Цель: Выяснить специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи; сформировать умение находить его в тексте и определять зависимость от других частей речи, выявить синтаксическую роль наречий в предложении, в тексте для « живописания действия». Определять разряды наречий по значению.
2. Развивающая: Расширить словарный запас учащихся за счёт употребления наречий в текстах, развивать устную речь детей ; развивать их умение анализировать, мыслить, контролировать свою речь, сопоставлять и делать выводы.
Развить память, внимание, познавательные интересы и интеллектуальные способности при работе за компьютером.
3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение и уважение к русскому языку, формировать интерес к изучению предмета на примере художественных текстов, воспитать трудолюбие.
Ход урока.
I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Проводит эмоциональный настрой на урок.
- Улыбнитесь соседу. Мысленно пожелайте соседу успехов. Пожелайте удачи себе. Повернитесь ко мне. Я вам тоже желаю удачи!(Дети улыбаются друг другу, желают соседу удачи и садятся). А теперь, ребята, мы разделимся с вами на 2 группы. Мы разделимся по цвету конфет. Я вам принесла красные и желтые конфеты. Каждый возьмет понравившуюся конфету. Красные – это 1 группа. Желтые- это 2 группа. Молодцы,ребята! Прошу занять свои места.
II. Стадия вызова. На прошлом уроке мы познакомились с наречием. Давайте составим кластер. Что мы знаем о наречии?
Самостоятельная часть речи
Обозначает признак действия Отвечает на вопросы
Как? Каким образом?
Не изменяется Синтаксическая роль- обстоятельство
III.Постановка целей и задач урока
Учитель: Посмотрите на доску. Перед вами три группы наречий.
Хорошо Здесь Завтра
красиво там вчера
весело кое-где сейчас
- Определите, по какому принципу наречия разделены на группы?
- В зависимости от того, какое значение имеют наречия, выделяется несколько разрядов наречий.
Итак, тема нашего урока «Разряды наречий».
Попробуйте определить задачи урока.
- Знать, на какие разряды делятся наречия.
- Уметь определять разряд наречия.
Откройте тетради, запишите дату, классная работа, тему урока «Разряды наречий».
Учащиеся оформляют записи в тетрадях.
IV.В учебнике на странице 88 представлена таблица разрядов наречий. Прочитаем, на какие разряды делятся наречия.
Учащиеся читают информацию вслух.
№
Разряды наречий
Отвечают на вопросы
Примеры
1.
Наречия образа действия
Как? Каким образом?
Ветер дул ровно и сильно.
2.
Наречия места
Где? Куда? Откуда?
Вдали перед ним пестрели и цвели луга и нивы золотые. Справа примыкают к нему заволжские степи.
3.
Наречия времени
Когда? Как долго?
Войска наши выступили накануне. Долго не находил я никакой дичи.
4.
Наречия степени
В какой степени?
Все деревья имели совершенно одинаковые кроны и стволы. Работа экспедиции началась и проводилась в крайне тяжёлых условиях.
5.
Наречия причины
Почему?
Я сгоряча, не одумавшись, сделала самый важный шаг в жизни.
6.
Наречия цели
Зачем?
Здесь будет город заложен назло надменному соседу.
Учитель: Итак, мы узнали разряды наречий, теперь выполним упражнения на определение этих разрядов.
Работаем в группах. Прочитайте задание 1.
Вам нужно в предложенном списке словосочетаний определить разряды наречий.На задание отводится 5 минут.
Учащиеся работают в группах.
1 группа:
Словосочетания для анализа: говорить быстро, уехать завтра, повернуть налево, смотреть издали, никогда не смотреть, смотреть свысока, уехать тотчас, уехать нарочно, увеличить выпуск втрое,
2 группа:
Словосочетания для анализа: не понимать совершенно, очень измениться, понимать быстро, обидеть сгоряча, не расслышать спросонья, жить вдали, сделать напоказ, сделать специально, не увидел сослепу.
Учитель: Приступим к проверке.
Учащиеся: Один ученик от группы зачитывает словосочетания, остальные внимательно слушают и при необходимости дополняют и исправляют.
А теперь, ребята, поработаем с учебником. Упр 3.
1 группа читает отрывок до слов одуванчики. 2 группа со слов А сердитая Зима.
Задание: Найти наречия, поставить к ним вопросы и указать смысловой разряд наречии.
V. Закрепление. Замените фразеологизм наречиями.
Выполнять работу засучив рукава, работать спустя рукава, находиться в двух шагах, бежать сломя голову, жить душа в душу, говорить с глазу на глаз, сказать в нескольких словах.
(дружно, наедине, кратко, близко, плохо, хорошо, быстро)
VI.Тест.
1. Наречия обозначает:
А. Признак предмета
Б.Признак действия, признак предмета,признак другого признака
В. Действие предмета
2. Наречия
А. Не изменяются
Б. Склоняются
В. Спрягаются
3.В предложении наречия чаще всего бывают
А. Дополнениями
Б. Подлежащими
В. Обстоятельствами
4. Укажите наречия образа действия
А. Ровно,сильно, быстро
Б. Пешком, резко,назло
В.Недалеко, размеренно,вверх
5. Укажите наречия места
А. Сегодня, никогда, вслух
Б. Поблизости, вчера, исподтишка
В. Внизу, вдали,справа
6.Укажите наречия причины.
А. Пополам, снаружи, всегда
Б. Далеко, вволю,накануне
В. Сгоряча, на радостях, поневоле
7. Укажите наречие времени
А. Вчера, всегда,утром
Б. Наконец, назад, впереди,
В. Наизнанку, резко, впоследствии.
VII. Рефлексия. «Дерево знаний». Напишите на стикерах понравился ли вам урок,не понравился урок, что вы узнали нового, что бы вы хотели изменить и т. д