Просмотр содержимого документа
«Разработки уроков»
Филиал МБОУ Сосновской сош №1 в с.Дегтянка
Учитель русского языка и литературы Трусова М.Ю.
Тема: Обобщение по теме « Сложносочиненные предложения»
Цели:
Повторить и обобщить знания о группах сложносочинённых предложений по значению и союзам, о знаках препинания между частями сложносочинённых предложений, о построении схем ССП;
Развитие коммуникативных способностей учащихся, умения обобщать, сравнивать, делать выводы;
Воспитание коллективизма, умения общаться и сотрудничать в группах, в мини-социуме.
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. А. Пушкин "Евгений Онегин"
-Вот так описывал более 200 лет назад осеннюю погоду А.Пушкин, и сегодня погода нас не радует. Поэтому давайте поднимем настроение. Посмотрите на смайлик , улыбнитесь и хором скажите:
(Хором) Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно, я тебе помогу.
-Зарядились позитивом? Тогда приглашаю к сотрудничеству.
( запись числа, классной работы)
Сегодня оценивать свою работу на уроке вы будете сами. Оцените свой труд добросовестно. Поставьте Ф.И. на оценочных листах.
-Вы уже догадались, какова тема высказывания на нашем уроке? (ОСЕНЬ)
-А чтобы узнать тему урока, проанализируем предложение из стихотворения С.Есенина. (Кстати, Фамилия Есенин восходит к слову «есень», т.е. «осень».)
- Итак, определите, какое перед нами предложение. Объяснить орфограммы!
В саду горит костёр рябины красной ,
Но никого не может он согреть…
С.А.Есенин
- Правильно, это ССП. В течение нескольких уроков мы говорили с вами о сложносочинённых предложениях и сегодня обобщим изученный материал.
( запись в тетрадь: Обобщение по теме « Сложносочиненные предложения»)
-Вспомнить изученный материал о сложных предложениях поможет таблица, которую вам нужно составить из пазлов. Работаем в парах.( цифры должны совпасть с буквами)
1.Простые предложения - Г…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.
2.Сложные предложения - Д… это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.
3.Сложносочинённые
предложения - А…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.
4.Сложноподчинённые
предложения - Б… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.
5.Бессоюзные
предложения - В … это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.
- Прочитайте полученные тексты. Согласны ли вы?
-В каком разделе русского языка изучаются эти предложения?
-Что ещё изучает синтаксис? ( словосочетание)
3) Повторение типов связи слов в словосочетаниях ( 1 уч-ся у доски)
- Повторим типы связи слов в словосочетаниях. Для чего необходимо это?
рябиновые кисти- согласование
отдыхающее поле - согласование
золото рощ- управление
тихо роняет - примыкание
кружатся танцуя- примыкание
3. Постановка учебной задачи, целей урока.
- Попробуйте сформулировать задачи нашего сегодняшнего урока.
На доске запись:
-отличать ССП от других видов сложных предложений и ПП с однородными членами
-находить ССП в тексте.
- расставлять знаки препинания в ССП
-Для чего нам необходимы эти знания? ( Подготовка к ОГЭ, пунктуационная грамотность)
4. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
1)повторить группы ССП по значению и союзам;
2) правила постановки знаков препинания в ССП
3) правила постановки знаков препинания в простых предложениях с однородными членами
- Где мы можем найти ответы на эти вопросы?
5. Реализация выбранного проекта.
Заполни пробелы в таблице (Слайд)- групповая работа
Основные группы ССП по союзам и значению
Группы союзов по значению
Значение
Союзы (примеры)
Противопоставление явлений
а, но, да =но, однако, зато
не только ..., но и
Явления происходят одновременно или следуют одно за другим
и; да =и
ни ..., ни
тоже, также
как ..., так и
Чередование явлений или возможность одного из двух или нескольких возможных
то ... то
или
либо
то ли ... то ли
не то ... не то
Синтаксический разбор предложения. (1 уч-ся у доски)
- Запишите отрывок из стих-я С. Есенина.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
С. Есенин.
- Сделайте синтаксический разбор предложения.
План разбора сложносочинённого предложения
Указать тип сложного предложения (сложносочинённое предложение).
Указать, из скольких частей состоит сложносочинённое предложение (выделить грамматические основы).
Указать, какими союзами связаны части сложносочинённого предложения.
Построить схему сложносочинённого предложения.
Схема. [ ], и [ ].
- Найдите выразительные средства. (Природные образы здесь уподоблены человеку: это подчеркнуто метафорой «роща отговорила», эпитеты "березовым, веселым языком",
"печально пролетая")
- Замените словосочетание берёзовым языком
( согласование), на управление (языком берёз)
Запись под диктовку 1)Рванул ветер и в воздухе закружил пыль.2) То слышны осторожные шаги, то чей-то шепот.
-Какое перед нами предложение? Что соединяет союз И ? Постройте схему предложения.
Перестроить данные предложения в ССП.
- Всегда ли в ССП перед союзом И ставится запятая? Расскажите, когда в ССП запятая перед И не ставится.
(Запятая в ССП не ставится в трех случаях:
1) если части ССП имеют общий второстепенный член;
2) если части ССП имеют общее придаточное предложение;
3) если все части ССП являются вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями)
Как ярко освещен зал и как весело всем!
4) между двумя назывными предложениями
Мороз и солнце... (Пушкин).
Тренировочные упражнения. (Работа в группах)
Спишите. Подчеркните грамматическую основу. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой, докажите свою точку зрения.
А) Поднялось солнце, и высушило росу на траве и листьях кустарника.
Б) Начало осени, и небо высокое и чуть-чуть вылинявшее на солнце.
В) Скромно вошла осень в берёзовую рощу, улеглась и сразу всё вокруг оделось в золотой наряд.
Г) На небе горели звёзды, и светила луна.
ФИЗПАУЗА
6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Конструирование предложенийна тему "Осенние приметы".
- Составьте из двух предложений одно ССП с общим второстепенным членом.
1) Когда это бывает? Осиновые листья ложатся лицом вверх. Белка строит гнездо низко.(Перед студёной зимой)
2) К какой осенней погоде? Звезды яркие. Закат желтый, золотистый или розовый . ( К ясной погоде)
3) Когда это бывает? Утром трава пахнет сильнее обычного. Листья ивы выделяют капельки влаги .( Перед дождем)
Работа по тексту
1)Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками. 2)Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. 3)Тишина.4) Ни звука, ни ветерка. 5)Даже легкое облачко застыло в небе. 6) Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». 7)Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. 8)Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. 9)Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд. 10) Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. 11)Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (132 слова)
(По О. Туберовской)
-Тема текста. Основная мысль.
- Найдите ССП. (7, 8, 9)
-Назовите предложения с обособленными членами предложения.
- Найдите во 2 абзаце слово с чередующейся гласной (замирает)
-Объясните дефис в словах "осени-волшебницы", " ветер-озорник".
- Объясните правописание нн в выделенных словах.
7. Итог урока. Рефлексия (прием «Комплимент»)
- Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?
- Выполнили ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока?
- Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке.
-Как вы оцениваете собственную работу на уроке?
Работа с листами оценивания. Считаем количество баллов и выставляем оценки.
8. Домашнее задание на выбор
1) Написать эссе, используя ССП
1 группа Окошко в осень.
2 группа Листопад.
2)Напишите сочинение-миниатюру из 3-4 предложений на тему “Какое впечатление произвела на меня картина Левитана «Осень», используя ССП.