Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
|
Организационный этап. Цель: формирование положительного настроя на плодотворную работу. 1 мин | Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к работе. | Приветствуют учителя. | |
Языковая разминка (комплексное повторение, развитие умений) с элементами актуализации изученного материала. 5 мин. | - Начинаем урок с орфографической разминки. - Обратите внимание на слова, записанные на доске: мыш…, много туч…, меч…, молодёж…, рож…, , нож…, тиш..., постройка дач… - Придумайте форму проведения языковой разминки. -Есть ещё предложения? - Что выберем? - Все принимают данное предложение? -Начнём работу по языковой разминке. - Прервалась наша цепочка? - Слова с какой орфограммой встретились вам во время игры? - Мы знаем правописание мягкого знака в конце существительных, умеем им пользоваться, поэтому успешно справились с предложенным заданием. - А сейчас поработаем с карточками. Учитель раздаёт карточки со словами: кон…ки, под…езд, об…единить, в…юга. - В чём видите сходство с предыдущим заданием? -А в чём отличие? -Какие буквы надо вставить в данные слова? - Как называется мягкий знак в середине слова? - А в слове подъезд? - В каких случаях надо вставлять Ъ или Ь? | Учащиеся читают слова, придумывают форму речевой разминки: - Списать слова, вставить пропущенные буквы и устно объяснить свой выбор. -Провести игру «ЦЕПОЧКА»: поочереди называть слова и объяснить выбор буквы. -Провести игру «РУЧЕЁК»: работать по сменным парам, объясняя друг другу выбор букв в словах. - Нет. - Игру «Цепочка». - Все. Учащиеся по очереди анализируют слова, объясняют выбор буквы. Например, - мышь – существительное женского рода, 3 лица, вставим мягкий знак; - много туч – существительное, женского рода, 3 лица, множественное число, поэтому мягкий знак на конце не ставим; - меч – существительное мужского рода, 3 лица, ед.ч., мягкий знак на конце не ставим и т.д. - Нет. Правописание мягкого знака на конце существительного. Учащиеся получают карточки со словами: кон…ки, под…езд, об…единить, в…юга. - Мы видим, что необходимо вставить пропущенные буквы в словах: кон…ки, под…езд, об…единить, в…юга. - Отличие в том, что в этих словах пропуск букв не в конце слова, а в начале и середине. - Например, в слове коньки надо вставить мягкий знак. -В слове коньки надо вставить разделительный мягкий знак. - В слове подъезд – разделительный твёрдый знак. - Для этого нужно знать правила. | |
Постановка учебной проблемы. Подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, выводящая на формулирование темы урока). 3 мин | - Как вы думаете, какая тема данного урока? - Есть ещё другие формулировки? - Запишем тему урока в тетради: правописание слов с разделительным ъ и ь. Учитель фиксирует тему урока на доске. | - Правила написания слов с разделительным мягким и разделительным твёрдым знаком. - Нет. Запись темы урока в тетрадь. | |
Формулирование проблемы, планирование деятельности 2 мин | - Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? ( На доске слова – помощники: различать, сравнивать, распознавать, определять) Записывает на доске учебную задачу. - Какими способами будем решать учебную задачу? - Что выберем? - Как будем работать? - Что выберем? - Все согласны? - Договорились, будем работать в паре. | - Определить, какое место в слове занимают Ъ и Ь: после каких букв, перед какими буквами, в какой морфеме; - сформулировать правило. - Самостоятельная работа с упражнениями учебника. - Работа с учителем. - Работа в группах по заданию учителя. - Самостоятельную работу с упражнением по изучению места в слове Ъ и Ь. - Можно индивидуально, парами, группами. - Лучше всего работать в паре. - Да. | |
Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения). 5 мин | Предлагает упр. 83 , с.36 уч. «Русский язык. 5 класс» под ред. М.М.Разумовской. - Какое место в слове занимают Ъ и Ь? После каких букв, перед какими буквами, в какой морфеме? Сформулируйте правило. - Расскажите правило, которое сформулировали вы. - Сверьте свой результат с определением учебника. Составьте схематичную запись правила. | Открывают учебник с.36 упр.83. Анализируют слова упражнения 83, определяют место Ъ и Ь, формулируют правило. Каждая пара рассказывает правило. По окончании работы сверяют свой результат с правилом (определением учебника, с.36). Составляют схему и представляют её. | |
Первичное применение нового знания 7 мин | Индивидуальная работа а) Буквенный диктант. Учитель объясняет, что в буквенном диктанте ответ учащихся – это набор букв - Ъ или Ь, которые нужно вставить в данное слово и зачитывает слова. Объявил, полозья, съезд. Объяснил, объедки, съест. Обезьяна, льёт, подъезд. Вьюга, вьюн, семья, разъезд. Ответ: Ъ,Ь,Ъ,Ъ,Ъ,Ъ,Ь,Ь,Ъ,Ь,Ь,Ь,Ъ. - Сверьте с ответами на доске. У кого совпали ответы? У кого не совпали? - Результат выполнения буквенного диктанта получился хороший. Перейдём к выполнению другого задания. б) Работа по карточкам: образуйте новое слово. Подели, Уля, обедать, сел, полёт, Сёмка, Коля. - Время прошло достаточно для выполнения данной работы, давайте проверим. - Выполнили все правильно. | Учащиеся записывают через запятую Ъ или Ь, которые нужно вставить в данное слово. Учащиеся объясняют полученные результаты: - у меня всё правильно; - у меня ошибка в слове полозья, я поставил Ъ, а надо Ь. Каждый учащийся получает карточку, образует новое слово, вставляя Ъ или Ь, записывает в тетради. Подели – (подъели), Уля – (улья), обедать – (объедать), сел – (съел), полёт – (польёт), Сёмка – (съёмка), Коля – ( колья). По окончании работы объясняют как действовали. | |
Систематизация знаний 12 мин | Самостоятельная работа с упражнениями учебника - Для самостоятельной работы предлагаю выполнить 2 задания: - первое задание по карточке - второе задание - упр.90 с.37 - Какие критерии выберем для оценивания самостоятельной работы? - Принимаем такие критерии? - Как будем оценивать? Принимаете ли вы следующий порядок самооценивания: «5» - 23-24 балла –если нет помарок «4» - 20- 22 баллов «3» - 12- 19 баллов? Работа по карточкам: образуйте новое слово. Подели, Уля, обедать, сел, полёт, Сёмка, Коля. Проверка по ключу: Подели – (подъели), Уля – (улья), обедать – (объедать), сел – (съел), полёт – (польёт), Сёмка – (съёмка), Коля – (колья). Критерии оценивания: Каждое правильно образованное слово – 1 балл, макс. балл – 14. упр. 90 (2) с.37. Проверка по ключу: Загадочна и необъяснима красота русской природы. На редкость живописны окрестности Москвы. Бескрайние дали быстрые, вьющиеся по долинам речки, приветливые светлые леса. Критерии оценивания: - правильность – 3 балла - обосновано употребление Ъ и Ь с помощью выделения корня или приставки и корня – 2 балла - правильно написаны слова с пропущенными буквами и скобками- 5 баллов. | - Правильность выполнения задания. - Аккуратность выполнения задания. - Принимаем. - Как всегда, по баллам. - если всё правильно - Принимаем. 1.Работа по карточке Каждый учащийся получает карточку, образует новое слово, вставляя Ъ или Ь, записывает в тетради. Подели – (подъели), Уля – (улья), обедать – (объедать), сел – (съел), полёт – (польёт), Сёмка – (съёмка), Коля – ( колья). Самооценка по ключу, выставление баллов по критериям. Выполнение упр.90 с.37 Самооценка по ключу, выставление баллов по критериям. Загадочна и необъяснима красота русской природы. На редкость живописны окрестности Москвы. Бескрайние дали быстрые, вьющиеся по долинам речки, приветливые светлые леса. | |
Итог урока Рефлексия. 2 мин | - Какую учебную задачу ставили на урок? -Решили её. - Оцените свои умения в листах самооценки. - Я проверю результаты вашего самооценивания. | -Определить, какое место в слове занимают Ъ и Ь: после каких букв, перед какими буквами, в какой морфеме. - Да. - Мы сформулировали правило, которое позволяет без ошибок писать в словах Ъ или Ь. Самоанализ, самооценка. | |
Домашнее задание. 2 мин | - Выполните задание, которое позволит продемонстрировать ваши умения по изученной теме с. 37, упр. 91. - Прочитайте самостоятельно домашнее задание - Что нужно сделать? Как вы будете выполнять? Желаю вам успешной работы. | Записывают домашнее задание в дневник. Читают и объясняют задание. | |