2 | Закрепление | «Синтаксическая пятиминутка» Пушистые снежинки осторожно ложатся на землю. Задаёт вопрос классу: - Какие орфограммы встретились в предложении? Контролирует прослушивание устного ответа ученика На доске записаны слова: доч.., калач.., дрож.., полноч.., мыш.., королевич.., из-за туч.., мяч.., репортаж.., реч.. Задаёт вопрос: -С какой орфограммой вы встретились? Предлагает детям распределить слова в 2 столбика и объяснить их правописание На доске записаны пословицы (Не) ножа бойся, а языка. Друг познаётся в (не) счастье. (Не) топор тешет, а плотник. Видно (не) ряху по грязной рубахе. Задаёт вопросы: -Чему учат эти пословицы? (жить, воспитывают в людях смелость, трудолюбие, аккуратность, честность, правдивость) -В каких случаях не с существительными пишется слитно, а когда раздельно? Предлагает ребятам списать пословицы, раскрыть скобки и объяснить правописание не с существительными. _ Чем отличаются слова НЕВЕЖА (невежливый невоспитанный человек) и НЕВЕЖДА(тот, кто мало знает и не хочет знать больше) Организует работу с карточками. Подберите синонимы с не к данным словам, соединив их стрелками Сомнение непогода Болезнь нездоровье Ложь невнимательность Беда неправда Противник неприятель Глупость несчастье Рабство неволя Слякоть неуверенность Рассеянность нелепость Проверяет работу ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: С помощью мимики и жестов изобразить предмет - существительное РАБОТА С КАРТОЧКАМИ Диктует существительные Переводчик, копировщик, переписчик, каменщик, стекольщик, лётчик, автоматчик, забастовщик, рассказчик, разведчик Задаёт вопрос: -Расскажите о правописании букв Ч и Щ в суффиксе -чик-, -щик-? РАБОТА С КАРТОЧКАМИ Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора букв О и Е в суффиксах, окончаниях, корнях существительных Особняч..к Под камыш..м Реш..тка С врач..м Снеж..к Ш..лк Суч..к Со свеч..й Старич..к Ш..рох Задаёт вопрос: -Как мы определяем, когда нужно писать О, а когда Е после шипящих в окончаниях и в суффиксах существительных? На доске записаны слова: горох, карандаш, цветок, дом, стол, овраг, козёл, дождь, листок, чиж. -Образуйте от данных слов существительные с суффиксами -ИК-,- ЕК- РАБОТА С ТЕКСТОМ Выдаёт текст ученикам. Родина Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Это и Москва, и моё родное село Орлово. Это имена людей, названия новых машин, танцев. Это главный конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мой отец - машинист и твой отец – чабан. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Задаёт вопросы: 1. Выразительно прочитайте текст, определите тему. 2. Найдите в тексте собственные (нарицательные) существительные Выпишите существительные, называющие людей по профессии. Найдите слова с такими морфемами из текста и продолжите своими примерами: ( -ор-: конструкт –ор, архитект-ор, дикт-ор, инспект-ор; -чик-(-щик-): бакен-щик, свар-щик, развед-чик, камен-щик; -ист-: маши-ист, пиан-ист, гитар-ист, трактор-ист). Помогает учащимся в выполнении заданий. | Записывают предложение, выполняют синтаксический разбор и отвечают на вопрос. Записывают слова в 2 столбика и объясняют их правописание Читают пословицы, отвечают на вопросы, списывают, раскрывают скобки, объясняют правописание не с существительными Один ученик работает у доски, проверяют Объясняют, чем различаются слова. На карточке соединяют стрелками слова Показывают карточку с суф. - ЧИК- или –ЩИК- Вставляют пропущенные буквы (индивидуально), работа в парах по проверке правильности выполнения задания. Каждый по очереди выходит к доске и записывает слово, выделяет суффикс и объясняет орфограмму Работают с текстом, определяют тему и цель, выполняют предложенные задания | 3 мин 4мин 5 мин 4 мин 1 мин 3 мин 5 мин 4 мин 12 мин | Карточка №1 Карточка №2 Карточка №3 Карточка №4 |