Разработка урока по русскому языку во 2 классе
Тема: «Части речи».
Цели урока:
- Формировать у учащихся общее представление о слове, как части речи, о делении слов по группам на части речи.
- Развивать каллиграфические навыки, орфографические умения, обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, воображение, навыки самопроверки и самоконтроля, учить видеть красоту природы.
- Воспитывать интерес к изучению предмета, бережного отношения к природе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
- ТСО, карточки, таблицы, сюжетная картина.
Ход урока
1 Организационный момент.
1 Эмоциональный настрой.
-Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов себе и товарищам.
2 Актуализация опорных знаний.
- Ребята, что я сейчас произнесла? (речь)
-Какая бывает речь? (устная и письменная)
- Из чего состоит наша речь? (из предложений)
- Из чего состоят предложения? (из слов)
- Слово- это маленькая часть нашей многогранной речи, и чтобы научить вас писать каждое слово правильно, ученые –филологи разделили все слова на большие группы- части речи. (слайд1).
-Сегодня мы будем знакомиться с этими группами, узнаем, как они называются и что надо знать, чтобы определить части речи, точнее- САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
А предметом нашего разговора будет лес и его обитатели.
3 Работа по теме урока.
- Оформление тетрадей. Каллиграфическая минутка.
2) – У Ф.И.Тютчева есть такие слова:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
- Посмотрите, как красив зимний лес. (Слайд 2) Мы видим зачарованный, молчаливый, неживой лес. Но так ли это?
-Кто живет в лесу? (ответы уч-ся)
3) Картинный диктант (Слайды 3-9). Подчеркните орфограммы. (Олень, заяц, медведь, сорока, снегирь, воробей, ворона)
Взаимопроверка.
- Какой вопрос мы задаем к этим словам? (кто?)
- А теперь скажите, что вы видите на картине? (слайд 10) (Зимний пейзаж- река, горы, деревья, снег, лес, шишки, зима)
- На какой вопрос они будут отвечать? (что?)
- Запишите эти существительные с вопросом. Подчеркните орфограммы.
(1 уч-ся у доски).
- Итак, мы выделили слова, которые называют ПРЕДМЕТЫ.
- А на какие вопросы они отвечают? (кто?что?)
-На вопросы кто? что? отвечает часть речи имя существительное, а возглавляет эту часть речи дедушка имя СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (Слайд 11)
-Как называют животных, которые живут в лесу? (дикие животные)
- А как называют животных, за которыми ухаживает человек? (домашние животные)
- А что вы можете сказать о лесе, лес какой? Какие деревья, снег, шишки, зима? От существительных задайте вопрос.
- Какие вопросы прозвучали, когда вы называли эти слова? (Какая? Какое? Какие?)
- Запишите по одному прилагательному к вопросам какой?какая?какие?
- Эти слова обозначают признаки предмета.
- На вопросы Какой? Какая?Какое? Какие? отвечает часть речи имя прилагательное, а возглавляет эту часть речи фея имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (Слайд 12)
4 Музыкальная физминутка «Зайчик по лесу скакал…»
- Что мы делали на физминутке?
- А теперь давайте подумаем, что делает наш лес, деревья, снег и т.д., представим, что будет делать лес, если подует сильный ветер?
- А что называют эти слова? (действия предметов)
- На какие вопросы вы отвечаете? (что делает?)
- Запишите любые три глагола с вопросом.
- На вопросы что делать?что сделать? отвечает часть речи глагол, а возглавляет эту часть речи Дядюшка ГЛАГОЛ, который всегда что-то делает (Слайд 13)
5 Закрепление
- 1 - Итак, ребята, мы разделили часто встречающиеся слова в речи на три группы. Давайте подумаем, по каким признакам?
Домики, где живут части речи, рассыпались, их необходимо собрать. Каждый домик состоит из двух кирпичиков и крыши. Нужно подобрать к каждому дому подходящие кирпичики. (1 уч-ся у доски)
Кто? что?
Действие
Глагол
Что делает? Что делают?
Предмет
Какой? Какая? Какое? Какие?
Прилагат.
Существит.
Признак
- 2 Индивидуальное задание. (1 уч-ся у доски)
От существительного зима образовать прилагательное и глагол. Разобрать слова по составу.
- 3 Развитие речи. Коллективная работа. Составить рассказ по сюжетной картине. Назвать существительные, прилагательные, глаголы.
- Ребята, как нужно вести себя в лесу?
Дифференцированные задания
4 Вставь по смыслу пропущенные слова. Какими частями речи они являются? (по «цепочке» у доски).
-Подпишите части речи.
Р…бята( пришли) на л…сную п…ляну. В…селые трели поют (соловьи). По (дереву) стуч…т дятлы. (Пушистая) белка (грызет) ш…шки. В гн…зде спят (маленькие) бельч…та.
-Маленькие слова на, по, в называются предлогами и являются служебной частью речи. Со словами предлоги пишутся раздельно (слайд 14).
5 Работа в парах. Игра «Четвертый лишний». Проверка.
- Мороз, стужа, снег, зимний.
- Искрится, блестит, кружится, белый.
- Летит, снежный, еловый, зелёный.
6 Игра «Рассели слова по домикам»
Тропа, трава, ёж, лиса, ищет, ползёт, рычит, спит, бурый, хитрая, злой, голодный. Взаимооценивание.
7 Итог урока. Рефлексия.
- Тест с самопроверкой.
Имя существительное
- Тема
- Спит
- Белый
- Имя прилагательное
- Зима
- Новая
- Бежит
- Глагол
- Усвоилась
- Дерево
- Пушистая
- Прочитайте слова, которые выбрали.
- Кто согласен с этим высказыванием, поднимите руки.
-Чему учились на уроке?
- С какими частями речи мы познакомились?
Оценивание.
7 Разноуровневое домашнее задание