kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие «Зимний лес» Тема урока: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я Цели: • познакомить с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я; • выявить уровень знаний учащихся; • развивать познавательный интерес к предмету; • воспитывать речевую культуру; тип урока: изучение нового урока метод : репродуктивный Оборудование: интерактивная доска, презентация. Ход урока 1. Организационный момент 2. Псих. настрой (звуки природы) 2. Слово учителя – Здравствуйте! Ребята, вы любите ходить гулять. Сегодня мы отправимся в путешествие по зимнему лесу. Вот наш лес, но в нем кого-то не хватает. Правильно. Зверей, которых не пускают в лес. А для того, чтобы их пустили,мы должны помочь им-выполнить некоторые задания по теме. Угадайте, о чем идет речь Загадки: На дворе – такая жалость! – Наша лесенка сломалась. Наша лесенка сломалась, Буква. зато осталась. (Е) Буква Е передохнула, Как тотчас же на неё Пара птенчиков вспорхнула – Получилась буква… (Ё) Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью. Ой, смотрите-ка, Что случилось: Получилась буква… (Ю) Поглядите-ка, друзья, Смастерил скворечник я. А в скворечник залетела Вместо птички – буква. (Я) – Вы правильно отгадали буквы, но какую тайну они скрывают? Тема нашего урока: Двойная роль букв е, ё, ю, я Откройте тетради и запишите число, тему урока, -работа по таблице (определите какую первоначальную роль, а какую вторую роль играют буквы е, ё, ю, я) Слайд №2 Днём Ёжик Рядом Семья Люди Поёт Лес Вывод: – Где стоят буквы е, ё, ю, я в словах первого столбика? (После согласного.) – Сколько и какие звуки они обозначают? (Один звук [ о, а, у, э].) – Какие согласные стоят перед гласными звуками? (Мягкие.) -Обозначают мягкость стоящего перед ними согласного. Итак, первая роль букв е, ё, ю, я – это смягчение согласной. Из полученных наблюдений сделайте вывод по второму ряду Если буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова, после ъ и ь, после гласной, они обозначают два звука. 3.Отправляемся в путешествие по зимнему лесу вместе с нашими зверями -Для зайчика приготовили следующие вопросы: Слайд №3 1.Какой раздел языка мы изучаем? 2.Из какого языка к нам пришел этот термин? (из греческого. Фоне-звук) 3. в чем разница между буквами и звуками. 4. Назовите парные согласные 5.Что такое алфавит? 6.Сколько букв в русском алфавите? 7.Сколько гласных букв, а сколько звуков ? (10-6) (мы помогли зайчику и он отправляется в лес) -Для Лисы приготовили работу по тексту (работаем по группам) Слайд № 4 В ожидании зимы. Наступила дождливая осень. Дни становятся короче, и солнце редко показывается из-за туч. Но и оно уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле.4 Деревья в лесу потемнели2 от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются орехами, грибами и съедобными семенами. Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного2 жира. Скоро они ударятся в зимнюю спячку. Зайцы ждут первого снега. С его появлением они поменяют серые шубки2 на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши. Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами, горами. «Возвращайтесь к нам весной, журавли!» - кричат им вслед ребята. Скоро поля и леса побелеют, и зима вытеснит осень. Задания 1. Озаглавить текст 2. Определить стиль и тип текста. 3. 1 группа-слова, где буквы е, ё, ю, я для смягчения согласных, а вторая группа выписывает слова, где буквы е, ё, ю, я имеют 2 звука Творческое задание 4. Продолжите текст. 3-4 предложения (мы справились с заданием, значит Лиса может тоже спокойно отправляться в лес) 5. Физкультминутка-игра Я произношу слова, в которых есть гласные Е,Ё,Ю,Я. Если гласный обозначает 2 звука, то вы поднимаете вверх обе руки, а если 1, то только правую руку -Юнга, хлеб, пень, люстра, ружьё, барьер, баян, клюква, вьюга, маятник, память, каюта, юг, ягода, береза, ювелир, тюль, ястреб, клёв, яхта, рябина. Молодцы! 6. Для Волка приготовили следующее задание. (работаем в группах-составляем кластер, слова, где есть Е, Ё, Ю, Я) 1 группа-животные 2 группа-птицы Заяц ястреб скворец Медведь тетерев стервятник Гепард дятел соловей Тюлень снегирь Лев рябчик Бегемот воробей Олень цапля Хорек лебедь Еж беркут Енот орел Вы очень хорошо помогли Волку и он тоже может отправляться в лес 7.Для Медведя приготовили небольшое тестирование Слайд № 5 Тест по теме: «Фонетика» 1.Найди слово, в котором все согласные звуки глухие. А) песня Б) чуткий В) жук Г) помощь 2. Найди слово, в котором звуков больше, чем букв. А) юнга Б) ружьё В) ездить Г) письмо 3.Укажи, в каком слове буква имеет 2звука А) ветка Б) баня В) самая Г) вялый Молодцы! Медведь отправляется тоже в лес Посмотрите как оживился наш лес зверями и птицами, о которых мы сегодня говорили. Рефлексия -Давайте подведем итоги нашего урока и тоже отправимся в путешествие по лесу. Слайд № 6 -Почему роль букв Е, Ё, Ю, Я называется двойной ? – В чём вы испытывали трудности? – На что ещё следует обратить внимание? Выставление оценок. 9. Домашнее задание Дома: правило,упр 464 стр 123 1

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку 5 класс»

Урок-путешествие «Зимний лес»

Тема урока: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я


Цели:

  • познакомить с двойной ролью букв ЕЁЮЯ;

  • выявить уровень знаний учащихся;

  • развивать познавательный интерес к предмету;

  • воспитывать речевую культуру;

тип урока: изучение нового урока

метод : репродуктивный

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Псих. настрой (звуки природы)

2. Слово учителя

– Здравствуйте! Ребята, вы любите ходить гулять. Сегодня мы отправимся в путешествие по зимнему лесу. Вот наш лес, но в нем кого-то не хватает. Правильно. Зверей, которых не пускают в лес. А для того , чтобы их пустили ,мы должны помочь им-выполнить некоторые задания по теме. Угадайте, о чем идет речь

Загадки:

 На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква ... зато осталась... (Е) 

Буква Е передохнула,
Как тотчас же на неё
Пара птенчиков вспорхнула – 
Получилась буква… (Ё) 

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите-ка,
Что случилось:
Получилась буква… (Ю)

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква... (Я)

– Вы правильно отгадали буквы, но какую тайну они скрывают?

Тема нашего урока: Двойная роль букв е, ё, ю, я

Откройте тетради и запишите число, тему урока,
-работа по таблице (определите какую первоначальную роль, а какую вторую роль играют буквы е, ё, ю, я)

Слайд №2



Днём

Ёжик

Рядом

Семья

Люди

Поёт

Лес




Вывод:

– Где стоят буквы еёюя в словах первого столбика? (После согласного.)
– Сколько и какие звуки они обозначают? (Один звук [ о, а, у, э].)
– Какие согласные стоят перед гласными звуками? (Мягкие.)

-Обозначают мягкость стоящего перед ними согласного.

Итак, первая роль букв еёюя – это смягчение согласной.

Из полученных наблюдений сделайте вывод по второму ряду


Если буквы 
еёюя стоят в начале слова, после ъ и ь, после гласной, они обозначают два звука.

3.Отправляемся в путешествие по зимнему лесу вместе с нашими зверями

-Для зайчика приготовили следующие вопросы:

Слайд №3

1.Какой раздел языка мы изучаем?

2.Из какого языка к нам пришел этот термин? (из греческого. Фоне-звук)

3. в чем разница между буквами и звуками.

4. Назовите парные согласные

5.Что такое алфавит?

6.Сколько букв в русском алфавите?

7.Сколько гласных букв, а сколько звуков ? (10-6)

(мы помогли зайчику и он отправляется в лес)

-Для Лисы приготовили работу по тексту (работаем по группам)

Слайд № 4

В ожидании зимы.

Наступила дождливая осень. Дни становятся короче, и солнце редко показывается из-за туч. Но и оно уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле.4

Деревья в лесу потемнели2 от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются орехами, грибами и съедобными семенами. Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного2 жира. Скоро они ударятся в зимнюю спячку. Зайцы ждут первого снега. С его появлением они поменяют серые шубки2 на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши.

Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами, горами. «Возвращайтесь к нам весной, журавли!» - кричат им вслед ребята.

Скоро поля и леса побелеют, и зима вытеснит осень.

Задания

  1. Озаглавить текст

  2. Определить стиль и тип текста.

  3. 1 группа-слова, где буквы е, ё, ю, я для смягчения согласных, а вторая группа выписывает слова, где буквы е, ё, ю, я имеют 2 звука

Творческое задание

  1. Продолжите текст. 3-4 предложения

(мы справились с заданием, значит Лиса может тоже спокойно отправляться в лес)

  1. Физкультминутка-игра

Я произношу слова , в которых есть гласные Е,Ё,Ю,Я. Если гласный обозначает 2 звука, то вы поднимаете вверх обе руки, а если 1, то только правую руку

-Юнга, хлеб, пень, люстра, ружьё, барьер, баян, клюква, вьюга, маятник, память, каюта, юг, ягода, береза, ювелир, тюль, ястреб, клёв, яхта, рябина.

Молодцы!

  1. Для Волка приготовили следующее задание. (работаем в группах-составляем кластер, слова , где есть Е, Ё, Ю, Я)

1 группа-животные 2 группа-птицы

Заяц ястреб скворец

Медведь тетерев стервятник

Гепард дятел соловей

Тюлень снегирь

Лев рябчик

Бегемот воробей

Олень цапля

Хорек лебедь

Еж беркут

Енот орел

Вы очень хорошо помогли Волку и он тоже может отправляться в лес

7.Для Медведя приготовили небольшое тестирование

Слайд № 5

Тест по теме: «Фонетика»

1.Найди слово, в котором все согласные звуки глухие.

А) песня Б) чуткий В) жук Г) помощь

2. Найди слово, в котором звуков больше, чем букв.

А) юнга Б) ружьё В) ездить Г) письмо

3.Укажи, в каком слове буква имеет 2звука

А) ветка Б) баня В) самая Г) вялый

Молодцы! Медведь отправляется тоже в лес

Посмотрите как оживился наш лес зверями и птицами, о которых мы сегодня говорили.

Рефлексия

-Давайте подведем итоги нашего урока и тоже отправимся в путешествие по лесу.

Слайд № 6

-Почему роль букв Е, Ё, Ю, Я называется двойной ?
– В чём вы испытывали трудности?
– На что ещё следует обратить внимание?

Выставление оценок.

9. Домашнее задание

Дома: правило ,упр 464 стр 123

1





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка урока по русскому языку 5 класс

Автор: Аканова Бибигуль Сайрановна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 278970

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка урока  русского языка "Чему мы научились за год" "
    ["seo_title"] => string(78) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-chiemu-my-nauchilis-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "101715"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402428347"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Разработка урока русского языка  3 класс на тему «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»"
    ["seo_title"] => string(93) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-na-tiemu-uchimsia-oboznachat-zvuk-y-poslie-zvuka-ts"
    ["file_id"] => string(6) "273340"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452186812"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методическая разработка урока русского языка для 7 класса по теме "Учебный доклад""
    ["seo_title"] => string(91) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-dlia-7-klassa-po-tiemie-uchiebnyi-doklad"
    ["file_id"] => string(6) "297600"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456221139"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "214718"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432450049"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства