Цели: дать понятие о предлоге как служебной части речи; показать разнообразие отношений, которые они выражают.
Задачи:
Образовательная – показать предлог как служебную часть речи; отличие предлога от омонимичных приставок, роль предлога в словосочетании и в предложении, роль предлогов в выражении различных смысловых отношений.
Развивающая – развивать умение писать предлоги раздельно с другими словами в предложении; развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать; развивать образное и логическое мышление.
Воспитательная – привитие интереса к познанию языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Предлог" в 7 классе »
Тема урока: «Предлог».
Цели: дать понятие о предлоге как служебной части речи; показать разнообразие отношений, которые они выражают. Задачи: Образовательная – показать предлог как служебную часть речи; отличие предлога от омонимичных приставок, роль предлога в словосочетании и в предложении, роль предлогов в выражении различных смысловых отношений. Развивающая – развивать умение писать предлоги раздельно с другими словами в предложении; развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать; развивать образное и логическое мышление. Воспитательная – привитие интереса к познанию языка.
ХОД УРОКА 1. Организационный момент.
2. Словарная работа : до смерти, на глазок, на ходу, на миг, вмиг, давным- давно, волей- неволей, точь-в –точь, бок о бок, по-осеннему, бережливо, конкретно, квитанция, почтальон.
3. Проверка домашнего задания. Вспомним тему последнего урока. ( Служебные части речи- это предлоги , союзы , Частицы. Они не называют предметов , ни признаков , ни действий , ни количества и не бывают членами предложения.)
- Обозначьте части речи в предложении:
Через минуту дворцовые кареты поскакали во все стороны. (Ю. Олеша.)
Обратим внимание на предлоги через, во. Отметим, что последний предлог - вариант предлога в.
Уберем предлоги: минуту дворцовые кареты поскакали все стороны. Конечно, можно догадаться, что имеется в виду, но предлоги служат (служебная часть речи) для выражения зависимости слов в словосочетании и предложении, без них не обойтись.
4 . Сообщение новой темы урока.
Предлог не так прост, как кажется. Он может маскироваться под другую часть речи. К примеру, возьмем слово напротив:
Кинотеатр находится в доме напротив.(наречие)
Напротив дома находится кинотеатр. ( предлог)
Мы видим два разных значения одного и того же слова. Попробуйте определить эти значения и роль слова напротив в предложении. (1-е предложение - наречие-обстоятельство; 2-е - предлог, не является членом предложения;.)
5 . Самостоятельное изучение теоретического материала учебника-§52 , с. 144.
Вопросы на усвоение материала.
- Что такое предлог?
- Какие отношения выражают предлоги? (Временные, причинные, пространственные, целевые и т. д.)
- Давайте вспомним, как пишутся предлоги с другими частями речи?
6. Выполнение упражнений.
1) Спишите текст, указывая над словами со скобками части речи. Сделайте вывод: с какими частями речи могут употребляться предлоги, а с какими их употребление невозможно? Одна кошка по шла поулице. Про йдя немного, она за метила дом и за глянула вокно, вкотором только что за горелся свет. Вкомнате кошка у видела устола пятерых детей. Наодном был маскарадный костюм. Кошка за бралась надерево и стала на блюдать задетьми. Проверка: 16 ошибок. , 1. Пошла – глагол, 3. По улице — предлог + имя существительное, 4. Пройдя – деепричастие, 5. Заметила – глагол, 6. Заглянула – глагол, 7. В окно — предлог + имя существительное, 8. В котором — предлог + местоимение, 9. Загорелся – глагол, 10. В комнате — предлог + имя существительное, 11. Увидела – глагол, 12. У стола — предлог + имя существительное, 13. На одном — предлог + имя числительное. 14. Забралась – глагол, 15. На дерево — предлог + имя существительное, 16. Наблюдать – глагол, 16. За детьми — предлог + имя существительное. Вывод: предлоги могут употребляться с существительными, местоимениями и числительными. Но никогда не употребляются с глаголами, прилагательными.
- Перед какими частями речи никогда не бывает предлогов? ( глагол, деепричастие, наречие).
2) В или НА ? Запишите, составляя словосочетания.
Работать ( завод, фабрика, ферма);
Учиться (университет, класс, техникум, школа);
Жить ( Москва, город);
Пойти (театр, концерт, кино, каток, цирк).
7. «Лови ошибку!» Я читаю утверждения о предлогах, а ваша задача определить какие из них являются истинными, а какие – ложными.
Условные обозначения:
“+” – правда
“-” - ложь
Предлог – это служебная часть речи. (+)
Предлоги бывают простыми и составными. (+)
Предлоги могут употребляться только с существительными . (-)
Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. (+)
По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные. (+)
В предложении предлог является дополнением. (-)
8, Рефлексия урока — Что повторили? — Что нового узнали на уроке?
На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Предлог». Мы узнаем об употреблении предлогов, о производных и непроизводных предлогах, а самое главное, о правописании производных предлогов. 9 . Домашнее задание. § 52, упражнение 326.