Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Однородные члены предложения»
Тема: Однородные члены предложения
Цели урока: а) Образовательная-повторить изученное об однородных членах предложения, знаках препинания между ними, ознакомить с некоторыми двойными союзами, однородными и неоднородными определениями.
Б)Развивающая: развивать навыки правильного употребления однородных членов предложения в устной и письменной речи.
В)Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку.
Формируемые элементы компетенций:
К 1 - умеет четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, составляя монологические высказывания по содержанию прочитанного текста с небольшими изменениями.
К 3 - стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения;
К 4 - хорошо понимает роль и значение изучения русского языка как одного из мировых языков.
Оборудование урока: учебник, мультимедиа презентация, иллюстрации
Ход урока:
Разговорная пятиминутка
Беседа на тему «Времена года»
Объявление темы и целей урока
Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь. Мы начинаем урок. Открыли тетради, записали число, классная работа, тема урока: Однородные члены предложеня.(Слайд 1,2)
Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения.
Однородными называются члены предложения, соединённые между собой сочинительной связью.
Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения. Они не зависят друг от друга, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
Вдруг в воздухе раздалсятонкий, свистящий, прерывистыйзвук.
Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишказатеяли сыграть квартет.
Отпустилон рыбку золотую и сказал ей ласковое слово. О и О(слайд 3) Однородные члены могут иметь при себе зависимые слова. Такие однородные члены называются распространёнными.
Звёзды то мигали слабым светом, то исчезали.
то О, то О
При первом сказуемом мигали есть зависимые слова слабым светом. Это распространённый однородный член предложения.(слайд 4)
Однородные члены предложения относятся к одному слову и соединяются сочинитель-ными союзами
1. Соединительные союзы и, да (в значении и), ни – ни, как ... ,так и, не только ... , но и, не столько ... , сколько
Я надеялся не только на пощаду , но и на помощь. (А.С. Пушкин).
Перед одиночными союзами и, да запятая не ставится; перед повторяющимися союзами и, да запятая ставится.
И днем и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат. (А.С. Пушкин)
Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая ставится перед каждой парой.
Друзья делили между собой радости и печали , удачи и неудачи.
2. Противительные союзы а, но, да (в значении но), зато, однако
Откладывай безделье, но не откладывай дела.
Однородные члены предложения, связанные противительными союзами, всегда отделя-ются друг от друга запятыми.
3. Разделительные союзы или, либо; то ... , то... ; не то ..., не то ....
То справа, то слева, то позади слышался гул падающих деревьев.
(К.Г. Паустовский)
Если однородные члены связаны двойными союзами, запятая ставится перед второй частью.(Слайды 5-9)
Схемы соединения и разделения однородных членов предложения (слайд 10)
В парке росли астры, розы, георгины, хризантемы.(О,О,О,О)
В парке росли астры и розы, георгины и хризантемы.(О и О,О и О)
В парке росли и астры, и розы, и георгины, и хризантемы.(и О,и О,и О,и О)
В парке росли астры, розы и георгины, но не хризантемы.( О, О и О,но О)(слайд 10)
Закрепление пройденного материала
Выполнение упражнения 1(слайд 11)
1. Бледно-серое небосветлело, холодело, синело.
2.Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый, свободный русский язык.
3. Герасим вошёл в свою комнату, уложил щенка на кровати, прикрыл его армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, он поставил молоко на кровать. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлёбываясь.
4. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей. Она прыгнула к сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу и живо взобралась на мачту.
5. Там в облаках перед народом через леса, через моря колдун несёт богатыря.
Выполнение упражнения 2(слайд 12)
1. И растёт ребёнок там не по дням, а по часам.
2. Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей.
3. Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит, за морями ночлег свой покинуло, на поля, на луга, на макушки ракит золотыми потоками хлынуло.
4. Дом стоял в глухом, заброшенном саду. Он был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями.
5. Ученье без умения – не польза, а беда.
6. Белые лучи уставшего солнца то гаснут в облаках, то серебряным веером падают в овраг ко мне.
7. Сквозь шум волны до них долетели не то вздохи, не то ласково зовущие крики.
Выполнение упражнения 3(слайд 13)
1. Молодая певица исполняла как народные, так и современные песни.
2. Театр ставил не только комедии, но и драмы.
3. Мой друг не только сам хорошо учится, но и помогает отстающим товарищам.
4. Старательные учащиеся получают не только глубокие знания, но и практические навыки.
5. В нашей школе проводились соревнования как по лёгкой, так и по тяжёлой атлетике.
Определения могут быть однородными и неоднородными.
Неоднородные определения отличаются тем, что одно из определений обозначает постоянный признак предмета, образует целостное словосочетание, а другое называет временный признак.
Люблю читать приключенческую художественнуюлитературу. – определение приключенческую относится к целостному словосочетанию художественную литературу. (слайд 14)
Однородные определения произносятся с интонацией перечисления, между ними можно поставить союз и.
Весна идёт, весна идёт! И тихих, тёплых майских дней румяный, светлый хоровод толпится весело за ней. (Ф.Тютчев)
Неоднородные определения произносятся без перечислительной интонации, между ними нельзя поставить союз и, поэтому запятая не ставится.
А.С. Пушкин – великий русскийпоэт. (слайд 15-17)
V. Итог урока
Поиграем в игру «Верно-неверно».(Слайд 18)
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
Однородными могут быть только главные члены предложения.
Если однородные члены не соединены союзами или соединены союзами А,НО, между ними ставится запятая.
Между однородными членами запятая не ставится, если союз И соединяет два члена предложения.
VI. Домашнее задание
Упражнение 5. Прочитайте. Выпишите предложения с неоднородными определениями.
1. Это был стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, полурассеянной улыбкой.
2. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой.
3. Цвет небосклона лёгкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков.
4. Был прекрасный июльский день, один из тех дней, когда погода установилась надолго. 5. По широкому мокрому лугу, по зазеленевшим холмам, по длинной пыльной дороге, по сверкающим обагрённым кустам и по реке полились сперва алые, потом красные золотые потоки молодого горячего света.
6. В такие дни краски все смягчены, светлы, но не ярки. 7. В сухом чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой.
8. Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко. (И.С. Тургенев)