kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка. 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока предназначена для проведения урока русского языка во 2 классе по теме «Имена, фамилии, отчества – имена собственные». На уроке у учащихся формируется умение писать имена собственные и отличать имена собственные от нарицательных. Формы работы на уроке предусмотрены как коллективные, так и индивидуальные.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка. 2 класс »

Урок русского языка (2 класс)

Учитель – Шабалина Т.А.

Г. Сургут

Тема: Имена, фамилии, отчества – имена собственные.

Цель:

  • формирование навыков написания заглавных букв в именах собственных;

  • развитие фонематического слуха, орфографической зоркости, умение отличать имена собственные от нарицательных;

  • воспитывать уважение к друг другу

Оборудование: плакат с изображение корабля, моря, маяки, портреты мореплавателей, карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент: (3 мин.)

Я предлагаю вам пойти

Со мною в путь дорогу,

До клада тайного дойти

Осталось нам немного.

Сегодня снова на пути

Опасности нас ждут,

Но знанья, дружба, память, ум

К победе приведут!

Ребята! Мы сегодня отправимся в путь по Океану знаний на нашем замечательном корабле. По пути следования мы будем зажигать маячки, чтобы те, кто идут за нами не заблудились. Светом маяка станут наши знания, которые мы будем сегодня добывать. А чтобы зажечь их нам надо быть находчивыми, умелыми, внимательными.

  1. Минутка чистописания (2 мин.)

Откройте ваши тетради, сегодня они превратились в бортовые журналы.

Определите порядок написания букв в данном ряду:

Фмф Фмфф Фмффф

(Заглавная буква Ф, строчная буква м, строчная ф. Количество строчных букв ф в каждом звене данного ряда увеличивается на одну.)

- Напишите этот ряд букв.

- Молодцы! Вы справились с заданием. Поэтому зажигается первый маяк! Следуем дальше.


  1. Словарно-орфографическая работа (5 мин.)

По пути следования мы обнаружили записку, спрятанную в бутылке. Помогите расшифровать, что в ней написано. ( На доске)



М

П

А

Б

Д

Я

И

В

Ш

Л

О

Ч

Ф

К

-

 ☼    

Составьте слово, которое зашифровано следующим образом:

- Какое слово получилось? (Получилось слово фамилия) (На доске)

- Что такое фамилия? (Особое имя)

- Домашним заданием было найти в этимологическом словаре значение слова «фамилия». Кто выполнил это задание?

- Что означает слово «фамилия»?

Фамилия – 1. Наследуемое семейное наименование.

  1. То же, что и семья.

- Запишите слово «фамилия», поставьте знак ударение, подчеркните безударную гласную.

- Подберите к слову «фамилия» однокоренное слово. Выделите корень. (фамильный, бесфамильный, однофамилец, фамильярный)

- Проверяем написание этого слова.

- Ребята, что еще имеется у человека, кроме фамилии? (Имя и отчество)

- Как назовем имена, фамилии, отчества одним словом? (Это имена собственные)

- Отлично! И с этим заданием вы справились! Зажигается следующий маячок! А мы отправляемся дальше.

  1. Изучение нового (15 мин.)

  1. К нам на корабль поступила радиограмма. Как вы думаете, правильно ли записали эту радиограмму. Помогите исправить ошибку. (На доске)


Недавно петя рыбаков был у рыбаков.

(Слова Петя, Рыбаков пишутся с большой буквы – это имена собственные)



- О чём мы сегодня говорим? Назовите тему нашего сегодняшнего урока. (Имена собственные)

- Вы правильно сформулировали тему урока, поэтому на нашем пути зажигается маяк!

  1. Проплывая мимо одного острова, мы на скалах увидели написанные слова:

Овицин, Дежнев, моряк, Лазарев. (На доске)

- Какое слово лишнее? Почему? (Овицин, Лазарев, Дежнев – это фамилии, лишнее слово – моряк)

- Да, ребята – это фамилии знаменитых русских мореплавателей.

( На доске портреты мореплавателей)

Дмитрий Овицин — русский путешественник. Произвел первую опись побережья Сибири между устьями Оби и Енисея. Открыл Гыданский залив и Гыданский полуостров. Его имя носят мыс и остров в Енисейском заливе.

Семен Дежнев — русский мореплаватель и землепроходец. Сумел проплыть Тихий океан, обогнуть Чукотский полуостров, открыл пролив между Азией и Америкой. Его именем назван открытый им мыс.

Михаил Лазарев Русский мореплаватель и адмирал, открывший Антарктиду.

- Запишем имена, и фамилии знаменитых мореплавателей: Дмитрий Овицин, Семен Дежнев, Михаил Лазарев. Как вы записали эти слова?

Многие из вас справились с заданием, поэтому зажигается новый маячок. А мы двигаемся дальше.

  1. Наш корабль продолжает экспедицию. Делаем остановку на острове «Вопросов». Работать будем по группам – по 4 человека. Необходимо прочитать текст, который лежит перед вами и ответить на вопросы.




1 и 3 группа получает текст.

Знаешь ли ты, что фамилии на Руси появились сравнительно недавно? Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Бедные люди обычно получали фа­милии по ремеслу, которым они занимались. Например, Кузнецов, Столяров, Плотников.

Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов.

2 и 4 группа получает текст.


Имя давалось человеку, как примета, по которой можно было выделить его из семьи, рода. Вплоть до конца 17 века наряду с именем, которое давалось при крещении, у человека существовало и другое, защитное имя. Считалось, что зло, обращенное к ненастоящему, второму имени, не сможет распространиться на человека, которого на самом деле зовут по-другому.

5 группа:

Имена, принесенные на Русь вместе с христианством, были заимствованы из многих восточных, европейских народов. Большинство из древнегреческого: Алексей («защитник»), Никита («победитель»), Галина («Тихая»), Елена («светлая») и другие. С латинского: Виктор («победитель»), Наталья(«родная»), Альбина («белая») и многие другие имена.


6 группа получает текст:


Отчества образуются от имени отца. На Руси отчества могли иметь только богатые люди (князья, дворяне).


Вопросы:

1 группа: Всегда ли существовали на Руси фамилии?

  1. группа: Как давались первоначально фамилии?

  2. группа: Для чего давалось имя человеку?

  3. группа: Для чего вплоть до 17 века давалось второе имя?

  4. группа: Откуда были взяты имена, даваемы е на Руси?

  5. группа: Как образуются отчества?

- Много нового, интересного мы узнали из истории имен, фамилий отчеств. Вы ответили на все вопросы и поэтому зажигается новый маячок.

Физминутка

- Встаньте, пожалуйста. Если вы услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы – наклоняетесь вперед и достаете пол кончиками пальцев обеих рук. Услышав слово, которое пишется с большой буквы, тянетесь наверх, к солнышку и соединяете кончики пальцев левой и правой рук. Постарайтесь запомнить женские и мужские имена.

Юрий, космонавт, Андрей, пилот, Марина, ученица, солнце, Борисов, Семенова, Таня, тетрадь, Оля.

-Молодцы! Сели на места.

- Давайте придумаем фамилии от имени Петя.

- Запишите их. Какая орфограмма в этих словах?

- Как пишутся фамилии, имена отчества людей?

И так, давайте оформим орфограмму: в предложение надо вставить слова из столбика справа. Работаем в парах.

большой

имена

, …, …, - имена собственные и пишутся с ….

отчества

буквы

фамилии

- Давайте, прочитаем, что у вас получилось.

- Молодцы, и здесь вы успешно справились с заданием. Теперь можно зажечь еще один маяк.

V. Первичное закрепление (10 мин.)

1. - Мы с вами оказались в проливе Грамотеев. Здесь сильное течение. Выполнив задания, мы можем преодолеть это препятствие. Составление фамилий от прозвищ: Беляк (Белов, Беликов, Беляков),

  1. Если у человека была борода (Бородин, Бородулин), если не было бороды ( Безбородов),

  2. От названия профессий (Столяров, Гончаров, Плотников, Кузнецов)

  3. От места жительства

  4. От названия животного

  1. Самостоятельная работа. (5 мин.)

Чтобы найти дорогу в бухту «Пятёрочка», вам необходимо сделать задание. Задание на карточках зеленого цвета – на «отлично», синего цвета «хорошо», розового цвета – «удовлетворительно». Каждый из вас имеет право выбрать то задание, которое захочет.

1. Николай Николаевич Носов, Александр Сергеевич Пушкин, Аркадий Петрович Гайдар, Корней Иванович Чуковский

Списать. Подчеркнуть орфограмму.


  1. Записать фамилии в алфавитном порядке:

Сурков, Петрова, Горшенин, Бегунова, Шумилин, Большаков, Дубровин


  1. Списать, исправив ошибки, подчеркнуть орфограмму:

У меня есть друг саша Иванов.

Таня любит стихи александра Сергеевича пушкина.


- Теперь проверим себя.

- Мы преодолели препятствия. Все справились с заданиями. Молодцы! Зажигаем новый маячок.

VI. Обобщение. Итог урока. (5 мин.)

- Как пишутся имена, фамилии, отчества? Почему?

- Можно ли хихикать, смеяться над фамилиями?

Стихотворение С. Михалкова «Смешная фамилия»

Каких фамилий только нет:

Пятеркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тряпкин-Самоед,

Пупков и Перепутов.

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Барсов или Львов

Умишко комариный.

Плевков фамилию сменил,

Алмазовым назвался,

Но в основном - ослом он был

Ослом он и остался.

А Грибоедов, Пирогов

Прославились навеки!

И вывод, стало быть, таков:

Всё дело не в фамилии, а в человеке!


- Какова главная мысль этого стихотворения? (Главное – человек, который носит эту фамилию).

Рефлексия:

Ребята, пожалуйста, продолжите фразы:








- И так, мы благополучно завершили наше путешествие. Все маячки по пути мы зажгли. Те, кто будут следовать за нами, увидят свет и не собьются с пути. А мы приобрели новый багаж знаний. Молодцы, все ребята работали активно.

- А чтобы знания закрепились прочнее, дома необходимо выполнить задание в учебнике - страница 13, № 26 . И дополнительное задание - узнать в словаре значение своего имени и фамилии. Это вы можете сделать вместе с вашими родителями. Спасибо за урок! До свидания!















ПРИЛОЖЕНИЕ






























Семен Дежнев











Лазарев Михаил





































Дмитрий Овицин




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока русского языка. 2 класс

Автор: Шабалина Татьяна Анатольевна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117521

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка урока  русского языка "Чему мы научились за год" "
    ["seo_title"] => string(78) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-chiemu-my-nauchilis-za-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "101715"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402428347"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Разработка урока русского языка  3 класс на тему «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»"
    ["seo_title"] => string(93) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-na-tiemu-uchimsia-oboznachat-zvuk-y-poslie-zvuka-ts"
    ["file_id"] => string(6) "273340"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452186812"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методическая разработка урока русского языка для 7 класса по теме "Учебный доклад""
    ["seo_title"] => string(91) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-dlia-7-klassa-po-tiemie-uchiebnyi-doklad"
    ["file_id"] => string(6) "297600"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456221139"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "214718"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432450049"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства