kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для обучающихся 5 класса "Конкурс знатоков русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема: "Обобщение орфографических правил правописания гласных и согласных в приставках, корнях и суффиксах".

 

Цель: обобщение изученного в I полугодии материала на орфографические правила в темах "Имя существительное", "Имя прилагательное", "Состав слова и словообразование"; систематизация изученного через сравнительные модули; пробуждение интереса к предмету через игровую форму конкурсов; воспитание уважительного отношения к образованию, школе, одноклассникам, умения проявлять инициативу, развивать творчество, укреплять память.

Форма проведения: работа в группах (две команды с капитанами).

Оборудование: таблицы орфографических правил, словари, карточки.

 

Ход урока

I. Разминка

Замена развернутых определений синонимом, состоящим из одного слова.

  1. Молодой лес /поросль/.
  2. Определенная область производства, науки /отрасль/.
  3. Частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место /заросли/.
  4. Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок /шепот/.
  5. Глухой звук от трения, соприкосновения чего-либо с чем-либо /шорох/.
  6. Число, которое складывается с другим с помощью сложения /слагаемое/.
  7. Основной закон государства /конституция/.
  8. Точная выдержка из какого-либо текста /цитата/.
  9. Прикрикнуть на кого-то с угрозой /цыкнуть/.
  10. Инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах /циркуль/.
  11. Систематическое собрание каких-нибудь предметов /коллекция/.
  12. Плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины /цитрусовые/.
  13. Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью /циклон/.
  14. Тихая погода, полное отсутствие ветра /безветрие/.
  15. Ростки хлебных злаков, показавшиеся из-под земли /всходы/.
  16. Сообщение, уведомление о чем-либо /извещение/.
  17. Тревожное состояние, волнение /беспокойство/.

Примечание: слова со следующими орфограммами: и-ы после ц; о-ё после шипящих; приставки на з и с; о-а в корнях с чередованием.

 

II. Задание 1. Различение омонимичных корней.

Составить словосочетания с разными омонимичными корнями.

Команда № 1

Команда № 2

свила – свела

примирять – примерять

спишите – спешите

развивать – развевать

зализать – залезать

отворить – отварить

посветить – посвятить

сторожил – старожил

выпарите – выпорите

частота – чистота

разредить – разрядить

посидеть – поседеть

увидать – увядать

полоскать – поласкать

навивать – навевать

проживать – прожевать

слепить – слипаться

накалите – наколите

придут – прядут

 

Задание 2. К данным существительным подобрать синонимы.

Орфограмма: правописание о-ё после шипящих и ц.

а)

Доктора

воина

юношу

поэта

свидетеля

по-другому называют:

– " –

врачом;

бойцом;

хлопцем;

стихотворцем;

очевидцем.

 

Задание 3. "Подскажи словечко!"

Слово спряталось куда-то,

Слово спряталось и ждет:

Пусть найдут меня ребята,

Ну-ка, кто меня найдет?

  • На улицу утром приходит весна,

Сосульки несет за... плечом,

И каждый сугроб открывает она

Каким-то волшебным... ключом.

  • Несется клич во все... концы:

"Весна пришла! Даешь скворцов!

Добро пожаловать,.. скворцы!"

  • Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе... зонтик.
  • Через несколько минут опустился... парашют.
  • Елка слишком высока, достает до... потолка.
  • Взял художник краски, рисует на... терраске.
  • Солнце по небу гуляло и за тучу... забежало.
  • Не шумит в реке камыш, не шуршит под полом... мышь.
  • Темноту замкнув на ключ, месяц вышел из-за... туч.
  • В этот час такая тишь, только слышно: "Спи,.. малыш".
  • Осень лесу каждый год платит золотом за... вход.
  • Листья с ветром улетели, а деревья... почернели.
  • Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь... щелку.
  • Раскрывают звезды очи и желают доброй... ночи.
  • Капель на землю падает, звенит и сердце... радует.
  • Я подошел к окошку и луч поймал в... ладошку.

Примечание: слова на правописание мягкого знака после шипящих; правописание исключений и словарных слов.

 

Задание 4. "Кто слово найдет?"

Орфограммы: о-ё после шипящих в корне слова; и и ы после ц.

Слова пишутся на доске, балл засчитывается команде, если слово написано без ошибок.

  • Костяная спинка,

Жесткая щетинка.

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.

/зубная щетка/

  • По десятку на шесточке

Сели умные кружочки.

И считают громко вслух,

Только слышится: стук-стук.

/счеты/

  • Не моторы, а гудят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.

/пчелы/

  • Зубастая пила в лес густой с утра зашла.

Весь лес обходила, ничего не находила.

/расческа/

  • В золотой клубочек спрятался дубочек.

/желудь/

  • Он циркач такой лихой,

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился и ни шагу.

/циркуль/

  • Пятерка братцев неразлучна.

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором.

/пальцы/

  • Явился в желтой шубке,

Прощайте, две скорлупки!

/цыпленок/

 

Задание эрудитам

Каждая команда выбирает по одному человеку, которым дается время. Команды выполняют другое задание.

1. Замените словосочетания одним подходящим по смыслу словом с двумя з или двумя с на стыке приставки и корня.

Команда № 1

прекратить знакомство

провести следствие

начать смеяться

сесть по своим местам

беспечное настроение

– расстаться;

– расследовать;

– рассмеяться;

– рассесться;

– беззаботное.

Команда № 2

лишенная смысла речь

жестокий поступок

очевидная истина

на что-то надеяться

о чем-либо повествовать

из-за чего-нибудь огорчиться

– бессмысленная;

– бессердечный;

– бесспорная;

– рассчитывать;

– рассказывать;

– рассердиться, расстроиться.

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для обучающихся 5 класса "Конкурс знатоков русского языка" »

МКОУ « Грязновская средняя общеобразовательная школа»

Советского района, Курской области







Методическая разработка


"Конкурс знатоков русского языка"

(внеклассное мероприятие для обучающихся 5-6 классов

на повторение орфографии)











Разработала учитель


русского языка и литературы


Сысоева Елена Геннадьевна

2014-2015 учебный год


Тема: "Обобщение орфографических правил правописания гласных и согласных в приставках, корнях и суффиксах".


Цель: обобщение изученного в I полугодии материала на орфографические правила в темах "Имя существительное", "Имя прилагательное", "Состав слова и словообразование"; систематизация изученного через сравнительные модули; пробуждение интереса к предмету через игровую форму конкурсов; воспитание уважительного отношения к образованию, школе, одноклассникам, умения проявлять инициативу, развивать творчество, укреплять память.

Форма проведения: работа в группах (две команды с капитанами).

Оборудование: таблицы орфографических правил, словари, карточки.


Ход урока

I. Разминка

Замена развернутых определений синонимом, состоящим из одного слова.

  1. Молодой лес /поросль/.

  2. Определенная область производства, науки /отрасль/.

  3. Частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место /заросли/.

  4. Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок /шепот/.

  5. Глухой звук от трения, соприкосновения чего-либо с чем-либо /шорох/.

  6. Число, которое складывается с другим с помощью сложения /слагаемое/.

  7. Основной закон государства /конституция/.

  8. Точная выдержка из какого-либо текста /цитата/.

  9. Прикрикнуть на кого-то с угрозой /цыкнуть/.

  10. Инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах /циркуль/.

  11. Систематическое собрание каких-нибудь предметов /коллекция/.

  12. Плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины /цитрусовые/.

  13. Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью /циклон/.

  14. Тихая погода, полное отсутствие ветра /безветрие/.

  15. Ростки хлебных злаков, показавшиеся из-под земли /всходы/.

  16. Сообщение, уведомление о чем-либо /извещение/.

  17. Тревожное состояние, волнение /беспокойство/.

Примечание: слова со следующими орфограммами: и-ы после ц; о-ё после шипящих; приставки на з и с; о-а в корнях с чередованием.

II. Задание 1. Различение омонимичных корней.

Составить словосочетания с разными омонимичными корнями.

Команда № 1

Команда № 2

свила – свела

примирять – примерять

спишите – спешите

развивать – развевать

зализать – залезать

отворить – отварить

посветить – посвятить

сторожил – старожил

выпарите – выпорите

частота – чистота

разредить – разрядить

посидеть – поседеть

увидать – увядать

полоскать – поласкать

навивать – навевать

проживать – прожевать

слепить – слипаться

накалите – наколите

придут – прядут


Задание 2. К данным существительным подобрать синонимы.

Орфограмма: правописание о-ё после шипящих и ц.

а)

Доктора

воина

юношу

поэта

свидетеля

по-другому называют:

– " –

врачом;

бойцом;

хлопцем;

стихотворцем;

очевидцем.


Задание 3. "Подскажи словечко!"

Слово спряталось куда-то,

Слово спряталось и ждет:

Пусть найдут меня ребята,

Ну-ка, кто меня найдет?

  • На улицу утром приходит весна,

Сосульки несет за... плечом,

И каждый сугроб открывает она

Каким-то волшебным... ключом.

  • Несется клич во все... концы:

"Весна пришла! Даешь скворцов!

Добро пожаловать,.. скворцы!"

  • Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе... зонтик.

  • Через несколько минут опустился... парашют.

  • Елка слишком высока, достает до... потолка.

  • Взял художник краски, рисует на... терраске.

  • Солнце по небу гуляло и за тучу... забежало.

  • Не шумит в реке камыш, не шуршит под полом... мышь.

  • Темноту замкнув на ключ, месяц вышел из-за... туч.

  • В этот час такая тишь, только слышно: "Спи,.. малыш".

  • Осень лесу каждый год платит золотом за... вход.

  • Листья с ветром улетели, а деревья... почернели.

  • Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь... щелку.

  • Раскрывают звезды очи и желают доброй... ночи.

  • Капель на землю падает, звенит и сердце... радует.

  • Я подошел к окошку и луч поймал в... ладошку.

Примечание: слова на правописание мягкого знака после шипящих; правописание исключений и словарных слов.


Задание 4. "Кто слово найдет?"

Орфограммы: о-ё после шипящих в корне слова; и и ы после ц.

Слова пишутся на доске, балл засчитывается команде, если слово написано без ошибок.

  • Костяная спинка,

Жесткая щетинка.

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.

/зубная щетка/

  • По десятку на шесточке

Сели умные кружочки.

И считают громко вслух,

Только слышится: стук-стук.

/счеты/

  • Не моторы, а гудят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.

/пчелы/

  • Зубастая пила в лес густой с утра зашла.

Весь лес обходила, ничего не находила.

/расческа/

  • В золотой клубочек спрятался дубочек.

/желудь/

  • Он циркач такой лихой,

Чертит круг одной ногой,

А другой проткнул бумагу,

Уцепился и ни шагу.

/циркуль/

  • Пятерка братцев неразлучна.

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором.

/пальцы/

  • Явился в желтой шубке,

Прощайте, две скорлупки!

/цыпленок/

Задание эрудитам

Каждая команда выбирает по одному человеку, которым дается время. Команды выполняют другое задание.

1. Замените словосочетания одним подходящим по смыслу словом с двумя з или двумя с на стыке приставки и корня.

Команда № 1

прекратить знакомство

провести следствие

начать смеяться

сесть по своим местам

беспечное настроение

расстаться;

расследовать;

рассмеяться;

рассесться;

беззаботное.

Команда № 2

лишенная смысла речь

жестокий поступок

очевидная истина

на что-то надеяться

о чем-либо повествовать

из-за чего-нибудь огорчиться

бессмысленная;

бессердечный;

бесспорная;

рассчитывать;

рассказывать;

рассердиться, расстроиться.







1




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Сысоева Елена Геннадьевна

Дата: 19.11.2014

Номер свидетельства: 132936

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства