Урок-путешествие «Зимний лес» Тема урока: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я Цели: • познакомить с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я; • выявить уровень знаний учащихся; • развивать познавательный интерес к предмету; • воспитывать речевую культуру; тип урока: изучение нового урока метод : репродуктивный Оборудование: интерактивная доска, презентация. Ход урока 1. Организационный момент 2. Псих. настрой (звуки природы) 2. Слово учителя – Здравствуйте! Ребята, вы любите ходить гулять. Сегодня мы отправимся в путешествие по зимнему лесу. Вот наш лес, но в нем кого-то не хватает. Правильно. Зверей, которых не пускают в лес. А для того, чтобы их пустили,мы должны помочь им-выполнить некоторые задания по теме. Угадайте, о чем идет речь Загадки: На дворе – такая жалость! – Наша лесенка сломалась. Наша лесенка сломалась, Буква. зато осталась. (Е) Буква Е передохнула, Как тотчас же на неё Пара птенчиков вспорхнула – Получилась буква… (Ё) Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью. Ой, смотрите-ка, Что случилось: Получилась буква… (Ю) Поглядите-ка, друзья, Смастерил скворечник я. А в скворечник залетела Вместо птички – буква. (Я) – Вы правильно отгадали буквы, но какую тайну они скрывают? Тема нашего урока: Двойная роль букв е, ё, ю, я Откройте тетради и запишите число, тему урока, -работа по таблице (определите какую первоначальную роль, а какую вторую роль играют буквы е, ё, ю, я) Слайд №2 Днём Ёжик Рядом Семья Люди Поёт Лес Вывод: – Где стоят буквы е, ё, ю, я в словах первого столбика? (После согласного.) – Сколько и какие звуки они обозначают? (Один звук [ о, а, у, э].) – Какие согласные стоят перед гласными звуками? (Мягкие.) -Обозначают мягкость стоящего перед ними согласного. Итак, первая роль букв е, ё, ю, я – это смягчение согласной. Из полученных наблюдений сделайте вывод по второму ряду Если буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова, после ъ и ь, после гласной, они обозначают два звука. 3.Отправляемся в путешествие по зимнему лесу вместе с нашими зверями -Для зайчика приготовили следующие вопросы: Слайд №3 1.Какой раздел языка мы изучаем? 2.Из какого языка к нам пришел этот термин? (из греческого. Фоне-звук) 3. в чем разница между буквами и звуками. 4. Назовите парные согласные 5.Что такое алфавит? 6.Сколько букв в русском алфавите? 7.Сколько гласных букв, а сколько звуков ? (10-6) (мы помогли зайчику и он отправляется в лес) -Для Лисы приготовили работу по тексту (работаем по группам) Слайд № 4 В ожидании зимы. Наступила дождливая осень. Дни становятся короче, и солнце редко показывается из-за туч. Но и оно уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле.4 Деревья в лесу потемнели2 от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются орехами, грибами и съедобными семенами. Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного2 жира. Скоро они ударятся в зимнюю спячку. Зайцы ждут первого снега. С его появлением они поменяют серые шубки2 на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши. Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами, горами. «Возвращайтесь к нам весной, журавли!» - кричат им вслед ребята. Скоро поля и леса побелеют, и зима вытеснит осень. Задания 1. Озаглавить текст 2. Определить стиль и тип текста. 3. 1 группа-слова, где буквы е, ё, ю, я для смягчения согласных, а вторая группа выписывает слова, где буквы е, ё, ю, я имеют 2 звука Творческое задание 4. Продолжите текст. 3-4 предложения (мы справились с заданием, значит Лиса может тоже спокойно отправляться в лес) 5. Физкультминутка-игра Я произношу слова, в которых есть гласные Е,Ё,Ю,Я. Если гласный обозначает 2 звука, то вы поднимаете вверх обе руки, а если 1, то только правую руку -Юнга, хлеб, пень, люстра, ружьё, барьер, баян, клюква, вьюга, маятник, память, каюта, юг, ягода, береза, ювелир, тюль, ястреб, клёв, яхта, рябина. Молодцы! 6. Для Волка приготовили следующее задание. (работаем в группах-составляем кластер, слова, где есть Е, Ё, Ю, Я) 1 группа-животные 2 группа-птицы Заяц ястреб скворец Медведь тетерев стервятник Гепард дятел соловей Тюлень снегирь Лев рябчик Бегемот воробей Олень цапля Хорек лебедь Еж беркут Енот орел Вы очень хорошо помогли Волку и он тоже может отправляться в лес 7.Для Медведя приготовили небольшое тестирование Слайд № 5 Тест по теме: «Фонетика» 1.Найди слово, в котором все согласные звуки глухие. А) песня Б) чуткий В) жук Г) помощь 2. Найди слово, в котором звуков больше, чем букв. А) юнга Б) ружьё В) ездить Г) письмо 3.Укажи, в каком слове буква имеет 2звука А) ветка Б) баня В) самая Г) вялый Молодцы! Медведь отправляется тоже в лес Посмотрите как оживился наш лес зверями и птицами, о которых мы сегодня говорили. Рефлексия -Давайте подведем итоги нашего урока и тоже отправимся в путешествие по лесу. Слайд № 6 -Почему роль букв Е, Ё, Ю, Я называется двойной ? – В чём вы испытывали трудности? – На что ещё следует обратить внимание? Выставление оценок. 9. Домашнее задание Дома: правило,упр 464 стр 123 1