kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний по теме "Прошедшее время глагола".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ.

Урок открытия новых знаний по теме:

«Прошедшее время глагола».

Автор:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №8 г.Горно-Алтайска»

Кащеева Евгения Андреевна



Тема урока


«Прошедшее время глагола».


Тип урока

Урок открытия новых знаний.


Цель урока

Создание условий для обобщения и углубления знаний о прошедшей форме глагола.

Планируемые
образовательные
результаты

Личностные: осознание значимости самоуважения, личности человека, его достоинств; воспитывать нравственные качества; чувство товарищества; деликатность; дисциплинированность; ответственность; способность сопереживать; самоуважение, а также воспитывать любовь к памятникам культуры, к русскому языку.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): познавательные УУД: умение работы с учебным материалом, постановка и решение проблемы;

регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): Знать грамматические признаки глагола прошедшего времени. Уметь образовывать формы глагола.

Технология

Технология критического мышления

Образовательные
ресурсы

https://wordwall.net/ru-ru/community/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%B4%D1%88%D0%B5%D0%B5-%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Прошедшее время глагола», раздаточный материал, учебник для 5 класса Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.

Основные понятия

Глагол, прошедшее время глагола.

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимо-
действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

– Доброе утро, ребята!

Присаживайтесь. Закройте глаза и повторяйте за мной.

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Внимание моё растёт.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!


- Хорошо, ребята. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите Восемнадцатое апреля

Классная работа

Подчеркните орфограммы.




Участвуют в диалоге с учителем

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, к познавательной деятельности.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают

в парах

Устные ответы

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний

и применение их в новых ситуациях. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме урока. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

-Ребята, какой раздел науки о языке мы с вами изучаем? (Морфология – раздел науки о языке, который изучает части речи).

-Какие части речи мы уже изучили? (Существительное, прилагательное).

- Какую часть речи мы изучаем сейчас? (Глагол).

- Хорошо, давайте вспомним пройденный материал. (Работа с карточками)

Вставьте пропущенное слово.

1.Глагол- это …самостоятельная часть речи.

2.Глагол обозначает…действие.

3.Отвечает на вопросы…что делать? что сделать?

4.Глаголы могут употребляться в настоящем, ..прошедшем и будущем времени.

5.Глаголы изменяются по … числам, в настоящем и будущем времени по лицам и числам, в прошедшем времени – по родам.

6.В предложении глагол бывает …сказуемым.

7.Согласуется с ….подлежащим.


Воспринимают

на слух информацию, вытягивают карточки, продолжают предложение, принимают участие в диалоге с учителем

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают

и отвечают на вопросы других, формулируют собственные

мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения

информации; уст-
ные ответы

3. Выявление места
и причины затруднения

Эвристическая беседа, письменная работа

- Хорошо, ребята, а вы знаете, какой праздник отмечается 18 апреля? (Международный день охраны памятников и исторических мест).

У вас на партах есть текст, прочитайте его, определите тип текста(повествование), основную мысль (Республика Алтай богата историческими памятниками, их нужно охранять, чтобы знать историю).

Слайд 1.

Ежегодно 18 апреля отмечается Международный день охраны памятников и исторических мест. Республика Алтай является уникальным регионом с древнейшей культурой. Особые географические и исторические условия наложили свой отпечаток на культуру и историю народов региона. Обелиск в Честь 200-летия Вхождения Горного Алтая в Состав России – один из значимых памятников Республики Алтай. Его установили на Семинском перевале в конце 1950-х годов в память о вхождении Горного Алтая в состав России.

В первой половине XVIII века южный Алтай входил в состав Джунгарского ханства. После нескольких лет междоусобиц в Джунгарии, в 1755 её территорию завоевало Цинское царство. Оказавшись под угрозой уничтожения алтайского народа, алтайские зайсаны в 1755 году обратились к российским пограничным властям с прошением «о заступничестве». 2 мая 1756 года императрица Елизавета Петровна подписала указ о принятии народа Алтая в подданство России.

- Почему важно сохранять памятники и исторические места? (Необходимо сохранять памятники и исторические места, чтобы будущие поколения знали историю своей страны).

- Обратите внимание на выделенные слова. Какой частью речи они являются? (Глаголы). В каком времени они употреблены? (В прошедшем времени).




Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Групповая, индивидуальная

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Уст-
ные ответы

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ материалов, предложенных учителем или подготовленных самостоятельно

  • - Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Прошедшее время глагола).

  • Запишите, пожалуйста, тему в тетрадь.

  • (Учитель вывешивает тему урока на листе А4)

    Прошедшее время глагола

- Ребята, попробуйте определить цель нашего урока. Вы уже были знакомы с прошедшем временем глагола?

Углубить и расширить знания о прошедшем времени глагола.

- Скажите, пожалуйста, что показывают глаголы в прошедшем времени? Приведите примеры предложений, где глагол употреблён в прошедшем времени.

(Учитель вывешивает лист)

Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи.



- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? Давайте вернёмся к тексту и зададим вопросы к выделенным словам.

(Учитель вывешивает лист)

Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что сделала? что сделали?




Формулируют цель учебной деятельности

в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Фронтальная, индивидуальная


Уст-
ные ответы, вопросы для уточнения

Информации

5. творчес-

кая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Обсуждение содержания задания

- Давайте с вами обратимся к учебнику (с.115) и посмотрим, верно ли вы ответили на вопросы (читают правило).

Слайд 2.

Хорошо. Продолжаем работать. Посмотрите на слайд. Образуйте прошедшее время от глаголов. Выделите суффиксы.

Оберегать, помнить, заботиться, охранять.

Оберегал, помнил, заботился, охранял.


- Какой мы можем сделать вывод? С помощью чего образуется прошедшее время глагола?

(Учитель вывешивает лист)

Форма прошедшего времени глагола образуется с помощью суффикса –л.



Работают с учебником, тетрадями-справочниками, обосновывают свою точку зрения.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность

в парах и рабочих группах

Вопросы для уточнения

информации, запись кластера в тетрадь-справочник.

Физкультминутка




- Ребята, мы хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.

Вы, наверное, устали?

Ведь глагол мы изучали!

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


Выполняют элементарные физические

упражнения









6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.










Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.


- Продолжаем работу.

- Давайте выполним упражнение из учебника. Упр.655.

Первая группа выписывает глаголы с суффиксом –е, вторая – с суффиксом –я.

Увидел – увидеть Растаял - растаять

Обидел – обидеть Залаял - залаять

Зависел – зависеть Посеял – посеять

Выделите суффиксы.

- Какой вывод мы можем сделать?

(Учитель вывешивает лист).

В прошедшем времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме.



- Ребята, скажите, важно ли правильно произносить слова? Какая наука изучает правильное произношение (Орфоэпия). Сейчас я буду показывать карточки, а вы будете произносить слова.

былА, нАчал, убралА, нАчали, взялАсь, жИло, далА.

- Ребята, вы должны запомнить правильное произношение этих слов, ведь они присутствуют в заданиях ВПР. Полный список слов я вам давала ранее, поэтому, пожалуйста, не забывайте о них.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску, у нас получился кластер. Прочитайте его. Зафиксируйте в тетрадях-справочниках.






Выполняют упражнения, делают выводы.


Групповая












Фронтадбная


Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: формулируют собственные

мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Выполнение заданий

и уп-
ражнений

в тетрадях

7. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

- Молодцы. А сейчас я предлагаю решить тест. Оценивать его вы будете, обменявшись с соседом по парте. Слайды 3-7.

Тест.

1. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы:

А) что делал? чей?

Б) что делал? что сделал?

В) что делает? что сделает?

2. Глаголы в прошедшем времени изменяются родам:

А) В единственном числе.

Б) Во множественном числе.

В) Верны оба варианта.

3. В каком варианте представлены глаголы только прошедшего времени:

А) Играет, нёс.

Б) Думал, решал.

В) Помешает, вышел.

4. Большинство глаголов образуют форму прошедшего времени с помощью:

А) суффикса – л.

Б) суффикса – а.

В) постфикса –ся.

5. Слово с ошибкой в ударении:

А) былА.

Б) нАчал.

В) убрАла.

Критерии оценивания:

Ошибки отсутствуют  - «5»

1 ошибка                     - «4»

2 ошибки                 - «3»

3-4 ошибки                     - «2»

Выполняют тест. Определяют уровень приобретенных знаний.

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные

мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание работы учащихся

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

-Давайте подведём итоги урока. Слайд 8.

- сегодня я узнал...

- было трудно…

- я понял, что…

- я научился…

- я смог…

- было интересно узнать, что…


Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной связи

10. Запись домашнего задания

Учебник Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.П.115 – правила, Упр. 665 (доделать письменно) или Упр.666 – устно и составить синквейн «Глагол».

Объясняет выполнение домашнего задания

Слайд 9.

-Ребята, запишите, пожалуйста, домашнее задание.

Синквейн.

1 строчка – 1 существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – определение или ваше отношение к нему

5 строчка – синоним к существительному.

- Урок закончен, спасибо за работу!

Записывают домашненее заадние

Индивидуальная

Познавательные: создавать творческий продукт; предъявлять информацию в различных языковых формах (письменно, устно и т.д.). Личностные: проявлять интерес к учебной теме;

-проявлять творчество, выполняя задания.

Оценивание работ учащихся







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока

Автор: Кащеева Евгения Андреевна

Дата: 02.05.2022

Номер свидетельства: 606069

Похожие файлы

object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "разработка урока "Решение уравнений с модулем" "
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka-uroka-rieshieniie-uravnienii-s-moduliem"
    ["file_id"] => string(6) "119189"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413364206"
  }
}
object(ArrayObject)#906 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Методическая разработка урока "Размещение и выкладка товаров в торговом зале" "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-razmieshchieniie-i-vykladka-tovarov-v-torghovom-zalie"
    ["file_id"] => string(6) "204701"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429711951"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "разработка урока  по теме «Использование информационных технологий  на уроке окружающего мира»"
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotka-uroka-po-tiemie-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "320454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461079038"
  }
}
object(ArrayObject)#906 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Разработка  урока физики в 9 классе по теме «Силы в природе». "
    ["seo_title"] => string(61) "razrabotka-uroka-fiziki-v-9-klassie-po-tiemie-sily-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "124298"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414677354"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка урока " Распространенное определение. Реклама" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-rasprostraniennoie-opriedielieniie-rieklama"
    ["file_id"] => string(6) "168784"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423301716"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства