kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературы для 9 класса по теме "Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для 9 класса по теме "Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова" содержит уникальные сведения из биографии поэта.Всестороннее освещение творчества способствует развитию интереса к личности М.Ю.Лермонтова. Максимальный охват учащихся на уроке позволит никому не остаться безучастным.Индивидуальные задания, которые дети получают до урока, позволят учащимся скорректировать свой ответ и уверенно выступать в ходе занятия.

Урок можно провести как в 9 классе, так и частично использовать разработку в 10 классе, при подготовке к урокам по творчеству М.Ю.Лармонтова.

Эта разработка, несомненно, пробудит интерес обучающихся к творчеству великого поэта и никого не оставит безучастным.

В ходе урока затрагиваются  все темы творчесва поэта: любовь, дружба, тема свободы и т.д. Каждый сможет найти себе стихотворение по душе и выучить его наизусть.

Особенно эта разработка актуальна в юбилейный год (200 лет со дня рождения поэта), представленный материл можно также использовать во внеклассной работе (литературная гостиная), в ходе предметноя декады.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы для 9 класса по теме "Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова" »

Конспект урока на тему: «Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова» (9 класс) c презентацией.

Разработала: Тарасова Е.Е.

Цели урока: познакомить учащихся с личностью М.Ю.Лермонтова, со сложной и трагичной судьбой поэта; со стихами, посвященными поэту; развивать интерес к литературе; формировать эстетический вкус учащихся средствами искусства.

Оформление: портрет Лермонтова, на доске записана тема урока, даты жизни поэта.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Задания к уроку: учащиеся готовили сообщения на следующие темы:

  1. Детские годы Лермонтова;

  2. Пансион и Московский университет;

  3. Школа гвардейских прапорщиков, служба в полку;

  4. Первая ссылка;

  5. Варенька Лопухина;

  6. Вторая ссылка;

  7. Гибель поэта.



Ход урока.

Учитель обращается к учащимся со словами приветствия, сообщает тему урока, цели, говорит т том, что начать урок хочет стихотворением В. Кюхельбекера, написанными в 1845 году. Называется оно «Участь русских поэтов». Даёт задание: запишите вопросы, на которые вы должны будете ответить после прослушивания стихотворения: 1.Какова тема и идея стихотворения? 2. О каких русских поэтах ведёт речь Кюхельбекер в своём стихотворении?

Читает стихотворение:

Горька судьба поэтов всех времён;

Тяжелее всех судьба казнит Россию:

Для славы и Рылеев был рождён…

Стянула петля дерзостную выю.



Не он один; другие ему вслед;

Прекрасной обольщенные мечтою,

Пожалися годиной роковою…

Бог дал огонь их сердцу, свет уму,

Да! Чувства в них восторженны и пылки,-

Что ж? Их бросают в черную тюрьму,

Морят морозом безнадёжной ссылки…



Или болезнь наводит ночь и мглу

На очи прозорливцев вдохновенных,

Или рука любовников презренных

Шлёт пулю их священному челу;



Или же бунт поднимет чернь глухую,

И чернь того на части разорвёт,

чей блещущий перунами полёт

Сияньем облил бы страну родную.



Ученики отвечают на поставленные вопросы (тема-участь русских поэтов; идея- горька судьба поэтов всех племён; в стихотворении поэт говорит о Рылееве, Грибоедове, Пушкине).

Учитель.

Эти слова в полной мере можно отнести и к судьбе М.Ю.Лермонтова, которого все единодушно - друзья и недруги - называли наследником Пушкина.

Декабрист Александр Одоевский, встретившись на Кавказе с молодым
Лермонтовым, воскликнул, слушая его стихотворение: « Ты поэт, каких у нас мало! Верю, ты унаследуешь пушкинскую музу».

О нём, 27-летнем офицере, с долей досады и восхищением отозвался Лев Николаевич Толстой: «Если бы мальчик прожил подольше, на мне, ни Чехову нечего было бы делать в русской литературе»

Непревзойденный стилист И.Бунин за 2 дня до смерти сделал удивительное признание: « Я всегда считал, что наш величайший поэт был Пушкин. Нет, это Лермонтов. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб двадцати семи лет….»

Обратите внимание на портрет поэта

Слайд 1 (портрет Лермонтова)

Валерий Брюсов оставил читателям поэтическое обращение к поэту:

К портрету М.Ю.Лермонтова

Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но та мечтал об ангельски - прекрасном,

Ты демонски – мятежное любил!



Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил!



Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чём томилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!

6-7 мая 1900 г.



Кто же он? Изгой общества, гордо отстранившийся от всех, если довериться сбивчивым воспоминаниям современников? Или, напротив, средоточение грозового облака всей эпохи, сгусток её мыслей и энергии?

Он – потомок ордынской мурзы Орслана, который в 14 веке перешёл на службу к московскому князю, и шотландца Джорджа Лермонта, чья наёмная шпага обороняла Арбатские ворота в дни Смутного времени.

Пётр Юрьевич считался уже русским дворянином, имел пожалованные пустоши и деревеньки, сидел воеводой в Саранске. Все Лермонтовы насилии армейские мундиры.

Михаил Юрьевич Лермонтов – двоюродный внук адъютанта Суворова Алаксандра Александровича Столыпина. Он – племянник Аркадия Алексеевича и Дмитрия Алексеевича Столыпиных, которых в 1825 году заговорщики прочили в правительсто.

Тайные декабристские общества образовались, когда Лермонтову не исполнилось и двух лет, - в феврале 1816 года. Весь шум, восторг, пыл упрёков, мечты о разумном будущем шли где-то вдали от ребёнка, неведомо для него. До тарханской глуши не долетели никаких отголосков: быт оставался устоявшимся.

Бабка круто вела хозяйство: женила и разлучала дворовых по своему усмотрению, взыскивала неусыпно. В проекте конституции Никита Муравьёв, глава Северного общества, писал, что «власть самодержавия гибельна и для правителей, и для общества…»

Этих слов Лермонтов не услышит и через 20 лет. Новое поколение начинало свой путь не с пригорка, а опять с низины, собственными ногами, своим разумением.

Об этом с горечью говорит Лермонтов опальному Александру Одоевскому по дороге в Нижегородский полк: « Вы жили смолоду в мире, который улыбался вам близкими свободами. Даже Сибирь не охладила вам сердце. У меня нет таких обнадёживающих воспоминаний. Мой опыт другой, а время – тёмная ночь без всполоха и отклика…

Вы верили мечте и сполна познали борьбу. Наш удел – лишь разочарованность прояснённого ума. Всё мертво, вытоптано вокруг нас».

Как сложилась жизнь этого умнейшего человека? На этот вопрос помогут ответить нам строки из стихотворения декабриста Кюхельбекера «Участь поэтов» (1823 г.), строки, которые станут эпиграфом нашего урока:

Пророков гонит чёрная судьба;

Их стерегут свирепые печали;

Они влачат по мукам дни свои,

И в их сердца впиваются змии.

Где прошли детские годы Лермонтова?

Сообщение ученика 1.

М.Ю.Лермонтов родился со 2 на 3 октября 1814 года в Москве. Вскоре его семья переехала в имение его бабушки – Елизаветы Алексеевны Арсеньевой – село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии.

Маленький Миша любил читать стихи. Прочитав стихотворение, он записывал его в свою тетрадь, но уже в переделанном виде. Свои стихи он читал бабушке.

Слайд 2 (портрет бабушки)

У Миши была нянька Христина Осиповна – немка. Она очень любила своего подопечного. Иногда она не знала, как отнестись к внезапным стараниям и прилежанию питомца, то и дело заглядывала через порог, шумно вздыхала, вполголоса бормотала по-немецки: «Прилежание украшает доброго мальчика».

Чтобы Мише не было скучно в учении, Елизавета Алексеевна собрала целый пансион окрестных дворянских сынков. За содержание пансиона она ежегодно платила по 650 рублей, а за содержание учителя – англичанина Виндсона 3000 рублей.

В день рождения Лермонтова Елизавете Алексеевне Арсеньевой было 40 лет. Елизавета Алексеевна была тяжела на руку, прижимиста. Она вела всё хозяйство жестоко и старомодно: била крепостных.

Но Мишина бабушка была и хлебосольной. В её доме постоянно жили квартиранты.

Словом, Арсеньева, урождённая Столыпина. Была женщиной сильной и своеобразной. Миша очень любил лепить из цветного воска рыцарей. Он думал, что в его век нельзя совершить подвиг, но когда он услышал о Бородинском сражении и о том, что его дед был участником сражения, то его мнение сразу же изменилось. Миша стал интересоваться историей. Он обошёл всех, кто участвовал в сражениях. Миша выискивал крохи истории в песнях про удалого волжского атамана Разина, о том, что пугачёвцы побывали и в Тарханах. Многое он узнал у своего гувернёра – бывшего сержанта наполеоновской армии.

Миша в детстве был очень болезненным мальчиком, поэтому бабушка возила его три раза в Горячеводск (ныне Пятигорск). Там в госпиталях на лечении находилось много солдат и офицеров. От них Миша тоже многое узнал о сражениях.

Слайд 3 (мать поэта) Мать, Мария Михайловна, умерла от туберкулёза, не дожив до 22 лет и оставив сиротой 3-х летнего сына.

Слайд 4 (отец поэта) Отец Миши – Юрий Петрович Лермонтов – был бедным тульским помещиком, у которого на попечении было 10 сестёр - бесприданниц. Юрий Петрович был армейским капитаном в отставке. Елизавете Алексеевна не хотела, чтобы её единственная дочь была женой бедного помещика. Она так ненавидела зятя, что даже мимолётная мысль о нём вызывала в ней желчь.

Руки её начинали дрожать, сердце колотилось от ненависти. Юрий Петрович очень любил своего сына и находил в нем талант.

Учитель.

Внук Арсеньевой пострадал. Надо было серьёзно думать о школьном образовании Миши. И в 1827 году бабушка с внуком переехала в Москву. Его стали готовить к поступлению в университетский благородный пансион.

1 сентября 1828 г. тринадцатилетний Лермонтов был зачислен в четвёртый класс Московского университета благородного пансиона.

Он был принят полупансионером, т.е. должен был проводить весь день в пансионе, а ночь, так же, как и воскресные дни, - дома.

В благородном пансионе он учился хорошо, в рукописном журнале помещались его стихи.

В марте 1830 года пансион внезапно посетил император.

В какой – то момент император, встреченный в сенях только старым сторожем, пройдя через большую залу, вдруг предстал в коридоре среди бушевавшей толпы ребятишек. Можно представить, какое впечатление произвела эта вольница на самодержавца, привыкшего к чинному строю петербургских военно – учебных заведений. В том же месяце по правительственному указу пансион был преобразован в гимназию с введением телесных наказаний. Лермонтов подал заявление об уходе, намереваясь поступить в Московский университет.

1 сентября 1830 г. Лермонтов становится студентом Московского университета. Однако занятий в нем по случаю холеры не было до начала следующего года. Лермонтов начал посещать занятия 12 января 1831 г., но учёба как – то на задалась. Увлеченный творчеством он пропускал много лекций и не был аттестован ни по одному предмету. В мае 1832 г. Лермонтов не явился на годичный экзамен и через месяц был уволен из университета.

В августе он приехал с бабушкой в Петербург. Попытка поступить в Петербургский университет не удалась. Он решил поступить в, Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Это было привилегированное военно – учебное заведение. Арсеньевой пришлось использовать свои связи среди высших сановников, чтобы устроить внука.

Ученик 2.

Будучи студентом, он был страстно влюблён в молоденькую, милую Варвару Александровну Лопухину… Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно, и едва ли не сохранил он его до самой своей смерти.

Слайд 5 (портрет Лопухиной)

Лермонтов в драме «Два брата» воссоздаёт историю своей любви к Вареньке Лопухиной. «Я был увлечён этой девушкой, я был околдован ею, вокруг неё был какой – то волшебный очерк; вступив за его границу, я уже не принадлежал себе..я предался ей как судьбе, она не требовала ни обещаний, ни клятв, но сама клялась любить меня вечно – мы расстались». Они расстались. 25 мая 1835 г. в Москве в доме Лопухиных на Молчановке, состоялась свадьба Варвары Александровны Лопухиной и Николая Федоровича Бехметева. Брак оказался более чем неудачным.

Прошло 3 года разлуки, мучительные, пустые 3 год. Лермонтов далеко подвинулся дорогой жизни, но драгоценное чувство следовало за ним.

Лопухиной посвящены многие стихотворения поэта: «Оставь прекрасные заботы..», «Мы случайно сведены судьбою», «Она не гордой красотою..» и другие. Историю своих сложных отношений с Лопухиной отчасти изобразил в неоконченном романе «Княгиня Лиговская» и в «Герое нашего времени» (в «Княжне Мери»)

Ученик читает наизусть одно из стихотворений.

Ученик 3.

14 ноября 1832 г. Лермонтов был зачислен в лейб – гвардии Гусарский полк на правах вольноопределяющегося унтер – офицера. В декабре он был произведен в юнкера. 22 ноября 1834 г. после успешно сданного экзамена был произведён в корнеты.

Осенью 1836 г. Лермонтов поселился в Петербурге вместе с бабушкой.

27 января 1837 г. состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Раненый поэт был доставлен на свою квартиру. В течение ближайших часов по Петербургу разнёсся слух, что Пушкин убит. На следующий день Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта» - первые 56 строк. 29 января Пушкин скончался. Стихотворение Лермонтова в копиях разошлось по столице. Смерть поэта Пушкина возвестила России о появлении нового поэта – Лермонтова. 7 февраля Лермонтов написал заключительные 16 строк.

После того, как стихотворение дошло до царя, в доме Лермонтова произошел обыск, арест, затем перевод в Нижегородский драгунский полк, находившийся на Кавказе, где в то время шла война с горцами. Но благодаря хлопотам бабушки, Лермонтов приказом от 9 апреля 1838 г. был возвращен в лейб – гвардии Гусарский полк, в Царское Село.

1838 г. был для Лермонтова особенным: он вошёл в литературу как большой мастер. Он стал подумывать об отставке – ему хотелось полностью отдаться литературному творчеству, издавать свой журнал. Лермонтову в ту пору было 25 лет.

Ученик 4.

В январе 1840 г. Лермонтов был на балу во французском посольстве, где познакомился с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. 16 февраля на балу у графини Лаваль Барант вызвал Лермонтова на дуэль. Лермонтов в разговоре с Терезой Бахерахт насмешливо сблизил имена Дантеса и Баранта, как «как одинаково пришлых прощелыг»; опрометчивая дама не удержалась, чтобы в тот же вечер ревниво не кольнуть нелестным сравнением молодого де Баранта.

Дуэль состоялась на Чёрной речке поутру. Бой шёл сначала на шпагах. Затем противники взялись за пистолеты. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил вверх. За эту дуэль Лермонтов был предан военному суду – поэт был арестован и посажен в Ордонанс – гауз.

13 апреля 1840 г. последовало решение Николая 1: «Поручика Лермонтова перевести в Тенгинский пехотный полк тем же чином»

Ученик 5

«Когда Лермонтов, вторично приговорённый к ссылке, уезжал из Петербурга на Кавказ, он чувствовал сильную усталость и говорил своим друзьям, что постарается как можно быстрее найти смерть», - писал Герцен.

10 июня Лермонтов прибыл в Ставрополь.

11 июля у речки Валерик произошло кровопролитное столкновение с чеченцами. Это сражение Лермонтов описал в стихотворном послании к Бахметевой, известном под названием «Валерик».

За участие в битве отрядный начальник Галафеев представил его к награде, но Николай 1 вычеркнул поэта из списка.

Август и первую половину сентября Лермонтов провёл на Кавказских минеральных водах, а осенью снова принял участие в двух экспедициях против горцев. Когда ранили одного из командующего отрядом, генерал Галафеев поручил Лермонтову командовать этим отрядом. За командование Лермонтов получил самую высокую оценку начальства, и вновь Николай 1 отказал ему в награде.

Ученик 6

14 января 1841 г. Лермонтов получил отпускной билет и выехал в Петербург. Он прибыл в Петербург 4 февраля, а на следующий день появился на балу у А.К.Воронцовой – Дашковой. Здесь присутствовали члены императорской фамилии. Лермонтов сознательно нарушил светский этикет – считалось дерзким появление ссыльного офицера в том обществе, где находились «высочайшие» гости. С трудом удалось Воронцовой – Дашковой отвести от Лермонтова крупные неприятности. А когда пришёл конец отпуску, он стал хлопотать о его продлении. Это отчасти удалось.

Когда миновала отсрочка, Лермонтов получил предписание покинуть Петербург. 12 апреля поэт покидает Петербург.

Ученик 7

9 мая 1841 г. поэт пишет Арсеньевой: «Я надеюсь, милая бабушка, что мне всё – таки выйдет прощение и я могу выйти в отставку». Бабушка продолжала отчаянные хлопоты о «прощении» внука.

12 мая Лермонтов принял решение ехать не в полк, а в Пятигорск и рапортоваться больным.

Роковые события развернулись 13 июля вечером в доме Верзилиных, где часто собиралась молодёжь.

«В комнату вошёл Мартынов, молодой офицер в черкеске. Он был надменен и красив, осанка его была горделива, видно было, что он внутренне любуется собой. Это был давний, ещё с юнкерской школы, товарищ Лермонтова. Лермонтов, не терпевший фальши, при каждой встрече подтрунивал над Мартыновым. И вот, когда Мартынов вошёл с гостиную, Лермонтов, обратившись к своей соседке, сказал по-французски: «Мадемеузель Эмилия, берегитесь – приближается свирепый горец». В это время музыка стихла и слова « свирепый горец» прозвучали во всеуслышание».

Лермонтов был вызван да дуэль.

Учитель

Дуэль состоялась 15 июля, между шестью и семью часами вечера. У подножия Машука, возле Перкальской скалы, во время грозы и сильного дождя. Мартынову было известно благородство Лермонтова, он был уверен, что поэт не станет стрелять на дуэли в противника, как не стрелял он в Баранта. Раздалась команда: «Сходитесь!» Лермонтов остался неподвижен и, возведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлянта. Мартынов быстрыми шагами подошёл к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав ни движения, не успев даже схватиться за рану. Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие»,- вспоминал впоследствии секундант Васильчиков.

Учитель читает стихотворение Николая Огарёва «На смерть Лермонтова»

Ещё поэт! Ещё поэт

С свинцом в груди сошёл с ристанья.

Уста сомкнулись, песен нет,

Всё смолкло….Страшное молчанье!

Тут тщетен дружеский привет…

Всё смолкло: грусть, вражда, страданье,

Любовь – всё, чем душа жила..



Но я тревожить в этот миг

Вопроса вечного не стану;

Давно я головой поник,

Давно пробило в сердце рану

Сомненье тяжкое, - и крик

В груди таится…Но обману

Жить не даёт холодный ум,

И веры нет, и взор угрюм.



И тайный страх берёт меня,

Когда в стране я вижу дальной,

Как очи, полные огня,

Закрылись тихо в миг прощальный,

Как пал он, голову склоняя,

И грустно замер стих печальный

С улыбкой скорбной на устах,

И он лежал, бездушный прах.



Бездушней праха перед ним

Глупец ничтожный с пистолетом

Стоял здоров и невредим,

Не содрогаясь пред поэтом,

Укором тайным не томим,

И, может, рад был, что пред светом

Хвалиться станет он подчас,

Что верны так рука и глаз..

1841г.

Похороны состоялись17 июля. Несмотря на старания друзей сделать их по обрядам церкви, над Лермонтовым не было совершено отпевание, не полагавшееся для убитых на дуэли. Представители всех полков, где служил в продолжение своей короткой жизни поэт, нашлись, чтоб почтить последнею почестью поэта и товарища.

Тело 27 – летнего поэта принял скалистый Машук, по склонам которого он взбирался когда-то мальчиком. Но эта могила оказалась временной: Арсеньева (бабушка) выхлопотала разрешение перевести прах внука из Пятигорска в Тарханы. 27 марта 1842 г. бывший камердинер Лермонтова Андрей Иванович Соколов и его два товарища выехали из Пятигорска в Тарханы – они везли тело поэта, запаянное в свинцовый гроб. 21 апреля прибыли в Тарханы. Бабушка Лермонтова уже с тех пор, как узнала о гибели внука, была больна. 23 апреля 1842 г. гроб с телом великого русского поэта был установлен в фамильном склепе Арсеньевых.

Ученик читает наизусть стих А.Дементьева «Бабушка Лермонтова»

Елизавете Алексеевна Арсеньева

Внука своего пережила…

И четыре чёрных года тень его

Душу ей страдальческую жгла.

Как она за Мишеньку молилась!

Чтоб здоров был и преуспевал.

Только бог не оказал ей милость

И молитв её не услыхал.

И она на бога возроптала,

Повелев убрать из комнат Спас,

А душа её над Машуком витала:

«Господи, почто его не спас?»

Во гробу свинцовом и тяжёлом

Возвращался Лермонтов домой.

По российским побелевшим сёлам

Он катился чёрною слезой.

И откуда ей достало силы –

Выйти за порог его встречать…

Возле гроба бабы голосили.

«Господи, дай им не закричать…»

Сколько лет он вдалеке томился,

Забывал между забот и дел.

А теперь навек к ней возвратился.

Напоследок бабку пожалел.



Арсеньева скончалась спустя 4 года.

Варвара Лопухина, узнав о гибели Лермонтова, пролежала без памяти 2 недели, не желая ни лекарств, ни врачей. Она была безутешна. Пережила Михаила Юрьевича десятью годами..

Не сбылись мечты Лермонтова полностью отдаться литературному творчеству. Вокруг него, особенно в последний год жизни, всё туже затягивалась петля интриг – гнусных, страшных. По его последним стихам чувствуется, что он знал, к чему ведут эти интриги.

Ученик читает наизусть стихотворение Лермонтова

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая ещё дымилась рана,

По капле кровь сочилася моя.



Лежал один я на песке долины:

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их жёлтые вершины

И жгло меня – но спал я мёртвым сном.



И снился мне сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне…



Узнав о смерти Лермонтова, царь воскликнул: «Собаке собачья смерть!» Но поправился: «Господа, тот, кто должен был заменить Пушкина, погиб!»

С участниками дуэли обошлись милостиво. Царь наложил такую резолюцию: «Майора Мартынова посадить в крепость на гауптвахту на три месяца…а титулярного советника Васильчикова и корнета Глебова (секундантов) – простить».

Наследник Пушкина, Лермонтов, погиб так же, как его великий предшественник и учитель.

«Горька судьба поэтов всех времён.

Тяжелее всех она казнит Россию».

Домашнее задание:

  1. Выучить стихотворение Лермонтова (на выбор)

  2. Знать биографию поэта.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Тарасова Елена Евгеньевна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135459


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства