Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в 9 – 11 классах
ВВЕДЕНИЕ:
Заявленная тема не теряет своей актуальности на уроках, т.к. научность преподаваемых научных областей (социальной философии, политологии, экономики, политологии и правоведения) на уроках обществознания реализуется, в первую очередь, через специфический понятийный аппарат.
Ребята начинают знакомиться и изучать понятия и термины буквально с первых уроков.
Преподавание курса обществознания идет концентрическим способом и, таким образом, из года в год происходит закрепление и расширение знаний изученных ранее терминов. Так, например, термин «общество» мы первоначально вводим в самом доступном для понимания шестиклассников виде (жители одной страны). А в старших классах дети владеют уже значительным багажом знаний и могут сформулировать уже пять-шесть определений этого термина с точки зрения философии, социологии и истории.
В условиях модернизации образования роль истории, имеющией множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем.
Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества.
Образование, в узком смысле этого слова, является той частью процесса обучения, перед которой стоит задача обеспечить базовый уровень культуры, познакомить учащегося с ценностями, богатствами и стандартами цивилизации, а также (что главное) максимально развить его духовно – нравственный мир.
Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
- Коммуникативная
- Информационная
- Деятельная
Если дать пояснение этим видам функциональной грамотности, то они предполагают свободное владение всеми видами речевой деятельности, умение осуществлять поиск информации в различных источниках, умение проявлять организационные способности и навыки, осуществлять самоконтроль, самооценку, само коррекциb
Глава 1. Основные психофизиологические особенности учащихся старшего школьного возраста.
Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности в старших классах, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин: биология, русский язык, литература, история, обществознание и др. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание. Таким образом, данное исследование преследует цель выделить характерные черты и особенности формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в старших классах школы.
Главное отличие точки зрения старшего школьника от представителей других периодов состоит в том, что все его действия обращены в будущее, а все настоящее выступает в тесной связи с основной направленностью его личности. Под воздействием психологических особенностей, проявляющихся в подростковом возрасте, и на фоне необходимости самоопределиться молодые люди рассматривают в разных жизненно важных звеньях как опыт окружающих, так и свой собственный, формируют личное мнение. Влияние внешних факторов и непосредственных собственных внутренних призывов ослабевает, и главенствующие роли достаются чётко поставленным целям и самостоятельно принятым решениям. Из особи, обстоятельствами связанной, подросток, хоть и постепенно, становится их «начальником», индивидуумом, в основном создающим и активно преобразующим окружающую среду. В жизни старшеклассников общение имеет огромное значение, является символом ценности самостоятельности. Расширяются география, социальное пространство (в числе ближайших друзей появляются студенты, ученики других школ, военнослужащие, работающее население). Время общения растет — 3-4 часа в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни.
Какова ведущая деятельность в старшем школьном возрасте? Ответ, как следствие из вышесказанного, очевиден - познавательная.
Связь между познавательными и учебными вопросами упрочняется и становится постоянной именно в старшем школьном возрасте. Возникает интерес к выяснению моральной и мировоззренческой ценности познавательных общих проблем и одновременно выявляются приоритеты по отношению к учебным предметам.
Меняется и мнение об оценке. Отметка в качестве побуждающего к учебе мотива, имеющего ведущее значение до подросткового возраста, теряет теперь свою побудительную силу — старшеклассник не учится больше “ради оценки”, ему важны знания сами по себе, в качестве обеспечения будущего.
Необходим анализ себя и окружающего, поиск смысла существования - собственного и происходящего. По данной причине школьники этой возрастной категории либо слушают учителя напряженно, эмоционально, либо, если не интересно, перестают слушать вообще.
Таким образом, мышление учащихся старших классов приобретает личностную эмоциональную окраску. В связи с чем к художественной и философской литературе интерес повышается.
В этот период происходит формирование представления о своей личности, своей индивидуальности, самом себе, переживание и понимание своего “Я”. Что и сказывается на личностном характере мышления старшего школьника.
Свой собственный стиль учебной работы (не идеальный, но действующий в жизни) определяется в 16 лет. В данной ситуации педагогу не стоит строго ограничивать учебный процесс, наоборот — целесообразнее предоставление большей самостоятельности. Формирование навыков и умений в учебе необходимо ориентировать на личность школьника.
Таким образом, понимание и принятие психофизиологических особенностей старшего школьного возраста необходимо для создания максимально адаптированных научно–методических разработок по формированию функциональной грамотности в 9 – 11 классах.
Глава 2. Об особенностях формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания в 9-11 классах.
Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих:
1.Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.
2.Процесс обучения - усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от простого к сложному», от материала 5 класса (Древнейшие цивилизации) к темам 9 класса (история XX-XXI вв.). Затем расширение полученных знаний в 10-11 классе путем циклического повторения курса. На протяжении всего процесса обучения используются интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие задания, интерактивная лекция, урок-экскурсия и др.
В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.
Это возможно, если:
- В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке
- Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно
- Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко выразить свою мысль)
- Ученик научен, работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет найти нужную информацию в источниках
- Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью
Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:
I. ценностно - ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему личностно - значимой деятельности;
II. коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и литературных героев), познакомиться с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог;
III. социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;
IV. культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировой культуры.
Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:
- пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
- познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
- исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
- изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
- чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.
- исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).
Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.