kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Золотой человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 8 классе «Простое глагольное сказуемое».

Тип урока: Урок закрепления изученного материала.

Цель: Закрепить знания о простом глагольном сказуемом, использование их в речи на примере художественных текстов как одно из синтаксических средств выразительности речи.

Образовательная:

  1. Повторить простое предложение
  2. Однородные члены предложения
  3. Характеристику простого предложения
  4. Обобщение сведений о сказуемом, известных учащимся за курс прошлых лет
  5. Ознакомление с разными типами сказуемых
  6. Формирование умений:
    а) находить сказуемое
    б) определять форму простого глагольного сказуемого

Развивающая:

  1. Развитие умения выполнять лингвистический (комплексный) анализ текста (создание собственного текста)
  2. Расширение словарного запаса учащихся за счет употребления простых глагольных сказуемых

Воспитательная:

  1. Воспитывать интерес к изучению предмета, бережное отношение к языку.

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите, пожалуйста, на высказывание, помещенное на экране. Слайд 1. (Приложение)

В.: Что не так в этой записи? Наша задача расставить недостающие знаки препинания, объяснить орфограммы, значение слова, отмеченного звездочкой. Взяли карточки.

(Русский язык в умелых руках и в опытных устах* красив певуч выразителен гибок послушен ловок и вместителен.)

(уста – рот, губы)

Дайте устную характеристику предложения и начертите его схему (один у доски)

Вот так выглядит высказывание писателя. Сравните записи. Слайд 2.

В.: Чем выражены сказуемые в предложении?

В.: Какой частью речи чаще всего выражается сказуемое в предложении? (глаголом)

Правильно, глаголом чаще всего и бывает выражено сказуемое в предложении. И тема нашего урока сегодня: “Сказуемое. Простое глагольное сказуемое” Слайд 3.

Эпиграфом нашего урока станет высказывание А.И.Куприна о русском языке. Записываем число, тему урока. Подойдут и возьмут карточки с индивидуальным заданием (2 ученика).

Мы уже имеем понятие о главных и второстепенных членах предложения; изучили словосочетание. На прошлом уроке мы рассмотрели более подробно подлежащее, сегодня будем говорить о сказуемом. Давайте немножко вспомним.

В.: Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое)

В.: Как можно назвать их иначе? (Грамматической основой) Слайд 4.

В.: Какими бывают предложения по наличию главных членов предложения?

(односоставные, двусоставные)

В.: Что называется подлежащим? Приведите примеры.

Смотрим на экран. Читаем предложения, говорим, чем выражены подлежащие?

Слайд 5.

Теперь проверим себя. Слайд 6.

Я помню чудное мгновенье… “Руслан и Людмила” – известная поэма А.С.Пушкина.

Чтение – вот лучшее учение.

В.: Что называется сказуемым?

В.: Формы каких наклонений имеют сказуемые? Приведите примеры.

Смотрим на экран. Читаем предложения, выясняем, чем выражены сказуемые?

Слайд 7.

И снова проверим себя. Слайд 8.

О лето красное, любил бы я тебя…

Им она не прекословит, не перечат ее они.

Шуми, шуми, послушное ветрило*,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан!

Каково лексическое значение слова, отмеченного звездочкой? (Ветрило* – парус, слово устаревшей лексики, употребленное в роли “высокого”, поэтического). И, конечно, помним, что сказуемое может быть выражено словами разных частей речи.

Теперь давайте вспомним, какие знаем виды сказуемых? Сколько их?

Слайд 9.

На партах у нас карточки, поработаем сейчас с ними: подчеркните грамматические основы предложений, определите виды сказуемых, охарактеризуйте предложения по наличию главных членов предложения.

Теперь вновь проверим себя. Слайд 10.

Как и договорились, внимание сегодня уделяем простому глагольному сказуемому.

По подсчетам ученых, глагол занимает 2 место (после сущ.) по частоте употребления в речи. Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле – примерно 6 % глаголов, в научном – около 10%, в художественной речи глагол употребляется значительно чаще: до 15 %.

Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что на уроке у нас звучат строки из произведений А.С.Пушкина. Постараемся быть последовательными, и, не забывая об эпиграфе нашего урока, понаблюдаем, насколько красив, певуч и выразителен русский язык действительно в умелых устах.

Исследователи давно подметили, что проза Пушкина содержит большое количество глаголов.

В.: Как вы думаете, почему?

(Да, именно глагол передает быструю смену действий, состояний, придает повествованию динамичность.)

В.: В каком стиле речи чаще всего используется глагол?

На партах у нас еще есть карточки, обращаемся к ним. Прочтите текст.

В.: Из какого произведения отрывок? (“Капитанская дочка”, глава “Вожатый”)

Начнем с орфографии (в карточках объясняют орфограммы).

Слайд 11.

(Пош.л мелкий снег – и (в)друг пов.лил хлоп.ями. Ветер завыл; (с,з)делал.сь метель. В одно мгновение темное небо смешал.сь со снежным морем. Все и(с,з)чезло.)

В.: Докажите, что это текст (слова связаны по смыслу и грамматически, есть общая тема текста, основная мысль, предложения расположены в определенной логической последовательности)

В.: Определите стиль речи (художественный)

Почему художественный? (Автор использует в тексте художественные средства выразительности речи)

Назовите их (эпитеты, звукопись, метафоры)

Подчеркните простые глагольные сказуемые (пошел, повалил, завыл, сделалась, смешалось, исчезло)

Определите тип речи (повествование)

Почему? В тексте сообщается о последовательных действиях, передается динамика событий: начало действия (пошел); его развитие (повалил, завыл, сделалась); и завершение (смешалось, исчезло).

Слайд12.

Сверьте свои записи, если ошиблись в чем-то – пометку на полях, дома повторите.

Известный русский писатель А. Толстой говорил: “Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”.

В.: Как вы думаете, почему в небольшом отрывке А.С. Пушкин использует так много глаголов? (всего их 6, с помощью их автор передает еще и стремительность действий)

Можем мы назвать речь писателя выразительной? (Конечно, можем, и мы только что в этом убедились).

В.: Какое время года было любимым у поэта?

Прочтем строки, посвященные этому времени года.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно… Слайд 13.

В.: Смиренно – это как? Каково значение слова?

(Т.е. с отсутствием гордости, готовой подчиниться)

Какую картину рисует автор? (погожей тихой осени)

Какие чувства поэта отображают эти строки?

(Поэт нежно и ласково говорит о своей любви к этому времени года, употребляя слово “мила”, выражает также грусть прощания с ее покорной, тихой красою)

Какие синонимы можно подобрать к словам “бранить”, “блестеть”?

(бранить – журить, блестеть – сверкать, переливаться, искриться) Слайд 14.

Почему из всех синонимов поэт берет глагол “бранить”?

(Поэт выбирает глагол бранить, т.к. этот глагол выражает добродушие, ласку – ведь невозможно сердиться на осень, она так хороша!)

Почему Пушкин называет красоту осени “тихой”?

(Нет гомона птиц, утихли все звуки, природа отдыхает после веселого шумного лета и готовится погрузиться в зимний сон).

(Посмотрите, всего 3 строчки, неполная строфа, а какое тонкое, бережное, умелое использование лексики русского языка).

В.: Найдите в предложении простое глагольное сказуемое (бранят).

Почему оно простое глагольное?

Итак, над чем сегодня поработали?

(Мы повторили главные члены предложения, орфографию, пунктуацию, рассмотрели простые глагольные сказуемые, особенности употребления их в речи на примерах из текстов А.С.Пушкина, убедились, что А.И. Куприн был прав, и высказывание его истинно).

Слайд 15.

Домашнее задание (на выбор):

  1. Написать сочинение – миниатюру на тему: “Унылая пора! Очей очарованье!.” (с использованием простых глагольных сказуемых, указать их синтаксическую роль).
  2. Упражнение 128 (стр.60).

Всем спасибо за работу! Слайд 16.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Золотой человек"»

Учитель русского языка и литературы средней школы-лицея №23

г.Актобе Самиева Айна Алтаевна.

Конспект урока по русскому языку в 8 классе «Простое глагольное сказуемое».

Тип урока: Урок закрепления изученного материала.

Цель: Закрепить знания о простом глагольном сказуемом, использование их в речи на примере художественных текстов как одно из синтаксических средств выразительности речи.

Образовательная:

  1. Повторить простое предложение

  2. Однородные члены предложения

  3. Характеристику простого предложения

  4. Обобщение сведений о сказуемом, известных учащимся за курс прошлых лет

  5. Ознакомление с разными типами сказуемых

  6. Формирование умений:
    а) находить сказуемое
    б) определять форму простого глагольного сказуемого

Развивающая:

  1. Развитие умения выполнять лингвистический (комплексный) анализ текста (создание собственного текста)

  2. Расширение словарного запаса учащихся за счет употребления простых глагольных сказуемых

Воспитательная:

  1. Воспитывать интерес к изучению предмета, бережное отношение к языку.

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите, пожалуйста, на высказывание, помещенное на экране. Слайд 1. (Приложение)

В.: Что не так в этой записи? Наша задача расставить недостающие знаки препинания, объяснить орфограммы, значение слова, отмеченного звездочкой. Взяли карточки.

(Русский язык в умелых руках и в опытных устах* красив певуч выразителен гибок послушен ловок и вместителен.)

(уста – рот, губы)

Дайте устную характеристику предложения и начертите его схему (один у доски)

Вот так выглядит высказывание писателя. Сравните записи. Слайд 2.

В.: Чем выражены сказуемые в предложении?

В.: Какой частью речи чаще всего выражается сказуемое в предложении? (глаголом)

Правильно, глаголом чаще всего и бывает выражено сказуемое в предложении. И тема нашего урока сегодня: “Сказуемое. Простое глагольное сказуемое” Слайд 3.

Эпиграфом нашего урока станет высказывание А.И.Куприна о русском языке. Записываем число, тему урока. Подойдут и возьмут карточки с индивидуальным заданием (2 ученика).

Мы уже имеем понятие о главных и второстепенных членах предложения; изучили словосочетание. На прошлом уроке мы рассмотрели более подробно подлежащее, сегодня будем говорить о сказуемом. Давайте немножко вспомним.

В.: Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое)

В.: Как можно назвать их иначе? (Грамматической основой) Слайд 4.

В.: Какими бывают предложения по наличию главных членов предложения?

(односоставные, двусоставные)

В.: Что называется подлежащим? Приведите примеры.

Смотрим на экран. Читаем предложения, говорим, чем выражены подлежащие?

Слайд 5.

Теперь проверим себя. Слайд 6.

Я помню чудное мгновенье… “Руслан и Людмила” – известная поэма А.С.Пушкина.

Чтение – вот лучшее учение.

В.: Что называется сказуемым?

В.: Формы каких наклонений имеют сказуемые? Приведите примеры.

Смотрим на экран. Читаем предложения, выясняем, чем выражены сказуемые?

Слайд 7.

И снова проверим себя. Слайд 8.

О лето красное, любил бы я тебя…

Им она не прекословит, не перечат ее они.

Шуми, шуми, послушное ветрило*,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан!

Каково лексическое значение слова, отмеченного звездочкой? (Ветрило* – парус, слово устаревшей лексики, употребленное в роли “высокого”, поэтического). И, конечно, помним, что сказуемое может быть выражено словами разных частей речи.

Теперь давайте вспомним, какие знаем виды сказуемых? Сколько их?

Слайд 9.

На партах у нас карточки, поработаем сейчас с ними: подчеркните грамматические основы предложений, определите виды сказуемых, охарактеризуйте предложения по наличию главных членов предложения.

Теперь вновь проверим себя. Слайд 10.

Как и договорились, внимание сегодня уделяем простому глагольному сказуемому.

По подсчетам ученых, глагол занимает 2 место (после сущ.) по частоте употребления в речи. Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле – примерно 6 % глаголов, в научном – около 10%, в художественной речи глагол употребляется значительно чаще: до 15 %.

Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что на уроке у нас звучат строки из произведений А.С.Пушкина. Постараемся быть последовательными, и, не забывая об эпиграфе нашего урока, понаблюдаем, насколько красив, певуч и выразителен русский язык действительно в умелых устах.

Исследователи давно подметили, что проза Пушкина содержит большое количество глаголов.

В.: Как вы думаете, почему?

(Да, именно глагол передает быструю смену действий, состояний, придает повествованию динамичность.)

В.: В каком стиле речи чаще всего используется глагол?

На партах у нас еще есть карточки, обращаемся к ним. Прочтите текст.

В.: Из какого произведения отрывок? (“Капитанская дочка”, глава “Вожатый”)

Начнем с орфографии (в карточках объясняют орфограммы).

Слайд 11.

(Пош..л мелкий снег – и (в)друг пов..лил хлоп..ями. Ветер завыл; (с,з)делал..сь метель. В одно мгновение темное небо смешал..сь со снежным морем. Все и(с,з)чезло.)

В.: Докажите, что это текст (слова связаны по смыслу и грамматически, есть общая тема текста, основная мысль, предложения расположены в определенной логической последовательности)

В.: Определите стиль речи (художественный)

Почему художественный? (Автор использует в тексте художественные средства выразительности речи)

Назовите их (эпитеты, звукопись, метафоры)

Подчеркните простые глагольные сказуемые (пошел, повалил, завыл, сделалась, смешалось, исчезло)

Определите тип речи (повествование)

Почему? В тексте сообщается о последовательных действиях, передается динамика событий: начало действия (пошел); его развитие (повалил, завыл, сделалась); и завершение (смешалось, исчезло).

Слайд12.

Сверьте свои записи, если ошиблись в чем-то – пометку на полях, дома повторите.

Известный русский писатель А. Толстой говорил: “Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”.

В.: Как вы думаете, почему в небольшом отрывке А.С. Пушкин использует так много глаголов? (всего их 6, с помощью их автор передает еще и стремительность действий)

Можем мы назвать речь писателя выразительной? (Конечно, можем, и мы только что в этом убедились).

В.: Какое время года было любимым у поэта?

Прочтем строки, посвященные этому времени года.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно… Слайд 13.

В.: Смиренно – это как? Каково значение слова?

(Т.е. с отсутствием гордости, готовой подчиниться)

Какую картину рисует автор? (погожей тихой осени)

Какие чувства поэта отображают эти строки?

(Поэт нежно и ласково говорит о своей любви к этому времени года, употребляя слово “мила”, выражает также грусть прощания с ее покорной, тихой красою)

Какие синонимы можно подобрать к словам “бранить”, “блестеть”?

(бранить – журить, блестеть – сверкать, переливаться, искриться) Слайд 14.

Почему из всех синонимов поэт берет глагол “бранить”?

(Поэт выбирает глагол бранить, т.к. этот глагол выражает добродушие, ласку – ведь невозможно сердиться на осень, она так хороша!)

Почему Пушкин называет красоту осени “тихой”?

(Нет гомона птиц, утихли все звуки, природа отдыхает после веселого шумного лета и готовится погрузиться в зимний сон).

(Посмотрите, всего 3 строчки, неполная строфа, а какое тонкое, бережное, умелое использование лексики русского языка).

В.: Найдите в предложении простое глагольное сказуемое (бранят).

Почему оно простое глагольное?

Итак, над чем сегодня поработали?

(Мы повторили главные члены предложения, орфографию, пунктуацию, рассмотрели простые глагольные сказуемые, особенности употребления их в речи на примерах из текстов А.С.Пушкина, убедились, что А.И. Куприн был прав, и высказывание его истинно).

Слайд 15.

Домашнее задание (на выбор):

  1. Написать сочинение – миниатюру на тему: “Унылая пора! Очей очарованье!..” (с использованием простых глагольных сказуемых, указать их синтаксическую роль).

  2. Упражнение 128 (стр.60).

Всем спасибо за работу! Слайд 16.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Золотой человек"

Автор: Темирова Жанат Муратовна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 279050

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока "Золотое правило нравственности" "
    ["seo_title"] => string(66) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-zolotoie-pravilo-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "111508"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407570039"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Саки - разработка урока -игры по истории Казахстана в 6 кл"
    ["seo_title"] => string(48) "sakirazrabotkaurokaighrypoistoriikazakhstanav6kl"
    ["file_id"] => string(6) "283638"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453867413"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "методическая разработка урока по изобразительному искусству для 7 класса. Декоративно-прикладное искусство "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-dlia-7-klassa-diekorativno-prikladnoie-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "222188"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435945830"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Методическая разработка урока в 4 классе по основам православной культуры на тему «Подвиг» "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-v-4-klassie-po-osnovam-pravoslavnoi-kul-tury-na-tiemu-podvigh"
    ["file_id"] => string(6) "236433"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444064268"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Разработка урока на тему "Золотой человек""
    ["seo_title"] => string(41) "razrabotka_uroka_na_temu_zolotoi_chelovek"
    ["file_id"] => string(6) "567987"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1608536923"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства