kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку "Части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку  во 2 классе

Тема: «Части речи».

Цели урока:

  1. Формировать у учащихся общее представление о слове, как части речи, о делении слов по группам на части речи.
  2. Развивать каллиграфические навыки, орфографические умения, обогащать словарный запас учащихся, развивать  внимание, память, воображение, навыки самопроверки и самоконтроля, учить видеть красоту природы.
  3. Воспитывать интерес к изучению предмета, бережного отношения к природе.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

  • ТСО, карточки, таблицы, сюжетная картина.

Ход урока

1 Организационный момент.

     1 Эмоциональный настрой.

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов себе и товарищам.

2 Актуализация опорных знаний.

- Ребята, что я сейчас произнесла? (речь)

-Какая бывает речь? (устная и письменная)

- Из чего состоит наша речь? (из предложений)

- Из чего состоят предложения? (из слов)

- Слово- это маленькая часть нашей многогранной речи, и чтобы научить вас писать каждое слово правильно, ученые –филологи разделили все слова на большие группы- части речи. (слайд1).

-Сегодня мы будем знакомиться с этими группами, узнаем, как они называются и что надо знать, чтобы определить части речи, точнее- САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

А предметом нашего разговора будет лес и его обитатели.

3 Работа по теме урока.

  1. Оформление тетрадей. Каллиграфическая минутка.

2) – У Ф.И.Тютчева есть такие слова:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

- Посмотрите, как красив зимний лес. (Слайд 2) Мы видим зачарованный, молчаливый, неживой лес. Но так ли это?

-Кто живет в лесу? (ответы уч-ся)

3) Картинный диктант  (Слайды 3-9). Подчеркните орфограммы. (Олень, заяц, медведь, сорока, снегирь, воробей, ворона)

Взаимопроверка.

- Какой вопрос мы задаем к этим словам? (кто?)

- А теперь скажите, что вы видите на картине? (слайд 10) (Зимний пейзаж- река, горы, деревья, снег, лес, шишки, зима)

- На какой вопрос они будут отвечать? (что?)

- Запишите эти существительные  с вопросом. Подчеркните орфограммы.

 (1 уч-ся у доски). 

- Итак, мы выделили слова, которые называют ПРЕДМЕТЫ.

- А на какие вопросы они отвечают? (кто?что?)

-На вопросы кто? что? отвечает часть речи имя существительное, а возглавляет эту часть речи дедушка имя СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (Слайд 11)

-Как называют животных, которые живут в лесу? (дикие животные)

- А как называют животных, за которыми  ухаживает человек? (домашние животные)

- А что вы можете сказать о лесе, лес какой? Какие деревья, снег, шишки, зима? От существительных задайте вопрос.

- Какие вопросы прозвучали, когда вы называли эти слова? (Какая? Какое? Какие?)

- Запишите по одному прилагательному к вопросам какой?какая?какие?

 - Эти слова обозначают признаки предмета.

 - На вопросы Какой? Какая?Какое? Какие? отвечает часть речи имя прилагательное, а возглавляет эту часть речи фея имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (Слайд 12)

4 Музыкальная физминутка «Зайчик по лесу скакал…»

- Что мы делали на физминутке?

- А теперь давайте подумаем, что делает наш лес, деревья, снег и т.д., представим, что будет делать лес, если подует сильный ветер?

- А что называют эти слова? (действия предметов)

- На какие вопросы вы отвечаете? (что делает?)

- Запишите любые три глагола с вопросом.

- На вопросы что делать?что сделать? отвечает часть речи глагол, а возглавляет эту часть речи Дядюшка ГЛАГОЛ, который всегда что-то делает (Слайд 13)

5 Закрепление

  • 1 - Итак, ребята, мы разделили часто встречающиеся слова в речи на три группы. Давайте подумаем, по каким признакам?

 Домики, где живут части речи, рассыпались,  их необходимо собрать. Каждый домик состоит из двух кирпичиков и крыши. Нужно подобрать к каждому дому подходящие кирпичики. (1 уч-ся у доски)

Кто? что?

Действие

Глагол

Что делает? Что делают?

Предмет

Какой? Какая? Какое? Какие?

Прилагат.

Существит.

Признак

  • 2    Индивидуальное задание. (1 уч-ся у доски)

        От существительного зима образовать прилагательное и глагол. Разобрать слова по составу.

  • 3 Развитие речи. Коллективная работа.  Составить рассказ по сюжетной картине. Назвать существительные, прилагательные, глаголы.

- Ребята, как нужно вести себя в лесу?

            Дифференцированные задания

      4 Вставь по смыслу пропущенные слова. Какими частями речи они являются? (по «цепочке» у доски).

-Подпишите части речи.

             Р…бята( пришли) на л…сную п…ляну. В…селые трели поют (соловьи). По (дереву) стуч…т дятлы. (Пушистая) белка (грызет) ш…шки. В гн…зде спят (маленькие) бельч…та.

-Маленькие слова на, по, в называются предлогами  и являются служебной частью речи. Со словами предлоги пишутся раздельно (слайд 14).

          5   Работа в парах. Игра «Четвертый лишний». Проверка.

  1. Мороз, стужа, снег, зимний.
  2. Искрится,  блестит, кружится, белый.
  3. Летит, снежный, еловый, зелёный.
  4.  

    6   Игра «Рассели слова по домикам»

Тропа, трава, ёж, лиса, ищет, ползёт, рычит, спит, бурый, хитрая, злой, голодный. Взаимооценивание.

7  Итог урока. Рефлексия.

  • Тест с самопроверкой.

Имя существительное

  1. Тема
  2. Спит
  3. Белый
  4.  
  5. Имя прилагательное
  1. Зима
  2. Новая
  3. Бежит
  4.  
  5. Глагол
  6. Усвоилась
  7. Дерево
  8. Пушистая

- Прочитайте слова, которые выбрали.

- Кто согласен с этим высказыванием, поднимите руки.

-Чему учились на уроке?

- С какими частями речи мы познакомились?

Оценивание.

7 Разноуровневое  домашнее задание

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Части речи"»






Пинтусова

Наталья Хамидовна

Должность учитель начальных классов

Разработка урока по русскому языку во 2 классе

Тема: «Части речи».

Цели урока:

  1. Формировать у учащихся общее представление о слове, как части речи, о делении слов по группам на части речи.

  2. Развивать каллиграфические навыки, орфографические умения, обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, воображение, навыки самопроверки и самоконтроля, учить видеть красоту природы.

  3. Воспитывать интерес к изучению предмета, бережного отношения к природе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: ТСО, карточки, таблицы, сюжетная картина.

Ход урока

1 Организационный момент.

1 Эмоциональный настрой.

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов себе и товарищам.

2 Актуализация опорных знаний.

- Ребята, что я сейчас произнесла? (речь)

-Какая бывает речь? (устная и письменная)

- Из чего состоит наша речь? (из предложений)

- Из чего состоят предложения? (из слов)

- Слово- это маленькая часть нашей многогранной речи, и чтобы научить вас писать каждое слово правильно, ученые –филологи разделили все слова на большие группы- части речи. (слайд1).

-Сегодня мы будем знакомиться с этими группами, узнаем, как они называются и что надо знать, чтобы определить части речи, точнее- САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

А предметом нашего разговора будет лес и его обитатели.

3 Работа по теме урока.

  1. Оформление тетрадей. Каллиграфическая минутка.

2) – У Ф.И.Тютчева есть такие слова:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

- Посмотрите, как красив зимний лес. (Слайд 2) Мы видим зачарованный, молчаливый, неживой лес. Но так ли это?

-Кто живет в лесу? (ответы уч-ся)

3) Картинный диктант (Слайды 3-9). Подчеркните орфограммы. (Олень, заяц, медведь, сорока, снегирь, воробей, ворона)

Взаимопроверка.

- Какой вопрос мы задаем к этим словам? (кто?)

- А теперь скажите, что вы видите на картине? (слайд 10) (Зимний пейзаж- река, горы, деревья, снег, лес, шишки, зима)

- На какой вопрос они будут отвечать? (что?)

- Запишите эти существительные с вопросом. Подчеркните орфограммы.

(1 уч-ся у доски).

- Итак, мы выделили слова, которые называют ПРЕДМЕТЫ.

- А на какие вопросы они отвечают? (кто?что?)

-На вопросы кто? что? отвечает часть речи имя существительное, а возглавляет эту часть речи дедушка имя СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (Слайд 11)

-Как называют животных, которые живут в лесу? (дикие животные)

- А как называют животных, за которыми ухаживает человек? (домашние животные)

- А что вы можете сказать о лесе, лес какой? Какие деревья, снег, шишки, зима? От существительных задайте вопрос.

- Какие вопросы прозвучали, когда вы называли эти слова? (Какая? Какое? Какие?)

- Запишите по одному прилагательному к вопросам какой?какая?какие?

- Эти слова обозначают признаки предмета .

- На вопросы Какой? Какая?Какое? Какие? отвечает часть речи имя прилагательное, а возглавляет эту часть речи фея имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (Слайд 12)

4 Музыкальная физминутка «Зайчик по лесу скакал…»

- Что мы делали на физминутке?

- А теперь давайте подумаем, что делает наш лес, деревья, снег и т.д., представим, что будет делать лес, если подует сильный ветер?

- А что называют эти слова? (действия предметов)

- На какие вопросы вы отвечаете? (что делает?)

- Запишите любые три глагола с вопросом.

- На вопросы что делать?что сделать? отвечает часть речи глагол, а возглавляет эту часть речи Дядюшка ГЛАГОЛ, который всегда что-то делает (Слайд 13)

5 Закрепление

  • 1 - Итак, ребята, мы разделили часто встречающиеся слова в речи на три группы. Давайте подумаем, по каким признакам?

Домики, где живут части речи, рассыпались, их необходимо собрать. Каждый домик состоит из двух кирпичиков и крыши. Нужно подобрать к каждому дому подходящие кирпичики. (1 уч-ся у доски)

Кто? что?

Признак

Действие

Существит.

Глагол

Прилагат.

Что делает? Что делают?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Предмет













  • 2 Индивидуальное задание. (1 уч-ся у доски)

От существительного зима образовать прилагательное и глагол. Разобрать слова по составу.

  • 3 Развитие речи. Коллективная работа. Составить рассказ по сюжетной картине. Назвать существительные, прилагательные, глаголы.

- Ребята, как нужно вести себя в лесу?

Дифференцированные задания

4 Вставь по смыслу пропущенные слова. Какими частями речи они являются? (по «цепочке» у доски).

-Подпишите части речи.

Р…бята( пришли) на л…сную п…ляну. В…селые трели поют (соловьи). По (дереву) стуч…т дятлы. (Пушистая) белка (грызет) ш…шки. В гн…зде спят (маленькие) бельч…та.

-Маленькие слова на, по, в называются предлогами и являются служебной частью речи. Со словами предлоги пишутся раздельно (слайд 14).

5 Работа в парах. Игра «Четвертый лишний» . Проверка.

  1. Мороз, стужа, снег, зимний.

  2. Искрится, блестит, кружится, белый.

  3. Летит, снежный, еловый, зелёный.

Самооценивание.

6 Игра «Рассели слова по домикам»

Тропа, трава, ёж, лиса, ищет, ползёт, рычит, спит, бурый, хитрая, злой, голодный. Взаимооценивание..

7 Итог урока. Рефлексия.

  • Тест с самопроверкой.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

  1. Тема

  2. Спит

  3. Белый

  1. Зима

  2. Новая

  3. Бежит

  1. Усвоилась

  2. Дерево

  3. Пушистая

- Прочитайте слова, которые выбрали.

- Кто согласен с этим высказыванием, поднимите руки.

-Чему учились на уроке?

- С какими частями речи мы познакомились?

Оценивание.

7 Разноуровневое домашнее задание






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Разработка урока по русскому языку "Части речи"

Автор: Пинтусова Наталья Хамидовна

Дата: 19.11.2016

Номер свидетельства: 360292

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Глагол" "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "214718"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432450049"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "130822"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415992312"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Разработка урока  русского языка по теме: "Наречие как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-nariechiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "219954"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434449695"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Методическая разработка урока русского языка для 6 класса "Глагол как часть речи""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_russkogho_iazyka_dlia_6_klassa_glaghol_kak_cha"
    ["file_id"] => string(6) "358060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478945007"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства