kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Подчеркнуть сходство морфологических и синтаксических категорий порядковых числительных с именами прилагательными, а также особенности их склонения,вершенствовать навык употребления порядковых числительных в речи
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Порядковые числительные (6 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный

Метод: частично-поисковый, проблемный.

Цели урока:

  1. усвоить особенности порядковых числительных

  2. совершенствовать навык употребления порядковых числительных в речи

  3. подчеркнуть сходство морфологических и синтаксических категорий порядковых числительных с именами прилагательными, а также особенности их склонения;

  4. повысить познавательную самостоятельность у учащихся

  5. формировать навыки грамотного письма

  6. продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся


Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по изучению порядковых числительных;

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и грамматические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно - деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в группах, парах

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • Компьютер

  • мультимедийный проектор;

мультимедийная презентация к уроку

  • лист самооценки

  • карточки

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок


Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.




Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности


Памяти Е. И Никитиной посвящается…


Приветственное слово учителя: ребята! А сейчас я хочу рассказать вам одну притчу.

Притча:

...Однажды мудрец решил подвергнуть испытанию своих учеников и повёл их в сад, в углу которого была дверь с огромным замком. "Тот, кто откроет дверь, будет назван умнейшим". Один за другим пытались они открыть дверь и, не добившись успеха , отходили. Но один ученик внимательно осмотрел дверь, навалился на нее плечом, толкнул и - о, чудо! - она стала поддаваться, и раскрылась. Тогда мудрец сказал: "Ты станешь умнейшим, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы".

- Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете "открыть любую дверь" в науку русского языка.

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.(Слайд 1)






Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний




















3. Постановка

учебной цели.

Запишите число, классная работа(Слайд 2)

Класс поделить на 3 группы, каждая стоит у своей зоны.

  • Первый ученик каждой группы просит ребят рассчитаться по порядку, после расчета, говорит: «Группа к уроку готова!».



Фронтальный опрос.

А как мы с вами рассчитывались? ( на первый, второй…). И у каждой группы есть номер (первая, вторая, третья). На что указывают эти числительные? (на порядок). Делаем вывод, какие это числительные?

  • И еще раз :Какое сегодня число? (_9-е февраля)

  • А какой сейчас урок по счету?

  • Какую часть речи вы использовали для ответа на вопросы?(Числительное)

  • Назовите разряд числительных. Что они обозначают?

  • Запишите тему урока.

Значит тема сегодняшнего урока? ( порядковые числительные)

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадях,а я на доске)


-Итак, попробуйте сформулировать цель нашего урока

  1. научиться склонять порядковые числительные и не допускать ошибок

  2. будем обогащать свой словарный запас

  3. узнаем, как они образуются, изменяются ;

  4. научимся отличать порядковые числительные от количественных;

- научимся образовывать и употреблять их в речи.


В конце урока ты должен:

  1. - знать признаки порядковых числительных;

  2. - узнавать порядковые числительные в речи;

  3. - уметь образовывать порядковые числительные;

  4. - отличать их от других числительных;

  5. - находить эти числительные в тексте.



Запись учащимися числа, «Классная работа»


отвечают на поставленные вопросы



Учащиеся: Это порядковые числительные.

Записывают тему урока


Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).



Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.
















Первичное закрепление знаний.



















































Работа с учебником


Физ. минутка

(Создание проблемной ситуации).

А какие праздники у нас впереди? (23 февраля, 8 марта, 1мая, 9 мая).

- Как вы думаете, самый великий из названных праздников это… (Победа нашего народа в Великой Отечественной войне). Война длилась долгие четыре года, много испытаний, горя, страдания пришлось пережить людям в годыВеликой Отечественной войне.

А какой год был самым тяжелым?

Запись в тетради предложения:произвести синтаксический разбор предложения.

Первый год войны был самым тяжелым для русского народа.

(Возникновение проблемной ситуации) Слайд №3

Ребята, с какой проблемой мы столкнулись? ( слово первый является определением, так как отвечает на вопрос: какой?, а выражено…) Попробуем разобраться.

(побуждение к формулированию проблемы, и выдвижению гипотезы).

Задание№1: Из предложения выпишите словосочетания

Первый год Тяжелый год Слайд №4.

При разборе словосочетаний, учащиеся замечают, что и числительное и прилагательное отвечают на вопрос какой?, стоят в одном падеже, числе и роде.

Гипотеза: докажем, что порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные.

(Задания по решению проблемы)

Задание №2

Склонение прилагательного

И. п. тяжелый год

Р. П. тяжелого года

В.п. тяжелый год

Д. п. тяжелому году

Т.п. тяжелым годом

П.п. о тяжелом годе Слайд №5

Самостоятельно просклонять числительное

И. п. первый год

Р. п. первого года

В.п. первый год

Д. п. первому году

Т.п. первым годом

П.п. о первом годе Слайд №6

Учащиеся формулируют правило: порядковые числительные обозначают порядок при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какие?, изменяются по падежам, как и прилагательные.

Учитель: давайте посмотрим, изменяются ли порядковые числительные по родам и числам?

Задание № 3 придумайте словосочетание (числительное + существительное) на военную тему, чтобы у числительных был другой род и другое число.

Первая битва (ед.ч., ж.р.)

Первое сражение (ед.ч., с.р.)

Первые победы ( мн.ч.)
Слайд №7
Морфологические признаки порядковых числительных
Порядковые числительные также бывают простыми, сложными и составными. Это их постоянный признак. Четвёртый, пятидесятый, сто сороковой

Порядковые числительные как прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. Это их непостоянный признак. Первый дом, первая роза, первое окно. Первого дома, первой розы, первые окна

Правописание окончаний проверяется вопросом

На пятом( каком?) этаже

1)П.114,стр148(О чем мы еще не говорили на уроке?

2).Учебник-практика стр.185,рассматриваем опорный материал, и по аналогии выполняется упр.502(Молодцы, ребята!)

Слайд №8

Физминутка

Коллективная работа










(1 ученик у доски) остальные на местах
















У доски и на местах







Самостоятельно с проверкой







Совместная работа

















Физкульт-минутка

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с предложениями).



Закрепление изученного материала







Задание №1. Прочитайте предложение: Фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз в 1941 году.

Самостоятельная работа.

Просклонять числительное тысяча девятьсотсорок первый. Самостоятельно в тетрадях. 2 ученика у доски. Выделить окончания.

Тысяча девятьсот сорок первый

Тысяча девятьсот сорок первого

Тысяча девятьсот сорок первому

Тысяча девятьсот сорок первый

Тысяча девятьсот сорок первым

О тысяча девятьсот сорок первом

Учитель: Что можно сказать об этом числительном? (оно состоит из нескольких слов, значит оно составное). Какой еще вывод можно сделать?

Задание №2. Из предложения: Слайд №9

Тамбовская область с ее почти двухмиллионным населением внесла огромный вклад в победу нашей страны над фашистской Германией.

выпишите числительное. Какое это числительное?




Учитель: ребята, давайте обратим внимание на правописание числительного. Чтобы понять, почему оно пишется слитно, вспомним правописание сложных прилагательных.

железная дорога – железнодорожный (От подчинительных словосочетаний)Слайд №10 сельское хозяйство-сельскохозяйственный

двух миллионов–двухмиллионный

пять десятков–пятидесятый

шесть сотен - шестисотый

Учащиеся: Состоит из 2 слов (количественного числительного в Р.п и порядкового числительного), но пишется слитно. Это числительное - сложное.

2).Учебник-практика стр.185,рассматриваем опорный материал, и по аналогии выполняется упр.502(Молодцы, ребята!)


Задание № 3Словарная работа. Рассмотрите примеры в таблице. Слайд № 11

Сложные порядковые числительные

- десятый

-сотый

-тысячный

-миллионный

пятидесятый шестидесятый


двухсотый трёхсотый пятисотый семисотый восьмисотый девятисотый


Двухтысячный трёхтысячный четырёхтысячный пятитысячный шеститысячный семитысячный восьмитысячный


Двухмиллионный трёхмиллионный четырёхмиллионный пятимиллионный шестимиллионный семимиллионный восьмимиллионный девятимиллионный



Учитель диктует слова, а дети записывают в тетради.Семидесятый, девятитысячный, шестисотый, девяностотысячный, стотысячный.Затем осуществляется проверка.

Задание № 4Ребята, 9 мая мы будем поздравлять ветеранов с праздником. Давайте им подпишем поздравительные открытки. А как правильно подписывать открытки? Используя порядковые числительные? Существует правило.Слайд № 12.

1) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в Р.п.

Д.п.Р.п. Т.п.Р.п.

К восьмому марта перед первым апреля

2)Если перед числом будут стоять слова: дата, день, праздник, то порядковое числительное будем ставить в Им. п., писать с большой буквы, а название месяца – с маленькой.

И.п. Р.п.

С праздником Восьмое марта

Учитель: Итак, ребята, мы подкованы, теорию изучили. Теперь практическая работа. Слайд №13

Карточка №1

Задание: Вставьте буквы на месте пропуска

1 неделя

…………. неделя

2 килограмм

………….. килограмм

50 минута

…………… минута

200 верста

…………. верста

5000 сажень

……………… сажень

5000 000 секунда

…………….. секунда

Карточка №2

Задание: Исправьте ошибки в употреблении порядковых числительных:

  1. Мы подготовим доклад к первому февралю.

  2. Это случилось 15 марта в 1960 году.

  3. Я сидел на двадцатом ряде в первом мест

Карточка №3 Задание: Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка:
1) пятидесятью; 2) шестьюдесятью; 3) восемьюдесятью
2) девятистам; 2) шестиста; 3) семистам.
Найдите ошибку в сочетании собирательного числительного:
1) двое ребят; 2) двое девочек; 3)двое лисят
У вас есть листы бумаги и фломастеры. Ваша задача оформить поздравительную открытку. В тексте поздравления правильно записать дату.

11. Рефлексия. 

На вашей поздравительной открытке изобразите смайлик своего настроения и заполните оценочный лист.

Приложение




Самостоятельно в тетрадях. 2 ученика у доски.






Ответ учащихся: В составных порядковых числительных склоняется последнее слово.


Составляется кластер









У доски и на местах






























Работа в парах


















работа осуществляется в группах

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.




Итог урока.Слайд № 14

-какие числительные сегодня на уроке мы изучали? (порядковые)

-как изменяются порядковые числительные? (как и прилагательные: по родам, числам и падежам).

-от чего зависит род, число, падеж порядкового числительного? (от существительного, к которому оно относится)

У вас есть листы бумаги и фломастеры. Ваша задача оформить поздравительную открытку. В тексте поздравления правильно записать дату.

На вашей поздравительной открытке изобразите смайлик своего настроения и заполните оценочный лист.


Коллективная работа



УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.


Домашнее задание: (1 мин)

  1. Выучит п.114,выполнить упр.507,508

Слайд 15


Запись учащимися задания в дневники.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока

Автор: Апряткина Валентина Павловна

Дата: 25.11.2024

Номер свидетельства: 660251

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "разработка урока "Решение уравнений с модулем" "
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka-uroka-rieshieniie-uravnienii-s-moduliem"
    ["file_id"] => string(6) "119189"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413364206"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Методическая разработка урока "Размещение и выкладка товаров в торговом зале" "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-razmieshchieniie-i-vykladka-tovarov-v-torghovom-zalie"
    ["file_id"] => string(6) "204701"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429711951"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "разработка урока  по теме «Использование информационных технологий  на уроке окружающего мира»"
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotka-uroka-po-tiemie-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "320454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461079038"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Разработка  урока физики в 9 классе по теме «Силы в природе». "
    ["seo_title"] => string(61) "razrabotka-uroka-fiziki-v-9-klassie-po-tiemie-sily-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "124298"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414677354"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка урока " Распространенное определение. Реклама" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-rasprostraniennoie-opriedielieniie-rieklama"
    ["file_id"] => string(6) "168784"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423301716"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства