kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме «Правописание ь после шипящих на конце существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  русского языка  в 3 «А» классе по теме «Правописание ь после шипящих на конце существительных»   разработан в соответствии с требованиями Федерального  государственного  образовательного стандарта  начального общего образования (образовательная технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

Данный урок  поможет учащимся расширить понятийную базу за счет включения в неё новых элементов по указанной теме, повысить коммуникативную компетентность,  активизировать  познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.

Методы и формы в реализации системно-деятельностного подхода на уроке

- формы - фронтальная, групповая, индивидуальная

- методы – системно-деятельностный подход, учебная дискуссия, эмоциональное стимулирование, сочетание словесных и наглядных методов, проблемно-поисковый, устный  и письменный контроль, самоконтроль.

Оборудование:

-  для учителя: мультимедийный проектор, презентация;

-  для учащихся:  карточки с заданиями 1- 3 (приложение); тетрадь открытий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме «Правописание ь после шипящих на конце существительных» »

ПРЕДМЕТ: русский язык (образовательная технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

КЛАСС: 3 (9 ЛЕТ)

ТЕМА: «Правописание ь после шипящих на конце существительных»

(урок-путешествие).

ТИП УРОКА: урок открытия нового знания

ЦЕЛИ УРОКА

Ученики научатся: находить в словах орфограмму – букву ь после шипящих на конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм; проверять написание с точки зрения графических ошибок, обозначать и исправлять встретившиеся нарушения; классифицировать слова в зависимости от их строения; соотносить их с предложенными моделями.

Ученики получат возможность научиться:

строить предложения разных видов; обнаруживать значительную часть орфограмм текста; замечать буквы, на месте которых сочетаются две орфограммы;

оставлять сознательный пропуск буквы на месте всех неосвоенных орфограмм;

эффективно осуществлять проверку написанного.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, модели, иллюстрации, карточки с заданиями.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методические рекомендации

1.Органи-

зационный (са-моопреде-ление к деятель-ности)

Слайд 2

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Прошу проверить вашу готовность к уроку. Мы совершим путешествие с известной героиней сказки Г.Х. Андерсена, которая отправилась на поиски друга, имела доброе и храброе сердце, благодаря ей, зло было побеждено. Кто догадается, как называется сказка? Какие сказки Г.Х. Андерсена вам известны? Вместе мы поможем Герде преодолеть трудности, раскрывая секреты русского языка.

Проверяют наличие на парте необходимых для урока русского языка принадлежностей (учебник, тетрадь, карандаш простой).


Слушают учителя,

отвечают на вопросы.


Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности, создание эмоционального настроя на урок.


(Демонстрация портрета Г.Х. Андерсена).

2. Актуализация знаний

Что произошло с главным героем сказки?

Предлагают варианты ответа на вопрос.



Слайд 3

- Откройте тетради, запишите число, спишите высказывание по алгоритму.

Кусочек льда пронизал холодом сердце мальчика.

- Какая орфограмма встретилась в предложении дважды?

- Какую работу выполняет в этих словах ь знак? (ь – показатель мягкости предшествующего согласного звука)

Дети записывают дату в тетрадь, озвучивают известную орфограмму и проговаривают «работу» ь знака после согласного.

Создание ситуации успеха — демонстрация детьми владения старым способом действия.


Слайд 4

- Путь Герды в поисках Кая был трудным. Составьте устно высказывания со следующими словами. Оцените знаком (понравилось - большой палец вверх, не понравилось - большой палец вниз) ответы одноклассников.

(Ночью шумела вьюга. Лисьи и волчьи следы подсказывали девочке дорогу)

[ноч’ й’у], [волч’й’и],

[лис’й’и], [в’й’уга]

- Запишите слова буквами. Двум учащимся предлагаю выполнить задание за доской.

- Оцените, верно ли справились ребята с заданием?

Учащиеся составляют речевые высказывания. Оценивают ответы одноклассников с помощью жестов.



Контролируют свою работу, заменяют звуковую модель буквенной записью и жестами оценивают работу учащихся.

Деятельность детей в зоне актуального развития.





При необходимости обсуждают варианты записи.

Слайд 5

Проверьте

- Прочитайте модель. О чем она рассказывает?

[й’] [ а, у, э, о, и]


ья, ью, ьё, ье, ьи

Какую работу выполняет ь знак в этих словах? (разделительный ь – обозначает [й’] в позиции после согласного перед гласным в корне слова)

Обобщенная таблица способа обозначения звука [й’] озвучивается детьми в виде вывода. Дифференцируют две известные функции ь: функцию обозначения мягкости согласного и функцию «предупреждать», что следующие за ним буквы я, е… обозначают два звука.

Работа с моделью.



Учитель аргументирует свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.




Слайд 6

Вспомните, кто помогал Герде найти Кая? Маленькая разбойница, увидев девочку, стала задавать много вопросов: «Почему плачешь? Кого ищешь? На чем поедешь дальше?»

Прочитайте слова, определите, какова работа ь знака в этих словах? (ь – после шипящих указывает на 2 лицо слов, называющих действия).

- Приведите примеры глаголов с шипящим на конце слова (устно).

Итак, о каких трех функциях ь вам хорошо известно?

- Так сколько «работ» у ь? (три)


Отвечают на вопрос учителя.

Дифференцируют известные функции ь: функцию обозначения мягкости согласного и функцию «предупреждать», что следующие за ним буквы я, е… обозначают два звука, указывает на 2 лицо глагола после шипящих.




Фронтальная работа



Учитель ведет учебный диалог.


Слайд 7 ь

1 3

2 1 - показатель мягкости

2 - разделительный

3 - указывает на 2 лицо глагола после шипящих

Самостоятельная работа


Слайд 8

- Зная теперь о том, какие функции выполняет ь, поможем нашей героине разделить эти слова на 3 группы по нашей схеме. Вставьте пропущенные буквы, запмшите слова в «столбики».

Приложение 1.

к_ньки, м_двежьи, уж_наешь, _леньи,

в_р_бьи, р_суешь, м_тель,встр_чаешь, искать, подумаеш(ь,_)

- Оцените работу по двум показателям: 1 – работа с безударными гласными,

2 – распределение по группам.

Сверьте свою работу с эталоном.

Выполнение самостоятельной работы. Взаимопроверка в парах (обмен тетрадями, проверка по ответам на экране). Дети ставят самооценку на полях в тетради: «+» - умею распределить; «?» - умею, но допускаю ошибки; «-» - не умею. Сверяют свою работу с эталоном.

Детям раздаются карточки (приложение1).

Организуется работа обучающихся в парах.

Формируется прогностическая самооценка.

3.

Предъявление проблемной ситуации

ПУЗ

(постановка учебной задачи)

Слайд 9

Повстречав Герду, маленькая разбойница вытащила угрожающую вещь. Кто вспомнит, что это было? Прочитайте слова на слайде. - Какая орфограмма есть в слове ВЕЩЬ? (шипящий на конце слова)

- А в слове НОЖ?

- Что вы можете сказать о написании этого слова? ( Слово без ь после ж)

- 1) Так, может быть, допущена ошибка? Можете ли вы объяснить, почему в одном из этих слов пишется ь знак, а в другом нет? (Нет)

Какой еще у нас возникает вопрос? (2)Почему у существительных с шипящими на конце в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется (фиксация вопроса на доске - ?)

- Сколько получилось вопросов? (Два)

Слушают и вступают в диалог с учителем, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, строят сотрудничество со взрослым и  сверстниками.

Выражают свои мысли в связи с поставленными задачами, строят логическую цепочку рассуждений.

Делают выводы.

Предъявление задания, выполняя которое дети убеждаются, что о грамматическом значении мягкого знака они знают не все.

Фиксация границ своего знания/

незнания, вопросы записываются на доске.

Деятельность детей в зоне ближайшего развития.

4. Открытие нового знания,

поиск решения

(построение проекта выхода из затруднения)

Слайд 10

- Для того, чтобы получить ответы на поставленные вопросы поработаем в группах. На слайде алгоритм работы.

1. Запишите слова друг под другом (нож, вещь)

2. Выделите в них окончания.

3. Определите работы окончаний. Сравните эти работы.

4. Сделайте вывод о написании слов, называющих предметы, с шипящими на конце.

5. Составьте модель.

6. Сформулируйте правило.

7. Сравните свой вывод с другими группами.

Работа в группах.

О готовности группа сообщает, взявшись за руки и подняв их вверх. Выступающие от группы прикрепляют к доске свои варианты решения.

Дети сравнивают варианты, представленные группами, находят среди них одинаковые и дублирующие варианты снимаются с доски.

Учитель организует работу детей по алгоритм. Учитель переходит от группы к группе,

наблюдает, отвечает на их «умные» вопросы, поддерживая их познавательнй интерес.

5. Физкультминутка

– Ребята, вы, наверное, устали? А самый лучший отдых, смена деятельности. Я буду называть существительное, на конце которого вы считаете пишется ь - приседайте, а если вы считаете, что ь писать не надо, то поднимайте руки вверх.

Выполняют упражнения.


6. Проверка открытия. Защита работ.

Слайд 11

Представьте свои варианты ответов.

Сверьте работу с эталоном.


нож ед.ч., И.п., м.р.

вещь_ ед.ч., И.п., ж.р.

(Грамматические значения окончаний существительных разные)

Один человек от группы объясняет у доски «ход мысли», остальные слушают, дополняют, корректируют. Дети показывают свое согласие/несогласие с представленным на доске ответом.

Учитель помогает грамотно выстраивать аргументирование.




Слайд 12

ВЫВОД: В словах женского рода с нулевым окончанием после шипящего нужно писать Ь, а в словах мужского рода – нельзя.

Покажите в графической форме вывод.

Дети с помощью учителя формулируют правило, вывод.


Моделируют.




Модели появляются на доске.


Слайд 13

Итак, Герда добралась в царство Снежной Королевы.

Была темная холодная ночь.

Луч солнца не попадал туда.

Много снежных туч оказалась у нее над головой.

- Запишите выделенные словосочетания, докажите правильность написания слов с шипящими на конце.

холодная ночь (ж.р.)

луч солнца (м.р.), снежных туч - ?

- Почему не сработал наш способ?

- Выделите окончания в словах ТУЧ и НОЧЬ, определите грамматические значения этих слов.

Слайд 14

- Одинаковы ли они? (Нет.)

В каком же случае в конце существительных после шипящих пишется ь знак? Посовещайтесь в парах и подумайте, что нужно добавить в схему?

Слайд 15

ШИП.+Ь

ж.р., ед.ч

Перенесите схему в «Тетрадь открытий».

- Что нужно определять сначала – род или число? Так какую ещё работу выполняет ь знак? (Указывает на ж.р. ед.ч. после шипящих.) Мы получили ответы на два выделенных нами вопроса? Можно их убрать с доски?

Дети слушают учителя, записывают выделенные словосочетания, в графической форме выделяют грамматические значения существительных.



Оказываются в ситуации затруднения, решают поставленную учебную задачу.




Работают в парах.

Самостоятельно формулируют выводы.


Корректируют модель.



Учащиеся анализируют соответствие полученных выводов поставленным в начале урока вопросам.


Организует индивидуальную и парную работу.




Целенаправленная система вопросов помогает учащимся обеспечить выход из затруднения.









Учитель организует рефлексию деятельности учащихся на пути открытия нового знания.

7. Пер-вичное закрепление.

Включение нового знания в систему зна-ний

- На листочках допишите, где необходимо вставить Ь. (Приложение 2)

В каждой строчке по горизонтали есть «лишнее» слово. Вычеркните его. Объясните свой выбор.

- ноч чиж манеж морж

- пейзаж экипаж ландыш дич

- ключ реч рож мелоч

- помощ чертёж гуляш москвич

- полноч королевич нож марш

- дрож камыш вещ тиш

- с крыш мыш лож дрож


Дети выполняют задание в парах.

(У каждой пары 5 строчек)


Объясняют свой выбор.



Детям раздаются карточки.


Проверка первичного восприятия нового знания.

Самопроверка по эталону.

Работа с деформированным предложением.

Слайд 16

- Составьте высказывание, спишите.

Верный, приходит, помощ…, товарищ…, на, всегда.

- Обозначьте орфограммы.

- Согласны ли вы с этим утверждением? Почему? Значит ли это, что товарищ должен приходить на помощ только тогда, когда его об этом попросят?

- Знаете ли вы пословицы о дружбе?

- А вас можно назвать верными друзьями? Кому вы сегодня помогали?

Дети устно составляют высказывание, записывают его, подчеркивают орфограммы.

Отвечают на вопросы учителя.

( Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друзья познаются в беде. Нет друга ищи, а нашёл - береги…)

Учитель акцентирует внимание учащихся на формировании нравсвенных качеств (эмоциональной отзывчивости, оценке человеческих качеств)

8. Выполнение разноуровневого задания по вариантам.

(самостоятельная работа)

Слайд 15

 Сейчас мы проверим, как вы будете применять полученный вами алгоритм на правописание Ь на конце существительных после шипящих. Даю на выбор вам задания (Приложение 3):

1. Вставь, где нужно, мягкий знак. (Это задание на средний уровень – «3»).

2. Вставь, где нужно, мягкий знак. Образуй пары слов по смыслу.

( Задание на высокий уровень – «4»).

3. Проверь по словарю, верно ли записаны слова: туш, тушь? Составь и запиши предложения так, чтобы было понятно значение каждого из слов. 

(Это задание на самый высокий уровень – «5»).

Ученики слушают учителя, затем выполняют разноуровневые задания с последующей самопроверкой по эталону.



Работают с толковым словарем, составляют предложения.

Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию,

умение применять теоретические знания на практике.


9. Домашнее задание.


Домашнее задание

1. Выписать слова с орфограммой Ь после шипящих из сказк Г.Х.Андерсена «Снежная королева».

2. Подобрать стихотворные строчки, в которых бы употреблялись слова с Ь на конце слов после шипящих

Дети знакомятся с сутью домашнего задания, задают вопросы, записывают его в дневник.

Проследить, чтобы дети записали домашнее задание в дневник.

10. Рефлексивно – оценочный этап.


Слайд 17

Время подвести итог. Как нам не ошибиться в написании изученной орфограммы? (знать части речи и особенности правописания Ь после шипящих в них). Какую цель ставили перед собой в начале урока?

- Что нового узнали?  Кто доволен своей работой на уроке? За что ты можешь похвалить себя, одноклассников?

Закончите любое из предложенных высказываний, выбирая фразу из рефлексивного анализа на экране.

сегодня я узнал…, было интересно…

   В честь ваших достижений и открытий  прозвучит туш. Спасибо за урок!

Дети поднимают

руки, отвечают на вопросы.

вопросы учителя.

Учитель по ответам детей уже мо-

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Организуется рефлексия и самооценка деятельности, соотносятся цель и результат. 


Фразы в большем количестве демонстрируются на экране.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме «Правописание ь после шипящих на конце существительных»

Автор: Ремизова Елена Александровна

Дата: 19.06.2015

Номер свидетельства: 220648

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Мягкий знак  на конце существительных после шипящих "
    ["seo_title"] => string(69) "miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh-3"
    ["file_id"] => string(6) "196141"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427999282"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Урок-практикум "Правописание гласных после шипящих в корне, суффиксе и окончании существительных и прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(133) "urok-praktikum-pravopisaniie-ghlasnykh-poslie-shipiashchikh-v-kornie-suffiksie-i-okonchanii-sushchiestvitiel-nykh-i-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "115001"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411768107"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для обучающихся 5 класса "Конкурс знатоков русского языка" "
    ["seo_title"] => string(143) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-russkomu-iazyku-dlia-obuchaiushchikhsia-5-klassa-konkurs-znatokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "132936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416423052"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Обобщение изученного по теме "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(65) "obobshchieniie-izuchiennogho-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "175569"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424279018"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Разработка урока по русскому языку по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_po_teme_pravopisanie_miagkogo_znaka_posle_sh"
    ["file_id"] => string(6) "572521"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1612780222"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства