Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку по теме "Определение"»
Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Определение»
Учитель: Суслова Лия Вадимовна.
Предмет: русский язык.
Класс: 5.
Автор УМК: УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др М.: Просвещение 2015
Тема урока: «Определение».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: познакомить обучающихся с определением как второстепенным членом предложения и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные результаты – умение находить определения в тексте и графически их обозначать; развивать навыки использования определений в речи для выразительной передачи содержания сказанного; отработка орфографических умений (правописание непроизносимой согласной в корне слова, правописание гласной после шипящей, правописание безударной гласной в корне слова, правописание сочетания чн).
- метапредметные результаты:
познавательные - анализ, сравнение и обобщение фактов и явлений.
регулятивные - обнаружение и формулирование учебной проблемы совместно с учителем, приём и сохранение учебной цели, планирование, (совместно с учителем) необходимых действий, операций, совершенствование в диалоге с учителем критерий оценки и пользование ими в ходе оценки и самооценки;
коммуникативные– задавание вопросов, слушание вопроса и ответ на вопросы других, формулирование своих мыслей, высказывание своей точки зрения, отстаивание (при необходимости), её аргументирование; подтверждение аргументов фактами, осуществление совместной деятельности (парной, групповой) для решения конкретных учебных задач, умение принимать точку зрения других.
- личностные результаты – оценивание учебной ситуации на уроке с точки зрения важности образования; положительное отношение к обучению, к познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, умения, навыки и совершенствовать уже имеющиеся;
8. Межпредметные связи: урок связан с такими предметами, как литература и музыка.
Приветствие обучающихся. Приветствие друг друга. 1 мин. Личностные УУД: создание доброжелательной атмосферы. Коммуникативные УУД: умение работать в коллективе.
Доброе утро, ребята!
Я рада нашей встрече.
2. Этап мотивации (самоопределение к учебной деятельности).
Постарайтесь всё понять.
В этом я буду вам помогать.
Ответы полные давайте,
Чтоб получить отметку «пять».
1 мин. –личностные УУД: мотивация к учебной деятельности.
- регулятивные УУД: планирование своих действий в диалоге с учителем
А сейчас, ребята, давайте поиграем в одну занимательную игру, которая называется «Шляпка вопросов» Эта шляпка заколдованная. Чтобы расколдовать шляпку, нужно правильно ответить на вопросы, которые в ней хранятся.
Вопросы:
Какой раздел науки о языке мы изучаем?
Что такое синтаксис?
Что такое предложение?
Чем сложное предложение отличается от простого?
Чем распространённые предложения отличаются от нераспространённых?
Что такое грамматическая основа предложения?
Чем в предложении обычно выражено подлежащее, а чем сказуемое?
Что такое дополнение?
Итак, ….. число.
4. Этап целеполагания.
Ребята, обратите внимание на экран, прочитайте предложение: Летнее солнце осветило своими лучами пшеничное поле. Обратите внимание на пропущенные орфограммы. Устный фронтальный разбор.
Синтаксический разбор предложения.
Проблемная ситуация.
- А теперь найдите и подчеркните главные члены предложения и те второстепенные члены, которые вы уже изучили на прошлом уроке.
Все ли члены предложения у вас подчёркнуты?
Получилось ли у нас подчеркнуть все члены предложения? (Нет).
Почему не получилось?
Мы этого не знаем …
Тема нашего урока Определение
Как подвести к постановке темы урока?
Постановка цели.
А теперь давайте определим цель нашего урока.
5. Этап усвоения нового материала.
1. Диалог
- Назовите главные члены этого предложения. Какой частью речи они выражены?
- А каким членом предложения является дополнение?
А что за слова остались? Определение. Какой частью речи являются? На какие вопросы отвечают? Каким членом предложения являются прилагательные?
(на экране вывожу слова «второстепенный член предложения») полностью всё определение.
Ребята, давайте в предложении подчеркнём определения, они подчёркиваются волнистой чертой.
Работа с учебником. (правило)
Упр. № 186. (образец разбираем совместно, а затем дети выполняют упражнение у доски).
- Ребята, получается у нас находить определения в тексте?
- Значит, мы с правились с этой задачей.
5. Релаксация.
- Сядьте поудобнее, закройте глаза и послушайте музыку.
- Немного отдохнули, а теперь поделитесь своими впечатлениями о прослушанной мелодии. Слова, которыми вы будете описывать музыку, должны отвечать на вопрос какая?