kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку для 10 класса по теме "Характеристика художественного стиля"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок- повторение по теме "Характеристика художественного стиля". В данном уроке закрепляются знания по теме "Фонетика".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку для 10 класса по теме "Характеристика художественного стиля"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Злынковская средняя общеобразовательная школа №2

Урок по русскому языку в 10 классе по теме:

«Общая характеристика художественного стиля»

Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Попелыш Н.А.

Обобщающий урок по теме: «Характеристика художественного стиля»

Цель урока:

Обобщить и углубить знания по теме «Художественный стиль речи»; закрепление навыков правописания; развивать аналитическое чувство любви к природе.

Оборудование: Учебник «Русский язык 10-11 класс»; авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, Москва, «Русское слово», 2005 год; карточки с текстами К.Паустовского, М.Шолохова, тест по фонетике.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Повторение изученного материала.

Словарный диктант:

Залезать на дерево зализать рану, запевать куплет - запивать лекарство, навевать сны навивать локоны, ударился оземь - созревает озимь, полоскать белье – поласкать котенка, посветить фонариком посвятить жизнь науке,спешить видеть - спишите данные частота посещений – чистота помещений, развевается стяг - развивается сюжет, посидеть налужайке - поседеть от горя, цветы стали увядать – надеялся увидать чудо, примерять костюм примирять спорщиков, шумят И пенятся валы - устало брели волы, проредили морковь на грядке - зарядили пушки.

3. Работа по стилистике.

Слово учителя:

- Сегодня мы выполним и повторим, что такое перифраза.

Перифраза (греч.) - окольная речь. Перифраза представляет собой описательный оборот, образуемый для замены какого-либо общепринятого наименования. Посредством перuфразы можно обозначить предмет по одному, а иногда по целому ряду характерных для него признаков. В письме К.Батюшкова Н.Гнедичу от 1О июля 1815 года читаем: «Пиши ко мне хотя бы для того, что я в отчизне галушек, вареников, волов, мазанок и чубов». Чем более характерен, чем более существенен подмеченный признак, тем удачнее перифраза.

В художественной речи перифраза часто выполняет декоративную функцию: царица ночи -луна, лесная флейта - иволга. Такие перифразы называют поэтическими.

Объектами перифразирования часто становятся имена собственные известных лиц (холмогорский мужик вместо Ломоносов; маленькии корсиканец вместо Наполеон; певец Фелицы вместо Державин).

4. Тренировочные упражнения.

А) Подобрать перифразы к следующим словам:

Луна, солнце, Жуковский, врач, военный, Пушкин, юрист, мозг, газ, уголь, Антарктида, Япония, милиционер.

Ответы.

Певец Людмилы и Руслана, сын Эскулапа, белый континент, серое вещество, блюститель порядка, страна восходящего солнца, певец Светланы и т.д.

Б) Дать толкование следующих перифраз:

Туманный Альбион, вечерняя звезда, Северная Венеция, жрец Фемиды, город желтого дьявола, бледные обитатели каменных джунглей.

Ответы.

Англия, Венера, Санкт-Петербург, юрист, Нью-Йорк, горожане.

В). Образовать перифразы с опорным словом:

Певец, футболист, Дон Кихот, грабитель.


5. Работа с текстом (текст раздаётся перед началом урока).

Задания:

Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.

Однажды осенью я ехал на лодке по Прорве. Был полдень. Низкое солнце

висело на юге. Его косой свет падал на темную воду и отражался от нее. Полосы

солнечных отблесков от волн поднятых веслами мерно бежали по берегам поднимаясь от воды и потухая в вершинах деревьев. Полосы света проникали в гущу трав и кустарников и на одно мгновенье берега вспыхивали сотнями красок будто солнечный луч ударял в ро(с,сс)ыпи разноцветной руды. Свет открывал то черные блестящие стебли травы с оранжевыми засохшими ягодами то огненные

шапки мухоморов как(бу дто) забрызга(н,нн)ые мелом то слитки слежавшихся дубовых листьев и красные спинки божьих коровок.

(К Паустовский).

1. Определите тип речи. Докажите свое мнение.

2. С помощью каких грамматических средств осуществляется

связь между предложениями?

Ответ.

Среди грамматических средств, служащих для связи

предложений в этом тексте, мы можем отметить порядок слов в предложениях (подлежащее сказуемое), видовременную соотнесенность глагольных фары (несовершенный вид, прошедшее время), местоимение (его).

3. Выпишите слова тематической группы свет. Какова ее роль в тексте?

Ответ.

К тематической группе свет относятся слова: солнце, темная (вода), полосы солнечных отблесков, потухая, солнечныи луч, свет.

Они связывают предложения при параллельном способе связи.

4. Какие признаки художественного стиля присутствуют в тексте?

5. Объясните знаки препинания в последнем предложении.

6. Выпишите причастия, объясните, как они образованы.

6. Списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания (текст написан на доске).

Безумно наСЛ.. ждаясь вернувшейся к ней жизнью Аксинья испытывала огромное желание ко всему ПРИК .. снут ..СЯ руками, все ОГЛ.. детъ. Ей Х .. телось

потрогать ПОЧ .. рневший от сырости смородиновый куст, пр ..жат ..СЯ щекой к ветке яблони покрытой сизым бархатистым налетом хотелось перешагнуть

через разруше .. ое прясло и пойти по грязи бе ..дорожно туда где за Ш.. роким логом сказочно зеленело сливаясь с тума .. ОЙ далью озимое поле.

(М. Шолохов.)

Из какого произведения этот отрывок? (« Тихий Дон» М. Шолохова.)

К какому стилю речи вы отнесете этот текст? Почему?

(Художественный стиль. Автор передает эмоциональное состояние героя: «испытывала огромное желание», «еи хотелось потрогать почерневшии от сырости смородиновый куст, прислониться щекой к ветке яблони, пойти по грязи».

Испол ьзованы изобразител ьно-выразительные средства: олицетворение (зеленело поле), эпитеты («почерневший куст», «сизый бархатистый налет»).)

Обобщая ответы учащихся, записываем вывод в тетрадях:

Художественный стиль речи

1. Сфера применения: используется в художественных произведениях.

2. Задачи речи: нарисовать живую картину, изобразить то, о чем рассказывается; передать читателю чувства (эмоции), которые испытывает автор.

3. Стилевые черты. Высказывание обычно бывает: конкретным, образным, эмоциональным.

4. Языковые средства.

Конкретные слова: не птицы, а грачи, скворцы, ласточки и т.д.; не сказал, а напомним, предупредил, посоветовал.

Слова в переносном значении: море огней, спит земля.

Эмоционально-оценочные слова: а) с уменьшительно-ласкательными суффиксами: березка, ключик, звездочка, серенькии; б) с суффиксом -оват- (-еват-): сладковатый, синеватыи.

Глаголы совершенного вида с при ставкой за- со значением начала действия (зацвел сад).

Глаголы настоящего времени вместо прошедшего. (Ходил я за грибами. Вдруг вижу .. .)

- Предложения вопросительные, побудительные.

- Предложения восклицательные.

- Предложения с однородными членами.

5. Использование изобразительно-выразительных средств других стилей,

6. Эстетическая функция художественного стиля речи.

7. Подготовка к ЕГЭ. Тест по теме: «Фонетика» напечатан заранее. Ребята работают по вариантам.

1 вариант

1. Укажите в данном ряду лишнее слово, учитывая место ударения в нем.

1) древко досуг

2) скучно агентство

3) хутор депо

4) мастерски абсурд

5 ) такса дерзкий

2. В каком случае количество звуков превышает количество букв?

1) стол молва

2) мель бумага

3) избушка ёмко

4) яркий кровля

5) тонкий танцевал

3. Отметьте слово, в котором е, ё,

1) льют

2) Лёшка

3) копия

4) ясный

4. Найдите звуки твердые.

1) сыщик

2) вода

3) пулька

4) пони

5) радий

5. Один из перечисленных ниже согласных звуков не имеет пары по глухости. Найдите его.

1) [б' ] [т]

2) [ф] [с' ]

3) [м] [ш]

4) [г ] [р]

5 )[ж] [в']

6. Выделите звук, который не имеет пары по твердости мягкости.

1) [ж] [р' 1

2) [т] [с']

3) [д] [щ']

4) [м] [6' ]

5) [к] [н' ]

7. В каком слове есть непроизносимая согласная?

1) словесный винтовой

2) говорит агентство

3) молчание привинтил

4) грустно стеклянный

5 ) прояснят словесник

8. Отметьте слово с неправильным делением на слоги.

1) тон-ко мо-ро-же-ное

2) зву-чно ту-скнеть

3) свя-то-стъ день-ги

4) от-ра-же-ни-е яр-мо

5) Све-та яр-ко

9. Укажите слово с озвончением согласного.

1) гриб книжка

2) Артур свадьба

3) память ловкий

4) сброс оторваться

5) суметь сдобный


8. Подведение итогов.

Сегодня мы с вами повторили правописание с безударной гласной в корне слова, поработали с понятием перифраза, научились подбирать перифразы к словам, разработали особенности художественного стиля и поработали с

текстом по теме «Фонетика».

- Что нового вы узнали? Что вам было непонятно? Чему вы научились?

9. Домашнее задание: - по учебнику упр. 483, 475.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Попелыш Н.А.

Дата: 22.03.2018

Номер свидетельства: 462982

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Разработка конспекта урока русского языка для учащихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО по теме «Стили речи»."
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_konspekta_uroka_russkogo_iazyka_dlia_uchashchikhsia_5_klassa_v_sootve"
    ["file_id"] => string(6) "618566"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1669613773"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Разработка урока "Золотой человек""
    ["seo_title"] => string(32) "razrabotkaurokazolotoichieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "279050"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453189683"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Разработка урока "Алтын адам""
    ["seo_title"] => string(24) "razrabotkaurokaaltynadam"
    ["file_id"] => string(6) "279058"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453190602"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Разработка открытого урока по русскому языку в 7 классе по теме : Официально -деловой стиль "
    ["seo_title"] => string(94) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-po-tiemie-ofitsial-no-dielovoi-stil"
    ["file_id"] => string(6) "126476"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415184914"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока обществознание 11 класс."
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka_uroka_obshchestvoznanie_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "597043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641648217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства