Тема урока
Типы односоставных предложений. Определенно-личные предложения.
Цели урока
Создать условия для формирования умения различать односоставные и двусоставные предложения; ознакомить учащихся с видами односоставных предложений; определить особенности определенно-личных предложений; научить учащихся находить и выделять определенно-личные предложения.
Ожидаемые результаты
Учащиеся знают отличия двусоставного предложения от односоставного, знают виды односоставных предложений; умеют находить в тексте определенно-личные предложения.
Ключевые идеи урока
Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Определенно-личными называются предложения, в которых главный член-сказуемое ясно указывает на действующее лицо. Сказуемое выражено глаголом в форме 1-го или 2-го лица ед. или мн.числа.
Методы обучения
Наглядный (презентация), словесный (беседа, объяснение), практический, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности учащихся
Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Этапы урока:
Время
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания
1. Психологический настрой
2. Мотивационный этап
2 мин
Вопросы:
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Вы с ним согласны?
Доброе утро, дорогие ребята. Эпиграфом нашего урока будут служить слова: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
- Так давайте сегодняшний урок мы проведем под этим девизом. Не будем терять время и перейдем к уроку.
Но прежде я бы хотела, чтобы каждый из вас сказал свои пожелания друг другу на этот урок.
Учащиеся приветствуют учителя и всех присутствующих, отвечают на вопросы, говорят свои пожелания друг другу и записывают дату в тетради.
3. Проверка дом.задания.
5 мин
Задание 1: составить
кластер «Второстепенные члены предложения».
*Цель задания: повторить изученный материал по второстепенным членам предложения.
Наблюдает за ходом выполнения задания, слушает выступление каждой группы.
При формировании групп учитель использует дифференцированный подход: в одной команде работают разные по уровню знаний учащиеся.
Учащиеся работают в группах, составляют кластеры и представляют свои работы соседней группе.
Оценивание – формативное: группы оценивают работы друг друга по составленным критериям.
*В группах заранее назначены наблюдатели (наиболее сильные учащиеся), которые изучают работу группы изнутри, деятельность каждого участника групповой работы)
4.Актуализация имеющихся знаний.
3 мин
Задание 2: подчеркнуть грамматическую основу и второстепенные члены предложения, определить вид второстепенных членов.
Приготовишься к выходу на искусственный лед манежа.
Дает под запись учащимся предложение, объясняет порядок выполнения.
Дети выполняют задание, один учащийся работает у доски.
*Цель задания: проверить, насколько учащиеся усвоили изученную тему.
5.Вызов.
4 мин
Задание 3:
даны 5предложений:
1) Я умею читать книги.
2)Люблю классическую музыку.
3)По радио объявили о посадке самолета.
4)Мне не спится.
5)Какая ночь!
?Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы.
(устно)
Дает пояснения к заданию, наблюдает за работой учащихся.
Показывает учащимся презентацию «Типы односоставных предложений».
*Цель: сформировать у учащихся четкое представление о видах односоставных предложений.
Работают в группах над поставленным заданием.
Самостоятельно выводят тему урока и записывают ее.
Приходят к выводу, что в односоставных предложениях только один главный член предложения.
Цель данного задания:
Направить учащихся на формулирование основного отличия двусоставных предложений от односоставных.
6.Осмысление.
Изучение новой темы.
6 мин
Задание 4: ознакомившись с материалами учебника на стр.134-136., подготовьте презентацию «Определенно-личные предложения».
Наблюдает за ходом выполнения задания, слушает выступления групп.
Готовят сообщение, выступают перед другими группами, оценивают работы друг друга.
Работа с учебником.
Данная работа позволяет учащимся самостоятельное изучить новую тему урока.
7. Словарная работа
2 мин
Задание 5: записать словарные слова и запомнить их правописание.
Знакомит с новыми словами урока:
Интеллигент
Иллюстрация
Каталог
Осваивают новые слова, записывают их в тетрадь.
Запись и проговаривание словарных слов направлено на предотвращение будущих ошибок в написании и произношении.
9.Физминутка.
2 мин
Выполнение разминки под музыку.
Вместе с учащимися выполняет физминутку.
Ученики делают разминку.
10. Работа по учебнику.
5 мин
Задание 6: записать предложение из упр.266, подчеркнуть грамм.основу, указать значение и грамм.признаки глаголов.
(каждому учащемуся дается одно предложение из упр.266)
Называет каждому учащемуся номер предложения из упр.266 для разбора.
После выполнения дает каждому ученику вариант правильного выполнения.
Учащиеся выполняют задание, затем вслух его комментируют.
Таким образом можно проверить уровень усвоенности изученного материала каждым учеником.
11. Игра «Устный счет».
4
На интерактивной доске выведен текст.
Задание: Подсчитайте, хватит ли Вам денег купить школьную форму стоимостью 20 У.Е., если в обменном пункте определённо-личные предложения оцениваются в 5 У.Е.
- Обучаясь в школе, Вам часто приходится превозмогать себя, борясь с трудностями. Поэтому сейчас немного отдохнём и поиграем в экономистов.
Работают в группах, находят в тексте определенно-личные предложения.
Комментарии.
Цель данного задания: посмотреть, насколько учащиеся научились находить в тексте определенно-личные предложения.
11. Самостоятельная работа учащихся.
5 мин
Задание 7: тестовые задания
(2 варианта)
Раздает учащимся варианты тестовых заданий.
Выполняют задание на листах.
12.*Дополни-тельное задание.
4 мин
Упр.272.
Дает дополнительное задание ученикам, которые выполнили все задания к уроку.
Работают в тетрадях.
Данное задание предусмотрено для более сильных учеников, которые справляются с заданиями раньше остальных.
13.Рефлексия
2 мин
Подведение итогов урока.
Рефлексия учащихся на стикерах.
Подводит итоги урока, предлагает учащимся написать на стикерах свое мнение об уроке:
- Понравился ли вам урок?
- Были ли сложности? Если да, то какие.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Выставляет оценки за урок. Критерии:
- активность на уроке;
- старательность;
- уровень владения изученным материалом;
- поведение на уроке.
Отвечают на вопросы, подводя итоги.
Записывают свое мнение об уроке на стикерах и прикрепляют их к корзине (на доске).
В конце урока слово дается наблюдателям групп. Они говорят свое мнение о работе всей группы, оценивают каждого участника и ставят оценку.
14.Домашнее задание
1 мин
Дом.задание:
1) стр. стр.123, 134-136. – правило;
2) упр. 274.
Поясняет домашнее задание.
Записывают домашнее задание.