kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить с новой ролью Ь - показатель женского рода имён существительных; формировать умение распознавать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных»

Русский язык

3 класс

Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных

Цель: Познакомить с новой ролью Ь - показатель женского рода имён существительных; формировать умение распознавать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

Метапредметные:

а) познавательные УУД:

развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.

б) коммуникативные УУД:

формировать умение работать в парах, группах;

развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

формировать умения выполнять свои действия по образцу;

Личностные:

формирование умения адекватно оценивать свою работу;

воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Оборудование: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Москва "Просвещение", 2016 год; рабочая тетрадь, карточки с заданиями; презентация, телевизор, ноутбук

Тип урока: открытие новых знаний

Технологии: технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология критического мышления

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, прием «Снежный ком», « Синквейн»

Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, самопроверка, взаимопроверка

Ход урока

  1. Мобилизующий этап

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать.

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте!

На уроке вас ожидает много интересных заданий, мы будем исследователями новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

II. Актуализация знаний

1. Прием « Снежный ком» (Повторение изученного об имени существительном)

-Ребята, какую большую тему мы сейчас изучаем? («Имя существительное»)

- Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

- Как определить род имени существительного?

- Изменяется ли существительное по числам?

2. Словарная работа. Распределительный диктант

(Распределить имена существительные в 3 корзины в зависимости от рода. )

Медведь, воскресенье, тетрадь, кровать, счастье, компьютер

(Взаимопроверка)

Ж.р – тетрадь, кровать;

М.р.- медведь, компьютер;

С.р.- воскресенье, счастье.

3 . Чистописание. Повторение шипящих звуков

- Послушайте стихотворение и подумайте, группа каких согласных звуков встречается чаще других (читаю, выделяя голосом шипящие звуки).

Тетрадь наклонно положу.
Ру
чку правильно держу.
За посадкою сле
жу.
С 
чистотою я дружу, 
На "отли
чно" напишу.

- Назовите их. ([ч'] [щ'] [ш] [ж] )

- Охарактеризуйте эти звуки

- Сегодня мы потренируемся в написании букв, которыми обозначаются эти звуки. (самооценка)

III. Выявление затруднения

1. Наблюдение языкового материала

- Прочитайте пословицы. Запишите их

Ученье - луч света, а неученье - тьма.

Хорошую речь хорошо и слушать. 

- Объясните смысл пословиц. (воспитывается любознательность, интерес к новым знаниям) Что общего в этих пословицах?

(Об учебе. В обеих встречаются шипящие, слова с мягким знаком).

- Назовите слова с ь знаком.

- Что обозначает буква "ь знак"в словах ученье, неученье? (разделяет согласный и гласный);

А в словах: тьма, слушать (смягчает согласный).

- Так какова же роль мягкого знака в словах: 

ВЫВОД: ь знак может выполнять в словах 2 работы:

- указывать на мягкость предыдущего согласного;

- разделять согласный и гласный.

2. Проблемная ситуация

- В какую группу вы отнесёте слово речь? Почему?

- Для чего в нем пишется ь знак?

Наблюдение над словом.

- На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный).

- Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком? (Да)

- Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч']? (Нет).

- Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

- Это какая-то новая работа ь знака.

ВЫВОД: ь знак в этом слове не указывает на мягкость, [ч'] и без него мягкий.

- Какая возникла проблема?

(Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется ь знак).

- Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч)

- Что вы можете сказать о написании этого слова? Может допущена ошибка?

IV. Постановка цели и задач урока

Тема нашего урока…….(«Мягкий знак в конце существительных после шипящих»)

- Какие цели и задачи поставим перед собой?

Познакомиться…..( с новой темой)

Узнать….. (почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется)

IV. Открытие новых знаний

1. Работа с учебником ( дифференцированные задания)

Группа А – упр. 51стр.31(по образцу)

Группа Б – упр. 55стр.32(подобрать антонимы, указать в них род)

Каждая группа выполняет задание в тетрадях. (самопроверка с экрана)

Итак, когда же пишется ь после шипящих?

Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.

- Какова же работа ь знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род).

Есть ь знак после шипящего - ж. р.

Нет ь знака после шипящего - м. р.

2. Работа с учебником с. 31(правило)

- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Что об этом говорит наш учебник?

3. Физкультминутка(двигательная активность)

VI. Первичное закрепление

1) Составление детьми алгоритма действий при написании существительных с орфограммой «ь после шипящих».

  • Определить род существительного.

  • Если ж.р., то пишу ь; если м.р., то не пишу ь.

2) Самостоятельная дифференцированная работа по карточкам

группа А

С п и ш и т е . Вставьте вместо точек ь, где это следует. Укажите род существительных.

Без знаний и утро – ноч.. . Без работы и печ.. холодна. Книжка – лучший товарищ.. . Короткую реч.. хорошо слушать. На безрыбье и мелоч.. рыба. Тот бригадир хорош, у которого хороша рож.. ( проверка с обратной стороны карточки)

группа Б

З а м е н и т е  выражения одним словом и запишите. Укажите род имен существительных.

1) Человек, который играет на трубе. 2) Человек, который выступает в цирке. 3) Очень сильный человек. 4) Человек, который играет на скрипке. 5) Житель Москвы. 6) Помещение, где стоят автомашины. 7) Колючее животное. 8) Место, где купаются и загорают. 9) Известный музей картин в Санкт-Петербурге. 10) Крупное морское северное животное с усатой мордой. ( проверка – чтение слов вслух)

Ответы: трубач, циркач, силач, скрипач, москвич, гараж, еж, пляж, Эрмитаж, морж.

- Почему все слова написаны без ь?



VII. Включение в систему знаний и умений

1.Работа в группах. (Отгадать загадки, записать отгадки, обозначить орфограмму)

1. Гляжу я в окошко –

Ходит чёрная кошка,

Всех усыпляет,

Тишину приглашает. (ночь)

2. Маленький шарик

Под лавкой шарит. (мышь)

3. Стоит изба из кирпича, 
То холодна, то горяча. (печь)

4. Маленькое, сдобное, 
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем, 
Разделю ребятам всем. (калач)

( проверка – одна группа читает слова, все проверяют)

2.Творческая работа ( в группах по выбору)

Составить одно предложение, используя слова - отгадки: мышь, калач, печь, ночь. Подпишите

  • Части речи

  • Части речи и сделайте разбор по членам предложения.



VIII. Домашнее задание

Правило с. 31 упр.56 с.33 или сочинить сказку о написании мягкого знака после шипящих в именах существительных (по выбору)

IX. Рефлексия (Синквейн)

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Мягкий знак.

Хитрый, опасный.

Смягчает, разделяет, указывает на род.

Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных женского рода.

Орфограмма.

- Чему научились на уроке?

(Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.)

- Достигли ли мы этой цели?

- Ребята, что нового о правописании имен существительных мужского и женского рода вы узнали на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке.

- Что понравилось?

- Над чем еще надо работать?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Бондарь Нина Николаевна

Дата: 08.02.2021

Номер свидетельства: 572521

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для обучающихся 5 класса "Конкурс знатоков русского языка" "
    ["seo_title"] => string(143) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-russkomu-iazyku-dlia-obuchaiushchikhsia-5-klassa-konkurs-znatokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "132936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416423052"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Мягкий знак  на конце существительных после шипящих "
    ["seo_title"] => string(69) "miaghkii-znak-na-kontsie-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh-3"
    ["file_id"] => string(6) "196141"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427999282"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства