kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка на тему "ПРЕДЛОГ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

О предлоге как служебной части речи и способах распознавания его в текстах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка на тему "ПРЕДЛОГ"»

Предмет: русский язык

Учитель: Ростовцева И.И.


Разработка урока

Предлог как часть речи


Цель урока:

  • формировать представление о предлоге как служебной части речи;

  • формировать умение узнавать предлоги и характеризовать их.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

3.Слово учителя.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Прием «Верно – неверно»- (Повторить «Самостоятельные части речи»)

1. Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются  части слова.

2.  Части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия.

3. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? называется  именем существительным.

4. Имена числительные делятся на количественные и порядковые.

5. Пятеро – это имя существительное.

6. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

7. Местоимение СЕБЯ – личное местоимение.

8.  Порядковые числительные отвечают на вопрос: какой? который?

9. Глаголы склоняются по падежам.

10. Причастие отвечает на вопрос : что делая?. Что сделав?

Игра «Четвертый лишний»-

Существительное

Глагол

Предлог

Наречие

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Итак, тема сегодняшнего урока: «Служебные части речи. Предлог»

Кроме знаменательных, в русском языке есть служебные части речи: ПРЕДЛОГ (в, па, с, из и др.), СОЮЗ (и, а, но, что, чтобы и др.), ЧАСТИЦА (не, ни, бы и др.).

В отличие от знаменательных, служебные части речи не называют предметов, действий, признаков, а только показывают отношения между ними (служат для связи слов или предложений, а также для того, чтобы придать словам или предложениям различные оттенки значения).

Например:

1) Весть о появлении Пугачёва разнеслась по крепости (П.)— предлог О связывает знаменательные слова весть и появлении, а предлог ПО — слова разнеслась и крепости.

2) Молодость и природа ускорили моё выздоровление. (П.) — союз И служит для связи двух подлежащих (молодость, природаii).

3) Гремел гром, и шёл дождь. (Пришв.) союз И служит для связи двух предложении.

4) Небо не прояснилось (Т.) — частица НЕ вносит в предложе­ние отрицательное значение.


СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ немногочисленны, но необыкновенно важны и находятся в первой десятке по частоте употребления: предлог занимает четвертое место, союз - седьмое, роль частиц также велика. Но при этом служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий и не могут быть членами предложения. Они «прислуживают» самостоятельным частям речи, выражая различные отношения между словами (предлог), или связывая слова в словосочетания и предложения (союз), или внося различные смысловые оттенки в предложения (частицы).



II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА



СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (предлоги, союзы, части­цы), в отличие от самостоятельных, не называют пред­метов и явлений, их количество, свойства, качества и действия, не бывают членами предложения и не из­меняются. Они нужны для связи слов и предложений, а также для передачи дополнительных значений.

ПРЕДЛОГ — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосо­четаниях и предложениях: вернуться ИЗ-ЗА непогоды, К двум прибавить три, приготовить ДЛЯ нас.

Предлоги не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения: Солнце влияет на погоду.

В русском языке обычно предлоги безударные, но в некоторых случаях ударение может переходить на предлог.

Обратите внимание!

надеть НА руку, НА ногу, остаться НА год, НА ночь, НА день, повернуться НА бок, идти ПО лесу, ПО полю, ударить ПО носу, ПО уху,

сделать ЗА ночь, ЗА день, выехать ЗА город, спрятать ЗА спину, выйти ИЗ дому, ИЗ лесу, взять ПОД руки.

  • Спишите, вставляя нужные буквы и объясняя орфограммы. Выделите предлоги и определите, с какими словами они связа­ны, а также какой частью речи являются эти слова.

Почему в Якутии нет пустыни?

В Якутии выпадает очень мало осадков, ир(е/и)бл(е/и)- зительно столько, сколько и в пустын(и/е) Каракумы. Так почему же в Якутии не появляет(ь?)ся пустыня? Просто там в почве зал(и/е)гает м(и/е)рзлота. Посте- пе(н/нн)о оттаивая, она р(о/а)вномерно снабжает влагой траву, кустарники и дерев(ь?)я. Не будь её, в Якутии вместо лесов была бы пустыня.

