kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка. Правописание гласных И, Ы после Ц.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка 3 класс, система Л.В. Занкова.

Тип урока: Объяснение нового материала, повторение знаний о составе слова.

Основные формы работы: коллективная, парная, индивидуальная.

При построения урока пользовалась принципами: научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.

Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны: методы средства – проблемные (загадки), наглядные (карточки для парной работы, таблица, схема).

На данном уроке велась работа по формированию универсальных учебных действий.

На уроке проводилась работа:

  • по овладению умениями и навыками устной и письменной речи;
  • по орфографии;
  • по разбору слова по составу. 

Тема: Правописание гласных И, Ы после Ц

Цели:

  • Познакомить с орфограммой буквы и-ы после ц;
  • Научить обосновывать выбор гласных и -ы после ц;
  • Сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;
  • Организовывать совместную деятельность при составлении алгоритма написания данной орфограммы в словах;
  • Развивать орфографическую зоркость и умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей;
  • Классифицировать слова; развивать умение работать с орфографическим словарем.

Оборудование: карточки для работы в парах, карточки для самопроверки, плакат с алгоритмом, конверты, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Психологический настрой
  • Сейчас у нас урок русского языка. Проверьте, всё ли у вас готово к работе.
  • Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте друг другу успеха.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно,
Слушать будем внимательно.

  1. Мобилизующий этап

На доске:         Двадцать пятое января.

                            Классная работа.

  • Ребята, найдите слово, в котором 8 букв, 6 звуков (двадцать).
  • Почему звуков меньше? (Ь – звука не обозначает).
  • Найдите в слове согласный звук, глухой непарный, твердый непарный ([ц])
  • Этот  звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.
  • Как вы думаете, почему? (может, выучим новую орфограмму с этой буквой)
  • У вас интересные предположения. Эта буква поможет нам раскрыть очень важный секрет русского языка.
  1. Постановка учебной цели
  • А сейчас попробуйте отгадать загадки (2 человека будут записывать отгадки на доске), а вы внимательно проверяйте.
  1. Сговорились две ноги
    Делать дуги и круги  (циркуль)
  2. Проживают в трудной книжке
    Хитроумные братишки.
    Десять их, но братья эти
    Сосчитают всё на свете  (цифры)
  3. Летом в огороде –
    Свежие, зелёные,
    А зимою в бочке
    Крепкие, солёные  (огурцы)
  • А теперь давайте проверим (у одного ученика написано цыркуль)
  • Решили по-разному.
  • Кто согласен с …? А кто с …?
  • Как же нам быть? Как разобраться кто прав? Может так, и будем писать дальше – кому как нравится? (надо подумать, найти правило).
  • Над чем же сегодня поработаем? Какую цель поставим? (разобраться, в каких случаях после Ц будем писать Ы, а в каких И)
  1. «Открытие» нового
  • Давайте попробуем разобраться? Обратимся к учебнику или подумаем сами? (подумаем сами)

Работа в парах

  • Одна голова – хорошо, а две лучше, поэтому искать ответ на вопрос вы будете искать в парах.
  • Я вам раздам слова, а вы подумаете каким образом их можно разделить на группы, чтобы сделать важное открытие (раздаю слова).

Слова: Цирк, огурцы, молодцы, цифра, порция, нарцисс, овцы, Птицын, циркуль, птицы, сестрицын.

  • Проверяем, на какие группы разделили слова?
  • Почему вы разделили слова таким образом? (ЦИ – с И, ЦЫ – с Ы)
  • Все так сделали? Молодцы!

На доске:   

цирк  

огурцы

цифра

молодцы

порция

овцы

нарцисс

Птицын

циркуль

птицы

 

сестрицын

         

  • Посмотрите на первый столбик, как вы думаете, какое слово здесь «лишнее»? (порция)
  • Верно, в русском языке есть слова, которые заканчиваются на – ЦИЯ, и все они пишутся с буквой И. И в данном случае вам необязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть – ЦИЯ.
  • Разделите мысленно тетрадь на три колонки и запишите эти слова в два первых столбика, а третий столбик пока не трогать.
  • Давайте выполним их разбор по составу.
  • Какое же «открытие» нам сегодня удалось сделать?
  • Давайте выведем схему или алгоритм, которым будем пользоваться, если нам встретятся слова на такую орфограмму. (Если встретится слово на такую орфограмму – надо обратить внимание на то, где находится эта буква. Если в корне или оканчивается на –ЦИЯ, то пишем И, если в окончании или в суффиксе, то пишем Ы).

Вывешиваю плакат:

ЦЫ ? ЦИ

  1. ...И...
  2. Ы,    ЫН
  3. –ЦИЯ

 

  1. Работа со словами-исключениями
  • А теперь послушайте еще одну загадку:
  1. Возле строгой мамы-квочки
    Скачет маленький сыночек.
    Тоненько попискивает,
    Червячков отыскивает  (цыплёнок)
  • Как будем писать? (дети говорят, что надо писать И, т.к. мы познакомились с правилом, а один ребенок, говорит, что в книге видел это слово с буквой Ы).
  • Давайте  обратимся к орфографическому словарю и посмотрим, как написано там (дети ищут написание слова в словаре).
  • Что же произошло? (закон нарушен).
  • Оказывается, в русском языке есть такие слова, которые не захотели подчиняться общепринятому правилу, и называются они исключениями.
  • Их очень легко запомнить, если выучить такую фразу: Цыган на цыпочках к цыпленку подошел и цыкнул: «Цыц!»
  • Запишите слова с ЦЫ в третий столбик.
  1. Закрепление знаний и способов деятельности
  • Мы познакомились с новым правилом. А теперь у вас будет возможность применить полученные знания. На каждой парте есть волшебный конверт. Пришло время открыть ваши конверты. Откройте и прочтите задание. (Дети читают текст задания).
  • Дорогие ребята, перед вами лежат слова с пропущенными буквами. Используя знания, полученные на уроке, определите какая буква пропущена. Подумайте, что вам надо сделать прежде всего? И у вас все получится! Желаю удачи!

Слова: Кузнец_, акц_я, скворц_, ц_ркачка, ц_ганка, станц_я, полиц_я, пальц_, коллекц_я, Синиц_н, ц_клоп.

  • Проверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.
  1. Итог урока
  • Какую новую орфограмму вы узнали? (И – Ы после Ц).
  • Какие буквы спорят за место в слове?

В существительных на – ЦИЯ

Мы всегда напишем – ИЯ.

И под корнем, посмотри,

Тоже пишем букву И.

А в концовке – ЦЫН, – ЦЫЙ, – ЦЫ

Пишем только буквы Ы.

  1. Рефлексия
  • Что было интересно на уроке?
  • Что было сложно?
  • Кто хотел бы составить памятку по написанию слов с ЦИ и ЦЫ? Составьте дома, а на следующим уроке мы рассмотрим и выберем самую лучшую.

Прозвучал для вас, ребята,

Наш урок про ЦИ и ЦЫ.

Кто не понял, те цыплята,

Кто запомнил, молодцы!

  • Спасибо за урок! (показываю плакат: «МОЛОДЦИ!» Дети замечают ошибку и исправляют).

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка. Правописание гласных И, Ы после Ц. »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Урок русского языка 3 класс, система Л.В. Занкова.


Тип урока: Объяснение нового материала, повторение знаний о составе слова.

Основные формы работы: коллективная, парная, индивидуальная.

При построения урока пользовалась принципами: научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.

Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны: методы средства – проблемные (загадки), наглядные (карточки для парной работы, таблица, схема).

На данном уроке велась работа по формированию универсальных учебных действий.

На уроке проводилась работа:

  • по овладению умениями и навыками устной и письменной речи;

  • по орфографии;

  • по разбору слова по составу.


Тема: Правописание гласных И, Ы после Ц

Цели:

  • Познакомить с орфограммой буквы и-ы после ц;

  • Научить обосновывать выбор гласных и -ы после ц;

  • Сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;

  • Организовывать совместную деятельность при составлении алгоритма написания данной орфограммы в словах;

  • Развивать орфографическую зоркость и умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей;

  • Классифицировать слова; развивать умение работать с орфографическим словарем.

Оборудование: карточки для работы в парах, карточки для самопроверки, плакат с алгоритмом, конверты, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Психологический настрой

  • Сейчас у нас урок русского языка. Проверьте, всё ли у вас готово к работе.

  • Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте друг другу успеха.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно,
Слушать будем внимательно.
  1. Мобилизующий этап

На доске: Двадцать пятое января.

Классная работа.

  • Ребята, найдите слово, в котором 8 букв, 6 звуков (двадцать).

  • Почему звуков меньше? (Ь – звука не обозначает).

  • Найдите в слове согласный звук, глухой непарный, твердый непарный ([ц])

  • Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.

  • Как вы думаете, почему? (может, выучим новую орфограмму с этой буквой)

  • У вас интересные предположения. Эта буква поможет нам раскрыть очень важный секрет русского языка.

  1. Постановка учебной цели

  • А сейчас попробуйте отгадать загадки (2 человека будут записывать отгадки на доске), а вы внимательно проверяйте.

  1. Сговорились две ноги
    Делать дуги и круги (циркуль)

  2. Проживают в трудной книжке
    Хитроумные братишки.
    Десять их, но братья эти
    Сосчитают всё на свете (цифры)
  3. Летом в огороде –
    Свежие, зелёные,
    А зимою в бочке
    Крепкие, солёные (огурцы)
  • А теперь давайте проверим (у одного ученика написано цыркуль)

  • Решили по-разному.

  • Кто согласен с …? А кто с …?

  • Как же нам быть? Как разобраться кто прав? Может так, и будем писать дальше – кому как нравится? (надо подумать, найти правило).

  • Над чем же сегодня поработаем? Какую цель поставим? (разобраться, в каких случаях после Ц будем писать Ы, а в каких И)

  1. «Открытие» нового

  • Давайте попробуем разобраться? Обратимся к учебнику или подумаем сами? (подумаем сами)

Работа в парах

  • Одна голова – хорошо, а две лучше, поэтому искать ответ на вопрос вы будете искать в парах.

  • Я вам раздам слова, а вы подумаете каким образом их можно разделить на группы, чтобы сделать важное открытие (раздаю слова).

Слова: Цирк, огурцы, молодцы, цифра, порция, нарцисс, овцы, Птицын, циркуль, птицы, сестрицын.

  • Проверяем, на какие группы разделили слова?

  • Почему вы разделили слова таким образом? (ЦИ – с И, ЦЫ – с Ы)

  • Все так сделали? Молодцы!

На доске:

цирк

огурцы

цифра

молодцы

порция

овцы

нарцисс

Птицын

циркуль

птицы


сестрицын

  • Посмотрите на первый столбик, как вы думаете, какое слово здесь «лишнее»? (порция)

  • Верно, в русском языке есть слова, которые заканчиваются на – ЦИЯ, и все они пишутся с буквой И. И в данном случае вам необязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть – ЦИЯ.

  • Разделите мысленно тетрадь на три колонки и запишите эти слова в два первых столбика, а третий столбик пока не трогать.

  • Давайте выполним их разбор по составу.

  • Какое же «открытие» нам сегодня удалось сделать?

  • Давайте выведем схему или алгоритм, которым будем пользоваться, если нам встретятся слова на такую орфограмму. (Если встретится слово на такую орфограмму – надо обратить внимание на то, где находится эта буква. Если в корне или оканчивается на –ЦИЯ, то пишем И, если в окончании или в суффиксе, то пишем Ы).

Вывешиваю плакат:

ЦЫ ? ЦИ


  1. ...И...


  1. Ы, ЫН


  1. –ЦИЯ


  1. Работа со словами-исключениями

  • А теперь послушайте еще одну загадку:

  1. Возле строгой мамы-квочки
    Скачет маленький сыночек.
    Тоненько попискивает,
    Червячков отыскивает (цыплёнок)
  • Как будем писать? (дети говорят, что надо писать И, т.к. мы познакомились с правилом, а один ребенок, говорит, что в книге видел это слово с буквой Ы).

  • Давайте обратимся к орфографическому словарю и посмотрим, как написано там (дети ищут написание слова в словаре).

  • Что же произошло? (закон нарушен).

  • Оказывается, в русском языке есть такие слова, которые не захотели подчиняться общепринятому правилу, и называются они исключениями.

  • Их очень легко запомнить, если выучить такую фразу: Цыган на цыпочках к цыпленку подошел и цыкнул: «Цыц!»

  • Запишите слова с ЦЫ в третий столбик.

  1. Закрепление знаний и способов деятельности

  • Мы познакомились с новым правилом. А теперь у вас будет возможность применить полученные знания. На каждой парте есть волшебный конверт. Пришло время открыть ваши конверты. Откройте и прочтите задание. (Дети читают текст задания).

  • Дорогие ребята, перед вами лежат слова с пропущенными буквами. Используя знания, полученные на уроке, определите какая буква пропущена. Подумайте, что вам надо сделать прежде всего? И у вас все получится! Желаю удачи!

Слова: Кузнец_, акц_я, скворц_, ц_ркачка, ц_ганка, станц_я, полиц_я, пальц_, коллекц_я, Синиц_н, ц_клоп.

  • Проверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

  1. Итог урока

  • Какую новую орфограмму вы узнали? (И – Ы после Ц).

  • Какие буквы спорят за место в слове?

В существительных на – ЦИЯ

Мы всегда напишем – ИЯ.

И под корнем, посмотри,

Тоже пишем букву И.

А в концовке – ЦЫН, – ЦЫЙ, – ЦЫ

Пишем только буквы Ы.

  1. Рефлексия

  • Что было интересно на уроке?

  • Что было сложно?

  • Кто хотел бы составить памятку по написанию слов с ЦИ и ЦЫ? Составьте дома, а на следующим уроке мы рассмотрим и выберем самую лучшую.

Прозвучал для вас, ребята,

Наш урок про ЦИ и ЦЫ.

Кто не понял, те цыплята,

Кто запомнил, молодцы!

  • Спасибо за урок! (показываю плакат: «МОЛОДЦИ!» Дети замечают ошибку и исправляют).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока русского языка. Правописание гласных И, Ы после Ц.

Автор: Вертинская Марина Викторовна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161756

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Согласные звонкие и глухие" "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-soghlasnyie-zvonkiie-i-ghlukhiie"
    ["file_id"] => string(6) "175299"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424259573"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности "
    ["seo_title"] => string(129) "rabota-s-khudozhiestviennym-tiekstom-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-9-m-klassie-kak-sriedstvo-formirovaniia-iazykovoi-ghramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "156784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421489762"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Разработка урока русского языка  по ФГОС в 5 классе  «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных» "
    ["seo_title"] => string(137) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-klassie-pravopisaniie-bukv-o-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-okonchaniiakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "110471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406083185"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Разработка урока русского языка  по ФГОС в 5 классе  «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных» "
    ["seo_title"] => string(150) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-klassie-pravopisaniie-bukv-o-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-suffiksakh-i-okonchaniiakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "110472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406084666"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "« Правописание гласных после шипящих(правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу» "
    ["seo_title"] => string(86) "pravopisaniie-ghlasnykh-poslie-shipiashchikh-pravopisaniie-zhi-shi-cha-shcha-chu-shchu"
    ["file_id"] => string(6) "195669"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427954056"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства