описание природных объектов родного края с целью их рационального использования и сохранения;
  • изучение и описание природных объектов с целью создания экологических троп;
  • изучение литературных источников, материалов краеведческого музея, архивных документов по истории края;
  • участие в различных научно - практических мероприятиях, конференциях, конкурсах, олимпиадах, семинарах.
  • оказание посильной помощи особо охраняемым природным территориям (ООПТ);
  • тренировки и практические занятия на местности по топографии, спортивному ориентированию и пешеходному туристическому многоборью, соревнования, полевые лагеря, игры, конкурсы и др. массовые мероприятия;
  • творческие мастерские;
  • пропаганда природоохранной деятельности через средства массовой информации;

Ожидаемые результаты

- Приобретение  учащимися знаний о природе, истории, участие и организация акций природоохранительного характера;

- Привлечение учащихся к охране природы, изучению истории и культуры Родного края;

- Изучение особенностей природоохраняемых территорий;

- Участие в соревнованиях, полевых лагерях экспедициях;

- Участие в играх, конкурсах НПК, творческих мастерских;

- Пропаганда природоохранной деятельности через средства массовой информации;

 - Умение создавать экологические тропы;

- Пропаганда эколого-краеведческих знаний, позитивное общение с окружающими;

- Овладение техникой и тактикой туризма приобретение навыков ориентирования на местности, оказания первой доврачебной помощи;

 - Рост мастерства обучающихся от элементарных навыков самообслужи­вания и организации туристского быта до выполнения спортивных раз­рядов по туризму, туристскому многоборью и спортивному ориентированию.

-  Соревнования, полевые лагеря и лагерные сборы;

-  Игры, конкурсы и другие массовые мероприятия;

- Творческие мастерские;

- Участие в работе движения эколого-краеведческого направления,

-    Рост мастерства обучающихся от элементарных навыков самообслужи­вания и организации туристского быта до выполнения спортивных раз­рядов по туризму, туристскому многоборью и спортивному ориентированию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ» - « Лесовичок» »

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 102»

с углублённым изучением отдельных предметов









УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ» - « Лесовичок»








участники образовательной программы

(учащиеся, возраст12-15 лет)

срок реализации 4 года

автор дополнительной образовательной программы

Тетерина Светлана Владимировна,

учитель биологии МАОУ «СОШ № 102»











г. Пермь.








Пояснительная записка

Цель программы создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников, формирования позитивных ценностей в процессе туристско - краеведческой и экологической деятельности.

Основные задачи программы:

Обучающие:

Обучение основам пешеходного туризма, приёмам техники безопасности, организации быта в походах, экспедициях;

Расширение знаний по географии, биологии, истории, полученных в школе;

Обучение приёмам мониторинга окружающей среды.

Развивающие:

Интеллектуальное и духовно нравственное развитие учащихся;

Развитие творческой, познавательной и созидательной активности;

Расширение знаний об окружающем мире;

Укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным развитием;

Развитие устной речи, умение выступать, перед аудиторией, организовывать и проводить занятия с младшими школьниками.

Воспитательные:

Воспитание патриотизма посредством изучения истории края;

Воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды;

Воспитание самообладания и силы воли;

Формирование умения видеть красоту окружающего мира;

Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

Коррекция отклоняющегося поведения.

Программа рассчитана на 4 года обучения в возрасте 11- 15 лет (5- 9 классы).

Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта и знаний детей следует делать больший упор на групповые (2-3 человека и индивидуальные занятия.)

Основные формы деятельности:

  • организация экскурсий, походов, эколого - краеведческих экспедиций;

  • изучение и описание природных объектов родного края с целью их рационального использования и сохранения;

  • изучение и описание природных объектов с целью создания экологических троп;

  • изучение литературных источников, материалов краеведческого музея, архивных документов по истории края;

  • участие в различных научно - практических мероприятиях, конференциях, конкурсах, олимпиадах, семинарах.

  • оказание посильной помощи особо охраняемым природным территориям (ООПТ);

  • тренировки и практические занятия на местности по топографии, спортивному ориентированию и пешеходному туристическому многоборью, соревнования, полевые лагеря, игры, конкурсы и др. массовые мероприятия;

  • творческие мастерские;

  • пропаганда природоохранной деятельности через средства массовой информации;

Ожидаемые результаты

- Приобретение учащимися знаний о природе, истории, участие и организация акций природоохранительного характера;

- Привлечение учащихся к охране природы, изучению истории и культуры Родного края;

- Изучение особенностей природоохраняемых территорий;

- Участие в соревнованиях, полевых лагерях экспедициях;

- Участие в играх, конкурсах НПК, творческих мастерских;

- Пропаганда природоохранной деятельности через средства массовой информации;

- Умение создавать экологические тропы;

- Пропаганда эколого-краеведческих знаний, позитивное общение с окружающими;

- Овладение техникой и тактикой туризма приобретение навыков ориентирования на местности, оказания первой доврачебной помощи;

- Рост мастерства обучающихся от элементарных навыков самообслужи­вания и организации туристского быта до выполнения спортивных раз­рядов по туризму, туристскому многоборью и спортивному ориентированию.

- Соревнования, полевые лагеря и лагерные сборы;

- Игры, конкурсы и другие массовые мероприятия;

- Творческие мастерские;

- Участие в работе движения эколого-краеведческого направления,

  • Рост мастерства обучающихся от элементарных навыков самообслужи­вания и организации туристского быта до выполнения спортивных раз­рядов по туризму, туристскому многоборью и спортивному ориентированию.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ»- « Лесовичок»

Распределение учебной нагрузки по годам обучения

Год обучения

1ый год

Тема

часы

Подведение итогов летнего полевого сезона

4

Туристская подготовка

24

Краеведение

18

Топография и ориентирование

26

Обеспечение безопасности

16

Основы экологии. Организации

Экологической работы.

Наблюдения в природе

20

ИТОГО:

108






1-й год обучения

1.Основы туристской подготовки

1.1. Туристские путешествия, история развития туризма.

Туризм средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России.

Краеведение, туристско-краеведческое движение «Отечество», основные его направления.

Практические занятия

Анкетирование членов кружка. Психологические игры на тему «Давай познакомимся».

1.2.Туристское снаряжение

Личное и групповое снаряжение. Перечень личного снаряжения для одно-трехдневного похода, требования к нему. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов. Подготовка личного снаряжения к походу.

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда. Топоры, пилы. Хозяйственный набор: костровое оборудование, рукавицы, ножи, половник. Самодельное снаряжение, не причиняющее вреда природе. Ремонтный набор, аптечка.

Практические занятия

Укладка рюкзака, подгонка снаряжения. Уход за снаряжением, его ремонт.

Должен знать и уметь: Подготовка личного снаряжения к походу, уметь ставить и разбирать палатку, ремонтировать её.

    1. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.

Привалы и ночлеги в походе. Основные требования к месту привала

и бивака. Бивак дневной и ночной, для дневок. Выбор места для привала и ночлега (бивака).

Организация работы по устройству бивака (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров.

Установка палаток, размещение вещей в них. Предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.

Свертывание лагеря. Уборка места лагеря. Противопожарные меры. Типы костров. Правила разведения костра.

Заготовка дров. Правила работы с топором и пилой. Правила хранения и переноски колюще-режущих предметов.

Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.

Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).

Организация ночлегов в помещении.

Игры в пути и на привале. Туристская песня.

Нормы поведения туристов в населенных пунктах.

Практические занятия

Организация бивака в полевых условиях (определение места, пригодного для привала и ночлега, развертывание лагеря, разжигание костра).

Обучение пользованию топором, пилой, лопатой, ремонтным инст­рументом.

Игры в пути и на привале.

Разучивание и исполнение туристских песен.

Должен знать и уметь: Организовать бивуак и правила поведения во время подготовки и свёртывания лагеря.

1.4. Питание в походе

Значение правильного питания в походе. Набор продуктов. Нормы расхода продуктов. Меню. Хранение продуктов. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Два варианта организации пита­ния в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд.

Практические занятия

Составление меню и списка продуктов для 1-2-дневного похода.

Закупка, фасовка и упаковка продуктов.

Приготовление пищи на костре.

Должен знать и уметь: Готовить питание на костре, составлять меню и хранить продукты во время похода.

1.5.Подготовка и организация путешествия

Права и обязанности участников похода. Подбор группы. Должности в группе постоянные и временные. Распределение обязанностей в группе.

Определение цели и района похода. Подбор литературы и картогра­фического материала. Составление плана подготовки похода.

Разработка маршрута, составление плана-графика движения.

Маршрутный лист и маршрутная книжка. Путевой дневник.

Отчетная документация. Требования к отчету. Систематика и оформление собранного материала. Написание отчета.

Практические занятия

Работа с краеведческой литературой. Подготовка и чтение докладов по географии, истории и культуре района путешествия при подготовке к походу.

Работа с собранным материалом, его определение, систематика, офор­мление. Подготовка и чтение докладов по итогам похода.

Должен знать и уметь: Уметь составлять документация в походе и систематизировать её после похода.

1.6. Физическая подготовка туриста.

Краткие сведения о строении, функциях организма и влиянии физических упражнений на организм. Значение физической подготовки для туриста. Физическая и морально-волевая Подготовка. Закаливание. Утренняя зарядка.

Практические занятия

Подвижные игры на воздухе в спортивном зале, лыжная подготовка. Обучение плаванию.

Должен знать и уметь: знать строение своего организма, вести здоровый образ жизни.


2. Краеведение

    1. Географическое положение, природные условия и ресурсы края.

Рельеф, полезные ископаемые, климат, реки, озера, болота, раститель­ный и животный мир края.

Практические занятия

«Путешествия» по карте. Посещение музеев. Подготовка мини-докладов о природе родного края.

2.2. История и культура края

Сведения о прошлом своего города. Памятники истории и культуры.

Практические занятия

Краеведческие викторины, составление и решение кроссвордов.

Творческие мастерские. Подготовка мини-докладов по истории, куль­туре родного края.

2.3. Туристские возможности края

Наиболее интересные места походов и экскурсий. Музеи края. Особо охраняемые природные территории (ООПТ).

Практические занятия

Экскурсия по своему населенному пункту, в краеведческий музей.

Должен знать и уметь: Определять географическое положение по карте, знать ООПТ в Пермском крае.

  1. Топография и ориентирование

3.1. Топографическая и спортивная карты.

Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и зарамочное оформление. Генерализация карты. Условные знаки топографических карт.

Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивной карты: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть, сооружения, растительный покров, местные предметы

Изображение рельефа на топографической и спортивной картах.

Практические занятия

Определение масштаба карты. Изучение форм рельефа на карте и на местности. «Путешествие» по карте.

Упражнения на запоминание условных знаков.

3.2. Ориентирование

Компас, его устройство, правила обращения. Азимут, определение азимута. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры.

Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Действия при потере ориентировки.

Практические занятия

Ориентирование по местным предметам. Определение азимута по карте. Определение азимута на ориентир. Прохождение азимутальных отрезков.

Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.

  1. Обеспечение безопасности в походе

    1. Техника безопасности при проведении занятий, походов, экспедиций.

Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице.

Правила поведения при движении группы (пешком и на транспорте).

Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила пользования альпенштоком.

Использование простейших узлов и техника их вязания.

Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.

Правила поведения в условиях полевого лагеря. Правила купания.

Практические занятия

Обучение технике вязания узлов. Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов. Использование альпен­штока на склонах. Организация переправы по бревну с самостраховкой.

Должен знать и уметь: Ориентироваться на местности, уметь использовать знания вязки узлов в походных условиях.

4.2. Правила санитарии и гигиены

Гигиенические требования в походе. Гигиена обуви и одежды. Умывание, купание, закаливание в походе. Защита окружающей среды от за­грязнения (умывание, мытье посуды, утилизация бытовых отходов)

Дикорастущие лекарственные растения, правила их сбора и применение. Ядовитые растения и грибы.

Практические занятия

Сбор лекарственных растений, сушка и хранение, применение.

Нахождение растений и грибов по картинкам и нахождение их в природе.

4.3. Оспенные приемы оказания нерпой доврачебной помощи.

Медицинская аптечка. Не комплектование, хранение, транспортировка-

Перечень и назначение лекарственных препаратов. Личная аптечка туриста.

Профилактика заболеваний и травматизма. Помощь при различных травмах (переломы, кровотечения), тепловом и солнечном ударе, ожогах, укусах насекомых и пресмыкающихся.

Правила переноски пострадавшего.

Практические занятия

Комплектование медицинской аптечки.

Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему, определение травмы, практическое оказание помощи. Переноска пострадавшего.

Должен знать и уметь: знать правила санитарии , уметь оказать первую помощь при различных трамвах.

  1. Основы экологии. Организация экологической работы

5.1. Наша планета - Земля

Наше место во Вселенной. Развитие понятий о Солнечной системе: Птолемей (геоцентрическая система мира), Дж. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей (гелиоцентрическая система мира). Теория Канта Лапласа, О.Ю. Шмидта.

Строение Солнечной системы. Происхождение нашей планеты и возникновение жизни. Эволюция. Геохронология. Земля как единое целое.

Практические занятия

Наблюдения за звездным небом.

Экологические игры.

Творческая мастерская «Мой адрес во Вселенной».

Экскурсия в планетарий.

5.2. Биосфера

Понятие о биосфере. Биосфера - «живая» оболочка Земли. Границы биосферы.

Практические занятия

Экологические игры.

5.3. Изучение отдельных компонентов природного комплекса

Рельеф, почва, растения, животные. Природные комплексы леса, луга, поля, водоема. Экология: наука о взаимосвязях и природе. Экологические факторы, их влияние на природные комплексы. Типы взаимоотношений живых организмов.

Практические занятия \

Изучение почвенного среза.

Изучение растений леса, луга, поля, водоема по фотографиям и гербариям.

Изучение типов взаимоотношений организмов.

Экскурсии в различные природные комплексы (Черняевский лесопарк) и по изучению различных форм рельефа.

5.4. Наблюдения в природе

Значение наблюдательности и умения вести наблюдения.

Метеонаблюдения в лесу, на открытом месте. Признаки изменения погоды. Предсказание погоды по растениям и поведению животных. Гидрологические наблюдения (определение скорости течения реки, ее ширины и глубины). Гербаризация растений.

Дневник наблюдений. Запись наблюдений. Зарисовка, фото- и киносъемка. Сбор природного материала и его оформление.

Краеведческие наблюдения. Встречи, беседы с местным населением.

Практические занятия

Наблюдения за признаками изменения погоды в природе.

Определение скорости течения реки, ее ширины и глубины.

Сбор, засушивание растений и оформление гербария.

Сбор коллекции насекомых и правила ее оформления.

Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии с целью развития наблюдательности на маршруте, по экологической тропе.

Должен знать и уметь: вести наблюдения, знать фенологические признаки, уметь оформлять их.

5.5. Туризм и охрана природы

Закон об охране природы. Участие туристов в охране и преобразова­нии природы. Виды природоохранной деятельности школьников.

Практические занятия

Участие в экологических акциях : («Уберем мусор», «Чистый родник», «Чистый дворик»,

«Малые реки России», «Научись экономить воду», «Весенний скворечник», « Помоги реке», «Марш парков», и др.

Изготовление и развешивание кормушек, искусственных гнездовий для птиц.

5.6. Основы исследовательской работы

Понятие исследовательской работы. Тема исследования. План исследовательской работы. Работа со справочной литературой (справочниками, словарями, определителями). Методы сбора материала. Правила оформления исследовательской работы.

Практические занятия

Выбор темы исследования, составление плана исследовательской работы, подбор литературы, правила оформления исследовательской работы.

Исследовательская деятельность в природе.

Должен знать и уметь: Знать законы охраны природы, уметь собирать информацию в природе, оформлять с учётом правил проектно - исследовательской деятельности.




УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ»- « Лесовичок»


Год обучения

2ой год

Тема

часы

Подведение итогов летнего полевого сезона

2

Туристская подготовка


50

Топографии

н ориентирование

38

Краеведение

30

Обеспечение безопасности

26

Общая и специальная физическая подготовка

34

ИТОГО:

180


2-й год обучения

По окончанию 2 года обучения, обучающиеся должны
ЗНАТЬ: 
1.Основные разрядные требования по спортивному туризму и спортивному ориентированию.

2.Личное, групповое и специальное снаряжения для пеших, лыжных и водных походов II степени сложности.

3.Основные требования к месту привала и бивака.

4.Правила движения в походе, технику преодоления естественных препятствий в походе II степени сложности.

5.Должностные обязанности при проведении туристских походов, занятий.

6.Правила проведения туристских слетов, соревнований.

7.Основные способы измерения расстояния, ориентирования, основные действия в случае потери ориентировки.

8.Основные приемы оказания ПМП и способы транспортировки пострадавших.

9.Основные сведения о строении и функциях организма человека и влияние на них физических упражнений.

Темы

Теория

Практика

Всего


Туристские путешествия. (летний отчёт)


2

2


1.


Основы туристской подготовки




50

1.1.

Туристические слёты

2

15

17


1.2.


Личное и групповое турснаряжение


1


2


3


1.3.


Организация туристского быта. Привалы и ночлеги


2


6


8


1.4.


Подготовка к походу, путешествию


2


2


4


1.5.


Питание в туристском походе


2


1


3


1.6.


Туристские должности в группе


2


-


2


1.7.


Техника и тактика в туристском походе


4


4


8


1.8.


Техника безопасности в туристском походе и на тренировочных занятиях


3


2


5


2.


Топография и ориентирование.


16


22


38


2.1.


Обязанности туриста-проводника


4


8


12


2.2.


Земля и карта


2


-


2


2.3.


Топографическая и спортивная карта. Условные знаки.


2


-


2


2.4


Компас, работа с компасом. Азимут.


2


-


2


2.5.


Измерение расстояния


2


2


4


2.6.


Способы ориентирования


2


2


4


2.7.


Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки


2


2


4


2.8.


Соревнования по ориентированию 


-


8


8


3.


Краеведение




30


3.1.


Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи


4


10


14


3.2.


Изучение района путешествия


2


4


6

3.3.

Топографическое краеведение

2

8

10


4.


Основы гигиены, первая доврачебная помощь




26


4.1.


Личная гигиена, профилактика заболеваний


2


4


6


4.2.


Походная медицинская аптечка


2


4


6


4.3.


Основные приемы по оказанию первой доврачебной помощи. Транспортировка пострадавшего


4


10


14


5.


Общая и специальная физическая подготовка



34


5.1.


Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений


4


-


4


5.2.


Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировке и в походе


2


4


6


5.3.


Общая физическая подготовка

2

8

10


5.4.


Специальная физическая подготовка


-


14


14


Всего



180

1. Основы туристской подготовки.
1.1. Туристское путешествие
Роль туристских походов в воспитании самостоятельности и чувства коллективизма. Виды туризма: водный, горный. Разрядные требования по туристскому многоборью.
 1.2. Личное и групповое тур снаряжение
Требования к туристскому снаряжению: прочность, легкость, безопасность и удобство в эксплуатации, гигиеничность, эстетичность. Групповое и личное снаряжение туриста. Обувь туриста и уход за ней. 
Кухонное оборудование для летних и зимних условий: таганки, тросики, топоры и пилы, чехлы к ним. Усовершенствование пил и топоров для похода. Ремонтный набор.
Снаряжение для краеведческой работы.
Практические занятия:
Комплектование личного и общественного снаряжения. Подгонка личного снаряжения.
1.3. Организация туристского быта, привалы и ночлеги
Требования к месту бивака: Жизнеобеспечение – наличие питьевой воды, дров. Безопасность – удаленность от населенных пунктов, расположение на высоких берегах рек, отсутствие на территории бивака сухих и гнилых деревьев. Комфортность – продуваемость поляны, освещенность утренним солнцем, красивая панорама.
Установка палатки в различных условиях.
Заготовка растопки, дров и предохранение их от намокания. 
Хранение кухонных и костровых принадлежностей, топора, пилы. Оборудование места для приема пищи. Мытье и хранение посуды. Правила работы дежурных по кухне.
Практические занятия:
Выбор места бивака. Установка палаток в различных условиях. Заготовка дров, работа с пилой и топором.
1.4. Подготовка к походу, путешествию
Подбор группы, распределение обязанностей, определение цели похода.
Оформление походной документации и получение разрешения на выход в поход. Смотр готовности группы. Подготовка снаряжения.
Практические занятия:
Изучение маршрутов учебно-тренировочных и зачетного (летнего) походов. Составление подробного плана-графика похода. 
1.5. Питание в туристском походе
Значение, режим и особенности питания в многодневном походе. Калорийность, вес и нормы дневного рациона.
Способы уменьшения веса дневного рациона: использование сухих и сублимированных продуктов, ягод, грибов, свежей рыбы, съедобных растений.
Изменение режима питания в зависимости от условий дневного перехода. Норма закладки продуктов. Составление меню, списка продуктов на день. Фасовка и упаковка продуктов.
Практические занятия
Составление меню и списка продуктов для одно-трехдневного похода. Приготовление пищи на костре.
1.6. Туристские должности в группе
Заместитель командира по питанию (завпит). Составление меню и списка продуктов. Приобретение, фасовка продуктов и распределение их между членами группы.
Выдача продуктов дежурным. Контроль расходования продуктов во время похода и перераспределение их между членами группы.
Заместитель командира по снаряжению. Составление списка необходимого группового снаряжения. Подготовка снаряжения к походу. Распределение его между членами группы. Контроль исправности снаряжения.
Проводник (штурман). Подбор и хранение в походе картографического материала. Изучение района похода и разработка маршрута. Составление графика движения. Ориентирование в походе. Нанесение на карту дополнительной информации.
Краевед. Подбор и изучение краеведческой литературы о районе похода. Пополнение сведений в период похода. Ведение краеведческих наблюдений по заданию. Другие краеведческие должности: метеоролог эколог, гидролог и т.д.
Санитар. Подбор мед аптечки. Хранение медикаментов. Контроль за соблюдением гигиенических требований в походе. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим и заболевшим.
Ремонтный мастер. Подбор ремнабора. Ремонт снаряжения в подготовительный период, в походе.
Фотограф. Подготовка фотоматериалов. Фотографирование в походе характерных точек маршрута и деятельности группы.
Ответственный за отчет о походе. Изучение маршрута. Ведение записей
о прохождении маршрута (техническое описание). Составление отчета о походе совместно с другими членами группы.
Практические занятия:
Распределение обязанностей в группе и выполнение их в условиях УТП.
1.7. Техника и тактика в туристском походе
Понятие о тактике в туристском походе. Тактика планирования нитки маршрута. Разработка плана-графика похода. Маршруты линейные и кольцевые. Радиальные выходы. Разработка запасных вариантов маршрута. Дневки. Заброска продуктов и переноска челноком.
Изучение сложных участков маршрута. Определение способов их преодоления. Подведение итогов дневного перехода и корректировка плана на следующий день.
Характеристика естественных препятствий: лесные заросли, завалы, склоны, реки, болота, осыпи.
Движение группы, по дорогам и тропам. Разведка маршрута.
Техника движения по равнине, травянистой поверхности, песку, мокрому грунту, через кустарники, по болоту. Передвижение по тундре, карликовой растительности, стланику, высокотравью, густому кустарнику.
Движение в тайге. Сложности ориентирования. Техника преодоления завалов, густых зарослей, аварийных заболоченных участков.
Практические занятия:

Отработка техники движения и преодоления препятствий
1.8. Техника безопасности в туристском походе и на тренировочных занятиях
Система обеспечения безопасности в туризме. Безопасность – основное и обязательное требование при проведении походов и тренировочных занятий. Ответственность каждого участника перед собой и другими членами группы в соблюдении мер безопасности.
Опасности в туризме субъективные и объективные.
Субъективные опасности: недостаточная физическая, техническая, морально-волевая подготовка участников похода, недисциплинированность, слабая предпоходная подготовка (нехватка продуктов, недостаток сведений о районе похода, неточный картографический материал, некачественное снаряжение), переоценка сил группы и недооценка встречающихся препятствий, пренебрежение страховкой и ослабление внимания на простых участках маршрута, недостаточный самоконтроль и взаимный контроль при низких температурах и ветре, неумение оказать правильную первую доврачебную помощь, небрежное обращение с огнем и горячей пищей.

Объективные опасности: резкое изменение погоды, технически сложные участки, солнечные ожоги в горах и на снегу, стихийные бедствия.
Меры по исключению субъективных и преодолению объективных опасностей.
Роль маршрутно-квалификационных комиссий в оценке подготовленности групп. Обязательность выполнения рекомендаций МКК и поисково-спасательной службы.
Практические занятия
Разбор причин возникновения и отработка действий при возникновении аварийных и экстремальных ситуаций в походах.
 1.9. Туристские слеты и соревнования, УТП
Практические занятия:
Участие в соревнованиях по тактике туризма и туристскому многоборью. Подготовка, проведение и участие в УТП.
 1.10. Подведение итогов туристского путешествия
Разбор действий каждого участника и группы в целом. Отчеты ответственных за свою работу. Обработка собранных материалов. Подготовка маршрутной ленты, фотографий, описания по дням. Составление отчета о походе. Подготовка газеты по итогам похода. Подготовка экспонатов для музея.
Ремонт и сдача туристского инвентаря и снаряжения.
Практические занятия
Подготовка и составление отчета о походе. Ремонт туристского инвентаря и снаряжения. Подготовка отчетного вечера, выставки или газеты по итогам похода. Подготовка экспонатов для передачи в музей.
2. Топография и ориентирование – основа специальной подготовки туриста
2.1. Обязанности туриста-проводника
Роль проводника в походе. Знаменитые проводники – герои литературных произведений. Значение ориентирования в различных областях человеческой деятельности (примеры из жизни).
Подбор и хранение в походе картографического материала. Изучение района похода и разработка маршрута. Составление графика движения туристской группы. Уточнение карты маршрута перед выходом в поход по имеющимся отчетам о путешествиях. Подготовка картографического материала в отчете о походе.

Практические занятия:
Подбор картографического материала к походу, разработка маршрута и графика движения группы. Подготовка картографического материала в отчете о походе.
 2.2. Земля и карта
Форма и размеры Земли. Географическая и топографическая карты. Географические координаты точки на местности и определение их на топографической карте. 
2.3.'Гопографическая и спортивная карта
Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и за рамочное оформление. Условные знаки топографических карт: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть и сооружения на ней, растительный покров, местные предметы.
Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивных карт, виды спортивных карт: масштабные, внемасштабные, линейные и площадные условные знаки.
Изображение рельефа на топографических и спортивных картах. Отдельные типы рельефа: пойменный, мелкосопочник, овражно-балочный. 
2.4. Компас, работа с компасом
Устройство компаса, правила пользования им. Ориентирование карты и компаса. Азимут, движение по азимуту.
2.5. Измерение расстояний
Способы измерения расстояний на карте и на местности. Измерение кривых линий на карте с помощью курвиметра, обычной нитки.
Измерение среднего шага. Счет шагов при движении шагом, бегом на местности различной проходимости. Глазомерный способ измерения расстояния, необходимость постоянной тренировки глазомера. Определение пройденного расстояния по времени движения.
Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага. 
Практические занятия
Измерение длины шага, построение графика перевода числа шагов в метры. Упражнения по отработке автоматизма при счете шагов, измерение различных отрезков на карте и на местности. Прохождение и про бегание отрезков различной длины. Упражнения по определению расстояния до недоступного предмета, по определению ширины реки, оврага.

2.6. Способы ориентирования
Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной информации о местности. Определение своего местонахождения при наличии сходной (параллельной) ситуации. Движение в походе при использовании кроки и схем участков маршрута.
Практические занятия:
Упражнения по определению точки своего местонахождения на местности при помощи карты.
2.7. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки
Определение сторон горизонта и приблизительных азимутов при помощи Солнца, Луны, Полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных природой и людьми, по растительности.
Причины, приводящие к потере ориентировки. Порядок действий в случае потери ориентировки.
Практические занятия:
Упражнения по определению своего местонахождения на различных картах. Определение сторон горизонта по местным предметам, небесным: светилам.
 2.8. Соревнования по ориентированию
Практические занятия
Участие в соревнованиях по спортивному и туристскому ориентированию.
3. Краеведение
3.1. Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи
Рельеф, гидрография, растительность, полезные ископаемые и другие природные элементы. Климат, его влияние на возможности занятий туризмом. Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Характеристика населения. История своего микрорайона. Литература по изучению родного края.
Практические занятия
Экскурсии в музеи, посещение экскурсионных объектов. Работа со справочным материалом и литературой по истории края. Встречи с представителями науки и культуры, ветеранами войны и труда, интересными людьми.
 4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь
4.1. Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний
Личная гигиена при занятиях туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви.
Роль закаливания в увеличении сопротивляемости организма простудным заболеваниям. Закаливание водой, воздухом, солнцем.
Значение систематических занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья.
Практические занятия
Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними. Применение средств личной гигиены на тренировках и в походах.
 4.2. Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений
Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Хранение, транспортировка, пополнение походной аптечки.
Индивидуальная аптечка туриста.
Практические занятия
Формирование походной аптечки. Знакомство с лекарственными препаратами и их использованием.
4.3.Основные приемы оказания первой медицинской помощи. Приемы транспортировки пострадавшего
Заболевания и травмы, обусловленные участием в туристских походах: переутомление, горная болезнь, снежная слепота, удушье, попадание в лавину, утопления.
Предупреждение и лечение ангины, обморока, отравления ядовитыми грибами и растениями, пищевых отравлений, желудочных заболеваний.
Заболевания, связанные с укусами членистоногих и змей, клещей, беспокоящих насекомых.
Обработка ран, наложение жгута, ватно-марлевой повязки, способы бинтования ран. Первая помощь при вывихах, переломах, ранах, кровотечениях. Помощь при ожогах, обморожениях, тепловом и солнечном ударе. Искусственное дыхание, закрытый массаж сердца.

Практические занятия 
Оказание ПМП условно пострадавшим.
 5. Общая и специальная физическая подготовка
5.1. Краткие сведения в строении и функциях организма человека и влиянии на его физических упражнений
Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о строении внутренних органов. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Изменение сердца под влиянием нагрузок различной интенсивности. Дыхание и газообмен. Постановка дыхания в процессе занятий.
Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения (кишечник, почки, легкие, кожа).
Нервная система – центральная и периферическая. Элементы ее строения и основные функции. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма.
5.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках
Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия, Порядок осуществления врачебного контроля. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма.
Данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Дневник самоконтроля. Изменение показателей при правильном и неправильном построении учебно-тренировочного процесса.
Практические занятия
Прохождение медосмотра. Ведение дневника самоконтроля. 
5.3. Общая физическая подготовка
Практические занятия
Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки на месте и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.
Упражнения для туловища в различных исходных положениях: наклоны, повороты и вращения туловища, в положении лежа – поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, перетаскивание, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Упражнения с предметами
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки с вращением скакалки вперед, назад на одной и обеих ногах, прыжки с поворотами в приседе и полу приседе.
Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами – бросать и ловить в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), с поворотами и приседаниями.
Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.
 5.4. Специальная физическая подготовка
Практические занятия
Упражнения на развитие выносливости Бег в равномерном такте по равнинной и пересеченной местности, открытойи закрытой, в том числе и по заболоченной на дистанции от 5 до 15 км. Бег «в гору». Ходьба на лыжах на дистанции от 5 до 15 км. Марш – броски и туристские походы (однодневные и многодневные). Многократное пробегание различных дистанций с изменением скорости, темпа и продолжительности бега в различных условиях местности. Смешанное передвижение с чередованием ходьбы, бега. Бег по песку, по кочкам; бег в воде на мелком месте. Упражнения со скакалкой в заданном темпе.
Упражнения на развитие быстроты
Упражнения со скакалкой: два прыжка на один оборот скакалки, один прыжок на два оборота скакалки, чередование различных прыжков на одной и двух ногах. Бег через барьеры различной высоты на дистанции 60, 100, 200 м. Различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе (баскетбол 3:3, футбол 5:5, с укороченными таймами).
Упражнения для развития ловкости и прыгучести
Прыжки в длину в яму с песком, через яму с водой, канаву, ручей. Прыжки по кочкам. Прыжки в высоту через планку, жердь, поваленное дерево с одной и двух ног. Прыжки через «коня», «козла». Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении. Прыжки со скакалкой в движении. Прыжки вверх из положения приседа, упора присев. Бег прыжки и прыжки по ступенькам в заданном темпе. Прыжки вниз с гимнастической лестницы, бровки оврага, берега реки и т.д.
Упражнения для развития силы
Сгибание и разгибание рук в упорах о предметы на разной высоте от пола (гимнастическую стенку, стул, гимнастическую скамейку, пол). Из упора лежа отталкивание от пола с хлопком. Приседания на двух и одной ногах. Прыжки и подскоки на одной и двух ногах без отягощения и с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2 – 4 кг, диск от штанги, штанга) с последующим быстрым выпрямлением.
Броски набивного мяча одной и двумя руками из-за головы, от груди, снизу, сбоку, броски с поворотом туловища.
Упражнения для развития силы отдельных мышечных групп (туловища, рук, ног) без предметов и с предметами (набивными мячами, гантелями, резиновыми амортизаторами).
Упражнения со штангой (40-60% от веса спортсмена), повороты туловища со штангой на плечах, приседания, выжимания и выталкивания штанги от груди и др. Упражнения на гимнастической стенке: подтягивание на руках, поднимание ног до прямого угла и др. Эстафеты с переноской тяжелых предметов (набивных мячей, камней, партнеров по команде и т.д.)









УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ»

«Лесовичок»


3-й год обучения


и/и

Наименование тем и разделов

Количество часов





всего | теория |практика


Подведение итогов летнего полевого сезона

10 2 12

I. Основы туристской подготовки

1.1.

Туристские путешествия, личное и групповое снаряжение

5

1

6

1.2.

Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе

9

1

10

1.3.

Организация туристского быта. Привали и ночлеги

4

1

5

1.4.

Питание в походе

13

1

14

1.5.

Подготовка и организация путешествий

17

1

18

1.6.

Физическая подготовка туриста

5

1

6

Всего



59

2. Краеведение

2.1.

Географическое положение, природные условия и ресурсы края

6

1

7

2.2.

История и культура края

10

2

12

2.3.

Туристские возможности края

1


1

Всего

17

3

20

3. Топография и ориентирование

3.1. Топографическая и спортивная карты

5

2

7

3.2. Ориентирование

11

2

13

Всего

16

4

20

4. Обеспечение безопасности

4.1. 4.2.

Техника безопасности при проведении занятий, походов, экспедиций

6

1

7



Правила санитарии и гигиены

9

2

11

4.3.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

8

1

9

Всего


27

5. Организации экологической работы. Основы экологии.

5 1.

Природа – целостная взаимосвязанная.

2

1

3

5.2.

Среда и её факторы

3

1

4

5.3.

Лес как пример растительного сообщества

3

1

4

5.4.

Природоохранная деятельность

12

2

14

5.5.

Подготовка лекторской группы

5

3

8

5.6.

Основы исследовательской работы

5

4

9

Всего

30

12

42

ИТОГО за период обучения:



180

Факультативные занятия

Фотодело, самодеятельная песня, лаб. Занятия по биологии.


ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ»- « Лесовичок»

3-й год обучения

1. Подведение итогов летнего полевого сезона.

Обработка собранного материала. Отчёт о проделанной работе. Школьная НПК.

Практические занятия.

Оформление гербария, составление коллекций. Оформление коллекций, стендов, газеты. Участие в школьной научно- практической конференции.

2. Туристическая подготовка.

2.1. Личное и групповое снаряжение

Практические занятия:

Изготовление тендов для палаток и кухни. Изготовление летних и зимних бахил. Подготовка снаряжения к экспедиции.

Изготовление гербарных папок и прессов, коллекционных и походных энтомологических коробок, сачков.

2.2.Туристский быт. Привалы и ночлеги.

Организация ночлегов в межсезонье, зимой. Ветрозащитная стенка. Использование разборной печки. Ночлег в палатке без печки.

Практические занятия.

Организация ночлега в условиях поздней осени. Организация бивака в полевых условиях (определение места, пригодного для привала и ночлега, развертывание лагеря, разжигание костра). Разучивание и исполнение туристских песен.

2.3. Питание в туристическом походе.

Расход калорийности дневного рациона. Способы увеличения калорийности в многодневном походе, экспедиции. «Карманное» питание, ( перекус) Витамины. Съедобные дикорастущие растения и грибы.

Практические занятия

Составление меню и списка продуктов для 1-2-дневного похода.

Закупка, фасовка и упаковка продуктов.

Приготовление пищи на костре. Приготовление питания из дикорастущих растений и животных.

2.4. Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий в походе.

Движение группы по дорогам. Тропам и по азимуту. Необходимость разведки и маркировки маршрута. Техника движения по травянистой равнине, песку, через кустарники, по камням по болоту. Преодоление брода. Движение по травянистому склону, осыпям. Самостраховка альпенштоком.

Практические занятия.

Отработка техники преодоления препятствий.

    1. Подготовка и организация туристического похода, путешествия.

Практические занятия.

Разработка маршрута похода и экспедиции. Составления плана- графика- похода.

Оформление маршрутной документации. Смета похода, закупка, необходимость расфасовки, расчётов.

Права и обязанности участников похода. Подбор группы. Должности в группе постоянные и временные. Распределение обязанностей в группе.

Определение цели и района похода. Подбор литературы и картогра­фического материала. Составление плана подготовки похода.

Разработка маршрута, составление плана-графика движения.

Маршрутный лист и маршрутная книжка. Путевой дневник.

Отчетная документация. Требования к отчету. Систематика и оформление собранного материала. Изучение экологической обстановки в районе похода.

2.6. Подведение итогов похода, путешествия.

Практические занятия

Сушка и ремонт туристического инвентаря и снаряжения. Подготовка отчёта о походе. Экспедиции. Обработка собранного материала. Проведение отчётного вечера.

2.7. Физическая подготовка туриста.

Краткие сведения о строении, функциях организма и влиянии физических упражнений на организм. Значение физической подготовки для туриста.

Практические занятия

Подвижные игры на воздухе в спортивном зале, лыжная подготовка. Плавание.

3.Топография и ориентирование.

3.1. Топографическая и спортивная карты.

Виды топографических карт и основные сведения о них: масштаб, рамка и зарамочное оформление. Генерализация карты. Условные знаки топографических карт.

Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивной карты: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть, сооружения, растительный покров, местные предметы

Изображение рельефа на топографической и спортивной картах.

Практические занятия

Определение масштаба карты. Изучение форм рельефа на карте и на местности. «Путешествие» по карте.

Упражнения на запоминание условных знаков.

3.2. Ориентирование

Компас, его устройство, правила обращения. Азимут, определение азимута. Движение по азимуту. Факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры.

Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Действия при потере ориентировки.

Практические занятия

Ориентирование по местным предметам. Определение азимута по карте. Определение азимута на ориентир. Прохождение азимутальных отрезков. Правила соревнований.

Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.

4.Обеспечение безопасности в походе

4.1Техника безопасности при проведении занятий, походов, экспедиций.

Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности. Роль психологического климата в группе в обеспечении безопасности участников похода, экспедиции и успешности работы. Причины возникновения конфликтов и способы их устранения.

Правила поведения при движении группы (пешком и на транспорте).

Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Использование простейших узлов и техника их вязания.

Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением. Правила поведения в условиях полевого лагеря. Правила купания.

Практические занятия

Обучение технике вязания узлов. Отработка действий группы в искусственно созданных экстремальных ситуациях.

4.2. Правила санитарии и гигиены

Гигиенические требования в походе. Гигиена обуви и одежды. Умывание, купание, закаливание в походе. Защита окружающей среды от за­грязнения (умывание, мытье посуды, утилизация бытовых отходов)

Дикорастущие лекарственные растения, правила их сбора и применение. Ядовитые растения и грибы.

4.3. Безопасность при преодолении естественных препятствий.

Практические занятия

Узлы: удавка, булинь, брамшкотовый, академический и др. Техника вязания. Участие в соревнованиях по туристическому многоборью.

Сбор лекарственных растений, сушка и хранение, применение.

4.4.Первая доврачебная помощь.

Медицинская аптечка. Не комплектование, хранение, транспортировка-

Перечень и назначение лекарственных препаратов. Личная аптечка туриста.

Профилактика заболеваний и травматизма. Помощь при различных травмах (переломы, кровотечения), тепловом и солнечном ударе, ожогах, укусах насекомых и пресмыкающихся.

Правила переноски пострадавшего.

Практические занятия

Комплектование медицинской аптечки.

Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему, определение травмы, практическое оказание помощи. Переноска пострадавшего. Личная аптечка туриста.

Профилактика заболеваний и травматизма. Помощь при различных травмах (переломы, кровотечения), тепловом и солнечном ударе, ожогах, укусах насекомых и пресмыкающихся. Правила переноски пострадавшего.

4.5. Транспортировка пострадавшего.

Практические занятия

Иммобилизация пострадавшего. Наложение повязок, шин. Изготовление транспортировочных средств и транспортировка пострадавшего.

5. Краеведение

5.1.Общегеографическая характеристика родного края.

Исследование особенностей рельефа, гидрографии, растительности, климата родного края. Характеристика промышленности, сельского хозяйства. Транспорта, дорожной сети. Рельеф, полезные ископаемые, климат, реки, озера, болота, раститель­ный и животный мир края.

Практические занятия

«Путешествия» по карте. Посещение музеев. Подготовка мини-докладов о природе родного края. Пополнение коллекции школьного краеведческого музея, уголка. Оформление газеты.

5.2. Туристические возможности края.

Исторические и культурные центры края, ООПТ. Туризм и рекреация. Сведения о прошлом своего города. Памятники истории и культуры.

Практические занятия

Краеведческие викторины, составление и решение кроссвордов.

Творческие мастерские. Подготовка мини-докладов по истории, куль­туре родного края.

Работа с краеведческой литературой. Подготовка и чтение докладов по географии, истории и культуре района путешествия при подготовке к походу.

Работа с собранным материалом, его определение, систематика, офор­мление. Подготовка и чтение докладов по итогам похода.

5.3. Туристские возможности края

Наиболее интересные места походов и экскурсий. Музеи края. Особо охраняемые природные территории (ООПТ).

Практические занятия

Экскурсия по своему населенному пункту, в краеведческий музей. В рекреационную зону по изучению антропогенного воздействия.

6.Основы экологии. Организация экологической работы

6.1.Природа - целостная взаимосвязанная динамическая система.

Компоненты природного комплекса и их взаимодействие. Устойчивость природного комплекса. Влияние антропогенного фактора на природный комплекс. Смена биоценозов. Биологическое равновесие.

Практические занятия

Экскурсии в природу.

    1. Среда и её факторы.

Понятие о среде. Факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенные. Влияние туризма и рекреации на среду. Влияние среды на биологические системы. Изменения в биогеоценозах, колебания численности, смена биоценозов.

Практические занятия

Изучение приспособлений к абиотическим факторам среды у различных организмов. Установление реакции сообществ на антропогенные факторы. Вычерчивание схем взаимосвязей в биогеоценозе. Экологические игры.

    1. Лес как пример растительного сообщества.

    2. Понятие о биогеоценозе. Леса родного края. Понятие о сообществе на примере леса. Лес- экологическая система. Биология растений и животных леса. Знакомство с видовым составом леса. Типы лесов. Значение леса (водоохранное, водорегулирующее, почвозащитное, полезащитное, климатическое, санитарно - гигиеническое, эстетическое, рекреационное). Саморегуляция в биогеоценозе.

Практические занятия \

Описание лесного сообщества. Определение деревьев и кустарников по коре, ветками почкам, хвойных пород по хвое, шишкам и семенам. Составление коллекций.

Изучение растений леса, луга, поля, водоема по фотографиям и гербариям.

Изучение типов взаимоотношений организмов.

Экскурсии в различные природные комплексы (Черняевский лесопарк) и по изучению различных форм рельефа.

    1. Природоохранная деятельность.

Охрана природы. Природные ресурсы края и перспективы их дальнейшего использования. Рекреационные территории.

Дневник наблюдений. Запись наблюдений. Зарисовка, фото- и киносъемка. Сбор природного материала и его оформление.

Практические занятия

Изучение скорости зарастания кострищ. Влияние фактора беспокойства на видовой состав животных. Учёт порубок деревьев, разорённых гнёзд, муравейников. Выявление депрессии. Степени флуктуирующей асимметрии и т.д.

Благоустройство рекреационных территорий.

    1. Подготовка лекторской группы

Отбор лекционного материала. Требования к речи лектора. Использование средств наглядности.

Практические занятия

Участие в экологических акциях : («Уберем мусор», «Чистый родник», «Чистый дворик»,

«Малые реки России» и др.) Подготовка и проведение экологических акций.

Изготовление и развешивание кормушек. Проведение игр и занятий с младшими школьниками. Проведение занятий по экологической тропе.

Основы исследовательской работы. Факультативные занятия.

Понятие исследовательской работы. Тема исследования. План исследовательской работы. Работа со справочной литературой (справочниками, словарями, определителями). Методы сбора материала. Правила оформления исследовательской работы.

Практические занятия

Выбор темы исследования, составление плана исследовательской работы, подбор литературы, правила оформления исследовательской работы.

Исследовательская деятельность в природе.



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ»- « Лесовичок»

Учебно-тематический план (4 год)



Теория

Практ.

Всего

1.

Введение

2

-

2

2.

Изучение культуры родного края




2.1.

Памятники истории, градостроительства, архитектуры

2

6

8

2.2.

Изменение состава и благоустройство городской территории

6

8

14



8

14

22

3.

Общественно-полезная, поисковая работа




3.1

Написание творческой работы

2

14

16

3.2

Методика составления краеведческой игры

2

8

10



4

22

26

4.

Краеведение




4.1.

Общегеографическая характеристика родного края

4

2

6

4.2.

Экономика и культура края.

4

4

8

4.3.

Знаменитые земляки.

2

4

6

4.4

Туристско-экскурсионные возможности родного края

2

4

6



12

14

26

5.

Топография и ориентирование.




5.1.

Роль топографии и топографических карт. Масштаб (повторение)

2

4

6

5.2.

Работа с картосхемой Пермского края


4

4

5.3.

Виды соревнований по ориентированию

2

4

6



4

12

16

6.

Основы туристской подготовки




6.1.

Нормативные документы по туризму

2


2

6.2.

Личное и групповое снаряжение

2

4

6

6.3.

Особенности организации туристского быта

2

2

4

6.4.

Подготовка к походу, путешествию

2

8

10

6.5.

Питание в туристском походе

2

4

6

6.6.

Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий

2

2

4

6.7.

Подведение итогов похода


4

4



12

24

36

7.

Основы гигиены, первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности.




7.1.

Причины возникновения экстремальных ситуаций в походе

2


2

7.2.

Психологический климат в группе

1

2

3

7.3.

Оказание первой доврачебной помощи

1

2

3



4

4

8

8.

Начальная судейская подготовка




8.1

Правила туристических соревнований

2


2

8.2

Положение о слете, туристических соревнований

2


2

8.3

Судейство вида соревнований «ориентирования»

2


2

8.4

Судейство вида соревнований «туртехника и КТМ»

2

4

6

8.5

Организация и проведение конкурсов

2

4

6



10

8

28

9.

Оздоровительные туристско-познавательные прогулки, экскурсии, походы, экскурсионные поездки.




10

10.

Участие в массовых мероприятиях туристско-краеведческой направленности




6

Итого



180



Учебная программа

  1. Введение

Организационные занятия. Подведение итогов третьего года обучения. Постановка целей и

задач на новый учебный год. Техника безопасности в походе, на экскурсии, соревнованиях.

Изучение культуры Родного края

2.1. Наш город.

Памятники истории, градостроительства, архитектуры, мемориальные доски, их охрана и ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании памятников.

Практические занятия:

Работа с картосхемой Пермского края, паспортизация экскурсионных объектов. Краеведческие игры. Написание творческих работ на заданную тему.

Изменение состава и благоустройство городской территории особенности формирования городской территории и групповой системы населенных пунктов. Формирование архитектурного облика города. Архитектурный облик Перми. Архитектура советского времени. Архитектурные сооружения постсоветского периода. Естественная растительность, зеленые массивы общественного пользования и особо охраняемые природные территории.

Практические занятия:

Работа с краеведческими источниками. Составление рефератов на заданную тему.

  1. Общественно - полезная, поисковая работа. Написание творческих работ по выбранной теме.

3.1.Изучение экскурсионных объектов нашего города. Составление паспортов, картотеки. (продолжение работы)

Практические занятия:

Написание творческих работ по выбранной теме. Оформление паспортов экскурсионных объектов. Пополнение картотеки. Индивидуальная, групповая работа, консультация по написанию творческих работ. Работа в библиотеках. Работа с краеведческими источниками, газетными публикациями.

3.2. Методика составления краеведческой игры.

Разработка краеведческих игр. Определение тематики, формы проведения игр, система оценки. Составление пакета с вопросами.

Практические занятия:

Работа с краеведческими источниками. Составление условий, хода игры. Составление пакета с вопросами. Отбор, корректировка, систематизация вопросов. Индивидуальные, групповые занятия с учащимися по составлению игры. Оформление краеведческой игры. Проведение игры с учащимися своей школы.

4. Краеведение

4.1.Общегеографическая характеристика. Административное деление. Климат, рельеф, гидрография, растительность и другие природные условия Пермского края. Население Пермского края, известные люди.

4.2.Экономика и культура края. Характеристика промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Памятники истории и культуры. Природные и другие интересные объекты, их месторасположение.

Практические занятия:

«Путешествие по карте». Обзор литературы о родном крае. Проведение краеведческих викторин. Экскурсии.

4.4. Туристско-экскурсионные возможности родного края. Наиболее интересные места Перми для проведения походов, экскурсий. Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные. Музеи.

Практические занятия:

Экскурсии в музеи, посещение экскурсионных объектов. Работа со спортивным материалом, литературой по истории Пермского края. Встречи с интересными людьми. Походы по памятным местам.

5.Топография и ориентирование.

5.1. Определение роли топографии и топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, значение топокарт для туристов. Масштаб, виды масштабов. Понятие о генерализации. Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка, специализация). Строение карт. Назначение спортивной карты, ее отличие от топокарты.

Практическое занятие:

Работа с картами различного масштаба. Топодиктант. Упражнения на картах.

5.2. Работа с картосхемой города Перми.

Практическое занятие:

Нанесение исторических зданий, памятников на картосхему города.

5.3. Вицы соревнований по ориентированию.

Практическое занятие:

Участие в соревнования.

6.Основы туристской подготовки.

6.1. Нормативные документы по туризму «Инструкция по организации и проведению туристических походов, экскурсий и путешествий с учащимися общеобразовательных школ, воспитанниками и студентами РФ». Разрядные и нормативные требования на значки «Юный турист России», «Турист России».

6.2.Личное и групповое снаряжение в пешеходном путешествии, требования к нему: прочность, легкость, безопасность, удобство в использовании и в транспортировке, гигиеничность и эстетичность. Страховое снаряжение.

Практическое занятие:

Упаковка личного и группового снаряжения.

6.3.Особенности организации туристского быта, привалов и ночлегов в пеших походах в зависимости от времени года, метеоусловий, района путешествия. Организация ночлега в населенном пункте (договоренность, организация питания, взаимоотношения с местным населением). Особенности бивака на дневке, полудневке.

6.4.Подготовка к походу.

Практическое занятие:

Выбор района путешествия, построение маршрута.


Запасной и аварийный вариант. Заявочная документация.

Практическое занятие:

Составление плана подготовки путешествия членами группы в соответствии с их должностными обязанностями.


Хозяйственная и техническая подготовка похода

Практическое занятие:

Составление сметы.


Питание в пешеходном походе. Составление дневного рациона, расчет калорий. Способы отчистки и обеззараживания воды. Пополнение продуктов на маршруте.

Практическое занятие:

Составление меню, приобретение и фасовка продуктов. Пополнение продуктов, приобретение пищи на костре.

Тактика движения и техника преодоления естественных препятствий.

Подведение итогов похода.

Практическое занятие:

Подготовка и составление отчета. Оформление разрядных документов.


7. Основы гигиены, первая доврачебная помощь. Обеспечение безопасности.

7.1 Причины возникновения экстремальных ситуаций в походе: слабая подготовка участника, недостаток снаряжения, нарушение техники преодоления естественных препятствий.


7.2.Психологический климат в группе. Конфликт в группе, их причины, способы устранения.

Практическое занятие:

Психологический тренинг участников. Отработка умений выживания в экстремальных ситуациях.


7.3. Оказание первой доврачебной помощи, приемы транспортировки пострадавшего. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях, при поражении молнией, шок. Искусственное дыхание. Изготовление носилок и волокуш, транспортировка пострадавшего.

Практическое занятие:

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему. Изготовление носилок и волокуш. Транспортировка пострадавшего.


8.Начальная судейская подготовка.


8.1. Правила туристических соревнований, по ориентированию по туртехнике.


8.2. Положение о слете туристических соревнований. Основные разделы положения. Условия проведения отдельных видов соревнований.


8.3. Судейство вида соревновании - ориентирование. Особенности проведения соревнований по ориентированию по выбору, парковое ориентирование. Обеспечение безопасности: район соревнований, его ограничения, наличие опасных мест на дистанции. Информация для участников о действиях в случае потери ориентировки.

Практическое занятие:

Участие в судействе соревнований по ориентированию в составе бригады старта, финиша, секретариата.


8.4. Судейства вида соревнований – туртехника и КТМ. Содержание соревнований. Планирование дистанций КТМ по карте, составление схемы дистанции ТПТ. Отдельные этапы. Система штрафов. Права и обязанности судей. Безопасность при проведении соревнований.

Практическое занятие:

Выбор полигона, разработка дистанций на карте и на местности, оборудование этапов. Подготовка документации. Участие в судействе.

8.5. Организация и проведение конкурсов. Виды конкурсов. Условии проведения конкурсов. Документация.

Практическое занятие:

Участие в организации и судействе конкурсной программе.

9.Туристско-познавательные оздоровительные прогулки, экскурсии, походы, экскурсионные поездки (походы выходного дня, экскурсионные поездки и.т.д.).

10. Участие в массовых мероприятия туристко - краеведческого характера (походы выходного дня, экскурсионные поездки, и.т.д.).

11 .Воспитательная работа (беседы, посещение кинофильмов, театров, творческих вечеров и т.д.).

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПОСЛЕ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.


Обучающийся должен знать:

  • географическое положение РК, особенности природы родного края

  • основные этапы освоения края

  • правила поведения на природе

  • историю своей «малой» родины

  • методику подготовки экскурсий

  • методику поиска краеведческого материала

  • особенности топографии и спортивных карт

  • группы условных знаков

  • основные документы по туристко-краеведческой работе

  • основы тактики при разработке маршрута

  • основы организации питания в походе

  • разрядные требования по туризму

  • технику безопасности

  • знания по оказанию первой доврачебной помощи

  • факторы, влияющие на безопасность группы

  • виды туристических соревнований

  • подготовку и проведение соревнований

  • документацию соревнований

  • особенности судейства видов туристических соревнований


Уметь:

  • находить на карте области основных объектов: районных центров, рек, крупных форм рельефа

  • систематизировать и обработать собранный материал, оформлять его и хранить

  • читать карту

  • пользоваться справочной литературой

  • измерять азимут, расстояние на карте и на местности

  • ориентироваться на местности

  • собирать групповое снаряжение для похода

  • упаковывать продукты

  • оказывать первую доврачебную помощь

  • организовать бивак в любую погоду

  • правильно работать у костра

  • в любых условиях приготовить пищу

  • устранить конфликты в группе

  • составлять отчет о походе

  • разрабатывать условия проведения соревнований для младших школьников

  • готовить судейскую документацию

  • выполнять работу судьи на этапе


Этапы педагогического контроля.


Вид контроля

Цели, задачи

Содержание

Формы

Критерии

Входящий

Проверить уровень знаний

Программа предыдущего учебного года

Беседа

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно

Тематический


Проверить уровень знаний


Изучение культуры родного края

Тест


высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

(бальная система оценки)

Проверить уровень знаний



Краеведение


Тест


высокий уровень

средний уровень

низкий уровень (бальная система оценки)

Проверить умение самостоятельной работы с краеведческими источниками

Общественно-полезная и поисковая работа


Собеседование

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно



Проверить ЗУН


«Туризм и спортивное ориентирование




Практические занятия на местности, самостоятельная работа, ПВД, соревнования

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно


Проверить навыки судейства тур. – краеведческих мероприятий

Начальная туристская подготовка

Тест по судейству

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

(бальная система оценки)



Определить уровень подготовки к ПВД, проверка выполнения функциональных обязанностей



Оздоровительные, туристско-познавательные прогулки, походы, практические занятия на местности

Наблюдения в походах, путешествиях

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно




Проверить уровень подготовки к мероприятиям


Участие в массовых туристско-краеведческих мероприятиях

Наблюдения

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно



Проверить уровень подготовки к мероприятиям, степень заинтересованности

Учебно-познавательные и воспитательные мероприятия

Наблюдения

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно


Промежуточ-

ный

Проверить знание методики, навыки поисково-исследовательской работы


Творческие

работы

Собеседование

Анализ творческих работ

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно.

Итоговый

Проверить уровень усвоения программы

Программа

Тест

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

(бальная система оценки)

ИТОГОМ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕЯ « Лесовичок» является

  • получение удостоверения «Краевед-Турист»


Методическое обеспечение программы

"Краеведы – туристы. Лесовичок»"


Раздел программы

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический материал и техническое оснащение

Формы подведения итогов по разделу

1

Изучение культуры родного края

Беседа, краеведческая игра, работа с картой, ответы на вопросы, экскурсии

Словесный

Наглядный

Практический

Иллюстрированные альбомы , фотографии с видами города


Краеведческая игра или тест

2

Краеведение

Беседы, лекции, работа с картой РК, атласами экскурсии, экскурсионные поездки

Словесный

Наглядный

Практический

Карта РК, атласы


Тест

3

Общественно-полезная и поисковая работа

Беседа, самостоятельная работа, индивидуальная и групповая работа, консультации, работа над текстом, редактирование, экскурсия

Словесный

Наглядный

Практический


«Портфель экскурсовода»

Паспорта объектов, текст, творческая работа, защита творческой работы

4

Туризм и спортивное ориентирование

Практические занятия на местности, самостоятельная работа, ПВД, соревнования

Словесный

Наглядный

Практический

Раздаточные материалы, карточки-задания

Участие в туристских соревнованиях, результаты, отчет о походе

5

Начальная туристская подготовка.

Лекция, семинар, соревнования, практические занятия

Словесный

Наглядный

Практический

Судейская документация

Судейство, анализ судейства соревнований по туризму и ориентированию, краеведческих мероприятий

6

Оздоровитель-ные, туристско-познавательные прогулки, походы

Походы, прогулки, путешествия Практические занятия на местности

Словесный

Практический

Оценочный


Туристское снаряжение


Практические умения, навыки в походе

7

Участие в массовых туристско-краеведческих мероприятиях

Соревнования, ярмарка знаний и умений

Практический,информацион-ный



Результаты соревнований, краевед.

8

Учебно-познавательные и воспитательные мероприятия

Экскурсии, учебно-тематические поездки, тематические вечера, творческие встречи

Словесный, практический, информацион-ный



Беседа

Литература:

1.Константинов, Ю. С. Теоретические основы программно-методического обеспечения учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля

2.Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р

3. Курилова В.А. «Туризм». Учебное пособие для пединститутов. М., Просвещение,1988

4. Линчевский Э.Э. «Психологический климат в туристической группе» М., Физкультура и спорт, 2011.

5. Питание в туристическом путешествии, М., Профиздат, 1986.

6. Торопов С.А. «Сто путешествий, сто дорог». Пермь: Книжное издательство, 1972.

7.Торопов С.Д.. «По голубым дорогам Прикамья». Пермь:Издательский дом «Пермский край», 2009.

8. «Туризм в школе». М, Физкультура и спорт, 2010.

9. «Юные туристы». Программа для внешкольных учреждений. М., Просвещение, 1982.

10.ПутеводительИздательство «Мамонтов», 2011.

11. Андрей Зеленин Пермьи Пермский край: занимательное краеведение,Пермь: Издательский дом «Пермский край», 2009.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЕ ТУРИСТЫ-ЭКОЛОГИ» - « Лесовичок»

Автор: Тетерина Светлана Владимировна

Дата: 05.08.2014

Номер свидетельства: 111213


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства