МБОУ «Малокуликовская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области
Формы и методы обучения: Наблюдение над языком; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
1. Русский язык: учебник для 7 класса общнобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. –М.: «Просвещение», 2014.
2. Рабочие листы учащихся.
3. Слайд. Таблица « Разряды наречий».
№ | Этап урока. Основное содержание этапа | Основные виды деятельности учащихся |
1 | Организационный этап. Цель: создать позитивный настрой. Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок С усердием и вдохновеньем Давайте проведём урок! Перед каждым из вас лежит рабочий лист, в котором вы будете сегодня выполнять задания и оценивать самостоятельно свои знания и умения, а также анализировать языковой материал и делать выводы. Подпишите на первой строке своего рабочего листа сегодняшнее число. Начинаем открывать новые знания! | Мобилизация внимания. Проверяют свою готовность к уроку. Производят эмоциональное включение в урок. Осознанно включаются в учебную деятельность, готовясь к приобретению новых знаний. |
2 | Актуализация знаний. Цель: подготовить учащихся к «открытию» новых знаний, акцентировать их внимание на восприятие лексико-грамматических разрядов наречия. Назовите часть речи, которая обозначает признак действия и всегда зависит от глагола. Докажите, что вы правильно назвали часть речи. Расскажите о том, на какие вопросы отвечает наречие, какие эта часть речи имеет грамматические признаки, какую синтаксическую роль выполняет в предложении. Вспомните грамматические признаки прилагательных и сопоставьте их с грамматическими признаками наречий. Есть ли общие грамматические признаки? Что общего у наречий и деепричастий? | Слушают учителя, прогнозируют ответы на вопросы. Анализируют языковой материал, производят построение суждения на основе анализа языкового материала. Производят актуализацию ранее изученного материала. Сопоставляют уже известные языковые факты. Используют элементы рефлексии. Формулируют ответ на поставленные вопросы в соответствии с ситуацией. |
3 | Создание проблемной ситуации. Цель: мотивировать познавательный интерес учащихся. Выполним в рабочем листе первое задание «Замени одним словом». Каждый фразеологизм вы должны заменить одним словом - подходящим по смыслу наречием: Сказать в нескольких словах (кратко); Яблоку негде упасть (тесно); Встать чуть свет (рано); Идти черепашьим шагом (медленно); Как кот наплакал (мало); Как по маслу (хорошо); Положа руку на сердце (честно); Рукой подать (близко); С горем пополам (трудно); Бежать сломя голову (быстро). Поставьте и запишите вопросы к каждому наречию. Почему к этим наречиям нельзя поставить один вопрос? (Наречия отличаются по значению). Подумайте, как можно ли распределить записанные наречия на группы. | Готовятся к приобретению новых знаний. Внимательно слушают учителя, отвечают на его вопросы. Планируют учебные действия и выполняют лингвистическую задачу. Анализируют языковой материал. Самостоятельно записывают наречия в рабочий лист. Учатся анализировать малознакомый учебный материал и делать предположения. Формулируют вывод при ответе на проблемный вопрос. |
4 | Целеполагание. Цель: Мотивировать учащихся к самоопределению деятельности. Вспомните, как называются группы прилагательных по значению. (Разряды прилагательных). Можно ли назвать группы наречий по значению разрядами? (Да, потому что наречия, могут отвечать на одни и те же вопросы и иметь близкое по смыслу лексическое значение). Подумайте, что нужно сделать, чтобы определить к какому разряду относится наречие в словосочетании и предложении? Определите тему урока. Откройте в учебнике 35 параграф на странице 95, запишите тему урока на второй строке своего рабочего листа. Сформулируйте теперь главную задачу нашего урока. ( Познакомиться с разрядами наречий, научиться различать наречия по смысловым вопросам и лексическому значению). Запишите сформулированную нами учебную задачу на своём рабочем листе. | Производят актуализацию ранее изученного материала, сопоставляют лексические значения прилагательных и наречий. Делают вывод, что на уроке речь пойдёт о разрядах наречий по значениям. Определяют, что им не хватает новых знаний, и думают, как их «открыть». Осознают противоречие и проговаривают его. Прогнозируют и формулируют цель своей учебной деятельности. Учатся ставить и сохранять учебную задачу. |
5 | «Открытие» нового знания. Цель: сформировать у учащихся понятие о лексико-грамматических разрядах наречий. Объяснение нового материала мы с вами будем производить в процессе беседы при анализе языкового материала. Чтобы составить в рабочих листах таблицу «Разряды наречий», прочитайте самостоятельно теоретический материал 35 параграфа, познакомьтесь с содержанием рамок на страницах 95 и 96. Назовите и запишите основные разряды, которые выделяют авторы нашего учебника. (Обстоятельственные и определительные.) Какие группы наречий по значению входят в первый разряд? Какие группы наречий по значению относятся ко второму разряду? На что указывает каждая группа вопросов? Произведём небольшое лингвистическое расследование, выясним, как определить к какому разряду относится наречие в словосочетании и предложении? (Чтобы определить разряд наречия, нужно найти слово, к которому примыкает наречие по смыслу, и поставить от него правильно вопрос.) Запишите в нужные строки таблицы вопросы и названия групп наречий по значению. Приведите примеры, используя слова для справок (словосочетания записаны на боковой доске заранее): говорил тихо, не понял спросонок, пришёл рано, спрыгнув сверху, читала до утра, доделаю завтра, разболелся совсем, обидеть сгоряча, вернуться сюда, работать весело, работать за троих, упасть навзничь, изрядно устать, очень быстро, приеду скоро, сломал назло, подчеркнуть специально, сделать нарочно. | Самостоятельно наблюдают за теоретическим материалом учебника. Отвечают на вопросы учителя. Строят диалог с учителем. Слушают собеседника. Распределяют слова по столбцам таблицы. Применяют метод анализ и сопоставления. Делают выводы, что каждая группа вопросов указывает на разные признаки действия. Учатся корректировать собственные учебные действия. Осознанно строят речевое высказывание на основе анализа языкового материала. Производят анализ языкового материала, выбирают способ решения лингвистической задачи. |
6 | Промежуточная рефлексия Цель: мотивировать процессы самоконтроля и самокоррекции деятельности. Давайте сравним ваши записи в заполненных вами таблицах с таблицей на слайде. При этом подведём итог нашей небольшой исследовательской деятельности. Для оценки того, насколько вы успешно справились с заполнением таблицы, продолжите утверждение после неё: «Мне удалось_______________________, потому что_________________________________». | Проводят сверку записей с образцом. Контролируют собственные учебные действия, производят их оценку и коррекцию. Учатся адекватно воспринимать возникающие трудности и преодолевать их. |
7 | Физкультминутка. Цели: дать возможность учащимся подвигаться после интенсивной умственной деятельности; учиться ставить учебную задачу при ином виде деятельности и планировать её результат. Выполняйте, пожалуйста, называемые мною действия, называя их наречиями, подходящими по смыслу: Встанем (как?) дружно (куда?) рядом с партой; руки поднимем (как?) высоко; разведём (как?) широко; опустим (как?) низко; хлопаем (как?) громко; смотрим (куда?) далеко; поморгаем глазами (как?) быстро; сядем за парты (как?) быстро и легко. | Проговаривают хором за учителем словосочетания, дополняя их наречиями. Выполняют физические упражнения. Развивают умение адекватно реагировать на новую поставленную задачу и умение быстро переключаться на иной вид деятельности. Осмысленно выбирают способ решения поставленной задачи и быстро находят лексические средства для решения. |
8 | Включение нового в систему знаний и углубление освоения материала. Цель: способствовать освоению нового знания, вырабатыванию новых умений и навыков. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи: Расскажите, пользуясь таблицей об основных разрядах наречий. Выполнение письменно у доски и в рабочих листах упражнения 224 с разъяснением условий отнесения каждого наречия к определённой смысловой группе. Закрепление полученных умений и навыков: Письменное выполнение упражнения 226 на рабочих листах с комментированием по цепочке. Выступление заранее подготовленного ученика (на странице 96 учебника материал для самостоятельного наблюдения). Цель: расширение диапазона знаний. Кроме наречий, относящихся по лексико-грамматическим признакам к двум разрядам: обстоятельственные и определительные наречия, есть в русском языке наречия других смысловых групп: указательные (здесь, там, туда, тогда, тут…), неопределённые (где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где…), вопросительные (где, куда, когда, зачем…) и отрицательные (нигде, никуда, негде…). Элементы рефлексии. Цель: мотивировать процессы самоконтроля и самокоррекции деятельности учащихся. Для оценки своего уровня освоение нового материала продолжите утверждение: «Мне удалось_________________________, потому что_____________________, мне было трудно_______________________». Самостоятельная (дифференцированная) работа по группам с упражнением 227 (первая группа выписывает обстоятельственные наречия, вторая – определительные, третья группа ( эксперты) готовятся оценивать качество выполнения задания каждой группой учащихся). Цель: активизировать познавательный интерес учащихся к новому материалу и продолжать развивать навыки деятельно общения при работе с языковым материалом. | Составляют связный рассказ на предложенную научную тему. Развивают навыки монологической речи. Ставят учебную задачу, контролируют собственную учебную деятельность. Выявляют трудности, возникающие при выполнении задания, и ищут способ их преодоления. Комментируют свои учебные действия. При проговаривании каждый учащийся закрепляет понятие разряды наречия, проводит практическое закрепление материала. Учится строить монологическое высказывание. Вырабатывает умение самостоятельно анализировать и выделять информацию. Слушают ответ товарища, воспринимают и анализируют новую информацию, вносят дополнения в таблицу. Формулируют и аргументируют собственное мнение, производят самооценку с целью коррекции своих умений. Комментируют выполнение самостоятельной работы, составляют план её выполнения. Делятся на группы, учитывая свой уровень освоения материала и свои способности к выполнению определённых видов самоконтроля и контроля. Учащиеся – эксперты оценивают правильность выполнения самостоятельной работы учащимися первой и второй группы. |
9 | Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: активизировать способность учащихся к оценке своей деятельности и урока в целом; способствовать формированию ответственного отношения к учению на основе прогнозирования результатов учебной деятельности. Вспомните, цели и главную учебную задачу, которые мы с вами ставили вначале урока. Для этого обратитесь к записям вашего рабочего листа. Добились ли мы желаемого? Что новое вы узнали на этом уроке? Какие научные открытия сделали? Какие новые умениям сегодня освоили? С какими разрядами наречий познакомились на этом уроке? Какие группы наречий по значению входят в каждый разряд? С какими трудностями вы столкнулись на уроке? С чем они были связаны? Над чем ещё надо поработать? Для оценки своей работы на уроке продолжите утверждения в графе «Подведение итогов урока» своего рабочего листа. | Отвечают на вопросы учителя, анализируют урок. Сравнивают цели урока с результатом. Оценивают своё состояние в конце урока, фиксируют свои достижения и трудности, с которыми столкнулись на уроке. Делают выводы, прогнозируют свою учебную активность на следующий урок. |
10 | Оценивание работы учащихся на уроке. Взаимопроверка качества выполнения заданий в рабочем листе товарища. Цель: мотивировать учащихся к самооценке, взаимопроверке и оцениванию качества выполнения работы товарища; способствовать вырабатыванию навыка взаимовыгодного общения. Поменяйтесь своими рабочими листами с товарищем по парте, проверьте, правильно ли выполнены задания. Оцените работу соседа по парте. Объясните товарищу поставленную вами оценку, обязательно аргументируйте своё мнение. Все согласны с поставленной оценкой? Используя пометки в своём рабочем листе, оцените свою работу на уроке. Дайте оценку уроку в целом. | Производят оценку своей учебной деятельности на уроке, анализируя выполнение заданий в своём рабочем листе. Учитывают количество и тип допущенных ошибок. |
11 | Определение и объяснение домашнего задания. Цель: способствовать умению учащихся самостоятельно планировать свои учебные действия, моделировать процесс выполнения задания, вырабатывать навыки самоконтроля. На боковой доске записано домашнее задание на следующий урок. Выучите теоретический материал параграфа 35. Прочитайте задание к упражнению 230. Определите, как вы будете его выполнять. Что нужно вспомнить, чтобы правильно подчеркнуть наречия как члены предложения? Какое задание может вызвать трудности при выполнении? Для желающих предлагается творческое задание. Используя наречия из упражнения 225, напишите мини-сочинение о том, как вы выполняете домашние задания. | Моделируют процесс выполнения домашнего задания. Прогнозируют возможные трудности при выполнении заданий и ищут способы их преодоления. |