Методы: словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы, проблемно-поисковый, метод стимулирования интереса к учению (деловая игра), метод устного контроля.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методы: словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы, проблемно-поисковый, метод стимулирования интереса к учению (деловая игра), метод устного контроля.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Цель: психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.
- Ребята, улыбнитесь друг другу. Пожелайте друг другу успехов. Садитесь.
II. Сообщение целей и темы урока.
Цель: Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
- Сегодня урок русского языка пройдет в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты «Солнышко». На правах главного редактора ба полные ответы я буду раздавать волшебные конверты. Результативность работы ваших отделов будет оцениваться по количеству набранных жетонов. Все сотрудники должны участвовать в обсуждении всех вопросов и «зарабатывать» как можно жетонов.
- Уважаемые коллеги, открывайте ваши деловые блокноты и запишите число.
Девиз нашего урока: «Не пером пишут, а умом!».
III. Каллиграфическая минутка.
Цель: упражнение в безотрывном письме.
- Тема урока зашифрована на доске.
Г л а г о л
- Кто догадался, что это за слово?
- Как думаете, что мы будем говорить о глаголе? За самый полный ответ получите волшебный конверт.
- Ответы детей.
Итог: Сегодня мы будем находить глаголы в тексте, учиться ставить вопрос к глаголам. Глаголы любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают имена существительные. Мы должны составить небольшой и интересный рассказ, чтобы в нем было много глаголов. Тему нашего рассказа вы узнаете, отгадав загадки.
IV. Актуализация знаний.
Цель: прочное усвоение знаний.
- Проведем разминку. Каждый отдел получает задание отгадать загадку, объяснить по каким признакам и действиям предмета отгадали, подготовиться к «аукциону» по продаже слова-отгадки.
Загадки.
1. Я раскрою почки, зелёные листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движенья пола я … .
2. Тает снежок, оживает лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
3. Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!».
- Назвать признаки и действия предметов, по которым вы отгадали загадку.
- Ответы детей. Раскрылись почки, листочки зеленые, звенят капели, растаял лёд, белоснежные наряды, ожил лужок, день прибывает.
- Проводим «Аукцион знаний» по продаже слова весна.
- Ответы детей. Два слога, второй ударный, проверяемая гласная буква «Е», проверить – вёсны, имя существительное, женского рода, единственного числа, пора года между зимой и летом.
Победитель получает волшебный конверт.
V. Работа по теме.
Цель: Обеспечить условия для прочного усвоения знаний.
1. Запись предложения под диктовку.
- Правильность написания будем проверять на компьютере.
Диктовка: С чем приходит весна?
- Какой знак поставим в конце предложения?
- Вопросительный, нас спрашивают.
- Назвать слово, которое обозначает действие, которое выполняем весна.
- Весна что делает? Приходит.
- Какая это часть речи?
- Глагол. Обозначает действие предмета.
- Подчеркните аккуратно это слово двумя чертами.
2. Словарная работа. Орфографическая пятиминутка.
- Наши читатели с удовольствием разгадывают ребусы, кроссворды, сканворды. Расшифруйте слова. Составьте предложение с этими словами.
Слайд. Трам, пралье, йам. (март, апрель, май).
- Составьте предложение, используя эти слова.
-Март, апрель, май – весенние месяцы.
- Послушаем сообщение сотрудников отдела информации. Они расскажут, что обозначают эти слова.
Последние предложения записывать. Находить глаголы. Учащиеся получают волшебные конверты.
1 ученик - Март – название третьего месяца в году, первый месяц весны. Март не весна, а предвесенне. В народе говорят: «Март зиму кончает, весну начинает.
2 ученик – Апрель – название четвертого месяца в году. Апрель все напоит.
3 ученик – Май – название пятого месяца в году. Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
VI. Физкультминутка.
Цель: развитие координации движений, релаксация.
- Настало время небольшого перерыва. Давайте попробуем изобразить, как человек использует газету:
- читает;
- использует, как веер;
- скручивает в трубку и смотрит, как в подзорную трубу.
3. Работа с учебником. Упражнение 664. Выборочное письмо.
Важная роль в газете принадлежит корректорам. Они должны не пропустить ни одной ошибки. Я предлагаю вам попробовать себя в роли корректоров. Из упражнения № 664 нужно списать три предложения, у кого зеленые листочки – два предложения. Работу выполняете самостоятельно. Нужно объяснить написание пропущенной буквы и подчеркнуть глаголы.
Запись в тетради: Хор…ша березка в…сной! До самой з…мли св…сают тоненькие ве…ки. Все они покрылись серё…ками.
Проверка: Прочитать глаголы.
4. Сообщение «отдела новостей». Опережающее задание.
Ребята вам нужно внимательно послушать сообщение и ответить на вопрос: узнали ли вы что-то новое? Запомнить глаголы.
Сообщение ученицы. Береза единственное дерево с белой корой. В ней есть вещество – бетулин, он окрашивает её.
Берёза – настоящая красавица. У неё белый наряд и длинные сережки. Древесина березы очень плотная. Из нее делают запасные части для машин. Вкусный и полезный березовый сок. Но надо помнить, что без сока берёза может погибнуть. Берёза Таллаская, которая произрастает в Казахстане, занесена в Красную книгу. (За ответ ученица получает волшебный конверт).
Ответы уч-ся.
5. Сообщение «отдела писем».
В редакцию пришло письмо. Я передала его в отдел писем. Копии письма я передала в другие отделы. Очень встревожило меня это письмо!
Сотрудник отдела писем зачитает текст письма. Вам нужно подчеркнуть глаголы и ответить на вопрос: о чем просит береза?
Ученик читает текст письма.
Письмо-жалоба берёзы.
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы,
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною рекой.
Не губи берёзы белой,
Не губи души лесной,
Не губи и зла не делай,
А особенно весной!
Не губите цветы на лугах и в лесу.
Берегите красу первозданную!
Ответы детей. Запись последнего предложения под диктовку.
VII. Итог урока.
Цель: проверка усвоения знаний.
1. Прочитайте написанное.
Ученик читает.
С чем приходит весна?
Март, апрель, май – весенние месяцы. Март зиму кончает, весну начинает. Апрель всех напоит. Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Хороша берёзка весной! До самой земли свисают тоненькие ветки. Все они покрылись серёжками.
Берегите красу первозданную!
2. Можно ли запись считать текстом?
3. Определите тему и идею текста.
4. Просмотр слайдов. Природа Восточного Казахстана.
4. Прочитайте глаголы.
5. Что такое глаголы?
VIII. Домашнее задание.
Цель: развитие самостоятельности и творческого мышления.
1.Упражнение № 659 с.150 (у кого зеленые жетоны)
2. Остальные пишут статью «Как вы можете помочь природе. Ваши действия». Подчеркнуть глаголы.
К доске выходят учащиеся, которые получали конверты. Открывают и составляют слово: молодцы.