Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока русского языка для учащихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО по теме «Стили речи».»
Тема урока: «Стили речи»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: дать понятие о стилях речи.
Задачи урока:
1.создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия текстов разных стилей;
2.развить коммуникативные компетенции, освоить разные формы учебной кооперации;
3. воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
-иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике;
- уметь определять принадлежность текста к определенному стилю речи по цели высказывания, преобразовывать текст художественного стиля в научный.
Метапредметные:
- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.
Личностные:
- воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
- умения ставить и решать проблемы, умения работать с информацией;
- стремление к речевому самосовершенствованию.
Основные понятия: стили речи, разговорный стиль, научный стиль, художественный стиль.
Межпредметные связи: литература, биология.
Предварительные задания к уроку: 1.группе - подготовить 3 учащимся (дед Каширин, мальчик, бабушка Акулина Ивановна) инсценировку эпизода «Обучение грамоте» из повести М.Горького «Детство»; 2 группе – найти и выучить стихотворения, в которых описывается береза; 3 группе – подготовить выступление о слове «стиль».
Ресурсы урока: учебно-методические:УМК Баранов М.Т., Т.А.Ладыженская, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015; карточки с заданиями; лист достижений;
Учитель: Здравствуйте, ребята. Давайте приветствуем друг друга, скажем комплименты. Сегодня у нас необычный урок русского языка. Я приглашаю вас в лабораторию. А вы согласны быть учеными-исследователями? (Да). Мы будем работать в парах и коллективно. В течение урока заполните лист достижений.
- Мы продолжаем изучение раздела «Язык и общение». О чем мы говорили на прошлом уроке? (Общение бывает устная и письменная). Вспомним, что мы еще знаем. (О приемах изучающего чтения. Результатом такого чтения явится понимание учебного текста). Каков алгоритм изучающего чтения? Вспомните памятку «Приемы изучающего чтения» на с.8 учебника.
Сегодня вы еще сделаете одно открытие. А что же мы будем изучать? Ответ на этот вопрос вы узнаете, Если всё правильно отгадаете, вы узнаете тему нашего урока.
На доске запись:
19
20
10
13
10
18
6
25
10
-Определите, что общего? (Наличие цифры 10 в трех ячейках). Что спрятано за цифрами? (Буквы).
Учитель: Посмотрите на слайд. Используя шифр, найди слова.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель: Молодцы! Запишите в тетрадях число и тему урока: «Стили речи». - Ребята, что вы хотели бы узнать? (О стилях речи). А какие задачи мы должны решить? Посмотрите, на доске написаны опорные слова:
Вспомнить…
Познакомиться …
Научиться определить…
(Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их.)
Учитель: Что значит понятие «стиль»? Ребята, а слово стиль однозначное или многозначное? (Многозначное). Я просила к этому уроку поработать вас с толковым словарём и этимологическим. Что вы узнали об истории этого слова? Обратимся к значению слова. Выступает 3-я группа. Ребята подготовили выступление о слове «стиль». (на слайде).
Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.
(Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла. Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - в виде лопаточки, им, повернув стержень - «стиль», стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение.
Происхождение слова стиль тесно связано с сутью науки стилистики. Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стиль литературного языка и языковые средства, создающие их особенности).
Учитель: Что можете рассказать о лексическом значении слова?
(В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:
1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.
2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле (он всегда так поступает).
3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль).
Учитель: Спасибо.Какое определение подходит для нашего урока?
Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.
А что такое цель высказывания?
-разговор друзей
-объяснение нового материала
-ответ на уроке
-пересказ художественного произведения
-написание сочинения или изложения
-написание заявления…
Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.
3. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Из заданных характеристик выберите те, которые присущи тексту как языковой единице. Ответ свой оформите в таблице: да 1, нет – 0. Проверьте по эталону. Оцените свой результат.
1. Текст состоит из предложений.
2. К тексту нельзя придумать заглавие.
3. Все предложения в тексте имеют границы.
4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
6. Текст можно разделить на части.
7. Каждая часть текста записывается с красной строки.
1
2
3
4
5
6
7
Эталон
1
2
3
4
5
6
7
1
0
1
0
1
1
1
Критерии оценивания
«5» - 7 правильных ответов;
«4» - 6 правильных ответов;
«3» - 4-5 правильных ответов;
«2» - менее 4 правильных ответов.
Учитель: Молодцы. Вы прекрасно справились с заданием.
А теперь, ребята, мы проверим домашнее задание. Предоставим слово 1 группе - подготовить 3 учащимся (дед Каширин, мальчик, бабушка Акулина Ивановна) инсценировку эпизода «Обучение грамоте» из повести М.Горького «Детство».
Учитель: Спасибо. Какие тексты представлены в представленном отрывке? (2 разновидности, 2 стиля языка: художественный и разговорный).
- А как вы думаете, в чем особенности этих двух стилей? Какова сфера их применения? В чем отличие разговорного стиля речи от научного и художественного? (Разговорный стиль – это стиль свободного, непринужденного, повседневного общения.).
Учитель: Докажите свою правоту на примере инсценировки. (Дед Каширин учит внука грамоте, называет его пермяком, используется диалог).
Учитель: Почему М.Горький в повести использовал диалог разговорного стиля? (Диалог используется тогда, когда автор хочет установить со своими читателями более тесный, личный контакт и хочет передать речевую характеристику герою).
Учитель: А что можете сказать о деде Каширине? (Он строгий, требовательный).
А где мы чаще всего встретим тексты художественного стиля и в чем их особенность? (В произведениях художественной литературы. Например, всеми нами любимые сказки, рассказы, повести. Цель художественного стиля – воздействие на читателя и слушателя, красочное, эмоциональное описание какого-либо события или явления).
Учитель: Сейчас слово предоставим2 группе – найти и выучить стихотворения, в которых описывается береза. (Учащийся наизусть читает стихотворение С.Есенина «Береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Учитель: Какие ассоциации вызывает это стихотворение? (Перед нами возникает образ белой березы. Мы можем ее фотографировать. Поэт описывает красоту зимней березы).
Учитель: Как поэту удалось создать образ красивой березы? (С помощью тропов: сравнений, эпитетов). Найдите их.
Учитель: Каким стилем речи пользуетесь вы, отвечая на поставленные перед вами вопросы о стилях речи? (Научный). Назовите его признаки.
- Как вы думаете, когда, где вам нужны будут эти знания? (В жизни, на работе).
- Цель научного стиля речи – это сообщение научной информации: различных фактов и сведений.
- Как вы думаете, где применяется научный стиль? (В учебниках, словарях, энциклопедиях, где нужна точная, достоверная, проверенная информация).
Учитель: Вспомните, какую задачу мы еще ставили в начале урока? (Преобразовывать текст художественного стиля в научный).
Учитель: Давайте в группах попробуем создать текст научного стиля о березе на основе прослушанного стихотворения.
(Береза - деревья высотой 30-45 м, с охватом ствола 120-150 см. Корневая система берез очень мощная в зависимости от вида и условий произрастания либо поверхностная, либо уходит косо вглубь. Береза растет медленно только в первые годы. Название дерево получило по цвету коры.)
Учитель: Отлично. Ребята, как вы считаете, от чего зависит выбор использования того или иного стиля текста? (От того, где мы говорим, с кем и зачем, т.е. той речевой ситуации, в которой этот текст будет использован).
4. Организация познавательной деятельности.
1) Работа по учебнику.
Учитель: Ребята открываем учебник §5 с.11. Внимательно изучите материал учебника о стилях речи. Выполните следующие задания по группам.
1 – группе. Составьте вопросы к учебной статье.
2 – группе. Составьте кластер на тему «Стили речи» (у доски).
(Выступление учащихся).
Учитель: Прочитайте тексты на с.10-11 про ветер и определите стиль речи каждого из них. (1- разговорный, 2- научный, художественный)
2) Словарная работа.
Учитель: Проведем словарную работу.Запишите слово в словарик флюгерь, смотрите значение на с. 183.
3) Викторина «Угадайте».
Учитель: А сейчас проведем викторину. Закончите начатые предложения.
Какие стили литературного языка вы вспомнили? Чем они отличаются друг от друга.
1. Когда мы делимся с кем-либо своими мыслями, выражаем свои чувства, общаемся, мы пользуемся_ _ _ _ _.
2. Если сообщаем научные сведения, то прибегаем к _ _ _ _ _.
3. Когда мы изображаем, рисуем словами какое-либо событие или картину, то обращаемся к _ _ _ _ _.
Я буду называть словосочетания. Ваша задача – определить, в каком стиле речи они могут употребляться: в разговорном – руки вверх, в научном – вниз, в художественном – в стороны. Кто ошибётся, тот объясняет свою ошибку. (Дети выполняют упражнения, объясняют ошибки) . Сказка, разговор с приятелем, статья в учебнике, аннотация, беседа за завтраком, доклад, рассказ, отзыв, лекция, телефонный звонок, учебник. Составьте 3 предложения с данными словами. Перепишите их в тетрадь
4) Работа с текстом по таксономии Блума. Упр. 16.
Учитель: Прочитайте текст. С какой целью он написан? (Чтобы донести информацию о шапке великого князя Владимира Мономаха). Определите стиль данного отрывка (Научный). По какой особенности вы это поняли?
1 уровень
Знание
Какова тема текста? Озаглавь его.
Шапка Мономаха – это…
Кто такой Мономах?
Когда появилась шапка Мономаха?
2 уровень
Понимание
Найди ключевые слова и словосочетания, затем, опираясь на них, перескажи текст. Перефразируй тему — о чем текст? Оцени ценность прочтения текста. Можешь ли ты объяснить, почему шапка Мономаха является ценным экспонатом в музее Оружейная плата? Опиши шапку Мономаха.
3 уровень Применение
Докажи ценность шапки Мономаха для России.
Выполни рисунок к тексту.
4 уровень
Анализ
Почему так подробно рассказывается о шапке Мономаха?
Сравни рисунок и с текстом. Расскажи о шапке Мономаха, которая изображена на рисунке, учитывая содержание теста.
Разбей текст на части. Прочитай предложения, найди прилагательные, описывающие шапку Мономаха. Разбей текст на части.
5 уровень
Синтез
Составь план по содержанию отрывка. Придумай песню на тему прочитанного. Организуй группу для обсуждения темы. Выдвини гипотезу по изучению истории шапки Мономаха.
Составьте синквейн на тему «Шапка Мономаха».
6 уровень
Оценка
Как ты составил бы текст о шапке Мономаха? Предложи альтернативу данному тексту. Рекомендуй одноклассникам изучить историю о шапке Мономаха с целью дополнения исходного текста новыми сведениями.
Творческая работа.
Подберите как можно больше определений к слову "шапка Мономаха". Используя данные определения, напишите связный текст – описание шапки Мономаха.
Составьте синквейн на тему «Шапка Мономаха»:
Образец:
Шапка Мономаха
Шикарная, золотая
Впечатляет, сияет
Шапка Мономаха – ценный экспонат.
Достояние России.
5) Самостоятельная работа с проверкой по эталону (Приложение)
Эталон
I
II
III
Художественный
Разговорный
Разговорный
Разговорный
Научный
Художественный
Научный
Художественный
Научный
5. Этап рефлексии
Учитель: Составьте синквейн со словом «СТИЛЬ».
Правила написания синквейна:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему
2 строка –2 прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Образец:
Стиль
Научный, художественный, разговорный.
Объясняет, изображает, говорит.
Мысль можно выразить по-разному.
Разновидность языка.
(Ответы учащихся).
Учитель: Давайте подведем итог нашему уроку:
- Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать?
Учащиеся: для того, чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передать информацию, написать сочинение и т.д.
- Что нового для себя сегодня открыли?
- Чему научились на уроке?
- Вы достигли цели?
- Каких успехов достигли на уроке?
- Что вам особенно запомнилось из полученной на уроке информации?
- Кого бы вы хотели поблагодарить после урока?
- Какое настроение у вас сейчас?
- Не захотелось ли кому-то продолжить исследовательскую работу по данной теме?
Учитель: Молодцы, ребята. Вы отлично поработали
Оцените свою работу. (Учащиеся определяют свое эмоциональное состояние. Оценивают свою работу. Заполняют листок достижений).
6. Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению: конструирование текста..
1 уровень: Составьте текст для проведения экскурсии по стране Русский язык.
Позаботьтесь о том, чтобы Ваша экскурсия была увлекательной.
1) Утро. С гор ласково течёт запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав еще блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бархат, и хочется погладить ее рукой. (По М. Горькому)
2) - Ты, Санёк, когда в воротах стоишь, по сторонам не зевай.
- Когда я зевал-то? Я такие мячи беру, что тебе и не снилось!
3) Морфология – это раздел лингвистики, который изучает слова как части речи. Морфология и синтаксис составляют грамматику.
Проверочная работа по теме «Стили речи».
5 класс
II вариант
К какому стилю речи относится текст?
1) – Вставай, лентяй! Я ведь не посмотрю на то, что ты мой младший брат, сейчас как вылью на тебя стакан холодной воды! Кто обещал бабушке помочь? Что ты там мычишь, соня? Глаза слипаются? Нечего было до двенадцати мультики смотреть!
2) Ряд взаимосвязанных событий, которые развиваются от завязки к кульминации и развязке действия, называется сюжетом произведения. Слово сюжет в переводе с французского означает содержание. Когда мы говорим о содержании художественного произведения, то имеем в виду события, их связь, то есть сюжет. (Из учебника по литературе, авторы М. А. Снежневская, О. М. Хренова)
3) Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей. (К. Г. Паустовский)
Проверочная работа по теме «Стили речи».
5 класс
III вариант
К какому стилю речи относится текст?
1) - А всё-таки я не могу понять, что же такое дождь!
- Дождь – это водичка!
- А, значит, дождь льётся из крана?
- Нет, дождик капает из тучки!
- Дождь – это водичка, которая капает с неба?
- Выходит, что так!
2) Дождь – это прозрачные капли, тонкие струйки или блестящие потоки воды, льющиеся с неба. В летнюю жару всё живое ждёт прохладного, освежающего ливня, а в осеннюю сырость мы прячемся даже от моросящего дождя под зонтиками.