kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Активный и пассивный словарный запас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  разработка  урока  позволяет познакомить  учащихся  со  словарным  богатством  русского  языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Активный и пассивный словарный запас"»

Тема: Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Использование их в художественной речи.

Цели: познакомить студентов с активным и пассивным словарным запасом, учить применять архаизмы, историзмы, неологизмы в речи.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы, целей.

  3. Основная часть.

  1. Лекция. Слово учителя.

В процессе исторического развития языка происходят преобразования слов: возникают новые значения и утрачиваются старые.
Таким образом, в любом языке существует два пласта слов:
1) Слова, постоянно употребляющиеся, активно функционирующие в разных сферах деятельности людей. Эта группа составляет активный запас русской лексики.
2) Слова, не имеющие широкого употребления. Эта группа слов составляет пассивный запас русской лексики.
Каждый период развития языка характеризуется определенным соотношением активного и пассивного словарного запаса, так как то, что было актуально для одной эпохи, может утратить актуальность в дальнейшем, вследствие чего слова перестают быть активными и переходят в пассивный состав языка.
Итак, к активному словарному запасу относятся общенародные, общеупотребительные слова, у которых не наблюдается оттенка устарелости или новизны, например: вода, воздух, хлеб, дышать, жить, работать, красивый, отважный, хорошо, два, тридцать и др.
В активный словарный запас входят и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (термины, профессиональная лексика): гамма-лучи, молекула, экология и др.
В пассивном словарном запасе различаются две основных группы слов:
1) Устаревшие слова, то есть вышедшие или выходящие из употребления;
2) Новые слова, или неологизмы, то есть слова, не ставшие еще общеупотребительными, сохраняющие оттенок новизны.

Устаревшие слова: историзмы и архаизмы
Историзмы - это слова, вышедшие из употребления потому, что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали.
Историзмы не имеют синонимов, так как это единственное обозначение исчезнувшего понятия и стоящего за ним предмета или явления.
1) Названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кокошник, шушун;
2) Названия денежных единиц: алтын, грош;
3) Названия титулов: боярин, дворянин, царь, граф, князь, герцог;
4) Названия должностных лиц: городовой, наместник, приказчик, урядник;
5) Названия оружия: пищаль, шестопер, единорог (пушка);
6) Административные названия: волость, уезд, околоток;
Архаизмы - это слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время; по причинам они были вытеснены из активного употребления другими словами.
например: льзя - можно; тать - вор; пиит - поэт; отроковица - подросток.
Живот - «жизнь» (не на живот, а на смерть биться); Истукан - «статуя»;
Негодяи - «негодный к воинской службе»; Пристанище - «порт, пристань».
Есть слова, у которых в результате исторического развития изменилось звуковое оформление (звуковая оболочка), однако значение слова сохранилось полностью: Зерцало - зеркало; ироизм - героизм; осьмнадцать -восемнадцать;
пашпорт - паспорт; штиль - стиль (поэтический)и др.
Особую группу составляют архаизмы, у которых изменилось ударение: Музы 'ка - му 'зыка; суффи 'кс - су 'ффикс; филосо 'ф ~ фило 'соф.
Архаизация слов не связана с их происхождением. Устаревать могут следующие типы лов:
Историзмы в специальной научной литературе используются для наиболее точного описания эпохи. В произведениях художественной литературы на исторические темы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей.
Архаизмы могут также использоваться для создания комического и сатирического эффектов: Взгляни, наконец, на свою собственную персону - и там прежде всего встретишь главу, а потом уже не оставишь без приметы брюхо и прочие части (С. Щ.)

Новые слова (неологизмы)

Словарный состав языка постоянно пополняется новыми словами. Новые слова (неологизмы) появляются в языке, чтобы обозначить какое-либо новое явление, понятие, предмет. Например: Интерфакс - информационное агентство; приватизация - распределение собственности; эксклюзив - исключительное событие (интервью); ратификация- принятие, одобрение (о договоре); плюрализм - множественность (мнений, точек зрения); альтернатива - возможность выбора; референдум - обсуждение и др.
Большинство неологизмов связано с изменениями в политической жизни общества, с развитием науки, техники, культуры. Многие из этих слов прочно входят в жизнь, а затем утрачивают свою новизну и переходят в активный словарный запас.

  1. Практическая часть.

Определите, к какой группе слов относятся данные:

историзмы

архаизмы

неологизмы

Армяк –кафтан из толстого сукна

сикурс - помощь

Гуглить (от англ. Google) – искать информацию в Интернете с помощью Google.

Опричник - телохранитель, человек, состоящий в рядах опричного войска

фортеция (крепость)

Мерчендайзер – товаровед, 

Буржуйка –металлическая печь

Огнь - огонь

Клинер – очиститель, фильтр

Чухонец - насмешливое прозвание финно-угорских народов

потчевать – кормить

Коуч (англ. coach) – тренер.

Аршин – мера длины;

0, 71 метра

вечор – вечер

Ресепшн  «приём», «приемная».



Составьте 2-3 предложения с данными словами.

  1. Самостоятельно. Соотношение. Образуйте двузначные числа.



1

брада

1

шея

2

вежды

2

щеки

3

глава

3

правая рука

4

выя

4

веки

5

ланиты

5

борода

6

десница

6

лицо

7

власы

7

зрачок

8

зеница

8

голова

9

лик

9

волосы



15, 24, 38, 41, 52, 63, 79, 87, 96.



1

плоть

1

пятка

2

чело

2

плечо

3

пята

3

палец

4

рамо

4

лоб

5

уста

5

Поясница, бедра

6

перст

6

тело

7

око

7

губы, рот

8

пясть

8

глаз

9

чресла

9

кулак



16, 24, 31, 42, 57, 63, 78, 89, 95.

IV. Итог урока

V. Домашнее задание: Заполнить таблицу примерами

Устаревшие слова

Неологизмы

5

5

Составить 2 предложения с устаревшими словами и 2 предложения с неологизмами.

















1

брада

1

шея

2

вежды

2

щеки

3

глава

3

правая рука

4

выя

4

веки

5

ланиты

5

борода

6

десница

6

лицо

7

власы

7

зрачок

8

зеница

8

голова

9

лик

9

волосы



















1

плоть

1

пятка

2

чело

2

плечо

3

пята

3

палец

4

рамо

4

лоб

5

уста

5

Поясница, бедра

6

перст

6

тело

7

око

7

губы, рот

8

пясть

8

глаз

9

чресла

9

кулак




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока "Активный и пассивный словарный запас"

Автор: Смородина Галина Олеговна

Дата: 13.05.2025

Номер свидетельства: 669670

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Разработка урока по технологии "Виды и свойства бумаги" "
    ["seo_title"] => string(57) "razrabotka-uroka-po-tiekhnologhii-vidy-i-svoistva-bumaghi"
    ["file_id"] => string(6) "217174"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433260810"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Методическая разработка урока "Климат Австралии" "
    ["seo_title"] => string(50) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-klimat-avstralii"
    ["file_id"] => string(6) "213491"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432061840"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Урок русского языка в 3 классе по теме: «Синонимы» "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-sinonimy"
    ["file_id"] => string(6) "192305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427446058"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "piedagogichieskii_proiekt_modiel_ispol_zovaniia_mniemotiekhniki_v_tsieliakh_razv"
    ["file_id"] => string(6) "415684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494874816"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация к уроку литературы "Две системы воспитания в романе И. А. Гончарова "Обломов" "
    ["seo_title"] => string(94) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-dvie-sistiemy-vospitaniia-v-romanie-i-a-goncharova-oblomov"
    ["file_id"] => string(6) "217489"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433362157"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства