3.Воспитание интереса к русскому языку, чувства коллективизма.
Тип урока: повторение изученного по теме «Предлог»
Вид урока : урок-соревнование.
Технология: на игровой и групповой основе.
Оборудование:
-музыкальное оформление
-текст-отрывок из «статьи начинающего журналиста» «Путешествие кошки»
-бейджики
-жетоны
-орфографические словари
-статья о фестивале
-подставки под названия газет
ХОД УРОКА:
I.Организационный момент.
Класс делится на две команды, ребята придумывают названия команд, в которых есть предлоги.
II. Работа по теме урока.
Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы повторим пройденный материал по теме «Предлог», но сделаем это в необычной форме. Представьте, что наш класс – это редакция газеты. У нас в редакции собрались представители двух газет: журналисты, корректоры – работники, занимающиеся чтением текста и его правой, редакторы – самые главные и ответственные лица, а также – секретари-машинистки.
Представьте нам, пожалуйста. Названия своих газет. Мы начинаем работу. Выполнять все задания нужно дружно, быстро, тихо, чтобы не мешать другим.
Редакторский отдел.
В типографии невнимательно набрали материалы. Когда напечатали пробный выпуск, то обнаружили, что некоторые слова (предлоги) написаны неправильно.
У каждой команды на столе лежит вариант статьи. Ваша задача: отредактировать текст и подготовить его к публикации, то есть предлоги, заключенные в скобки, написать правильно Итак, кто быстрее и правильнее выполнит задание, получит жетон. Время пошло.
Статья.
(В) республиканском центре детского творчества прошел праздник фольклора – традиционный детский фестиваль «Золотые россыпи». (В) нем приняли участие 25 творческих коллективов (изо) всех в районов, прошедшие районные отборочные туры (в течение) января.
(В) этом году фестиваль посвящен фольклору. (В) связи с этим по итогам научно-исследовательской работы обучающихся было решено добавить номинацию «Фольклорное наследие моего села». Итоги фестиваля подводило компетентное жюри, (в) состав которого вошли профессиональные музыканты, ученые-фольклористы, хореограф и краевед.
Главная идея выступления – дружба между народами должна быть крепкой. В целом все члены жюри отметили, что получили настоящее удовольствие (от) каждого выступления…
А теперь давайте проверим, что получилось у наших работников газеты. Они выполнили задание. (Один из участников объясняет).
Замечательно! Молодцы!
Игра-дешифровка.
Представьте, что Вы получили телеграмму. Как Вы знаете, в них пропускаются предлоги и знаки препинания для экономии. Ваша задача – расшифровать телеграмму, вставляя предлоги и знаки препинания.
Текст телеграммы
Конце месяца мы мамой приедем тебе гости.
А каким еще частями речи кроме существительных могут употребляться предлоги?. (посмотрите в предыдущем тексте).
Вывод: предлоги могут употребляться с существительными, местоимениями, числительными.
Машинописное бюро.
А сейчас мы с Вами побываем в машинописном бюро, и я расскажу Вам про одного хитренького секретаря. Он не любил печатать много букв, а всегда, если это было возможно. Заменял какое-нибудь лишнее слово на более короткое.
Давайте попробуем и мы так сделать, а вдруг получится. Я буду читать предлоги, а Вы записывайте соответствующие им по значению
1.Вследствие (=по причине)
2.Наподобие (=подобно, вроде)
3.Насчет (=о)
4.Ввиду (=из-за)
Вручается жетон победителю.
Производственная гимнастика.
Давайте попробуем изобразить, как человек читает газету, отмахивается ею как веером, скручивает в трубку си смотрит как в подзорную трубу, скрученной газетой отмахивается.
Отдел «Справочное бюро»
В редакции газеты есть рубрика «Справочное бюро».
Послушаем ее сотрудников.
Предлог ради происходит от древнего глагола радъти – заботиться.
В старину существовало общеславянское существительное крома – границ, край. (сравните современное кромка). От местного падежа этого существительного произошел предлог кроме с первичным значением (с краю, не входя в общее число).
Слово пръкъ в старославянском языке обозначало спор, запрет (сравните современное слово упрек, прекословить). От слияния предлога во с этим существительным в вин. падеже и произошел предлог вопреки чему-либо.
Составьте с предлогом кроме и вопреки словосочетания или предложения.
6) Важное спецзадание.
Мы продолжим наше сотрудничество.
Отправляем на спецзадание от команды по одному сотруднику. Хороший журналист знает, как лучше задать вопрос.
Я буду называть начало словосочетания с предлогом, а Вы продолжите его, поставив зависимое слово в нужном падеже:
-выросла благодаря (кому?)
-зазеленела благодаря (чему?)
-поспешили вопреки (чему?)
-сделал наперекор (кому?)
-посеяли наперекор (чему?)
В каком стиле речи чаще всего используются предлоги, с которыми мы сейчас работали?
А теперь поработаем корректорами.
7)
На карточках написан текст- отрывок из рассказа начинающего журналиста. В нем допущены ошибки. Их необходимо исправить.
Спишите текст, указывая над словами со скобками части речи.
Одна кошка в первые по шла по улице. Пр ойдя немного, она за метила дом и за глянула вокно, в котором только что за горелся свет. Вкомнате кошка у видела устола пятерыз детей. Наодном был маскарадный костюм. Кошка за бралась надерево и стала на блюдать задетьми.
Проверка:17 ошибок.
Сделайте вывод : с какими частями речи могут употребляться предлоги, а с какими нет?
Редакторы сообщают количество набранных жетонов и ставят оценки вместе с учителем
Остальные выполняют задание №8
8) Коллективная работа Выберите правильное словосочетание.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
["file_id"] => string(6) "116664"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412579613"
}
}