Тема: Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Обобщение. (слайд 1)
Цели урока: Закрепить понятие об однороднх членах предложения и постановке знаков препинания при них. Создать условия для закрепления признаков однородных членов предложения.
Выбрать средства обучения с учетом психофизиологических особенностей развития учащихся.
Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы.
Оборудование:
Компьютерная мультимедийная презентация «Однородные члены предложения».
Распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся.
Тест в 5 вариантах
Ход урока:
I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок. Открыли тетради, записали число, классная работа, тема урока: Однородные члены предложеня. Обобщение.
II. Словарная работа. Запишите слова и назовите, тему, к которой они относятся:
Капитан, тренер, матч, футбол, трибуна, спортсмен, стадион, вратарь, хоккей, участник, тренировать, болельщик, команда.
Составьте предложение из данных слов с однородными членами.
Учитель: Какие признаки однородных членов предложения вы знаете? (слайд 2)
1 – Отвечают на один и тот же вопрос
2. – Являются одним и тем же членом предложения
3. – Относятся к одному и тому же слову.
4. – Выражены одной и той же частью речи.
5. – Читаются с перечислительной информацией.
III. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения.
Слово учителя. Я хочу вам рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки: ( Слайд №3. Текст)
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью.
Михаил Исаковский.
Вопросы к тексту:
- Сколько предложений в этом тексте?
- Найдите грамматическую основу, выпишите её.
- Сколько сказуемых?
-Составьте схему.
IV. Повторение материала, изученного при работе над данной темой
Учитель:
- Скажите, какие члены предложения главные или второстепенные могут быть однородными?
(Ответы детей)
- Найдите однородные члены, составьте схемы. (Слайд 4)
Снег заметает дороги, тропинки, полянки.
Стоят в снегу деревья и кустарники.
Днём и ночью шумит за окном вьюга.
Интересная и увлекательная прогулка по зимнему лесу запомнилась ребятам.
Море роптало, билось о берег глухо, сердито.
Учитель: Как соединяются однородныет члены в предложении?
- интонацией;
- союзами: и, да, но.
Схемы соединения и разделения однородных членов предложения (слайд 5)
О и О.
О, О.
О, а О. (могут употребляться союзы но, да)
4. и О, и О, и О, и О.
5. О и О, О и О.
Физминутка.
Учитель: Ребята, я хочу, чтобы вы послушали интересный текст: (Слайд 6. )
Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья. Это знают все. Но люди курят и отравляют свой организм никотином. Они не задумыаются о страшных последствиях. Забыают о ядовитых веществах, содержащихся в табачном дыму.
И ацетон, и ртуть, и свинец, и мышьяк разрушают организм курильщика. Продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6-8 лет. Это исследовали и доказали учёные всего мира.
Ежедневно в России умирает 300 человек. Страшная и ужасная статистика. Помни, знай о вреде курения и борись с ним.
При царе Михаиле Фёдоровиче курильщиков били по стопам палками, отрезали нос и уши. Это было страшно, жестоко, но эффективно.
Откажись от вредных привычек, закаляйся, занимайся спортом и веди здоровый образ жизни.
Вопросы: - Заинтересовала вас этот текст? (Ответ учащихся)
- Какова его основная мысль? (Ответ учащихся)
Вывод учителя. Основная мысль этого текста - предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней. И от нас зависит, какой выбор мы сделаем. Я думаю, что каждый из вас выберет ЗОЖ.
- А сейчас рассмотрим этот текст с точки зрения лингвистов, чем же он может привлечь наше внимание? (Ответ – В нём есть однородные члены предложения)
- В тексте 5 абзацев, каждый работает с одним из них. (Распределение на уроке.)
Учитель: Какие слова иногда используются при однородных членах?
(Обобщающие слова, которые имеют общее значение для однородных членов)
Подберите обобщающие слова к следующим однородным членам: (слайд 7)
Кастрюля, сковорода, тарелка, бокал – посуда
Весна, лето, осень, зима – времена года
Роза, тюльпан, астра, ромашка – цветы
Тетрадь, пенал, карандаш, ручка – щкольные принадлежности
Собака, кошка, кролик, корова – домашние животные
Учитель: Выполните упражнение 297. Выпишите по одному предложению на каждую схему.
Слово учителя. Я думаю, что сейчас мы готовы к проверочному тестированию, которое покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу не торопиться, думать и работать внимательно.
- Сверьте свои ответы с ключом, который вы сейчас получили. Сколько ошибок вы сделали?
Слово учителя: Для самостоятельной работы я предлагаю вам упражнение 296. Прочитайте и выполните задание. Кому не понятно задание?
V. Итог урока: Поиграем в игру «Верно-неверно».(Слайд 8)
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
Однородными могут быть только главные члены предложения.
Если однородные члены не соединены союзами или соединены союзами А,НО, между ними ставится запятая.
Между однородными членами запятая не ставится, если союз И соединяет два члена предложения.
При однородных словах может быть обобщающее слово.
VI. Домашнее задание: (Слайд 9) Подобрать из учебника литературы по 5 предложений с однородными членами.
Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья. Это знают все. Но люди курят и отравляют свой организм никотином. Они не задумыаются о страшных последствиях. Забыают о ядовитых веществах, содержащихся в табачном дыму.
И ацетон, и ртуть, и свинец, и мышьяк разрушают организм курильщика. Продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6-8 лет. Это исследовали и доказали учёные всего мира.
Ежедневно в России умирает 300 человек. Страшная и ужасная статистика. Помни, знай о вреде курения и борись с ним.
При царе Михаиле Фёдоровиче курильщиков били по стопам палками, отрезали нос и уши. Это было страшно, жестоко, но эффективно.
Откажись от вредных привычек, закаляйся, занимайся спортом и веди здоровый образ жизни.
Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья. Это знают все. Но люди курят и отравляют свой организм никотином. Они не задумыаются о страшных последствиях. Забыают о ядовитых веществах, содержащихся в табачном дыму.
И ацетон, и ртуть, и свинец, и мышьяк разрушают организм курильщика. Продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6-8 лет. Это исследовали и доказали учёные всего мира.
Ежедневно в России умирает 300 человек. Страшная и ужасная статистика. Помни, знай о вреде курения и борись с ним.
При царе Михаиле Фёдоровиче курильщиков били по стопам палками, отрезали нос и уши. Это было страшно, жестоко, но эффективно.
Откажись от вредных привычек, закаляйся, занимайся спортом и веди здоровый образ жизни.
Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья. Это знают все. Но люди курят и отравляют свой организм никотином. Они не задумыаются о страшных последствиях. Забыают о ядовитых веществах, содержащихся в табачном дыму.
И ацетон, и ртуть, и свинец, и мышьяк разрушают организм курильщика. Продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6-8 лет. Это исследовали и доказали учёные всего мира.
Ежедневно в России умирает 300 человек. Страшная и ужасная статистика. Помни, знай о вреде курения и борись с ним.
При царе Михаиле Фёдоровиче курильщиков били по стопам палками, отрезали нос и уши. Это было страшно, жестоко, но эффективно.
Откажись от вредных привычек, закаляйся, занимайся спортом и веди здоровый образ жизни.
Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья. Это знают все. Но люди курят и отравляют свой организм никотином. Они не задумыаются о страшных последствиях. Забыают о ядовитых веществах, содержащихся в табачном дыму.
И ацетон, и ртуть, и свинец, и мышьяк разрушают организм курильщика. Продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6-8 лет. Это исследовали и доказали учёные всего мира.
Ежедневно в России умирает 300 человек. Страшная и ужасная статистика. Помни, знай о вреде курения и борись с ним.
При царе Михаиле Фёдоровиче курильщиков били по стопам палками, отрезали нос и уши. Это было страшно, жестоко, но эффективно.
Откажись от вредных привычек, закаляйся, занимайся спортом и веди здоровый образ жизни.
Курение является вредной и опасной привычкой для здоровья. Это знают все. Но люди курят и отравляют свой организм никотином. Они не задумыаются о страшных последствиях. Забыают о ядовитых веществах, содержащихся в табачном дыму.
И ацетон, и ртуть, и свинец, и мышьяк разрушают организм курильщика. Продолжительность жизни в результате курения сокращается на 6-8 лет. Это исследовали и доказали учёные всего мира.
Ежедневно в России умирает 300 человек. Страшная и ужасная статистика. Помни, знай о вреде курения и борись с ним.
При царе Михаиле Фёдоровиче курильщиков били по стопам палками, отрезали нос и уши. Это было страшно, жестоко, но эффективно.
Откажись от вредных привычек, закаляйся, занимайся спортом и веди здоровый образ жизни.