(По А. Смирнову)

ПРЕДЛОГ — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении. Предлоги не изменяются и не являются членами предложения. Предлоги выражают различные отношения: пространственные; временные; причинные.

Предлоги , состоящие из одного слова, называются ПРОСТЫМИ (в, на, к, от, до, из, вопреки, после и др.). Предлоги, состоящие из двух и более слов, называются СОСТАВНЫМИ (несмотря на, в заключение и др.).

Предлоги делятся на непроизводные и производные.

НЕПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ : без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через.

ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ образованы от самостоятельных частей речи  путем утраты ими своего значения и морфологических признаков.

Следует различать производные предлоги от омонимичных им самостоятельных частей речи.

1.      Предлоги: напротив дома, впереди отряда, возле реки, внутри палатки, кругом сада, вдоль дороги, вблизи берега , согласно указанию;

вокруг оси, ввиду ненастья, насчет работы, вследствие дождя, в течение суток, в продолжение ночи, сказать в заключениев силу обстоятельств;

благодаря дождю, несмотря на болезнь.

2.      Самостоятельные части речи:

Наречие: живу напротив , идти впереди, стоять возле, вымыть внутри, осмотрел кругом, наклеить вдоль, не было вблизи, жить согласно, оглянулся вокруг, иметь в виду

Имя существительное: положить на счет банка, в следствии по данному делу, в течении реки, в продолжении романа, в заключении на книгу, верить в силу.

Деепричастие: благодаря хозяйку, не смотря по сторонам.

Производные предлоги обычно употребляются с одним каким-либо падежом. Многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами.

Предлоги могут выражать следующие значения:

1) ОБЪЕКТНОЕ: рассказать о себе, тоска по родине,

2) ПРОСТРАНСТВЕННОЕ: жить в Москве / под Москвой / около метро,

3) ВРЕМЕННОЕ: прийти к вечеру, работать до / после обеда, прийти через день,

4) ПРИЧИННОЕ: не прийти из-за / вследствие / по / ввиду болезни,

5) ЦЕЛЕВОЕ: жить ради детей, подарить на память, сделать для друга,

6) СРАВНИТЕЛЬНОЕ: величиной с кулак, пойти в мать,

7) ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ: читать без выражения, есть с аппетитом,

8) ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ: лодка с парусом, юбка в клетку, пальто на пуху.

Предлоги помогают связывать слова в словосочетании, уточняют смысл высказывания, вносят обстоятельственные значения. Употребление предлога с учетом грамматических норм – обязательное условие хорошей и правильной речи. Предлоги обычно находятся перед словом, с которым употребляются. Некоторые употребляются  после существительного: ради чего и чего ради.

После прочтения заполните таблицу. Можно использовать инсерт.

V” – знаю, известно

“+” – новое, надо изучить

“?” - есть вопросы, нужны дополнительные сведения, консультации

 

III. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Приступаем к работе. Выполните данные задания. Упражнение по требует расширенных знаний. Добудьте их и выполните задания. УДАЧИ! Работа в группах.

Упражнение 1. Подберите  к данным ниже словам и запишите подходящие по значению существительные в нужной форме, используя, если это требуется, предлоги.

Верить (кому?), вера (во что?), уверенность (в чем?); порадоваться (чему?), рад (за кого?), обрадован (чем?); рассказывать (о чем?), указывать (на что?), доказывать (что?), объяснить (что?); одеть (кого?), (во что?), надеть (что? ), (на что? или на кого?); обменяться (чем?), (с кем?); убеждать (в чем?), возражать (против чего?); рассердиться (на кого?), рассержен (чем?); смириться (перед чем? с чем?), примириться (с чем?).

- Понаблюдайте, в каких словосочетаниях связь зависимого существительного с главным словом осуществляется при помощи падежного окончания, а в каких, кроме окончания, «на службу» существительному приходит предлог. Укажите над существительными падеж, обозначьте окончания, предлоги.

*Упражнение 2 Это интересно! Вы уже знаете, что предлоги, в отличие от самостоятельных слов, не называют предметы, признаки, действия, и в этом смысле у них нет лексического значения. Они, как правило, употребляются при косвенных падежах имен существительных, уточняя их грамматическое значение. И все-таки в языке есть устойчивые сочетания, состоящие из одних служебных слов.

Например: за и против; от и до; не благодаря, а вопреки. 

- Попробуйте составить предложения, где были бы уместны такие сочетания.

Упражнение 3. В некоторых случаях ударение переходит с самостоятельного слова на предлог (гуляли по лесу, взялись за руки). Прочитайте данные ниже сочетания слов вслух. Расставьте знаки ударения над предлогами.

За уши не оттащишь , слушать во все уши; без году неделя; бок о бок; водить за нос, бормотать под нос; зуб на зуб не попадает, зуб за зуб; идти рука об руку, брать ребенка на руки, посмотреть на (свои) руки; хватает за душу, на душу населения, посмеялись от души; сжить со свету, сесть ближе к свету.

- Какие из данных сочетаний слов можно отнести к фразеологизмам? Объясните их значение.

Упражнение 4. Распределите предлоги, выписывая:

а) простые (состоящие из одного слова),

б) сложные (образованные путем соединения простых),

в) составные (состоящие из двух или трех слов).

Из, за, из-за, около (посёлка),  под, из-под, вследствие (неудачи), во время (фестиваля), по-над, в связи с (непогодой), при, по-за, наподобие (скафандра) , несмотря на (возраст), насчет (поездки), в отличие от (старшего поколения), вдоль (реки), в целях (тренировки), в течение (недели), ввиду (изменений в расписании), благодаря (взаимопомощи), в продолжение (десятилетия).


А

Б

В





- Как объяснить, что рядом с некоторыми предлогами в скобках даны слова? Почему и для чего это сделано?

Проверка материала. Обсуждение. Работа по таблице (вопрос-ответ: не знал-узнал).

ОТВЕТЫ

Упражнение 2. 1) Ни с того ни с сего ; на весь век; в том-то и дело; изо всех сил.

Упражнение 3. За уши не оттащишь, без году неделя, бок о бок, водить за нос, зуб на зуб не попадает, идти рука об руку, брать ребёнка на руки, хватает за душу, сжить со свету.


IV. ИТОГ УРОКА.

СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА.

 Созданные синквейны:

1 группа

2 группа

3 группа

1.Предлог.

2.Простой, составной

3.Зависит, относится, используется

4.Предлог – это часть речи.

5.Необходимость.

1.Предлог

2.Ударный, безударный

3.Служит, ставится, состоит

4.Это служебная часть речи

5.Препозиция

1.Предлог

2.Производный, непроизводный

3.Переходит, употребляется, помогает

4.Иногла используется во фразеологизмах

5.Часть речи


V. РЕФЛЕКСИЯ.

  • Какие ключевые понятия усвоены?

  • Что вызвало трудности, каковы причины этого?

  • Личная оценка качества усвоения материала.

  • Личная оценка активности, вклада в урок

  • Предложения по теме, уроку.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Подготовиться по учебнику к ответу на вопросы по теме урока.






5

Предлог

(разработка урока)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока русского языка на тему "ПРЕДЛОГ"

Автор: Ростовцева Ирина Ильинична

Дата: 19.04.2017

Номер свидетельства: 410210

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "разработка урока русского языка " Имя существительное. Обобщение" "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "142775"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418364664"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "116664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412579613"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект урока русского языка по теме "Предлог. Роль предлогов в предложении." 2 класс. УМК "Школа 2100" "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-priedlogh-rol-priedloghov-v-priedlozhienii-2-klass-umk-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "137676"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417419941"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(71) "primenenie_igrovykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "476603"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535538846"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства