kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока. Производные и непроизводные предлоги.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для седьмого класса позволяет провести урок-обобщение по теме "Производные и непроизводные предлоги".

Цель данного урока систематизировать знания учащихся  по изучению предлогов. Дает возможность увидеть работу каждого ученикаи провести оценивание.

Воспитывать стремление к системным знаниям по русскому языку и самоконтролю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Производные и непроизводные предлоги. »

Утверждаю ______

Краткосрочное планирование урока русского языка в 7 -ом «в» классе учитель русского языка и литературы Калентьева И.П

Параметры

Урок №


Дата проведения

2.02.2015

Тема урока

Производные и непроизводные предлоги.

Цель урока

систематизировать имеющиеся знания учащихся по теме “Предлог”;

обеспечить усвоение учащимися основных правил правописания производных предлогов;

Задачи урока:

развивать логические умения анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал;

воспитывать стремление к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю;

способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика.

Тип урока

урок-обобщение.

Формы проведения урока

Групповая, индивидуальная

Применяемые методы

многоуровневые вопросы, практические упражнения, синквейн

Технология

Развитие Критического мышления новые подходы в обучении

Применяемые стратегии

Создать благоприятные условия психологического климата в классе через работу в группах. Способствовать ребятам работать в составе малых групп Аргументировано излагать свои мысли группах

Ожидаемый результат

Ученики поделятся своими мыслями. Будут отстаивать свою точку зрения написания прилагательных. 2.Выполнят практические задания и упражнения. 
3.Будет проведено наблюдение за работой учащихся в группах, взаимодействием групп.

Оценивание

Самооценивание, Взаимоценивание и суммативное

Работа с одаренными и талантливыми

Обмен мнениями по проблемным вопросам.

Ресурсы

Учебник. Листы оценивания.

Ссылки

Руководство для учителя


Работа учителя


Работа учащихся

Задания

1.Оргмомент.

Актуализация знаний учащихся

1. Беседа с классом


1. Интересные сведения о предлогах.

2. Устная разминка « Построить кластер»

3.Орфографическая минутка.

4.Мини-исследование.


Рефлексия(3 мин)

Используемая литература

Руководство для учителя. Видеоролик

Учебник русского языка.





ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

Тема урока: Производные и непроизводные предлоги.

Путешествие по стране «Предлоги»

Цели урока: систематизировать имеющиеся знания учащихся по теме “Предлог”;

обеспечить усвоение учащимися основных правил правописания производных предлогов;

Задачи:

развивать умение отличать производные предлоги от других частей речи;

развивать логические умения анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал;

воспитывать стремление к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю;

способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика.

Тип урока: урок-обобщение.

Оборудование: раздаточный материал, таблица, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Оргмомент. Здравствуйте уважаемые ученики. Сегодня я попрошу Вас изобразить мимикой предлоги: мимо, в, на, вопреки,0,через, перед. Какие картинки возникали у вас при прочтении предлогов.

Чистописание: запишите в тетради предлоги: мимо, в, на, вопреки,0,через, перед.

2. Актуализация знаний учащихся

1. Беседа с классом

1) В чем отличие самостоятельных частей речи от служебных?

2) Какие части речи относятся к служебным?

Слово учителя. На предыдущих уроках, путешествуя по стране Служебные части речи, мы встретились с предлогами, раскрыли много тайн предлога: значение, разряды, происхождение. И возник вопрос: что можно нового узнать о уже знакомой части речи? Оказалось, что эта, незаметная на первый взгляд, служебная часть речи таит в себе много загадок и тайн.

3. Интересные сведения о предлогах. (Опережающее задание для отдельных учащихся).



  • Предлог - в переводе с греческого, обозначает «перед словом». Их немного, около двухсот, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения).

  • По наблюдениям профессора А.Н.Гвоздева, предлоги появляются в речи детей позднее, чем все остальные части речи, в возрасте около 1,5 лет. До этого времени обычным является пропуск предлогов: «повесь стенку» (повесь на стенку), «пойду Симе» (пойду к Симе). Раньше всего ребенок начинает включать в свою речь простые первообразные предлоги в пространственном значении: в, на, у, про, из, от, с, за.

  • В русском языке предлог стоит перед существительным или местоимением

( смотреть на звезды, приблизиться к ней). Если существительное имеет

  • В венгерском языке предлоги стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся, например: Будапештбен- «в Будапеште» (бен- это предлог).

  • В русском языке всего около 200 предлогов. Девять из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов русского языка. Предлог в возглавляет этот список, на четвертом месте стоит предлог на.

  • Между пятью падежами (Р-П) предлоги распределяются неравномерно: с родительным используется почти 115 предлогов, с творительным -24, с винительным – 20, с дательным – 19, с предложным – 7.

определение, то предлог ставится перед ним (смотреть на ночные звезды).

  • В английском языке бывают такие случаи, когда предлог стоит либо в начале, либо в конце предложения:

For whom have you sent? (За кем вы послали?)

The doctor has been sent for? (Послали за доктором.)

  • В русском языке четыре предлога (ради, навстречу, наперекор, вопреки) могут стоять перед словом и после него.

Устная разминка « Построить кластер»



Служ.часть речи



составные





простые производные непроизводные

ШПАРГАЛКА. Закончи текст (карточки на столе учеников)

  1. Предлог – это служебная часть речи, которая … (выражает зависимость существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетании и предложении) По частотности употребления предлог занимает … (четвертое место после сущ, глагола, мест) Предлог, указывающий на место, относится к разряду …(пространственные) Предлог, который помогает указать на предмет, на который направлено действие, относится к разряду … (объектные) Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР употребляются с … падежом (дательным) Составь словосочетание с антонимичным предлогом: В ШКОЛУ - …(из школы) Предлоги В, НА, ЗА, БЕЗ, ДО, ИЗ и др. по происхождению являются … (непроизводными) В русском языке гораздо больше производных или непроизводных предлогов? (производных) Укажите сочетание с производным предлогом: ПОСМОТРЕТЬ ВОКРУГ – ПОСМОТРЕТЬ ВОКРУГ СЕБЯ (посмотреть вокруг себя).

Интересные сведения о предлогах. Выступления учащихся, которые заранее что-либо нашли о предлоге (в течение урока учащиеся выступали между выполнением заданий).



  • Предлог - в переводе с греческого, обозначает «перед словом». Их немного, около двухсот, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения).

  • В венгерском языке предлоги стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся, например: Будапештбен- «в Будапеште» (бен- это предлог).

  • В русском языке всего около 200 предлогов. Девять из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов русского языка. Предлог в возглавляет этот список, на четвертом месте стоит предлог на.

  • Между пятью падежами (Р-П) предлоги распределяются неравномерно: с родительным используется почти 115 предлогов, с творительным -24, с винительным – 20, с дательным – 19, с предложным – 7.

  • По наблюдениям профессора А.Н.Гвоздева, предлоги появляются в речи детей позднее, чем все остальные части речи, в возрасте около 1,5 лет. До этого времени обычным является пропуск предлогов: «повесь стенку» (повесь на стенку), «пойду Симе» (пойду к Симе). Раньше всего ребенок начинает включать в свою речь простые первообразные предлоги в пространственном значении: в, на, у, про, из, от, с, за.

  • В русском языке предлог стоит перед существительным или местоимением

( смотреть на звезды, приблизиться к ней). Если существительное имеет

определение, то предлог ставится перед ним (смотреть на ночные звезды).

  • В английском языке бывают такие случаи, когда предлог стоит либо в начале, либо в конце предложения:

For whom have you sent? (За кем вы послали?)

The doctor has been sent for? (Послали за доктором.)

  • В русском языке четыре предлога (ради, навстречу, наперекор, вопреки) могут стоять перед словом и после него.

Орфографическая минутка. Объяснить условия выбора орфограмм и постановку знаков препинания.

(Не)найти н..как предлог

(На) него показ..вает

И слова все связ..вает.

Ра…казать вам (про) предлог.

Так ра…кажем просто так,

Что он дела..т и как.

(В)предложени.. (на) служб..

(С)падеж..м всегда он (в)дружб…,

Работа по учебнику:

5. Вопрос: «На какие разряды делятся предлоги? На какие две группы делятся предлоги по строению?» (По значению предлоги делятся на разряды: пространственные, временные, причинные, образа действия, целевые, дополнительные. (Домик)(Таблица)







ПРЕДЛОГИ





ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ:

В, НА, ИЗ-ЗА, ПОД, ОКОЛО,

ВОКРУГ, К, НАД

Обойти вокруг дома




ПРИЧИННЫЕ:

ПО, ОТ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ,

ИЗ-ЗА, ЗА

Дрожать от холода



ЦЕЛЕВЫЕ:

ДЛЯ, РАДИ, НА

Работать на благо города






ВРЕМЕННЫЕ:

ЧЕРЕЗ, К, ДО, С, ПЕРЕД,

В ТЕЧЕНИЕ

Позвонить через месяц




ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ:

С, БЕЗ, В, ПО

Встретить с удивлением



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ:

О, ОБ, ПРО, С, ПО,

НАСЧЁТ

Говорить о деле






ПРОСТЫЕ

В, НА, ЗА, ДО

СОСТАВНЫЕ

В ТЕЧЕНИЕ, В СВЯЗИ С

ЗАДАНИЕ: Составить 5 предложений с предлогами (из каждого-разряда- по одному предлогу).

Заполнить «Диаграмму Вена» (Производные и непроизводные предлоги)

Вопросы: На какие группы делятся предлоги по происхождению? - Как образуются производные предлоги? (Производные предлоги образуются от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков).

Как отличить производный предлог от другой части речи?

- к предлогу нельзя поставить вопрос;

- у предлога нет самостоятельной роли;

- к предлогу можно подобрать синоним;

- у предлога на конце пишется е.

Словарная работа

Два ученика у доски пишут предлоги. Первый - производные предлоги под буквой «П», второй - непроизводные под буквой «Н».

Насчет, в, из-за, вместо, мимо, от, благодаря, для, над, с, несмотря на

Составить 3 предложения. Физкультминутка.

А теперь пора всем встать,

Руки медленно поднять.

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз и вновь поднять.

Отдохнули все немножко

И отправимся в дорожку.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело!

Мини-исследование. Проанализируйте словосочетания или предложения. Определите, какая это часть речи, каким членом предложения является. Сделайте вывод, как различить предлоги и омонимичные самостоятельные части речи

Задания по группам: 1. Стоять около стола – крутиться вокруг да около.
2. Прийти вместо другого – прийти в место, о котором знали заранее.
3. Отказаться вследствие болезни – в следствие введены новые факты.

Защита группами:

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Рефлексия:

- Продолжите высказывания: Сегодня на уроке я

  • Вспомнил…

  • Узнал новое…

  • Научился…

  • Самым трудным на уроке было…

  • Самым интересным на уроке было…

  • Цель, которую поставили в начале урока, достигли таким путем…

Если останется время провести тестирование


12. Тестирование (письменно на готовых карточках).

1.Что выражает предлог как часть речи:

А) оттенки

Б) зависимость одного слова от другого;

В) чувства;

Г) настроение.

2. Укажите производный предлог:

А) через полчаса

Б) ввиду недостатка времени;

В) пришел из школы;

Г) цветок перед окном.

3. Найдите непроизводный предлог:

А) в продолжение;

Б) около;

В) вдоль;

Г) навстречу.

4. Укажите предлог, имеющий пространственное значение:

А) в течение;

Б) вследствие;

В) сквозь;

Г) относительно.

5. Укажите предлог, имеющий значение причины:

А) накануне;

Б) вокруг;

В) из-за;

Г) под.

6. Укажите предлог, имеющий значение цели:

А) относительно;

Б) в ходе;

В) из-за;

Г) для.

7. Укажите составной предлог:

А) по;

Б) за;

В) согласно;

Г) в течение.

8. Укажите предлог, образованный от наречия:

А) посредством;

Б) поверх;

В) невзирая;

Г) за счет.

9. Укажите предлог, образованный от деепричастия:

А) в течение;

Б) наподобие;

В) мимо;

Г) благодаря.

10. Укажите предлог, образованный от существительного:

А) спустя;

Б) позади;

В) насчет;

Г) включая.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока. Производные и непроизводные предлоги.

Автор: Калентьева Ирина Петровна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165553

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Разработка материала"
    ["seo_title"] => string(20) "razrabotka_materiala"
    ["file_id"] => string(6) "627575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1678892798"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства