Методическая разработка
учителя начальных классов МБОУ СОШ №20 с. Шепси
Дроздовой Анны Владимировны по теме: «Обучаясь грамотному письму»
Одной из основных задач уроков грамматики является целенаправленная работа учителя по формированию безошибочного письма. Содержание и требования программы по грамматике и развитию связной речи в 1-4 классах определяет ряд существенных задач, направленных на формирование у учащихся практических умений и навыков.
Я хочу рассказать о некоторых из них. Одна из первых задач по сокращению числа ошибок – учить всех учащихся точному безошибочному списыванию, начиная с 1 класса, с периода обучения грамоте. Классификация звуков, правильный фонетический анализ слова в период обучения грамоте способствует этому. При письме слов, предложений под диктовку и при списывании диктовать, проговаривая четко по слогам. Вырабатывать самоконтроль у учащихся, умение проверить написанное, сверить с учебником, доской.
Очень многие учащиеся и в период обучения грамоте и позже допускают ошибки на звонкие и глухие согласные, путают их, путают звуки [ц] и [ч]. В связи с этим провожу ряд упражнений по определению звонких и глухих согласных звуков. Например, звук [п] - держаться за гортань рукой(звук «спит»),[б] - дрожание связок (звук «проснулся»). Звук[ч] – язык вверху, округлый рот, теплая струя воздуха. Звук [ц] – язык внизу, губы в улыбке, холодная струя воздуха. Эти упражнения очень помогают в правильном произношении и написании слов со звонкими и глухими согласными.
Одной из важных задач грамотного письма является работа по предупреждению и исправлению ошибок. Приемы по предупреждению и исправлению ошибок разнообразны:
-
провожу звуковой (фонетический) анализ слова с последующим его проговариванием или доказательством написания слова по правилу;
-
использую сигнальные карточки (веер, окошечки), словари по русскому языку;
-
выписываю на доске слова, словосочетания, которые еще не изучались детьми или не изучаются в данном классе;
-
провожу выборочное комментирование;
-
отыскивание орфограмм на изученные правила.
Хочу остановиться на приеме - выборочное комментирование. Основная цель этого приема заключается не только в предупреждении ошибок, но и проверке учителем теоретических знаний учащихся, их интеллектуально – речевых умений. Комментированию учу постепенно, начиная с выборочного. Как же я организовала это комментирование? Чтобы лучше закрепить изученное правило, начинаю комментирование с отдельных слов. Школьникам легче назвать орфограмму в слове и труднее найти слово с орфограммой в предложении.
В качестве примера приведу образец комментирования слова с проверяемой безударной гласной учащимися 1 класса: « Слово река – ударный слог ка, безударный ре, безударная гласная е. Проверочное слово реки, напишу река. Затем в целях экономии времени переходим к «свернутому» комментированию. Например, «Река - безударная е, проверочное слово реки». После того, как все учащиеся овладеют умением выделять (на слух) и проверять гласную в слове, требование к комментированию усложняю.
Второй этап – нужно найти слово с безударной гласной в словосочетании и прокомментировать его написание. Остальные слова учащиеся проговаривают по слогам. Например, глубокая река (безударная е, проверяю – реки). Задача моя, как учителя, на данном этапе, заключается в оказании систематической помощи слабоуспевающим ученикам в овладении ими выборочным комментированием.
Третий этап – выделение слова с проверяемой безударной гласной из предложения с последующим его комментированием. На первых порах даю короткие предложения. А затем постепенно увеличиваю количество слов в предложении. Например, предложение: «Ребята купались в реке».
- Предложение начну писать с заглавной буквы.
- Напишу: Ре – бя – та ку – па – лись (каждое слово ученик четко проговаривает по слогам), в – отдельное слово, реке – в первом слоге безударная е, проверочное слово реки. В конце предложения ставлю точку.
Во втором классе эти этапы комментирования я сохранила (работа со словом, выделение слова из словосочетания, затем из предложения). Однако во 2 классе требование к работе несколько возрастает, используется уже более сложный словарный запас. Работая над новым правилом, в целях экономии времени комментирование ранее изученных орфограмм опускаем.
Например: «В лесу показались первые проталины». В – пишу отдельно, лесу – безударная е в корне слова (проверочное слово лес); показались (ученик произносит слово с ударением), безударная гласная в корне а(проверочное слово кажется) пер-вы-е про-та- ли-ны (по слогам) орфограммы четко выделяют.
Большое внимание уделяю комментированию орфограмм на все изученные правила, это уже во 2 классе. (За урок 1-2 предложения при закреплении материала). Прием отыскивания орфограмм на изученные правила, выделение их зеленой пастой, развивает орфографическую зоркость у учащихся. Нужна специальная систематическая тренировка учащихся в нахождении орфограмм. Знание типов орфограмм и элементарный опыт их определения помогают школьнику в отыскивании орфограммы, придают поиску определенность. Так в 3 классе в подготовительной работе к диктанту использую классификацию орфограмм
- Заглавная буква в словах;
- Буквосочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу;
- Ь, обозначающиймягкость предшествующего звука;
-
Звонкие и глухие парные согласные;
-
Безударные гласные непроверяемые и проверяемые;
-
Гласные и согласные в приставках;
-
Разделительный твердый знак.
Учащиеся ведут запись орфограмм в памятках, где записываются и схемы различных разборов. Изо дня в день добиваюсь высокой быстроты и четкости обнаружения орфограммы и определения ее типа, чтобы это обнаружение орфограммы происходило на основе понимания значения слов, словосочетаний, предложений. Например: «Раскинулось светлое озеро». За быстрое и правильное обнаружение орфограмм ставлю отметку. Выделяю 4 этапа решения орфографических задач.
-
Находим орфограмму и определяем тип.
-
Называем сначала полное правило, затем «свертываем» этот этап. Но для самоконтроля учащиеся называют полное правило всегда.
-
Операция проверки орфограммы. Эту операцию «свертываем» постепенно.
-
Какую букву проверяешь?
-
На какое правило? (Определи способ проверки- с помощью правила или по словарю).
-
Сделай проверку. Сделай вывод, как писать.
-
Напиши правильно.
Постоянно веду учет индивидуальных ошибок учащихся в рабочих тетрадях и тетрадях для контрольных работ. На уроке на основе учета ошибок (в самом начале, не более 3 минут) включаю в орфографическую зарядку слова для проговаривания или проверяемые слова.
Часто провожу работу над ошибками в виде игры. В конверт (подписана фамилия ученика) вкладываю карточки с индивидуальными ошибками. Учащийся берет - запоминает и проверяет слова, выходит к доске, записывает их. Если верно записал, ставлю на конверте «+». Тот победит, у кого будет больше плюсов. Эта игра повышает внимание всего класса к правописанию слов, особенно отстающих учеников. На уроках постоянно использую обратную связь (при проверке самостоятельной обучающей работы, домашней работы, определении орфограмм (вееры, окошки), перфокарты, схемы для различных разборов. Конечно, во всей этой работе нужно еще и возбудить интерес у учащихся к предмету.
Ребятам часто даю задание по группам подобрать интересный материал (ребусы, загадки, шарады). И еще важный момент в обучении грамотному письму-сам учитель-его квалификация, знание им программного материала, владение методикой работы по предупреждению ошибок, развития орфографической зоркости.