Б) - Ребята, можно ли это предложение назвать текстом? Почему? Что называется текстом? Что надо сделать, чтобы из этого предложения получился текст?
Задание: дополнить предложение, чтобы получился текст. А чтобы повторить ранее изученные темы, постарайтесь по возможности использовать односоставные предложения.
В) В это время несколько человек выполняют тестирование на
компьютере по теме «Типы односоставных предложений».
Соотнесите предложения с их определениями.
Типы односоставных предложений.
Определенно-личное
Неопределенно-личное
Обобщенно-личное
Безличное.
Назывное.
Примеры односоставных предложений.
Холодно.
Стоишь у окна.
Вдали закричали.
Дивный свет в темноте.
Страшно мне.
Что посеешь, то и пожнешь.
Нигде нет огонька.
Продолжаю свой путь.
Дарёному коню в зубы не смотрят.
Темная синяя ночь.
(далее проверка итогов тестирования и чтение текстов о природе).
2. Работа по теме.
1) Чтобы перейти к теме урока, записываем предложение из известных учащимся «мудрых мыслей» К.Паустовского о русском языке:
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
- Действительно, с русским языком можно творить чудеса. Это вы только что доказали своими сочинениями-эссе.
- А какими предложениями выражена эта мысль? (Безличными и назывными). Как вы думаете, в чем особенность третьего предложения, чем оно осложнено? (Однородными членами предложения).
2) Тема нашего урока «Однородные члены предложения».
- Ребята, что такое однородные члены? (Дается определение однородных членов предложения)
- Давайте же теперь посмотрим, все ли признаки однородных членов мы назвали. (На экран проектором высвечиваются признаки однородности членов предложения):
а) относится к одному и тому же слову;
б) отвечает на один и тот же вопрос;
в) являются одинаковыми членами предложения;
г) равноправны по отношению друг к другу и соединяются между собой сочинительной связью;
д) произносятся с интонацией перечисления.
- Подтвердим сказанное примерами. (Записываем предложения и определяем однородные члены предложения.)
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат... (Ф.И.Тютчев. Листья)
Зима еще хлопочет
И на весну ворчит. (Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится)
Вот лениво и несмело
Луч возникает за лучом. (Тютчев. Декабрьское утро)
Воздух легок и чист,
И замерзла река. (И.Никитин.)
Снег шел тих. Сверкая.
Ветер дул грозно и завывая. (А.С.Пушкин. Евгений Онегин.)
Шумит, клубит волной своей
Кипучий, темный и седой
Поток, не скованный зимой. (Пушкин. Евгений Онегин)
Вывод: в предложении может быть несколько рядов однородных членов, однородные члены могут иметь при себе зависимые слова, т.е. могут быть распространенными и нераспространенными.
Ребята, обратите внимание на постановку запятой между словами
«кипучий и темный». Что вы можете сказать?
Да. Однородные члены предложения должны быть словами одного смыслового ряда, т.е. характеризовать предмет с одной стороны: цвета, размера, вкуса, формы и т.д.
Определения, выраженные такими прилагательными, будут однородными.
(Запись – таблица высвечивается проектором на экране.)
цвет размер вкус форма Из чего сделан
Белый Большой Сладкий Круглый Шерстяной
Синий Маленький Горький Квадратный Ситцевый
Красный Огромный Кислый Прямоугольный Шелковый
- В нашем примере ставится запятая, т.к. дается общая
картина - поток страшный, грозный. Т.е. если определения объединены общим понятием, то они будут однородными (их мы еще называем эпитетами) и между ними запятая ставится. Рассмотрим несколько примеров (примеры высвечиваются проектором на экран, можно использовать интерактивную доску):
Серое, хмурое, низкое небо висело над нами.
Невзрачное
Отзвучала последняя, нежная песня...
И первый золотистый луч
Меж белых гор и сизых туч…
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
4. Творческая работа:
В предложения вставить
- 1-ый вариант: однородные определения,
- 2-ой вариант: неоднородные определения.
День вставал....
Из-за туч показалось солнце.
Его лучи совсем не грели.
Пошёл …. снег.
…. снежинки осторожно ложились на землю.
5. Запись домашнего задания.
Выписать из произведения Тургенева «Ася» 7 предложений с однородными членами (1в.), 5 предложений с однородными и неоднородными определениями (2в.).