Воспитательная: воспитывать стремление с самосовершенствованию, интерес к поэзии.
Элементы компетенций:
К 1 - умеет четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, составляя монологические высказывания по содержанию прочитанного текста с небольшими изменениями.
К 2 - понимает телепередачи учебной тематики на русском языке с преобладанием знакомой лексики в пределах изученных тем.
К 5 - умеет беречь историческое, духовное и культурное наследие на русском языке.
Оборудование: учебник, аудио и видеозаписи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Домашняя задания.
Просмотр видеофрагмента из фильма «Операция Ы» (Шурик читает стихи Смелякова).
III. Изучение нового материала.
Ярослав Васильевич Смеляков (26 декабря 1912 (8 января 1913), Луцк – 27 ноября 1972, Москва) – русский советский поэт, критик, переводчик.
Родился в семье железнодорожного рабочего. Детство провёл в деревне. Рано начал писать стихи. Окончил полиграфическую фабрично-заводскую школу (1931). Учась в ФЗУ, публиковал стихи в цеховой стенгазете. Писал также обозрения для агитбригады. Дебютировал в печати в 1931 году. Работал в типографии. Первый сборник стихов «Работа и любовь» (1932) сам набирал в типографии как профессиональный наборщик. Как и в следующем сборнике «Стихи», Смеляков воспевал новый быт, ударный труд. Занимался в литературных кружках при газете «Комсомольская правда» и журнале «Огонёк».
Изучающее чтение биографической статьи о поэте.
Где и когда родился поэт? Где он провел детство? Когда начал писать стихи? Где работал Ярослав Смеляков в юности? С каких языков он переводил? Какие стихи Смелякова наиболее известны?
Стихотворение, которое мы прочитаем, обязано своей популярностью кинокомедии А.Гайдая. Говорят, кстати, что именно это стихотворение режиссёр фильма Леонид Гайдай читал в своё время на вступительном экзамене в институт.
Чтение стихотворения «Хорошая девочка Лида».
IV. Закрепление изученного материала.
Словарная работа.
Акация – дерево с душистыми белыми цветами.
Жгут – eschilgan bovliq.
Ситец – chit
Веснушки – sepkil
Пройдоха – обманщик
Пыльца – changcha
Одобренье – ma’qullasch
Отражаться – aks etmoq
Отчаянье – noumidlik
Упрямый – qaysar
Пыл – g”ayrat
Пенаты – родные места
Смущенье – xijolat bo”lisch
Робость – jur”atsizlik
Перекресток – chorraha
Созвездие – burj
Что вам известно о Гейне?
Опишите девочку. Что мы узнали о ней из стихотворения?
V. Подведение итога урока. Оценивание учащихся.
Об одном мальчике, который влюбился в обычную девочку, написал свое стихотворение Ярослав Васильевич Смеляков. Он надеется, что мальчик пронесет это нежное чувство через всю жизнь. Что общего между этим стихотворением и рассказами Ю.Яковлева и А.Алексина?
VI. Домашнее задание. Выучить стихотворение. Ответить на вопросы учебника.