Тема урока: «Правописание глаголов».»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Задачи урока:
Обучающая: повторить правила правописания глаголов: временные формы глагола, начальная форма, спряжение глаголов; способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.
2) Развивающая: развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся; активизировать словарный запас.
3) Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход урока.
Оргмомент. Приветствие
2. Введение в тему. Постановка целей и задач
-Сейчас зима. холода, морозы. Вы любите холод? Скажите, чего ждем от природы, чего хотим много-много? Я вам загадаю загадку.
Тихо по небу плывёт
И тепло нам отдаёт.(солнце)
-Что делает солнце, чтобы нам с вами было хорошо?
Посмотрите внимательно на доску. Прочитайте.
Греет, светит, смотрит, сверкает.
- Правильно, сейчас вы запишите слова в тетрадь. Пишем чисто и красиво.
-Что можно сказать о данных словах? (глаголы)
-И тема нашего урока?
- «Глагол. Повторение о глаголе»
- Какую задачу мы поставим перед собой на этом уроке?
-Сегодня на уроке мы будем повторять тему «Глагол» и вспомним , что знаем об этой части речи.
- Что мы знаем о глаголах? Какие слова называются глаголами?
- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?
Делают вывод.
Учитель: Так какую же роль играет глагол в речи?
Ответ учеников: Без глаголов наша речь бедна, а глагол делает её ясной и понятной.(дети оценивают работу друг у друга).
Повторение знании.
1 шаг. Заблудившиеся глаголы. Распределить по временам.Совещаются, разбирают глаголы.(парами)
Встречает визжал прочитает
трещит поскрипывал запишет
скрипит дул. нарисует
воет скулил вспомнит
удивил
Каждый делает вывод.
Глаголы изменяются по временам.
- Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.
- Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.
- Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени. (оценивание работ).
2шаг.
Цель: развивать умение образовывать глаголы неопределённой формы и умение определять спряжение .
Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы и определите спряжение: обед, черный, звон,рассказ,победа.
Вспомните, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
(Обедать – 1спр., чернеть - 1 спр., звонить– 2 спр.,рассказать – 1 спр., победить – 2 спр.)
Вывод.
Что такое спряжение? (спряжение – это изменение по лицам и числам)
- Какие глаголы относятся к первому спряжению? (глаголы оканчивающиеся на –ать, -ять, -уть, -оть, -ыть, - ете. А также глаголы брить, стелить)
- Какие глаголы относятся ко второму спряжению? (глаголы оканчивающиеся на –ить. А также глаголы смотреть , обидеть, слышать , видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть, и терпеть.
4.Физминутка .
Если глагол 1 спр- сидим, если 2 спр- встаём.
Потушить, дышать, тянуть, встречать, ненавидеть, гнать, держать,брить
Вставь пропущенную гласную.
Сформулируй правило о правописании безударного окончания глаголов.
Смотр…т, готов…т, мо…т, терп…т, верт…т, называ…тся, гон…тся, любу…тся, отреза…т.
3 шаг. Повторение знании.
Раскрой скобки.
Сформулируй правило о написании не с глаголами.
(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает.
Из какого ковша (не) едят и (не) пьют, а только на него глядят.
_-спишите любую загадку в тетрадь
шаг. Выбери нужное окончание. Сформулируй правило о написании окончаний у глаголов прошедшего времени.
У двери стоял..( о, а, и) маленький ребенок.
В шкафу стоял..( о, а, и) хрустальная посуда.
Среди грядок стоял..( о, а, и) соломенное чучело.
На полке стоял..( о, а, и) разные книги.
5 шаг Сформулируй правило о правописании глаголов на конце с шипящей.
Тише едеш(?) – дальше будеш( ? ).
Нужно береч(?) платье снову, а честь смолоду.
6 шаг. Сформулируй правило о написании ТЬСЯ, ТСЯ в глаголах.
Дети пошли купат(?)ся на озеро.
Они веселят(?)ся и громко кричат. Физминутка
шаг. Выполняем роль учителя.(текст ищем ошибки)
8шагВыполнение теста.
1. Глагол – это
а) самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
б) самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
в) самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей
2.Найди глаголы прошедшего времени.
а) дымит
б) плясал
в) печатает
г) пилил
3. Найди предложения с глаголами первого лица единственного числа.
а) Бегу быстрее тебя на стадион.
б) Не отказываемся убрать снег со двора.
в) Всегда спешим на помощь друзьям.
г) Не достаю я до этого крючка!
4. Поставь глаголы в неопределенную форму.
Скучали - ___________________. Прячут - __________________________.
Бегает - _____________________. Гуляла - __________________________.
Поглядел -___________________. Любит - __________________
5.Если глагол в неопределенной форме оканчивается на -ОТЬ, -АТЬ, -УТЬ, то он относится к
а)1 спряжению
б)2 спряжению
6.Найди "лишний" глагол
а) смотреть
б)видеть
в)терпеть
г)глядеть
д)обидеть
7. Выберите глагол женского рода
а) полетело
б)пришла
в)посмотрел
г)писали
6. Итоги урока. Рефлекция. Домашнее задание.
Дети и педагог подводят итоги урока
Продолжите предложения:
Я понял, что …..
Мне было интересно…..
Мне было трудно …..
Выставление оценок.
-А где мы можем использововать наши умения и знания о глаголах. Для чего они нам нужны?
- Вы отлично поработали на уроке, и в память о нем я дарю вам солнышки. Будьте как солнце. Дарите своё тепло и нежность друзьям.