kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Алтын адам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 8 классе «Простое глагольное сказуемое».

Тип урока: Урок закрепления изученного материала.

Цель: Закрепить знания о простом глагольном сказуемом, использование их в речи на примере художественных текстов как одно из синтаксических средств выразительности речи.

Образовательная:

  1. Повторить простое предложение
  2. Однородные члены предложения
  3. Характеристику простого предложения
  4. Обобщение сведений о сказуемом, известных учащимся за курс прошлых лет
  5. Ознакомление с разными типами сказуемых
  6. Формирование умений:
    а) находить сказуемое
    б) определять форму простого глагольного сказуемого

Развивающая:

  1. Развитие умения выполнять лингвистический (комплексный) анализ текста (создание собственного текста)
  2. Расширение словарного запаса учащихся за счет употребления простых глагольных сказуемых

Воспитательная:

  1. Воспитывать интерес к изучению предмета, бережное отношение к языку.

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите, пожалуйста, на высказывание, помещенное на экране. Слайд 1. (Приложение)

В.: Что не так в этой записи? Наша задача расставить недостающие знаки препинания, объяснить орфограммы, значение слова, отмеченного звездочкой. Взяли карточки.

(Русский язык в умелых руках и в опытных устах* красив певуч выразителен гибок послушен ловок и вместителен.)

(уста – рот, губы)

Дайте устную характеристику предложения и начертите его схему (один у доски)

Вот так выглядит высказывание писателя. Сравните записи. Слайд 2.

В.: Чем выражены сказуемые в предложении?

В.: Какой частью речи чаще всего выражается сказуемое в предложении? (глаголом)

Правильно, глаголом чаще всего и бывает выражено сказуемое в предложении. И тема нашего урока сегодня: “Сказуемое. Простое глагольное сказуемое” Слайд 3.

Эпиграфом нашего урока станет высказывание А.И.Куприна о русском языке. Записываем число, тему урока. Подойдут и возьмут карточки с индивидуальным заданием (2 ученика).

Мы уже имеем понятие о главных и второстепенных членах предложения; изучили словосочетание. На прошлом уроке мы рассмотрели более подробно подлежащее, сегодня будем говорить о сказуемом. Давайте немножко вспомним.

В.: Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое)

В.: Как можно назвать их иначе? (Грамматической основой) Слайд 4.

В.: Какими бывают предложения по наличию главных членов предложения?

(односоставные, двусоставные)

В.: Что называется подлежащим? Приведите примеры.

Смотрим на экран. Читаем предложения, говорим, чем выражены подлежащие?

Слайд 5.

Теперь проверим себя. Слайд 6.

Я помню чудное мгновенье… “Руслан и Людмила” – известная поэма А.С.Пушкина.

Чтение – вот лучшее учение.

В.: Что называется сказуемым?

В.: Формы каких наклонений имеют сказуемые? Приведите примеры.

Смотрим на экран. Читаем предложения, выясняем, чем выражены сказуемые?

Слайд 7.

И снова проверим себя. Слайд 8.

О лето красное, любил бы я тебя…

Им она не прекословит, не перечат ее они.

Шуми, шуми, послушное ветрило*,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан!

Каково лексическое значение слова, отмеченного звездочкой? (Ветрило* – парус, слово устаревшей лексики, употребленное в роли “высокого”, поэтического). И, конечно, помним, что сказуемое может быть выражено словами разных частей речи.

Теперь давайте вспомним, какие знаем виды сказуемых? Сколько их?

Слайд 9.

На партах у нас карточки, поработаем сейчас с ними: подчеркните грамматические основы предложений, определите виды сказуемых, охарактеризуйте предложения по наличию главных членов предложения.

Теперь вновь проверим себя. Слайд 10.

Как и договорились, внимание сегодня уделяем простому глагольному сказуемому.

По подсчетам ученых, глагол занимает 2 место (после сущ.) по частоте употребления в речи. Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле – примерно 6 % глаголов, в научном – около 10%, в художественной речи глагол употребляется значительно чаще: до 15 %.

Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что на уроке у нас звучат строки из произведений А.С.Пушкина. Постараемся быть последовательными, и, не забывая об эпиграфе нашего урока, понаблюдаем, насколько красив, певуч и выразителен русский язык действительно в умелых устах.

Исследователи давно подметили, что проза Пушкина содержит большое количество глаголов.

В.: Как вы думаете, почему?

(Да, именно глагол передает быструю смену действий, состояний, придает повествованию динамичность.)

В.: В каком стиле речи чаще всего используется глагол?

На партах у нас еще есть карточки, обращаемся к ним. Прочтите текст.

В.: Из какого произведения отрывок? (“Капитанская дочка”, глава “Вожатый”)

Начнем с орфографии (в карточках объясняют орфограммы).

Слайд 11.

(Пош.л мелкий снег – и (в)друг пов.лил хлоп.ями. Ветер завыл; (с,з)делал.сь метель. В одно мгновение темное небо смешал.сь со снежным морем. Все и(с,з)чезло.)

В.: Докажите, что это текст (слова связаны по смыслу и грамматически, есть общая тема текста, основная мысль, предложения расположены в определенной логической последовательности)

В.: Определите стиль речи (художественный)

Почему художественный? (Автор использует в тексте художественные средства выразительности речи)

Назовите их (эпитеты, звукопись, метафоры)

Подчеркните простые глагольные сказуемые (пошел, повалил, завыл, сделалась, смешалось, исчезло)

Определите тип речи (повествование)

Почему? В тексте сообщается о последовательных действиях, передается динамика событий: начало действия (пошел); его развитие (повалил, завыл, сделалась); и завершение (смешалось, исчезло).

Слайд12.

Сверьте свои записи, если ошиблись в чем-то – пометку на полях, дома повторите.

Известный русский писатель А. Толстой говорил: “Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”.

В.: Как вы думаете, почему в небольшом отрывке А.С. Пушкин использует так много глаголов? (всего их 6, с помощью их автор передает еще и стремительность действий)

Можем мы назвать речь писателя выразительной? (Конечно, можем, и мы только что в этом убедились).

В.: Какое время года было любимым у поэта?

Прочтем строки, посвященные этому времени года.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно… Слайд 13.

В.: Смиренно – это как? Каково значение слова?

(Т.е. с отсутствием гордости, готовой подчиниться)

Какую картину рисует автор? (погожей тихой осени)

Какие чувства поэта отображают эти строки?

(Поэт нежно и ласково говорит о своей любви к этому времени года, употребляя слово “мила”, выражает также грусть прощания с ее покорной, тихой красою)

Какие синонимы можно подобрать к словам “бранить”, “блестеть”?

(бранить – журить, блестеть – сверкать, переливаться, искриться) Слайд 14.

Почему из всех синонимов поэт берет глагол “бранить”?

(Поэт выбирает глагол бранить, т.к. этот глагол выражает добродушие, ласку – ведь невозможно сердиться на осень, она так хороша!)

Почему Пушкин называет красоту осени “тихой”?

(Нет гомона птиц, утихли все звуки, природа отдыхает после веселого шумного лета и готовится погрузиться в зимний сон).

(Посмотрите, всего 3 строчки, неполная строфа, а какое тонкое, бережное, умелое использование лексики русского языка).

В.: Найдите в предложении простое глагольное сказуемое (бранят).

Почему оно простое глагольное?

Итак, над чем сегодня поработали?

(Мы повторили главные члены предложения, орфографию, пунктуацию, рассмотрели простые глагольные сказуемые, особенности употребления их в речи на примерах из текстов А.С.Пушкина, убедились, что А.И. Куприн был прав, и высказывание его истинно).

Слайд 15.

Домашнее задание (на выбор):

  1. Написать сочинение – миниатюру на тему: “Унылая пора! Очей очарованье!.” (с использованием простых глагольных сказуемых, указать их синтаксическую роль).
  2. Упражнение 128 (стр.60).

Всем спасибо за работу! Слайд 16.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Алтын адам"»

Учитель русского языка и литературы средней школы-лицея №23

г.Актобе Самиева Айна Алтаевна.

Конспект урока по русскому языку в 8 классе «Простое глагольное сказуемое».

Тип урока: Урок закрепления изученного материала.

Цель: Закрепить знания о простом глагольном сказуемом, использование их в речи на примере художественных текстов как одно из синтаксических средств выразительности речи.

Образовательная:

  1. Повторить простое предложение

  2. Однородные члены предложения

  3. Характеристику простого предложения

  4. Обобщение сведений о сказуемом, известных учащимся за курс прошлых лет

  5. Ознакомление с разными типами сказуемых

  6. Формирование умений:
    а) находить сказуемое
    б) определять форму простого глагольного сказуемого

Развивающая:

  1. Развитие умения выполнять лингвистический (комплексный) анализ текста (создание собственного текста)

  2. Расширение словарного запаса учащихся за счет употребления простых глагольных сказуемых

Воспитательная:

  1. Воспитывать интерес к изучению предмета, бережное отношение к языку.

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите, пожалуйста, на высказывание, помещенное на экране. Слайд 1. (Приложение)

В.: Что не так в этой записи? Наша задача расставить недостающие знаки препинания, объяснить орфограммы, значение слова, отмеченного звездочкой. Взяли карточки.

(Русский язык в умелых руках и в опытных устах* красив певуч выразителен гибок послушен ловок и вместителен.)

(уста – рот, губы)

Дайте устную характеристику предложения и начертите его схему (один у доски)

Вот так выглядит высказывание писателя. Сравните записи. Слайд 2.

В.: Чем выражены сказуемые в предложении?

В.: Какой частью речи чаще всего выражается сказуемое в предложении? (глаголом)

Правильно, глаголом чаще всего и бывает выражено сказуемое в предложении. И тема нашего урока сегодня: “Сказуемое. Простое глагольное сказуемое” Слайд 3.

Эпиграфом нашего урока станет высказывание А.И.Куприна о русском языке. Записываем число, тему урока. Подойдут и возьмут карточки с индивидуальным заданием (2 ученика).

Мы уже имеем понятие о главных и второстепенных членах предложения; изучили словосочетание. На прошлом уроке мы рассмотрели более подробно подлежащее, сегодня будем говорить о сказуемом. Давайте немножко вспомним.

В.: Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое)

В.: Как можно назвать их иначе? (Грамматической основой) Слайд 4.

В.: Какими бывают предложения по наличию главных членов предложения?

(односоставные, двусоставные)

В.: Что называется подлежащим? Приведите примеры.

Смотрим на экран. Читаем предложения, говорим, чем выражены подлежащие?

Слайд 5.

Теперь проверим себя. Слайд 6.

Я помню чудное мгновенье… “Руслан и Людмила” – известная поэма А.С.Пушкина.

Чтение – вот лучшее учение.

В.: Что называется сказуемым?

В.: Формы каких наклонений имеют сказуемые? Приведите примеры.

Смотрим на экран. Читаем предложения, выясняем, чем выражены сказуемые?

Слайд 7.

И снова проверим себя. Слайд 8.

О лето красное, любил бы я тебя…

Им она не прекословит, не перечат ее они.

Шуми, шуми, послушное ветрило*,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан!

Каково лексическое значение слова, отмеченного звездочкой? (Ветрило* – парус, слово устаревшей лексики, употребленное в роли “высокого”, поэтического). И, конечно, помним, что сказуемое может быть выражено словами разных частей речи.

Теперь давайте вспомним, какие знаем виды сказуемых? Сколько их?

Слайд 9.

На партах у нас карточки, поработаем сейчас с ними: подчеркните грамматические основы предложений, определите виды сказуемых, охарактеризуйте предложения по наличию главных членов предложения.

Теперь вновь проверим себя. Слайд 10.

Как и договорились, внимание сегодня уделяем простому глагольному сказуемому.

По подсчетам ученых, глагол занимает 2 место (после сущ.) по частоте употребления в речи. Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле – примерно 6 % глаголов, в научном – около 10%, в художественной речи глагол употребляется значительно чаще: до 15 %.

Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что на уроке у нас звучат строки из произведений А.С.Пушкина. Постараемся быть последовательными, и, не забывая об эпиграфе нашего урока, понаблюдаем, насколько красив, певуч и выразителен русский язык действительно в умелых устах.

Исследователи давно подметили, что проза Пушкина содержит большое количество глаголов.

В.: Как вы думаете, почему?

(Да, именно глагол передает быструю смену действий, состояний, придает повествованию динамичность.)

В.: В каком стиле речи чаще всего используется глагол?

На партах у нас еще есть карточки, обращаемся к ним. Прочтите текст.

В.: Из какого произведения отрывок? (“Капитанская дочка”, глава “Вожатый”)

Начнем с орфографии (в карточках объясняют орфограммы).

Слайд 11.

(Пош..л мелкий снег – и (в)друг пов..лил хлоп..ями. Ветер завыл; (с,з)делал..сь метель. В одно мгновение темное небо смешал..сь со снежным морем. Все и(с,з)чезло.)

В.: Докажите, что это текст (слова связаны по смыслу и грамматически, есть общая тема текста, основная мысль, предложения расположены в определенной логической последовательности)

В.: Определите стиль речи (художественный)

Почему художественный? (Автор использует в тексте художественные средства выразительности речи)

Назовите их (эпитеты, звукопись, метафоры)

Подчеркните простые глагольные сказуемые (пошел, повалил, завыл, сделалась, смешалось, исчезло)

Определите тип речи (повествование)

Почему? В тексте сообщается о последовательных действиях, передается динамика событий: начало действия (пошел); его развитие (повалил, завыл, сделалась); и завершение (смешалось, исчезло).

Слайд12.

Сверьте свои записи, если ошиблись в чем-то – пометку на полях, дома повторите.

Известный русский писатель А. Толстой говорил: “Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”.

В.: Как вы думаете, почему в небольшом отрывке А.С. Пушкин использует так много глаголов? (всего их 6, с помощью их автор передает еще и стремительность действий)

Можем мы назвать речь писателя выразительной? (Конечно, можем, и мы только что в этом убедились).

В.: Какое время года было любимым у поэта?

Прочтем строки, посвященные этому времени года.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно… Слайд 13.

В.: Смиренно – это как? Каково значение слова?

(Т.е. с отсутствием гордости, готовой подчиниться)

Какую картину рисует автор? (погожей тихой осени)

Какие чувства поэта отображают эти строки?

(Поэт нежно и ласково говорит о своей любви к этому времени года, употребляя слово “мила”, выражает также грусть прощания с ее покорной, тихой красою)

Какие синонимы можно подобрать к словам “бранить”, “блестеть”?

(бранить – журить, блестеть – сверкать, переливаться, искриться) Слайд 14.

Почему из всех синонимов поэт берет глагол “бранить”?

(Поэт выбирает глагол бранить, т.к. этот глагол выражает добродушие, ласку – ведь невозможно сердиться на осень, она так хороша!)

Почему Пушкин называет красоту осени “тихой”?

(Нет гомона птиц, утихли все звуки, природа отдыхает после веселого шумного лета и готовится погрузиться в зимний сон).

(Посмотрите, всего 3 строчки, неполная строфа, а какое тонкое, бережное, умелое использование лексики русского языка).

В.: Найдите в предложении простое глагольное сказуемое (бранят).

Почему оно простое глагольное?

Итак, над чем сегодня поработали?

(Мы повторили главные члены предложения, орфографию, пунктуацию, рассмотрели простые глагольные сказуемые, особенности употребления их в речи на примерах из текстов А.С.Пушкина, убедились, что А.И. Куприн был прав, и высказывание его истинно).

Слайд 15.

Домашнее задание (на выбор):

  1. Написать сочинение – миниатюру на тему: “Унылая пора! Очей очарованье!..” (с использованием простых глагольных сказуемых, указать их синтаксическую роль).

  2. Упражнение 128 (стр.60).

Всем спасибо за работу! Слайд 16.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Алтын адам"

Автор: Темирова Жанат Муратовна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 279058

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Разработка урока "Сапалық және қатыстық сын есім", 6 класс"
    ["seo_title"] => string(59) "razrabotka_uroka_sapalyk_zh_nie_k_atystyk_syn_iesim_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "417945"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495537044"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Разработка урока "Ма?ал-м?телдер""
    ["seo_title"] => string(34) "razrabotka-uroka-mak-al-m-tieldier"
    ["file_id"] => string(6) "276499"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452750361"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Разработка урока "Айтыс шебері - Жамбыл""
    ["seo_title"] => string(40) "razrabotka-uroka-aitys-shiebieri-zhambyl"
    ["file_id"] => string(6) "276505"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452751794"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) ""Конспект урока истории Казахстана" в 7  полиязычном классе "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-istorii-kazakhstana-v-7-poliiazychnom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "210876"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431514243"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка урока казахской литературы по теме "Ма?ал - м?телдер" "
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotka-uroka-kazakhskoi-litieratury-po-tiemie-mak-al-m-tieldier"
    ["file_id"] => string(6) "198856"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428480409"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства