kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учимся писать слова с двумя корнями. Исследуем, проверяем,практикуем,доказываем,утверждаем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

План-конспект урока

Учимся писать слова с двумя корнями

ФИО

Белобородова Татьяна Леонидовна

Место работы

МБОУ «Средняя школа №17 им. В.С.Завойко» Петропавловск-Камчатского городского округа

Должность

учитель начальных классов

Предмет

русский язык

Класс

3 класс

Тема и номер урока в теме

Блок «Правописание»

Тема раздела «Сложные слова»

Тема урока № 41 «Учимся писать слова с двумя корнями»

Базовый учебник

«Русский язык» , 3 класс, С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова, в 2-х частях. Ч.1- М.: «Вентана-Граф», 2010.

  1. Цель урока: учить составлению и записи сложных слов при помощи соединительных гласных – о, е.

Задачи: личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности; формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

познавательные: создать условия для развития умения анализировать, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Планируемые результаты:

личностные: интерес к изучению языка, интерес к письму, формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам;

предметные: совершенствование умений выделять корни в словах; умение различать, образовывать и правильно писать сложные слова с двумя корнями; формирование навыка устной и письменной речи, осознание важности орфографически грамотного письма.
9. Тип урока: урок - открытие нового знания

10.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

11.Оборудование: мультимедийный проектор, экран, толковый словарь, компьютеры для учеников, учебник русского языка, конструктор «Лего», схемы, карточки для работы в группах.





Этап

урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1.Орг.

момент

-Ребята, цветок тянется к солнцу, а человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового и интересного. А вы хотите много знать?

Доска: Мир освещается солнцем, а человек знанием.

- Как вы понимаете это выражение?

-Думаю, что и на сегодняшнем уроке вы сможете приобрести новые знания, которые вам потребуются в будущем.


Хором:

-Мы урок начать готовы,

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать!

Приветствие гостей.

Настраиваются на работу на уроке.




-Когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни.

КУУД: готовность к деятельности; слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность.

2.Словар-

ная

работа


Слайд 1.

-Запишите словарные слова:

Карандаш, остров, расстояние, ежевика, народ, июль.

-Проверьте себя.

-Кто собой доволен?

-Почему?

Самостоятельно проверяют слова по образцу на слайде,

исправляют ошибки.

РУУД: контроль, коррекция и самооценка выполненных действий.

3.Актуали-

зация знаний.

-Возьмите из первых пяти словарных слов первую букву, а из шестого – последнюю и соберите слово.

-Какое слово получилось?

-Что такое корень слова?

-Как найти корень в словах?

Дети собирают слово и отвечают на вопросы учителя.



-Корень.

-Сначала надо определить значение слова.

Затем подобрать родственные слова.

Найти общую часть слова – корень.


ПУУД: построение логической цепи рассуждения.

ЛУУД: применять правила делового сотрудничества.

РУУД: оценивать результаты деятельности.

4.Самоопре-

деление

к деятель-

ности.


Слайд 2.

- Замените выражение одним словом.

1.Как называют того, кто пьет много воды, буквально – хлебает воду?
2.Как называют бездельника, который лежит на боку?
3.Как называют человека, который любит много читать?
4. Кто любит употреблять много сладостей?

- Что интересного заметили в словах?

-Почему в этих словах по два корня?

-Давайте подумаем, от каких двух слов образовались данные слова?

-Как называются слова с двумя корнями?

- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

-Сегодня мы продолжим учиться находить, записывать и образовывать сложные слова, а так же узнаем новое о сложных словах.

- А с какой целью человек использует сложные слова?



-водохлёб


-лежебока



-книголюб



-сладкоежка




Учащиеся отвечают на вопросы.










-Учимся писать слова с двумя корнями.






-Чтобы сократить словосочетание, высказывание.

ПУУД: характеристика объекта по одному или нескольким признакам, анализ слова с целью выделения признаков, сравнение, построение логической цепи рассуждения.

РУУД: умение определять цель деятельности на уроке

5.Постанов

ка учебной

задачи


-Как соединяются два корня в сложных словах?

-Как называются такие гласные?

-Вставьте в сложные слова пропущенные соединительные гласные.

Доска:

снег…пад

земл…пашец

мыш…ловка

дом..хозяйка

земл..трясение

- Слова одинаковые, а буквы вставлены разные.

-Почему были допущены ошибки?

-Возникла проблема?

-Какая?

-Чему мы должны научиться на уроке?


-При помощи гласных.

Соединительные гласные.



Два ученика выходят к доске, вставляют пропущенные гласные.


Анализируют место ошибки, делают вывод, ставят учебную задачу на урок.

-Мы должны научиться правильно вставлять соединительные гласные в сложные слова.

КУУД: умение слушать и слышать, оформлять свои мысли в речи.

ПУУД: умение на основе анализа объектов делать выводы.

6. Физми-

нутка


Физминутка.

-А сейчас отдохнём. Все встаём. Нашу разминку проводим так:

если я называю сложное слово – вы хлопаете,

если слово с одним корнем – вы топаете:

Снегоход, мышеловка, парта, подводный, водопад, домик, листопад, садовник, рукомойник, морской, мореход.



ЛУУД: установка на здоровый образ жизни.


7.Построение

проекта выхода

из затруднения

Работа в группах (см.

Приложение 1)

-Напомните, какая проблема возникла у нас при написании сложных слов?

-Для выхода из проблемной ситуации, вы поработаете в группах.

Задания:

1группа. Работа с карточкой. Прочитайте сложные слова, выделите корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: в каких случаях пишется соединительная гласная –о-.

2группа. Работа с компьютером. Найдите в тексте сложные слова, выделите корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: в каких случаях пишется соединительная гласная –е-.

3группа. Работа со словарём. Найдите в толковом словаре значения слов пешеход, самолёт. Выделите корни в словах. Сделайте вывод о соединительных гласных.

4группа. Работа с карточкой и конструктором Лего. Прочитайте сложные слова. Выделите корни. После каких согласных пишется соединительная гласная –е-. Выложите из конструктора соединительные гласные.

5 группа. Работа с карточкой. Прочитайте сложные слова, выделите корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: в каких случаях пишется соединительная гласная –о-.


Учащиеся работают над заданиями в группах.

КУУД: формирование умения слушать и понимать учителя и товарищей; совершенст-

вование умения

правильно

изъяснять свои

мысли; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность,

развивать монологическую и диалогическую форму речи.

ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.



8.Реализация

построенного

проекта









-В каких случаях мы пишем соединительную гласную –о-?

-В каких случаях мы пишем соединительную гласную –е-?

-Сформулируйте вывод.







- Вернёмся к нашим словам. Исправьте ошибки.

Выполняют задание, вставляют соединительную гласную. По группам выходят к доске и делают выводы по заданию.

Учащиеся подбирают схему к своим словам.

Вывод: Если корень первого слова заканчивается на твёрд согласный, то пишется буква О.

Если корень первого слова заканчивается на мягк согласный, то пишется буква Е.

Твёрдый согл. - О

Мягкий согл. - Е


ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях.

9. Первичное

закрепление


- Тетрадь «Пишем грамотно» стр. 28 упр. 1

Учащиеся самостоятельно читают задание и выполняют его.

Коллективная проверка.

ЛУУД: умение определять и высказывать своё мнение.

ПУУД: умение применять полученные знания в предложенных ситуациях.

10. Включение в систему знаний и повторение.












Работа в парах.

1) Рубрика «Интересный материал из истории языка» учебник стр 101.

Слово благодарить

-Можно слово благодарить назвать сложным?

-Докажите.

-Почему написали соединительную гласную –о-?

2) Выполнение интерактивного теста (см. Приложение 2)

Коллективная проверка на интерактивной доске.

1) Читают материал рубрики.

1 ученик у доски, остальные в тетради

записывают и находят корни, соединительную гласную в слове «благодарить»

2) В парах выполняют

интерактивный

тест.

РУУД: умение определять успешность выполнения своего задания.

ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.

КУУД: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность







11.Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.













Слайд 3.

1-Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

– Чему научились?

- Какое правило мы вывели с вами?

– Кто или что вам помогало справиться?

- Что вы теперь можете?

– Кто доволен сегодня своей работой?

-Кому было интересно?

2) - А теперь поднимите зелёные карточки те ребята, кому всё было понятно и в течении урока не допускал ошибок, жёлтые – если в течении урока были ошибки, но было всё понятно, красные – если на уроке вообще ничего не понятно было.

3) Домашнее задание.

Учебник стр. 101 упр. 3


Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке.


РУУД: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.











Приложение 1.

Работа в группах.

1группа. Работа с карточкой и конструктором Лего. Прочитайте слова, найдите сложные слова, выделите в них корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: после каких согласных пишется соединительная гласная –о-. Выложите из конструктора соединительную гласную.

Пароход, старость, сероватый, водолаз.

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









2группа. Работа с компьютером. Прочитайте стихотворения. Найдите в стихах сложные слова, выпишите их, выделите корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: после каких согласных пишется соединительная гласная –о -. (При ответе текст стихотворения выносится на интерактивную доску).

Шёл Егор через бор.

Видит: вырос мухомор. (А. Прокофьев)


Листопад, листопад-

Пенится тропинка,

И шумит, как водопад,

Каждая осинка! (Т. Белозёров)


Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








3группа. Работа со словарём. Найдите в толковом словаре значения слов пешеход, самолёт. Выпишите значения слов. Выделите корни в словах. Сделайте вывод: после каких согласных пишутся соединительные гласные –о-, -е-. (Слова даны на карточках)

Самолёт - _________________________________________________________

__________________________________________________________________


Пешеход -__________________________________________________________

__________________________________________________________________


Вывод:____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________














4группа. Работа с карточкой и конструктором Лего. Прочитайте сложные слова. Выделите корни. После каких согласных пишется соединительная гласная –е-. Выложите из конструктора соединительную гласную. (Слова на карточках)

Пылесос, землемер, овощерезка, сталевар.

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
















5 группа. Работа с карточкой. Прочитайте и найдите сложные слова, выделите в них корни, подчеркните соединительную гласную. Сделайте вывод: после каких согласных пишется соединительная гласная –е-.


Перелесок, картофелекопалка, величайший, землетрясение.


Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



































Приложение 2.

Интерактивный тест.

  1. Как называются слова с двумя корнями?

- простые

-сложные

-составные

2. Как соединяются два корня в сложных словах?

-при помощи согласных букв

- при помощи гласных и согласных букв

- при помощи гласных букв

3. Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?

-о, е

- о, а

- и, е

4. Какое сложное слово получится из слов скала и лазать?

-лазоскал

-скалолаз

-скалелаз

5. Какой соединительный гласный надо вставить в слово мор…плаватель?







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока

Автор: Татьяна Леонидовна Белобородова

Дата: 07.11.2024

Номер свидетельства: 659118

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "разработка урока "Решение уравнений с модулем" "
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka-uroka-rieshieniie-uravnienii-s-moduliem"
    ["file_id"] => string(6) "119189"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413364206"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Методическая разработка урока "Размещение и выкладка товаров в торговом зале" "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-razmieshchieniie-i-vykladka-tovarov-v-torghovom-zalie"
    ["file_id"] => string(6) "204701"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429711951"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "разработка урока  по теме «Использование информационных технологий  на уроке окружающего мира»"
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotka-uroka-po-tiemie-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "320454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461079038"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Разработка  урока физики в 9 классе по теме «Силы в природе». "
    ["seo_title"] => string(61) "razrabotka-uroka-fiziki-v-9-klassie-po-tiemie-sily-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "124298"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414677354"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка урока " Распространенное определение. Реклама" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-rasprostraniennoie-opriedielieniie-rieklama"
    ["file_id"] => string(6) "168784"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423301716"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства