kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку "Части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку  во 2 классе

Тема: «Части речи».

Цели урока:

  1. Формировать у учащихся общее представление о слове, как части речи, о делении слов по группам на части речи.
  2. Развивать каллиграфические навыки, орфографические умения, обогащать словарный запас учащихся, развивать  внимание, память, воображение, навыки самопроверки и самоконтроля, учить видеть красоту природы.
  3. Воспитывать интерес к изучению предмета, бережного отношения к природе.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

  • ТСО, карточки, таблицы, сюжетная картина.

Ход урока

1 Организационный момент.

     1 Эмоциональный настрой.

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов себе и товарищам.

2 Актуализация опорных знаний.

- Ребята, что я сейчас произнесла? (речь)

-Какая бывает речь? (устная и письменная)

- Из чего состоит наша речь? (из предложений)

- Из чего состоят предложения? (из слов)

- Слово- это маленькая часть нашей многогранной речи, и чтобы научить вас писать каждое слово правильно, ученые –филологи разделили все слова на большие группы- части речи. (слайд1).

-Сегодня мы будем знакомиться с этими группами, узнаем, как они называются и что надо знать, чтобы определить части речи, точнее- САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

А предметом нашего разговора будет лес и его обитатели.

3 Работа по теме урока.

  1. Оформление тетрадей. Каллиграфическая минутка.

2) – У Ф.И.Тютчева есть такие слова:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

- Посмотрите, как красив зимний лес. (Слайд 2) Мы видим зачарованный, молчаливый, неживой лес. Но так ли это?

-Кто живет в лесу? (ответы уч-ся)

3) Картинный диктант  (Слайды 3-9). Подчеркните орфограммы. (Олень, заяц, медведь, сорока, снегирь, воробей, ворона)

Взаимопроверка.

- Какой вопрос мы задаем к этим словам? (кто?)

- А теперь скажите, что вы видите на картине? (слайд 10) (Зимний пейзаж- река, горы, деревья, снег, лес, шишки, зима)

- На какой вопрос они будут отвечать? (что?)

- Запишите эти существительные  с вопросом. Подчеркните орфограммы.

 (1 уч-ся у доски). 

- Итак, мы выделили слова, которые называют ПРЕДМЕТЫ.

- А на какие вопросы они отвечают? (кто?что?)

-На вопросы кто? что? отвечает часть речи имя существительное, а возглавляет эту часть речи дедушка имя СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (Слайд 11)

-Как называют животных, которые живут в лесу? (дикие животные)

- А как называют животных, за которыми  ухаживает человек? (домашние животные)

- А что вы можете сказать о лесе, лес какой? Какие деревья, снег, шишки, зима? От существительных задайте вопрос.

- Какие вопросы прозвучали, когда вы называли эти слова? (Какая? Какое? Какие?)

- Запишите по одному прилагательному к вопросам какой?какая?какие?

 - Эти слова обозначают признаки предмета.

 - На вопросы Какой? Какая?Какое? Какие? отвечает часть речи имя прилагательное, а возглавляет эту часть речи фея имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (Слайд 12)

4 Музыкальная физминутка «Зайчик по лесу скакал…»

- Что мы делали на физминутке?

- А теперь давайте подумаем, что делает наш лес, деревья, снег и т.д., представим, что будет делать лес, если подует сильный ветер?

- А что называют эти слова? (действия предметов)

- На какие вопросы вы отвечаете? (что делает?)

- Запишите любые три глагола с вопросом.

- На вопросы что делать?что сделать? отвечает часть речи глагол, а возглавляет эту часть речи Дядюшка ГЛАГОЛ, который всегда что-то делает (Слайд 13)

5 Закрепление

  • 1 - Итак, ребята, мы разделили часто встречающиеся слова в речи на три группы. Давайте подумаем, по каким признакам?

 Домики, где живут части речи, рассыпались,  их необходимо собрать. Каждый домик состоит из двух кирпичиков и крыши. Нужно подобрать к каждому дому подходящие кирпичики. (1 уч-ся у доски)

Кто? что?

Действие

Глагол

Что делает? Что делают?

Предмет

Какой? Какая? Какое? Какие?

Прилагат.

Существит.

Признак

  • 2    Индивидуальное задание. (1 уч-ся у доски)

        От существительного зима образовать прилагательное и глагол. Разобрать слова по составу.

  • 3 Развитие речи. Коллективная работа.  Составить рассказ по сюжетной картине. Назвать существительные, прилагательные, глаголы.

- Ребята, как нужно вести себя в лесу?

            Дифференцированные задания

      4 Вставь по смыслу пропущенные слова. Какими частями речи они являются? (по «цепочке» у доски).

-Подпишите части речи.

             Р…бята( пришли) на л…сную п…ляну. В…селые трели поют (соловьи). По (дереву) стуч…т дятлы. (Пушистая) белка (грызет) ш…шки. В гн…зде спят (маленькие) бельч…та.

-Маленькие слова на, по, в называются предлогами  и являются служебной частью речи. Со словами предлоги пишутся раздельно (слайд 14).

          5   Работа в парах. Игра «Четвертый лишний». Проверка.

  1. Мороз, стужа, снег, зимний.
  2. Искрится,  блестит, кружится, белый.
  3. Летит, снежный, еловый, зелёный.
  4.  

    6   Игра «Рассели слова по домикам»

Тропа, трава, ёж, лиса, ищет, ползёт, рычит, спит, бурый, хитрая, злой, голодный. Взаимооценивание.

7  Итог урока. Рефлексия.

  • Тест с самопроверкой.

Имя существительное

  1. Тема
  2. Спит
  3. Белый
  4.  
  5. Имя прилагательное
  1. Зима
  2. Новая
  3. Бежит
  4.  
  5. Глагол
  6. Усвоилась
  7. Дерево
  8. Пушистая

- Прочитайте слова, которые выбрали.

- Кто согласен с этим высказыванием, поднимите руки.

-Чему учились на уроке?

- С какими частями речи мы познакомились?

Оценивание.

7 Разноуровневое  домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Части речи"»






Пинтусова

Наталья Хамидовна

Должность учитель начальных классов

Разработка урока по русскому языку во 2 классе

Тема: «Части речи».

Цели урока:

  1. Формировать у учащихся общее представление о слове, как части речи, о делении слов по группам на части речи.

  2. Развивать каллиграфические навыки, орфографические умения, обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, воображение, навыки самопроверки и самоконтроля, учить видеть красоту природы.

  3. Воспитывать интерес к изучению предмета, бережного отношения к природе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: ТСО, карточки, таблицы, сюжетная картина.

Ход урока

1 Организационный момент.

1 Эмоциональный настрой.

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов себе и товарищам.

2 Актуализация опорных знаний.

- Ребята, что я сейчас произнесла? (речь)

-Какая бывает речь? (устная и письменная)

- Из чего состоит наша речь? (из предложений)

- Из чего состоят предложения? (из слов)

- Слово- это маленькая часть нашей многогранной речи, и чтобы научить вас писать каждое слово правильно, ученые –филологи разделили все слова на большие группы- части речи. (слайд1).

-Сегодня мы будем знакомиться с этими группами, узнаем, как они называются и что надо знать, чтобы определить части речи, точнее- САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

А предметом нашего разговора будет лес и его обитатели.

3 Работа по теме урока.

  1. Оформление тетрадей. Каллиграфическая минутка.

2) – У Ф.И.Тютчева есть такие слова:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

- Посмотрите, как красив зимний лес. (Слайд 2) Мы видим зачарованный, молчаливый, неживой лес. Но так ли это?

-Кто живет в лесу? (ответы уч-ся)

3) Картинный диктант (Слайды 3-9). Подчеркните орфограммы. (Олень, заяц, медведь, сорока, снегирь, воробей, ворона)

Взаимопроверка.

- Какой вопрос мы задаем к этим словам? (кто?)

- А теперь скажите, что вы видите на картине? (слайд 10) (Зимний пейзаж- река, горы, деревья, снег, лес, шишки, зима)

- На какой вопрос они будут отвечать? (что?)

- Запишите эти существительные с вопросом. Подчеркните орфограммы.

(1 уч-ся у доски).

- Итак, мы выделили слова, которые называют ПРЕДМЕТЫ.

- А на какие вопросы они отвечают? (кто?что?)

-На вопросы кто? что? отвечает часть речи имя существительное, а возглавляет эту часть речи дедушка имя СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (Слайд 11)

-Как называют животных, которые живут в лесу? (дикие животные)

- А как называют животных, за которыми ухаживает человек? (домашние животные)

- А что вы можете сказать о лесе, лес какой? Какие деревья, снег, шишки, зима? От существительных задайте вопрос.

- Какие вопросы прозвучали, когда вы называли эти слова? (Какая? Какое? Какие?)

- Запишите по одному прилагательному к вопросам какой?какая?какие?

- Эти слова обозначают признаки предмета .

- На вопросы Какой? Какая?Какое? Какие? отвечает часть речи имя прилагательное, а возглавляет эту часть речи фея имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (Слайд 12)

4 Музыкальная физминутка «Зайчик по лесу скакал…»

- Что мы делали на физминутке?

- А теперь давайте подумаем, что делает наш лес, деревья, снег и т.д., представим, что будет делать лес, если подует сильный ветер?

- А что называют эти слова? (действия предметов)

- На какие вопросы вы отвечаете? (что делает?)

- Запишите любые три глагола с вопросом.

- На вопросы что делать?что сделать? отвечает часть речи глагол, а возглавляет эту часть речи Дядюшка ГЛАГОЛ, который всегда что-то делает (Слайд 13)

5 Закрепление

  • 1 - Итак, ребята, мы разделили часто встречающиеся слова в речи на три группы. Давайте подумаем, по каким признакам?

Домики, где живут части речи, рассыпались, их необходимо собрать. Каждый домик состоит из двух кирпичиков и крыши. Нужно подобрать к каждому дому подходящие кирпичики. (1 уч-ся у доски)

Кто? что?

Признак

Действие

Существит.

Глагол

Прилагат.

Что делает? Что делают?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Предмет













  • 2 Индивидуальное задание. (1 уч-ся у доски)

От существительного зима образовать прилагательное и глагол. Разобрать слова по составу.

  • 3 Развитие речи. Коллективная работа. Составить рассказ по сюжетной картине. Назвать существительные, прилагательные, глаголы.

- Ребята, как нужно вести себя в лесу?

Дифференцированные задания

4 Вставь по смыслу пропущенные слова. Какими частями речи они являются? (по «цепочке» у доски).

-Подпишите части речи.

Р…бята( пришли) на л…сную п…ляну. В…селые трели поют (соловьи). По (дереву) стуч…т дятлы. (Пушистая) белка (грызет) ш…шки. В гн…зде спят (маленькие) бельч…та.

-Маленькие слова на, по, в называются предлогами и являются служебной частью речи. Со словами предлоги пишутся раздельно (слайд 14).

5 Работа в парах. Игра «Четвертый лишний» . Проверка.

  1. Мороз, стужа, снег, зимний.

  2. Искрится, блестит, кружится, белый.

  3. Летит, снежный, еловый, зелёный.

Самооценивание.

6 Игра «Рассели слова по домикам»

Тропа, трава, ёж, лиса, ищет, ползёт, рычит, спит, бурый, хитрая, злой, голодный. Взаимооценивание..

7 Итог урока. Рефлексия.

  • Тест с самопроверкой.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

  1. Тема

  2. Спит

  3. Белый

  1. Зима

  2. Новая

  3. Бежит

  1. Усвоилась

  2. Дерево

  3. Пушистая

- Прочитайте слова, которые выбрали.

- Кто согласен с этим высказыванием, поднимите руки.

-Чему учились на уроке?

- С какими частями речи мы познакомились?

Оценивание.

7 Разноуровневое домашнее задание






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Разработка урока по русскому языку "Части речи"

Автор: Пинтусова Наталья Хамидовна

Дата: 19.11.2016

Номер свидетельства: 360292

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "214718"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432450049"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "130822"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415992312"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Разработка урока  русского языка по теме: "Наречие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nariechiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "219954"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434449695"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Методическая разработка урока русского языка для 6 класса "Глагол как часть речи""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_russkogho_iazyka_dlia_6_klassa_glaghol_kak_cha"
    ["file_id"] => string(6) "358060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478945007"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства