Урок русского языка 3 класс, система Л.В. Занкова.
Тип урока: Объяснение нового материала, повторение знаний о составе слова.
Основные формы работы: коллективная, парная, индивидуальная.
При построения урока пользовалась принципами: научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.
Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны: методы средства – проблемные (загадки), наглядные (карточки для парной работы, таблица, схема).
На данном уроке велась работа по формированию универсальных учебных действий.
На уроке проводилась работа:
- по овладению умениями и навыками устной и письменной речи;
- по орфографии;
- по разбору слова по составу.
Тема: Правописание гласных И, Ы после Ц
Цели:
- Познакомить с орфограммой буквы и-ы после ц;
- Научить обосновывать выбор гласных и -ы после ц;
- Сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;
- Организовывать совместную деятельность при составлении алгоритма написания данной орфограммы в словах;
- Развивать орфографическую зоркость и умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей;
- Классифицировать слова; развивать умение работать с орфографическим словарем.
Оборудование: карточки для работы в парах, карточки для самопроверки, плакат с алгоритмом, конверты, раздаточный материал.
Ход урока:
- Орг. момент. Психологический настрой
- Сейчас у нас урок русского языка. Проверьте, всё ли у вас готово к работе.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте друг другу успеха.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно,
Слушать будем внимательно.
- Мобилизующий этап
На доске: Двадцать пятое января.
Классная работа.
- Ребята, найдите слово, в котором 8 букв, 6 звуков (двадцать).
- Почему звуков меньше? (Ь – звука не обозначает).
- Найдите в слове согласный звук, глухой непарный, твердый непарный ([ц])
- Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.
- Как вы думаете, почему? (может, выучим новую орфограмму с этой буквой)
- У вас интересные предположения. Эта буква поможет нам раскрыть очень важный секрет русского языка.
- Постановка учебной цели
- А сейчас попробуйте отгадать загадки (2 человека будут записывать отгадки на доске), а вы внимательно проверяйте.
- Сговорились две ноги
Делать дуги и круги (циркуль) - Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете (цифры) - Летом в огороде –
Свежие, зелёные,
А зимою в бочке
Крепкие, солёные (огурцы)
- А теперь давайте проверим (у одного ученика написано цыркуль)
- Решили по-разному.
- Кто согласен с …? А кто с …?
- Как же нам быть? Как разобраться кто прав? Может так, и будем писать дальше – кому как нравится? (надо подумать, найти правило).
- Над чем же сегодня поработаем? Какую цель поставим? (разобраться, в каких случаях после Ц будем писать Ы, а в каких И)
- «Открытие» нового
- Давайте попробуем разобраться? Обратимся к учебнику или подумаем сами? (подумаем сами)
Работа в парах
- Одна голова – хорошо, а две лучше, поэтому искать ответ на вопрос вы будете искать в парах.
- Я вам раздам слова, а вы подумаете каким образом их можно разделить на группы, чтобы сделать важное открытие (раздаю слова).
Слова: Цирк, огурцы, молодцы, цифра, порция, нарцисс, овцы, Птицын, циркуль, птицы, сестрицын.
- Проверяем, на какие группы разделили слова?
- Почему вы разделили слова таким образом? (ЦИ – с И, ЦЫ – с Ы)
- Все так сделали? Молодцы!
На доске:
цирк
огурцы
цифра
молодцы
порция
овцы
нарцисс
Птицын
циркуль
птицы
сестрицын
- Посмотрите на первый столбик, как вы думаете, какое слово здесь «лишнее»? (порция)
- Верно, в русском языке есть слова, которые заканчиваются на – ЦИЯ, и все они пишутся с буквой И. И в данном случае вам необязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть – ЦИЯ.
- Разделите мысленно тетрадь на три колонки и запишите эти слова в два первых столбика, а третий столбик пока не трогать.
- Давайте выполним их разбор по составу.
- Какое же «открытие» нам сегодня удалось сделать?
- Давайте выведем схему или алгоритм, которым будем пользоваться, если нам встретятся слова на такую орфограмму. (Если встретится слово на такую орфограмму – надо обратить внимание на то, где находится эта буква. Если в корне или оканчивается на –ЦИЯ, то пишем И, если в окончании или в суффиксе, то пишем Ы).
Вывешиваю плакат:
ЦЫ ? ЦИ
- ...И...
- Ы, ЫН
- –ЦИЯ
- Работа со словами-исключениями
- А теперь послушайте еще одну загадку:
- Возле строгой мамы-квочки
Скачет маленький сыночек.
Тоненько попискивает,
Червячков отыскивает (цыплёнок)
- Как будем писать? (дети говорят, что надо писать И, т.к. мы познакомились с правилом, а один ребенок, говорит, что в книге видел это слово с буквой Ы).
- Давайте обратимся к орфографическому словарю и посмотрим, как написано там (дети ищут написание слова в словаре).
- Что же произошло? (закон нарушен).
- Оказывается, в русском языке есть такие слова, которые не захотели подчиняться общепринятому правилу, и называются они исключениями.
- Их очень легко запомнить, если выучить такую фразу: Цыган на цыпочках к цыпленку подошел и цыкнул: «Цыц!»
- Запишите слова с ЦЫ в третий столбик.
- Закрепление знаний и способов деятельности
- Мы познакомились с новым правилом. А теперь у вас будет возможность применить полученные знания. На каждой парте есть волшебный конверт. Пришло время открыть ваши конверты. Откройте и прочтите задание. (Дети читают текст задания).
- Дорогие ребята, перед вами лежат слова с пропущенными буквами. Используя знания, полученные на уроке, определите какая буква пропущена. Подумайте, что вам надо сделать прежде всего? И у вас все получится! Желаю удачи!
Слова: Кузнец_, акц_я, скворц_, ц_ркачка, ц_ганка, станц_я, полиц_я, пальц_, коллекц_я, Синиц_н, ц_клоп.
- Проверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.
- Итог урока
- Какую новую орфограмму вы узнали? (И – Ы после Ц).
- Какие буквы спорят за место в слове?
В существительных на – ЦИЯ
Мы всегда напишем – ИЯ.
И под корнем, посмотри,
Тоже пишем букву И.
А в концовке – ЦЫН, – ЦЫЙ, – ЦЫ
Пишем только буквы Ы.
- Рефлексия
- Что было интересно на уроке?
- Что было сложно?
- Кто хотел бы составить памятку по написанию слов с ЦИ и ЦЫ? Составьте дома, а на следующим уроке мы рассмотрим и выберем самую лучшую.
Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ЦИ и ЦЫ.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!
- Спасибо за урок! (показываю плакат: «МОЛОДЦИ!» Дети замечают ошибку и исправляют).