Приветствие Добрый день! Встаньте в круг, ребята! Поднимите руки навстречу солнцу, согрейте свои ладошки его теплом. Возьмитесь за руки и передайте это тепло друг другу. В добрый путь за знаниями! Актуализация знаний. «Мозговой штурм» Подготовка к активной познавательной деятельности - Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. На свете много профессий разных, И все они людям нужны, От самых простых и до самых важных, Все они в жизни важны. - Вы догадались, ребята, о чём пойдёт речь на уроке? - Мы будем продолжать говорить о профессиях. И тема сегодняшнего урока «Все профессии важны» (на интерактивной доске появляется запись). Распределение по группам Работать будем в группах. Выберите картинки. Те, у кого на картинках изображены профессии, где люди работают руками, образуют 1 группу (пекарь, строитель, повар). Те, кто выбрал картинки, где люди занимаются обслуживанием, предоставляют услуги (продавец, парикмахер, портной) образуют 2 группу, а те, кто выбрал профессии, которые помогают нам отдохнуть, порадоваться (певец, художник, музыкант) образуют 3 группу. Определение цели урока. Какие же цели мы можем поставить перед собой на уроке по этой теме? (ученики формулируют цель) Учитель: Жизнь в современном мире просто невозможно представить без людей различных профессий. Машины, здания, мебель, одежда – всё, что нас окружает – результат кропотливого труда многих людей. И каждый из них – специалист в своей области. Сегодня в мире насчитывается около 50тысяч различных профессий. Можно ли среди них выделить самую главную? Затрудняетесь ли вы ответить на этот вопрос? Почему? Вернёмся к нему после прочтения притчи. (ребята отвечают, но вопрос остаётся открытым)
- Вспомните, что такое притча? 1 задание СГ4 (направлено на развитие умения прогнозировать содержание текста, задание выполняется в группах) Приём «Чтение с остановками» - Прочитайте название притчи ( «Самая важная профессия».) Как вы думаете, о чём она будет? - Рассмотрите рисунки, предположите, что произойдёт в начале притчи? (ребята рассматривают картинки) (обсуждают в группах, пишут на листочках, прикрепляют к стволу дерева) (заспорили как-то люди, какая профессия самая важная. Все профессии они перечисляли, а про повара забыли, потому что не считали эту профессию важной) - Прослушайте первую часть притчи. В доме одного мудреца любили собираться учёные мужи. Часто в своих разговорах они обсуждали важные дела. Однажды они стали рассуждать, какая профессия самая важная. - Каждому нужно образование,- говорил один мудрец.- Значит профессия учителя самая нужная. - Благодаря строителям у нас есть дома и прекрасные здания,- возразил второй. - А как же обойтись без музыкантов, поэтов и художников. Они делают нашу жизнь прекрасной!- воскликнул третий мудрец. Во время этого спора в комнате находился молодой повар мудреца, который сказал: - О, светлейшие! Вы ничего не сказали о профессии повара. Но хозяин велел ему не вмешиваться в разговор умных людей. - Иди на кухню и займись делом! И помни, что труд повара не так уж и важен. Юноша молча покинул комнату. (Пауза) Вопросы: ОС (обратная связь) - Какие профессии, по мнению мудрецов, были самые важные? Какие нет? - Удалось ли вам предугадать её начало по рисункам? Что вам в этом помогло? (на рисунках представлены основные события, герои) Приём «Древо предсказаний» Ответьте на вопросы в группах - Что могло произойти дальше? (работают в группах, вешают листочки на ствол дерева) - Что у вас подтвердилось, а что нет, мы узнаем после прочтения притчи. Прослушайте вторую часть притчи. Учитель читает продолжение притчи В этот день хозяин сам готовил обед, так как его молодой повар куда-то исчез. Друзья мудреца остались недовольны его угощением и быстро разошлись по домам. Вскоре мудрец нанял другого повара, но тот готовил ужасно, и в дом хозяина уже не приходили гости. Тогда мудрец разыскал своего бывшего повара и сказал ему: - Я ошибался. Профессия повара не менее значима, чем все остальные. Твоё ремесло – это искусство. ОС - Почему в дом мудреца не стали приходить не стали приходить гости? - Что сделал мудрец? Совпали ли ваши предположения? - Как может закончиться эта история? Учитель читает продолжение притчи: После этих слов повар вернулся. А вместе с ним вернулись и вкусные обеды. Друзья мудреца вновь стали приходить к нему. И решили с тех пор мудрецы, что все профессии на земле важны и нужны людям. Главное, чтобы люди делали свою работу на совесть. 6. ОС Приём «Пленарное обсуждение» - В чём заключается поучительный урок данной притчи? – Вернёмся к вопросу начала урока. Можно ли среди всех профессий выделить самую главную ? Все профессии важны. Критерии | Дескрипторы | Прогнозирует содержание по отрывкам текста. | 1. Соотносит картинки с предложенным началом текста. 2. Прогнозирует содержание текста. 3. Отвечает на вопросы. 4. Делает выводы. | ФО по дескрипторам 7. Работа с рубрикой «Это интересно», стр. 106 8. Физминутка Мы в профессии играли – ходьба на месте Вмиг мы лётчиками стали! – прямые руки в стороны. В самолёте полетали – покружиться вокруг себя И шофёрами вдруг стали! – «держим руль». А теперь на стройке мы, кладём ровно кирпичи, Раз – кирпич и два, и три – поднимаем руки вверх. Строим дом мы, посмотри – соединить прямые руки над головой. Хорошо отдохнули! Молодцы! 9. – Вспомним, что такое фразеологизм? (неделимое сочетание слов, значение которых можно выразить одним словом). К, Г 10. Работа с учебником, стр.107 «Говорим» 11. Рубрика «Это интересно» 12. Работа с рисунками (учитель, врач) Люди какой профессии изображены на рисунках? Давайте подробно остановимся на профессиях учителя и врача. Работа в группах. СРН2. Подбери синонимы к словам «учитель» и «врач» (Предполагаемые ответы: педагог, наставник, духовник. Врач, медицинский работник, доктор) Сравни профессии учителя и врача, построив Диаграмму Венна. Что общее у данных профессий? Предполагаемый ответ: творческие профессии Критерии | Дескрипторы | Понимает содержание текста | 1. Определяет название профессии по предложенному тексту. 2. Изображает в виде рисунков атрибуты данной профессии. 3. Подбирает синонимы. 4.Сравнивает две профессии по диаграмме Венна. 5. Делает вывод. | ФО прием «Кулак–ладонь» направлен на формирование навыков самооценивания: раскрытая ладонь, если они уверены, что достигли целей и ожидаемых результатов; три пальца вверх, если они считают, что частично преуспели в достижении целей, но следует еще поработать; кулак, если они считают, что сделали незначительные успехи или совсем ничего для достижения цели. 5 Задание. Метод Джигсо. Раздаются задания по группам Учитель! Труд твой кропотливый, С каким трудом еще сравнишь? Ты словно сеятель над нивой, Бесценный урожай растишь! Ты будто первооткрыватель, Ведешь по жизни молодежь, Ты в тоннах знаний, как старатель, Крупицу золота найдешь! Учитель! Какое прекрасное слово. Оно нашей жизни и свет и основа. Сияет для нас путеводной звездой И в мир новых знаний ведет за собой. Учитель! Какое высокое слово! Его повторяем мы снова и снова. Наш старший товарищ, наш искренний друг. Он – ключ, открывающий кладезь наук! Можно в жизни всему научиться, Воплотить много новых идей, Но учителем нужно родиться, Чтобы жить на земле для детей. Задание 1 группе Задание 2 группе Критерии | Дескрипторы | Понимает содержание текста. Различает лексические единицы. | 1.Находит в тексте эпитеты, сравнения, гиперболу, омоним 2. Выражает своё отношение к профеессии учителя. | О чем говорится в тексте, с помощью каких слов и выражений автор текста передаёт свои чувства и отношение к учителю? Как вы относитесь к профессии учителя? ФО Две звезды. Одно пожелание Итог урока. - Молодцы, ребята! Хорошо сегодня работали, о разнообразных профессиях вспомнили и поговорили. Вопрос выбора профессии за один урок не решить. Пройдет еще немало лет, прежде чем вы будете делать свой выбор, а сейчас у вас есть главный труд. Какой? - Учеба. - Итак, скажите, пожалуйста, можно ли назвать самую важную профессию? Нет! А почему? (Все профессии важны, все профессии нужны!) - Мы с вами еще продолжим разговор о профессиях на следующих занятиях (звучит спокойная музыка). Когда в небе падает звезда люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится. У вас на партах лежат звезды. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших звездочках. Пусть исполнится ваша мечта. Рефлексия «Оцени себя на уроке». Подсчитывается количество смайликов. Награждаются активные учащиеся. Домашнее задание: На выбор: - Рисунок «Профессия моих родителей» - Эссе «Я хочу быть…» |