строить предложения разных видов; обнаруживать значительную часть орфограмм текста; замечать буквы, на месте которых сочетаются две орфограммы;
эффективно осуществлять проверку написанного.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методические рекомендации |
1.Органи- зационный (са-моопреде-ление к деятель-ности) | Слайд 2 - Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Прошу проверить вашу готовность к уроку. Мы совершим путешествие с известной героиней сказки Г.Х. Андерсена, которая отправилась на поиски друга, имела доброе и храброе сердце, благодаря ей, зло было побеждено. Кто догадается, как называется сказка? Какие сказки Г.Х. Андерсена вам известны? Вместе мы поможем Герде преодолеть трудности, раскрывая секреты русского языка. | Проверяют наличие на парте необходимых для урока русского языка принадлежностей (учебник, тетрадь, карандаш простой). Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности, создание эмоционального настроя на урок. | (Демонстрация портрета Г.Х. Андерсена). |
2. Актуализация знаний | Что произошло с главным героем сказки? | Предлагают варианты ответа на вопрос. | |
Слайд 3 - Откройте тетради, запишите число, спишите высказывание по алгоритму. Кусочек льда пронизал холодом сердце мальчика. - Какая орфограмма встретилась в предложении дважды? - Какую работу выполняет в этих словах ь знак? (ь – показатель мягкости предшествующего согласного звука) | Дети записывают дату в тетрадь, озвучивают известную орфограмму и проговаривают «работу» ь знака после согласного. | Создание ситуации успеха — демонстрация детьми владения старым способом действия. |
| Слайд 4 - Путь Герды в поисках Кая был трудным. Составьте устно высказывания со следующими словами. Оцените знаком (понравилось - большой палец вверх, не понравилось - большой палец вниз) ответы одноклассников. (Ночью шумела вьюга. Лисьи и волчьи следы подсказывали девочке дорогу) [ноч’ й’у], [волч’й’и], [лис’й’и], [в’й’уга] - Запишите слова буквами. Двум учащимся предлагаю выполнить задание за доской. - Оцените, верно ли справились ребята с заданием? | Учащиеся составляют речевые высказывания. Оценивают ответы одноклассников с помощью жестов. Контролируют свою работу, заменяют звуковую модель буквенной записью и жестами оценивают работу учащихся. | Деятельность детей в зоне актуального развития. При необходимости обсуждают варианты записи. |
Слайд 5 Проверьте - Прочитайте модель. О чем она рассказывает? [й’] [ а, у, э, о, и] ья, ью, ьё, ье, ьи Какую работу выполняет ь знак в этих словах? (разделительный ь – обозначает [й’] в позиции после согласного перед гласным в корне слова) | Обобщенная таблица способа обозначения звука [й’] озвучивается детьми в виде вывода. Дифференцируют две известные функции ь: функцию обозначения мягкости согласного и функцию «предупреждать», что следующие за ним буквы я, е… обозначают два звука. | Работа с моделью. Учитель аргументирует свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога. |
| Слайд 6 Вспомните, кто помогал Герде найти Кая? Маленькая разбойница, увидев девочку, стала задавать много вопросов: «Почему плачешь? Кого ищешь? На чем поедешь дальше?» Прочитайте слова, определите, какова работа ь знака в этих словах? (ь – после шипящих указывает на 2 лицо слов, называющих действия). - Приведите примеры глаголов с шипящим на конце слова (устно). Итак, о каких трех функциях ь вам хорошо известно? - Так сколько «работ» у ь? (три) | Отвечают на вопрос учителя. Дифференцируют известные функции ь: функцию обозначения мягкости согласного и функцию «предупреждать», что следующие за ним буквы я, е… обозначают два звука, указывает на 2 лицо глагола после шипящих. | Фронтальная работа Учитель ведет учебный диалог. |
| Слайд 7 ь 1 3 2 1 - показатель мягкости 2 - разделительный 3 - указывает на 2 лицо глагола после шипящих |
Самостоятельная работа | Слайд 8 - Зная теперь о том, какие функции выполняет ь, поможем нашей героине разделить эти слова на 3 группы по нашей схеме. Вставьте пропущенные буквы, запмшите слова в «столбики». Приложение 1. к_ньки, м_двежьи, уж_наешь, _леньи, в_р_бьи, р_суешь, м_тель,встр_чаешь, искать, подумаеш(ь,_) - Оцените работу по двум показателям: 1 – работа с безударными гласными, 2 – распределение по группам. Сверьте свою работу с эталоном. | Выполнение самостоятельной работы. Взаимопроверка в парах (обмен тетрадями, проверка по ответам на экране). Дети ставят самооценку на полях в тетради: «+» - умею распределить; «?» - умею, но допускаю ошибки; «-» - не умею. Сверяют свою работу с эталоном. | Детям раздаются карточки (приложение1). Организуется работа обучающихся в парах. Формируется прогностическая самооценка. |
3. Предъявление проблемной ситуации ПУЗ (постановка учебной задачи) | Слайд 9 Повстречав Герду, маленькая разбойница вытащила угрожающую вещь. Кто вспомнит, что это было? Прочитайте слова на слайде. - Какая орфограмма есть в слове ВЕЩЬ? (шипящий на конце слова) - А в слове НОЖ? - Что вы можете сказать о написании этого слова? ( Слово без ь после ж) - 1) Так, может быть, допущена ошибка? Можете ли вы объяснить, почему в одном из этих слов пишется ь знак, а в другом нет? (Нет) Какой еще у нас возникает вопрос? (2)Почему у существительных с шипящими на конце в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется (фиксация вопроса на доске - ?) - Сколько получилось вопросов? (Два) | Слушают и вступают в диалог с учителем, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, строят сотрудничество со взрослым и сверстниками. Выражают свои мысли в связи с поставленными задачами, строят логическую цепочку рассуждений. Делают выводы. | Предъявление задания, выполняя которое дети убеждаются, что о грамматическом значении мягкого знака они знают не все. Фиксация границ своего знания/ незнания, вопросы записываются на доске. Деятельность детей в зоне ближайшего развития. |
4. Открытие нового знания, поиск решения (построение проекта выхода из затруднения) | Слайд 10 - Для того, чтобы получить ответы на поставленные вопросы поработаем в группах. На слайде алгоритм работы. 1. Запишите слова друг под другом (нож, вещь) 2. Выделите в них окончания. 3. Определите работы окончаний. Сравните эти работы. 4. Сделайте вывод о написании слов, называющих предметы, с шипящими на конце. 5. Составьте модель. 6. Сформулируйте правило. 7. Сравните свой вывод с другими группами. | Работа в группах. О готовности группа сообщает, взявшись за руки и подняв их вверх. Выступающие от группы прикрепляют к доске свои варианты решения. Дети сравнивают варианты, представленные группами, находят среди них одинаковые и дублирующие варианты снимаются с доски. | Учитель организует работу детей по алгоритм. Учитель переходит от группы к группе, наблюдает, отвечает на их «умные» вопросы, поддерживая их познавательнй интерес. |
5. Физкультминутка | – Ребята, вы, наверное, устали? А самый лучший отдых, смена деятельности. Я буду называть существительное, на конце которого вы считаете пишется ь - приседайте, а если вы считаете, что ь писать не надо, то поднимайте руки вверх. | Выполняют упражнения. | |
6. Проверка открытия. Защита работ. | Слайд 11 Представьте свои варианты ответов. Сверьте работу с эталоном. нож ед.ч., И.п., м.р. вещь_ ед.ч., И.п., ж.р. (Грамматические значения окончаний существительных разные) | Один человек от группы объясняет у доски «ход мысли», остальные слушают, дополняют, корректируют. Дети показывают свое согласие/несогласие с представленным на доске ответом. | Учитель помогает грамотно выстраивать аргументирование. |
| Слайд 12 ВЫВОД: В словах женского рода с нулевым окончанием после шипящего нужно писать Ь, а в словах мужского рода – нельзя. Покажите в графической форме вывод. | Дети с помощью учителя формулируют правило, вывод. Моделируют. | Модели появляются на доске. |
| Слайд 13 Итак, Герда добралась в царство Снежной Королевы. Была темная холодная ночь. Луч солнца не попадал туда. Много снежных туч оказалась у нее над головой. - Запишите выделенные словосочетания, докажите правильность написания слов с шипящими на конце. холодная ночь (ж.р.) луч солнца (м.р.), снежных туч - ? - Почему не сработал наш способ? - Выделите окончания в словах ТУЧ и НОЧЬ, определите грамматические значения этих слов. Слайд 14 - Одинаковы ли они? (Нет.) В каком же случае в конце существительных после шипящих пишется ь знак? Посовещайтесь в парах и подумайте, что нужно добавить в схему? Слайд 15 ШИП.+Ь ж.р., ед.ч Перенесите схему в «Тетрадь открытий». - Что нужно определять сначала – род или число? Так какую ещё работу выполняет ь знак? (Указывает на ж.р. ед.ч. после шипящих.) Мы получили ответы на два выделенных нами вопроса? Можно их убрать с доски? | Дети слушают учителя, записывают выделенные словосочетания, в графической форме выделяют грамматические значения существительных. Оказываются в ситуации затруднения, решают поставленную учебную задачу. Работают в парах. Самостоятельно формулируют выводы. Корректируют модель. Учащиеся анализируют соответствие полученных выводов поставленным в начале урока вопросам. | Организует индивидуальную и парную работу. Целенаправленная система вопросов помогает учащимся обеспечить выход из затруднения. Учитель организует рефлексию деятельности учащихся на пути открытия нового знания. |
7. Пер-вичное закрепление. Включение нового знания в систему зна-ний | - На листочках допишите, где необходимо вставить Ь. (Приложение 2) В каждой строчке по горизонтали есть «лишнее» слово. Вычеркните его. Объясните свой выбор. - ноч чиж манеж морж - пейзаж экипаж ландыш дич - ключ реч рож мелоч - помощ чертёж гуляш москвич - полноч королевич нож марш - дрож камыш вещ тиш - с крыш мыш лож дрож | Дети выполняют задание в парах. (У каждой пары 5 строчек) Объясняют свой выбор. | Детям раздаются карточки. Проверка первичного восприятия нового знания. Самопроверка по эталону. |
Работа с деформированным предложением. | Слайд 16 - Составьте высказывание, спишите. Верный, приходит, помощ…, товарищ…, на, всегда. - Обозначьте орфограммы. - Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? Значит ли это, что товарищ должен приходить на помощ только тогда, когда его об этом попросят? - Знаете ли вы пословицы о дружбе? - А вас можно назвать верными друзьями? Кому вы сегодня помогали? | Дети устно составляют высказывание, записывают его, подчеркивают орфограммы. Отвечают на вопросы учителя. ( Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друзья познаются в беде. Нет друга ищи, а нашёл - береги…) | Учитель акцентирует внимание учащихся на формировании нравсвенных качеств (эмоциональной отзывчивости, оценке человеческих качеств) |
8. Выполнение разноуровневого задания по вариантам. (самостоятельная работа) | Слайд 15 Сейчас мы проверим, как вы будете применять полученный вами алгоритм на правописание Ь на конце существительных после шипящих. Даю на выбор вам задания (Приложение 3): 1. Вставь, где нужно, мягкий знак. (Это задание на средний уровень – «3»). 2. Вставь, где нужно, мягкий знак. Образуй пары слов по смыслу. ( Задание на высокий уровень – «4»). 3. Проверь по словарю, верно ли записаны слова: туш, тушь? Составь и запиши предложения так, чтобы было понятно значение каждого из слов. (Это задание на самый высокий уровень – «5»). | Ученики слушают учителя, затем выполняют разноуровневые задания с последующей самопроверкой по эталону. Работают с толковым словарем, составляют предложения. | Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию, умение применять теоретические знания на практике. |
9. Домашнее задание. | Домашнее задание 1. Выписать слова с орфограммой Ь после шипящих из сказк Г.Х.Андерсена «Снежная королева». 2. Подобрать стихотворные строчки, в которых бы употреблялись слова с Ь на конце слов после шипящих | Дети знакомятся с сутью домашнего задания, задают вопросы, записывают его в дневник. | Проследить, чтобы дети записали домашнее задание в дневник. |
10. Рефлексивно – оценочный этап. | Слайд 17 Время подвести итог. Как нам не ошибиться в написании изученной орфограммы? (знать части речи и особенности правописания Ь после шипящих в них). Какую цель ставили перед собой в начале урока? - Что нового узнали? Кто доволен своей работой на уроке? За что ты можешь похвалить себя, одноклассников? Закончите любое из предложенных высказываний, выбирая фразу из рефлексивного анализа на экране. сегодня я узнал…, было интересно… В честь ваших достижений и открытий прозвучит туш. Спасибо за урок! | Дети поднимают руки, отвечают на вопросы. вопросы учителя. | Учитель по ответам детей уже мо- | Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. | Организуется рефлексия и самооценка деятельности, соотносятся цель и результат.
Фразы в большем количестве демонстрируются на экране. |