Цели. Дать понятие об изменении местоимений по числам и лицам; закрепление умение употреблять местоимения в предложении, текстах, развивать умение анализировать, наблюдать, воспитывать чувство взаимопомощи.
разобрать орфограммы, определить части речи, подчеркнуть грамматическую основу.
Словарь.
Север, юг, восток, запад, восход, заря.
( разделить для переноса, указать ударные, безударные слоги)
Орфографическая минутка.
В каких случаях на конце после шипящих пишется «Ь»?
Окунь, сазан, щука, карась, акула
Напиши в алфавитном порядке.
Весной цвететдушистыйландыш
Подчеркнутые слова записать во множественном числе.
-Я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно слушайте.
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов начала откусили
Из книжки в норку утащили.
Посмотрите на слова, как вы думаете, что нужно сделать? (Вставить пропущенные буквы) На какие две группы можно разделить слова-отгадки?(Слова с безударными гласными и с парными согласными в корне) Запишите рядом с каждым словом проверочное слово.
Ребята. Мы с вами изучили несколько самостоятельных частей речи. Давайте их все вспомним и назовем: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, союз. На прошлом уроке мы с вами познакомились еще с одной самостоятельной частью речи -это…местоимение. Давайте с вами вспомним и повторим.
Откройте учебник на стр. 109 упр. 269 Давайте познакомимся с этим упражнением. Нам дана таблица.
Что мы видим? Личные местоимения бывают 1, 2, 3-го лица.
- Давайте определим, как личные местоимения определяются по лицам.
- Кто может сказать о себе я? Ответ детей (Тот, кто начинает этот разговор, он первый, поэтому местоимение я - первого лица)
- Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? Ответ детей
(Ты! Он второй участник беседы, значит, местоимение ты - второго лица)
-А тот человек который не участвует в разговоре, он - третье лицо. Это местоимение ……Ответы детей. Он, она, оно.
Если я иду с другом, то как скажем во множественном числе? Ответ детей. мы!
-При беседе с двумя и более людьми мы употребляем местоимение вы!
-Когда пришли он и она, тогда мы скажем что пришли они!
Ребята, какой мы может сделать вывод?
Вывод: местоимения бывают 1, 2, 3-го лица.- ответ ученика
Назовите местоимения 1 лица? (Я,МЫ)- ответ ученика
Назовите местоимения 2 лица? (ТЫ, ВЫ)- ответ ученика
Назовите местоимения 3 лица ?( ОН,ОНА,ОНО,ОНИ)- ответ ученика
Ребята, обратите внимание, что личные местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам (он- м.р., она- ж.р., оно- ср.р.)
Эту таблицу личных местоимений 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа нужно запомнить!
Она сидела на дереве. Я гуляла по лесу. Мы учили уроки .
Работа по учебнику стр. 109 Упр. 270. Списать , указать лицо и число местоимений.
Устная работа с упражнением 271
1)Белка собирает грибы. Она делает запасы на зиму.
Обобщение.- Когда употребляется местоимения?
Ребята, послушайте внимательно мой рассказ.
У меня есть кошка. У кошки красивая серая шерсть. Кошка очень любит играть со мной. Когда я прихожу домой, кошка всегда ждет меня в коридоре .
Ребята, все ли вам понравилось в моем тексте?
Ответ : -Нет, не очень , так как много раз повторяется слово кошка.
И так, мы увидели, что если много раз употреблять одно и то же слово имени существительного, то наша речь становится не очень красивой. Поэтому нам понадобились слова другой части речи. Какие? (Местоимения) Они встают на место имени существительного и такого повтора не происходит.
Итог. Домашнее задание. Стр.110 Упр.272 Правило наизусть.