Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 7 классе»
Разработка открытого урока в 7Б классе
Тема: Закрепление и совершенствование знаний по теме «Причастие».
Цели урока:
Диагностика усвоения темы «Причастие».
Орфографический и синтаксический повтор.
Задачи:
Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.
Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.
Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.
Оборудование: экран, компьютер, презентация.
Ход урока:
Записать число.
1.Постановка задач урока.
Все мы родом из детства, и всем нравятся сказки. И сегодня мы начнем наш урок с необычной сказки, которая называется «Диковинные плоды»
Диковинные плоды.
Старый учёный языковед служил в морфологическом саду, он выращивал не фрукты, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения, и вывел уже несколько новых сортов. «Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного», – размышлял как-то учёный… Сказано — сделано.
Через несколько лет выросли плоды: не глаголы, не прилагательные, а назвали их как? (причастия)
Тема нашего урока: Закрепление и совершенствование знаний по теме «Причастие».
-Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Повторим знания о причастии как части речи, об обособлении причастных оборотов на письме, о правописании причастий и употреблении в речи)
2.Словарная работа.
1)Словарный диктант
1.Структура, состоящая из запутанных путей к выходу или путей, ведущих в тупик (лабиринт); 2.Информация, которую распространяют с целью привлечения клиентов (реклама); 3.Вид искусства, сценическое представление драматических произведений, которое осуществляют актёры перед зрителями (театр); 4)Углубление, полое пространство под землёй или в горном массиве, имеющее выход наружу (пещера); 5)ситуация, представляемая человеком, не соответствующая реальности, но выражающая его желания. (фантазия); 6)Большая форма эпического жанра литературы (роман); 7)Избыточно увлажнённый участок земли, на котором происходит накопление неразложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф (болото) 8)Реакция человека на несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также вызванные этим отрицательно окрашенные эмоции (обида); 9)Глубокая впадина с обрывистыми краями, ложбина на земной поверхности(овраг); 10)Произведение живописи в красках на холсте или бумаге (картина)
2) Ознакомление с новыми словами
Ландшафт (это сложившийся веками образ и характер местности. В зависимости от деятельности человека, природный ландшафт постоянно изменяется. Дословно может быть переведен как «образ края»)
Это интересно: Впервые это слово было употреблено германскими монахами двенадцать веков назад. Они вкладывали в это слово религиозный смысл. Это была земля, объединяющая всех христиан.
Экспедиция (путешествие со специально определённой целью — научной или военной).
Это интересно: Российско-японская научная экспедиция, которая проходила с 10 по 20 сентября на Курилах, обнаружила на Курильских островах несколько медведей уникального серебристого окраса, а также летучую мышь-альбиноса.
3.Повторение знаний о причастии . (Учащиеся получают задания для работы на доске) Птенцы, окрепшие за лето, приготовились к первому перелету на юг. Солнце, так ярко светившее летом, теперь редко появляется из-за туч.
Задание: закончить предложения
1).Причастие – это…
2).Причастия бывают…
3).В предложении причастия бывают…
4).Причастный оборот – это…
5).Причастный оборот на письме выделяется запятыми, если…
6).Действительными причастиями называются те, которые обозначают…
7).Суффиксами действительных причастий настоящего и прошедшего времени являются…
8)В суффиксах действительных причастий настоящего времени пишем «у», «ю», если они образованы …, пишем «а», «я», если они образованы …
9)Страдательными причастиями называются те, которые обозначают…
10).Суффиксами страдательных причастий настоящего и прошедшего времени являются…
11).В суффиксах страдательных причастий настоящего времени пишем «о», «е», если они образованы …, пишем «и», если они образованы …
12).Две буквы Н пишутся в суффиксах…
13)НЕ пишется с причастиями раздельно…
Владимир Иванович Даль в «Словаре живого великорусского языка) определил причастие так: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
-Какие признаки глагола имеет причастие? Какие признаки прилагательного?
3. Разбор причастий по составу по вариантам
1 вариант 2 вариант
пронёсшийся написавший
плачущая звонящий
переписанный вынесенный
выброшенный рассыпанные
охраняемые расширяемый
мучимый ведомый
неизменяемые развеселившийся
осмыслен прочитано
4. Обособление причастных оборотов.
Упражнение 145, стр.71.
5.Правописание не с причастиями. (карточки ученикам)
1. Птиц гон…т на юг (не) наступающий холод, а недостаток корма . 2. Над (не)раста…вшей лед…ной сердцевиной озера с криками носились чайки. 3. Изредка набегающий ветерок чуть-чуть шелестел дубовой листвой, еще (не)опавшей на землю. 4.Мошка тучами в...лась над (не)вставшими с земли людьми. 5. Люди, никогда (не)бывавшие в этих районах, не могут себе представить тропический зимний дождь. 6. Берега реки (не)измяты ничьим прикосновением . 7. Мы бредем по тем дорожкам, где (не)скошена трава. 8. Огонек в башне св…тился ровным, (не)мигающим светом.
6.Создание рассказа о причастии
В заключении создадим рассказ на лингвистическую тему.Возьмите карточки, вставьте нужные слова.
Причастие – это ............................... форма ......................................., которая совмещает в себе признаки ..................... (время, вид) и признаки ............................ (изменяется по родам, числам и падежам).
Причастия образуются от .............................. с помощью специальных суффиксов: .................................................................. .
Причастия в предложении обычно бывают ................................................... и отвечают на вопросы: ................................................................................................
При них часто находятся зависимые слова и образуют ..................................................................., который может находиться как перед определяемым..........................., так и после него.
Если причастный оборот стоит перед.................................., то он .............................................. запятой, если же он стоит после ....................................... слова, то он всегда выделяется запятыми.
Причастия могут быть страдательными и ..........................................................
Страдательные причастия имеют полную и .......................................формы.
Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли.............................. и с НЕ пишутся ------------. В суффиксах кратких причастий пишется .......... буква Н.
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание.
Упр.1 (устно), из упр.3 (морф. разборы), стр.72-73.
Карточка для индивидуальной работы
Спишите, расставьте пропущенные знаки и раскройте скобки.
(Не)осмысленные понятия легко забываются. Правила хорошо помнишь, если они (не)вызубрены а осмыслены. Надо только понять (не)понятное, осознать (не)осознанное и расстаться с ничем (не)оправданной уверенностью, что все произойдет само собой. (Не)ослабевающий интерес к миру– ваш союзник в учебе. Этот путь (не)закрыт любому.
Карточка для работы у доски
Птенцы, окрепшие за лето, приготовились к первому перелету на юг.