kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этапы формирование навыков исследовательской работы обучающихся в образовательном процессе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы формирование навыков исследовательской работы  обучающихся в образовательном процессе.

Егорова А.А. учитель биологии МОБУ гимназия с.Кармаскалы

     В современной школе ученик заинтересован  осваивать лишь те знания, которые   непосредственно  связаны с опытом самого обучающегося, его жизненными потребностями и интересами. Это  осознаётся учащимися только к  10 классу. Проблема современного образования заключается в том, чтобы раскрыть, а затем и направить  интересы ученика для более глубокого изучения  интересующей его  области знания, что в будущем поможет ему в выборе профиля в обучении и  в приобретении  перспективной для него специальности.

      Я считаю, что этому будет способствовать исследовательская деятельность обучающихся, которую необходимо  формировать уже с пятого класса. В это время ученики отличаются огромной любознательностью, поэтому любой учитель – предметник посредством разнообразных  приёмов и методов может вовлечь практически каждого ребёнка в изучение собственного предмета. Попробовав себя в изучении основ разных наук, к  10 классу  ученик уже осознанно сможет подойти к выбору профиля, который поможет ему глубоко и всесторонне подготовиться к выбору учебного заведения.

      Сегодня  в обучении огромную роль играет исследовательская работа учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. 

         Проблема  активизации  исследовательской деятельности обучающихся становится всё более актуальна как в теории, так  и в  практике  образования на современном этапе.        

В течение нескольких лет  работы над этой проблемой мною выработана  система  обучения учащихся  основам исследовательской деятельности.

       Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.

       Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника и состоит  из четырёх этапов:

1. Формирование навыков критического мышления учащихся.

2.Формирование умений и навыков  работы с книгой и другими                источниками информации.

3. Формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

4. Формирование специальных исследовательских умений, навыков  учащихся (лабораторные, индивидуальные исследовательские работы).

Начало формы       Первый этап процесса в  нашей школе проходит  с использованием в обучении методики развития критического мышления – ТРКМ.

     Второй этап - работа с литературой по теме исследования предполагает   навыки работы с энциклопедиями, книжными изданиями, альманахами, газетами, журналами, специализированными словарями, справочниками.  

          С работой на 1 и 2 этапах формирования исследовательских навыков идёт параллельно работа и над формированием умений и навыков, связанных с формированием культуры речи учащихся, т.е. постепенно, но планомерно осуществляется работа над реализацией  третьего этапа по формированию исследовательских навыков у обучающихся.   

     Итогом  такой деятельности учителя и ученика  является  выполнение учащимися  индивидуальных исследовательских работ. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта (предварительном, уточняющем и, наконец, окончательном). Одним из важных этапов научной работы с детьми является разработка индивидуальных планов исследований. При этом необходимо учитывать возраст ребенка, его способности, степень подготовленности, интерес и склонность к определенной теме исследованияКонец формы.

   К научно-исследовательской деятельности привлекаются учащиеся  4 – 11 классов в соответствии с их научными интересами. 

   Анализ тем исследовательских работ показывает, что круг   интересов  гимназистов 4-8 классов весьма широк:

  1.   Ласточка- символ года экологии. Салихова Д.
  2. Подтверждение научных фактов о вреде пьянства в   пословицах. Егорова О.
  3. Влияние алкоголя на живой организм. Якупова Э.
  4. Содержание перепелов в домашних условиях. Егорова О, Егоров А.
  5. Определение фитонцидности комнатных растений. Егоров А.
  6. Определение витамина С в продуктах питания. Егорова О.
  7. Секреты черенкования комнатных растений. Косачева Ю.
  8. Математический рисунок цветка курая. Егорова О.
  9. Происхождение названий динозавров. Егоров А.
  10. Изучение экстерьера и поведения охотничьей собаки. Егоров А.
  11. Созвездия на координатной плоскости.  Егорова О.
  12. Скаутское движение в Башкортостане. Егорова О.
  13. Алоэ- зеленый доктор на вашем  подоконнике. Уразакова Э.
  14. Изучение поведения зимующих птиц. Рахимуллина Д.
  15. Законы физики в тэквондо. Егоров А.
  16. Энергосберегающие технологии в быту.  Егоров А. Шамбазов И.
  17. Значение пенициллина в Великой Отечественной войне. Уразакова Э.
  18. Подвиг воинов в белых халатах. Хабибуллина Э.
  19. Изучение редких растений и животных памятника природы Карламанская пещера. Гафарова Э.
  20. Диетологический анализ религиозных постов. Мусина Л.
  21. Определение геопатогенных зон. Каримов В.
  22. Анималотерапия – исцеляющая сила животных. Рахматуллина Г.
  23. Содержание шиншилл в домашних условиях. Егоров А.
  24. Изучение  энтомофауны осеннего плодового сада. Воронцов Э.  
  25. Изучение популяции бобров на реке Карламан. Хамитов А.
  26. Экологическая азбука Кармаскалинского района.  Шарипов А.
  27. Изготовление микропрепаратов органов растений. Хисамутдинова Р.
  28. Изучение  нарушений плоскостопия. Рафиков Т.
  29. Разведение рачков  артемий. Минеева К.
  30.  

 

 Использование  метода исследовательской деятельности учащихся на уроках  дают положительные результаты: активизируют деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время; повышают интерес к предмету; открывают широкое поле деятельности для самообразования.   Приобретенные знания на такой основе обычно оказываются прочными и служат надежной базой для дальнейшего развития ученика.     Все это способствует успешности учеников в овладении знаниями и подготовке их к дальнейшему образованию. Система работы по формированию навыков исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе  является непрерывным на всех ступенях обучения.       

  В 8 и 9 классах активизируется становление сферы исследовательских интересов гимназистов, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно-ориентированный характер. Исследовательская работа имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции. Темы исследовательских работ этого периода, например, такие:

  1. Определение свинца в почве. Еремин В.
  2. Мониторинг физического развития учащихся школы. Абсалямова
  3. Экологическая оценка продуктов питания. Залилова М.
  4. Оценка экологического состояния водохранилища на реке Чатра.Еремин Ю
  5. Экологическая экспертиза продуктов питания в сети магазинов с.Кармаскалы. Залилова М.
  6. Памятники природы Кармаскалинского района. Сахипова Л
  7. Биоиндикация окружающей среды. Анясова Э, Алимгафарова А
  8. Определение содержания углекислого газа в воздухе кабинета. Васильев В.
  9. Лихенофлора как биоиндикация состояния окружающей среды.  Анясова Э.
  10. Гидробиологическое описание водоема. Нургалиев  Э.
  11. Биоиндикация парка с.Малояз. Алимгафарова А.
  12. Экологические зарисовки о родине Салавата Юлаева. Нургалиев
  13. Геоботаническое описание участка. Каримов А.
  14. ГМО – экологический риск. Егорова О.

  15.Методика изготовления    микропрепаратов. Ханнанова Г.

               16. Современные технологии изготовления лекарственных

                      препаратов. Хабибуллина Э.

               17.  Изучение   воздействия   моющих  средств на  молекулы белка.    

                         Сайфутдинова И.

               18. Сравнение вязкости цитоплазмы клеток комнатных растений

                     разных   экологических групп. Рахматуллина Д.

               19.  Изучение эффективности   выводимости перепелов. Егоров А.

               20. Определение условий вынашивания хищных птиц. Егоров А.

               21. Охота с ловчими птицами. Егоров А.  

    На всех этапах, естественно, предполагается консультирование гимназиста   руководителем. Очень важно, чтобы на заключительном этапе при подведении итогов гимназист видел новые проблемы, вытекающие из проведенного исследования, что может служить темой нового исследования, тем самым будет обеспечиваться непрерывное развитие личности. "Если в конце исследования не видно начала следующего - значит исследование не доведено до конца" (Дмитрий Сергеевич Лихачев).

       Результаты исследовательской деятельности учащихся гимназии по биологии:

1. Неоднократные призеры республиканских НПК «Шаг в науку» (Еремин Юрий и Владимир, Егоров Алексей, Егорова Оля

2. Республиканской олимпиады по экологии – Абсалямова Анжела, Егоров Алексей

3. Всероссийской НПК – Егорова Ольга, Егоров Алексей, Рахматуллина Диана,

4. Республиканского слета юных экологов: Алимгафарова Алина, Нургалеев Эмиль, Анясова Эльмира, Каримов Айнур, Бикташева Айгуль,  Егорова Оля,

Салимов Артур.

5. Призер МАН – 3 место – Егоров Алексей.

6. Призеры «Ломоносовских чтений – 2011, 2012, 2013, 2014, 2015г.

7. Призер республиканской НПК «Моя Республика Башкортостан»

8. Победители районных НПК и олимпиад по экологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Этапы формирование навыков исследовательской работы обучающихся в образовательном процессе.»

Этапы формирование навыков исследовательской работы обучающихся в образовательном процессе.

Егорова А.А. учитель биологии МОБУ гимназия с.Кармаскалы


В современной школе ученик заинтересован осваивать лишь те знания, которые непосредственно связаны с опытом самого обучающегося, его жизненными потребностями и интересами. Это осознаётся учащимися только к 10 классу. Проблема современного образования заключается в том, чтобы раскрыть, а затем и направить интересы ученика для более глубокого изучения интересующей его области знания, что в будущем поможет ему в выборе профиля в обучении и в приобретении перспективной для него специальности.

Я считаю, что этому будет способствовать исследовательская деятельность обучающихся, которую необходимо формировать уже с пятого класса. В это время ученики отличаются огромной любознательностью, поэтому любой учитель – предметник посредством разнообразных приёмов и методов может вовлечь практически каждого ребёнка в изучение собственного предмета. Попробовав себя в изучении основ разных наук, к 10 классу ученик уже осознанно сможет подойти к выбору профиля, который поможет ему глубоко и всесторонне подготовиться к выбору учебного заведения.

Сегодня в обучении огромную роль играет исследовательская работа учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Проблема активизации исследовательской деятельности обучающихся становится всё более актуальна как в теории, так и в практике образования на современном этапе.

В течение нескольких лет работы над этой проблемой мною выработана система обучения учащихся основам исследовательской деятельности.

Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника и состоит из четырёх этапов:

1. Формирование навыков критического мышления учащихся.

2.Формирование умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации.

3. Формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.

4. Формирование специальных исследовательских умений, навыков учащихся (лабораторные, индивидуальные исследовательские работы).

Начало формы Первый этап процесса в нашей школе проходит с использованием в обучении методики развития критического мышления – ТРКМ.

Второй этап - работа с литературой по теме исследования предполагает навыки работы с энциклопедиями, книжными изданиями, альманахами, газетами, журналами, специализированными словарями, справочниками.

С работой на 1 и 2 этапах формирования исследовательских навыков идёт параллельно работа и над формированием умений и навыков, связанных с формированием культуры речи учащихся, т.е. постепенно, но планомерно осуществляется работа над реализацией третьего этапа по формированию исследовательских навыков у обучающихся.

Итогом такой деятельности учителя и ученика является выполнение учащимися индивидуальных исследовательских работ. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта (предварительном, уточняющем и, наконец, окончательном). Одним из важных этапов научной работы с детьми является разработка индивидуальных планов исследований. При этом необходимо учитывать возраст ребенка, его способности, степень подготовленности, интерес и склонность к определенной теме исследованияКонец формы.

К научно-исследовательской деятельности привлекаются учащиеся 4 – 11 классов в соответствии с их научными интересами.

Анализ тем исследовательских работ показывает, что круг интересов гимназистов 4-8 классов весьма широк:

  1. Ласточка- символ года экологии. Салихова Д.

  2. Подтверждение научных фактов о вреде пьянства в пословицах. Егорова О.

  3. Влияние алкоголя на живой организм. Якупова Э.

  4. Содержание перепелов в домашних условиях. Егорова О, Егоров А.

  5. Определение фитонцидности комнатных растений. Егоров А.

  6. Определение витамина С в продуктах питания. Егорова О.

  7. Секреты черенкования комнатных растений. Косачева Ю.

  8. Математический рисунок цветка курая. Егорова О.

  9. Происхождение названий динозавров. Егоров А.

  10. Изучение экстерьера и поведения охотничьей собаки. Егоров А.

  11. Созвездия на координатной плоскости. Егорова О.

  12. Скаутское движение в Башкортостане. Егорова О.

  13. Алоэ- зеленый доктор на вашем подоконнике. Уразакова Э.

  14. Изучение поведения зимующих птиц. Рахимуллина Д.

  15. Законы физики в тэквондо. Егоров А.

  16. Энергосберегающие технологии в быту. Егоров А. Шамбазов И.

  17. Значение пенициллина в Великой Отечественной войне. Уразакова Э.

  18. Подвиг воинов в белых халатах. Хабибуллина Э.

  19. Изучение редких растений и животных памятника природы Карламанская пещера. Гафарова Э.

  20. Диетологический анализ религиозных постов. Мусина Л.

  21. Определение геопатогенных зон. Каримов В.

  22. Анималотерапия – исцеляющая сила животных. Рахматуллина Г.

  23. Содержание шиншилл в домашних условиях. Егоров А.

  24. Изучение энтомофауны осеннего плодового сада. Воронцов Э.

  25. Изучение популяции бобров на реке Карламан. Хамитов А.

  26. Экологическая азбука Кармаскалинского района. Шарипов А.

  27. Изготовление микропрепаратов органов растений. Хисамутдинова Р.

  28. Изучение нарушений плоскостопия . Рафиков Т.

  29. Разведение рачков артемий. Минеева К.


Использование метода исследовательской деятельности учащихся на уроках дают положительные результаты: активизируют деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время; повышают интерес к предмету; открывают широкое поле деятельности для самообразования. Приобретенные знания на такой основе обычно оказываются прочными и служат надежной базой для дальнейшего развития ученика. Все это способствует успешности учеников в овладении знаниями и подготовке их к дальнейшему образованию. Система работы по формированию навыков исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе является непрерывным на всех ступенях обучения.

В 8 и 9 классах активизируется становление сферы исследовательских интересов гимназистов, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно-ориентированный характер. Исследовательская работа имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции. Темы исследовательских работ этого периода, например, такие:

    1. Определение свинца в почве. Еремин В.

    2. Мониторинг физического развития учащихся школы. Абсалямова

    3. Экологическая оценка продуктов питания. Залилова М.

    4. Оценка экологического состояния водохранилища на реке Чатра.Еремин Ю

    5. Экологическая экспертиза продуктов питания в сети магазинов с.Кармаскалы. Залилова М.

    6. Памятники природы Кармаскалинского района. Сахипова Л

    7. Биоиндикация окружающей среды. Анясова Э, Алимгафарова А

    8. Определение содержания углекислого газа в воздухе кабинета. Васильев В.

    9. Лихенофлора как биоиндикация состояния окружающей среды. Анясова Э.

    10. Гидробиологическое описание водоема. Нургалиев Э.

    11. Биоиндикация парка с.Малояз. Алимгафарова А.

    12. Экологические зарисовки о родине Салавата Юлаева. Нургалиев

    13. Геоботаническое описание участка. Каримов А.

    14. ГМО – экологический риск. Егорова О.

15.Методика изготовления микропрепаратов. Ханнанова Г.

16. Современные технологии изготовления лекарственных

препаратов. Хабибуллина Э.

17. Изучение воздействия моющих средств на молекулы белка.

Сайфутдинова И.

18. Сравнение вязкости цитоплазмы клеток комнатных растений

разных экологических групп. Рахматуллина Д.

19. Изучение эффективности выводимости перепелов. Егоров А.

20. Определение условий вынашивания хищных птиц. Егоров А.

21. Охота с ловчими птицами. Егоров А.

На всех этапах, естественно, предполагается консультирование гимназиста руководителем. Очень важно, чтобы на заключительном этапе при подведении итогов гимназист видел новые проблемы, вытекающие из проведенного исследования, что может служить темой нового исследования, тем самым будет обеспечиваться непрерывное развитие личности. "Если в конце исследования не видно начала следующего - значит исследование не доведено до конца" (Дмитрий Сергеевич Лихачев).


Результаты исследовательской деятельности учащихся гимназии по биологии:

1. Неоднократные призеры республиканских НПК «Шаг в науку» (Еремин Юрий и Владимир, Егоров Алексей, Егорова Оля

2. Республиканской олимпиады по экологии – Абсалямова Анжела, Егоров Алексей

3. Всероссийской НПК – Егорова Ольга, Егоров Алексей, Рахматуллина Диана,

4. Республиканского слета юных экологов: Алимгафарова Алина, Нургалеев Эмиль, Анясова Эльмира, Каримов Айнур, Бикташева Айгуль, Егорова Оля,

Салимов Артур.

5. Призер МАН – 3 место – Егоров Алексей.

6. Призеры «Ломоносовских чтений – 2011, 2012, 2013, 2014, 2015г.

7. Призер республиканской НПК «Моя Республика Башкортостан»

8. Победители районных НПК и олимпиад по экологии.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Егорова Анна Анатольевна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248546

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов"
    ["seo_title"] => string(103) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-v-rabotie-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "259432"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448743643"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "«Формирование ИКТ – компетентности у обучающихся ГАОУ СПО РК «Сыктывкарский колледж сервиса и связи» "
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-ikt-kompietientnosti-u-obuchaiushchikhsia-gaou-spo-rk-syktyvkarskii-kolliedzh-siervisa-i-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "182553"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425551286"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Применение современных образовательных технологий на уроке английского языка"
    ["seo_title"] => string(79) "primenenie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologii_na_uroke_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "520431"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1569096780"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства