«Типы текстов. Закрепление»
Дата: | |
КЛАСС: 3 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: |
Цели урока | Закрепить умения учащихся определять тип текста и составлять тексты разного типа. Задачи: Систематизировать знания учащихся о типах текстов. Формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение; способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации; стимулировать познавательную активность учащихся. Воспитывать ответственность, чувство коллективизма. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
Развитие навыков: | 1.1 Понимание содержания информации/ сообщения 2.3 Формулирование вопросов и ответов |
Предполагаемый результат: | Большинство учащихся смогут: Определять опорные слова и отвечать на закрытые вопросы самостоятельно. Находить информацию по двум источникам. Выделять значимые части слова. Некоторые учащиеся смогут: Исследовать свой портфель. Сделать вывод о правильном выбора портфеля. Записать рекомендации учащимся. |
Языковая цель | Основные термины и словосочетания: Используемый язык для диалога/письма на уроке: |
Ресурсы: - основные -дополнительные | русский язык 2 класс - листы для самооценки - шаги учебной деятельности - тетрадь - электронные физкультминутки - алгоритм самооценки. |
| |
Материал прошедших уроков | Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в се- редине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу- щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделитель- ный Ь, состав слова, окончание, корень, приставка, суффикс, родственные и однокоренные слова. |
Планируемые мероприятия | ресурсы |
Организация начала урока. Сообщение темы и целей урока. | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Работа в орфографической тетради. Знакомство с новым словом – рассказ. Сообщение темы урока. - Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская. - Как вы понимаете, что такое мастерская? - Кто в ней работает? - Я предлагаю вам, стать мастерами, по выпуску школьных газет и совместно выпустить первый номер нашей классной газеты.(Показ заготовки газеты.) |
III Систематизация знаний. | Что же такое газета? (Работа с толковым словарём) - Какие вам известны профессии людей, которые трудятся над выпуском газет?( словарная работа) -Люди, которые выпускают газеты и журналы, должны хорошо уметь работать с текстом. Хорошо уметь определять тип текста и подбирать определённый тип в зависимости от ситуации. Тексты, как вы знаете, бывают разными. В одних рассказывается о том, что произошло, другие словами « рисуют» картины природы, людей, животных и даже удивительные заморские страны. А в третьих, авторы размышляют о чём- нибудь важном и интересном, иногда даже спорят. И мы сегодня будем продолжать, учится работать с текстами, которые понадобятся нам при выпуске газеты. 1) Определение типа текста. - Начнем мы нашу работу с того, что вспомним, что такое текст и какие бывают тексты. - Дайте определение, что такое текст. а) чтение текста учителем. Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, - резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки. Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться. - О чём этот текст? - Давайте вспомним, как называется текст, в котором повествуется о событиях, поступках героев? Вывешивается табличка красного цвета, на которой написано – ПОВЕСТВОВАНИЕ. б) чтение текста учеником. Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слёз Мурзикову морду. Он визжал от радости, но не забывал извиняться – всё время подметал хвостом сухую хвою на земле. На шее его болтался обрывок разгрызенной веревки. Он дрожал, в шерсть его набился мусор, глаза покраснели от усталости и слёз. - А о чём этот текст? - Что можно представить, читая его? - Так как же называются тексты, в которых описываются люди, природа, предметы? Вывешивается табличка синего цвета, на которой написано – ОПИСАНИЕ. в) чтение текста учеником. И взрослым, и мальчику стало жаль Мурзика, потому что все поняли, какой трудный путь он проделал в ночном лесу. Ведь ему, щенку, было страшно, он слышал крики совы, может быть, вой волка, не раз сбивался с дороги, прежде чем нашёл своих хозяев. - Что объясняется в этом тексте? - Как называются тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что–либо? Вывешивается табличка зелёного цвета, на которой написано – РАССУЖДЕНИЕ. - Автором текстов, с которыми мы с вами работали, является Константин Паустовский. Он в своих произведениях часто рассказывает о забавных приключениях животных. С некоторыми из них мы знакомились на уроках литературного чтения. - Итак, мы повторили, что такое текст и вспомнили с какими типами текстов мы знакомы. Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в работе над нашей газетой?
2) Определение типа текста в зависимости от ситуации. - Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки. Они соответствуют цвету таблички, на которой записан тип текста. Слушайте внимательно и поднимите карточку такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации: а) Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок. б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать. в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. - Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно подбирать в зависимости от ситуации). - Если мы с вами сегодня мастера слова, должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь переделать один тип текста в другой. 3) Работа по карточкам. - Попробуйте переделать описание Весёлого царства в рассуждение о нём. |
| Весёлое царство. Жители весёлого царства всегда смеялись. За десятки, за сотни, за тысячи вёрст раздавались громкие раскаты весёлого, беззаботного смеха. Другого такого царства не было на земле. Там никто никогда не горевал, не плакал, не жаловался, не печалился, не болел. В Весёлом царстве не было ни горя, ни забот. ( По Л.Чарской.) - Так на какой вопрос должен отвечать текст рассуждение? (Почему?) 4) Работа в группах. - Есть такая детская песенка: Сто тысяч «почему?» живут на белом свете, Сто тысяч «почему?» гуляют по планете… Действительно, очень много вокруг «почему?». Есть загадочные «почему?»- почему птицы летают. Почему летом идёт дождь, а зимой снег? Есть сердитые – почему не приготовил урок? Есть внимательные «почему?» - почему ты такой грустный сегодня? Вот такие разные «почему?» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать - нелегко. Почти в каждой газете есть вопросы, над которыми должен задуматься каждый. Придумайте и запишите несколько таких «почему?» для нашей газеты. (1 группа) - А еще в каждой газете есть реклама. Соедините предложения так, чтобы прорекламировать наш класс.(2 группа) Наш класс самый лучший, потому что… Нам уютно и хорошо вместе Наш класс очень хороший, потому что… Здесь учатся мои друзья Наш класс особенный, так как… Нам легко и весело Наш класс замечательный потому, что… Мы поддерживаем друг друга, когда трудно - Заполните пропуски в тексте так, чтобы получился рассказ о нашем классе.(3 группа) Дружные, добрые и весёлые. Уже 3 года мы вместе, вместе учимся в одном классе! Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады видеть своих________________________________. Мы скучаем, когда долго ________________. В нашем классе учится 11 __________________ и 17 __________________. Девочки _________ и ________________ ,а мальчики ___________________ и _________________. В нашем классе никогда не бывает ____________________. - И конечно, в каждой газете есть фотоснимки. Сделайте небольшой фотомонтаж «Наше будущее».(4 группа) Учащиеся делают коллаж из заранее приготовленных картинок с изображением людей разных профессий и знаменитостей. Все «статьи» приклеиваются в газету. |
IV Итог. | Перед вами первый выпуск нашей классной газеты. - Что вы чувствуете, глядя на него? - Подумайте, почему она называется «Классная газета»? (Всем классом, о нашем классе) - А еще почему «классная»? (лучшая, замечательная) - Значит мы какие? (классные) - Покажите это друг другу! |
Рефлексия. Вернемся к целям нашего урока. | Зажгите огонек на свечке. 1 свеча – что я должен знать, 2 свеча- что я должен уметь, Поставьте + или – отвечая на мои вопросы. Было ли тебе интересно на уроке? Получил ли ты новые знания? Ты был активен на уроке? Ты с удовольствием будешь выполнять д\з? |
Дифференциация | Оценивание | Межпредметные связи |
Мотивированные де- ти делают вывод о правильном выбора портфеля, записыва- ют рекомендации о необходимых вещах в портфелях. | Формативное оценивание. Самооценивание в тетради «Что я знаю и умею». Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом. Результаты наблюдения учителем ка- чества ответов учащихся на уроке. Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»). | литература самопознание трудовое обучение |
Важные вопросы по уроку: | Комментарии по проведенному уроку: |
Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения) |
Какие два момента были наиболее успешны? | |
Какие два момента улучшили урок? | |
Что я узнал из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке? | |