Разработка урока по русскому языку по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных
Разработка урока по русскому языку по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных
Цель: Познакомить с новой ролью Ь - показатель женского рода имён существительных; формировать умение распознавать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку по теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных»
Русский язык
3 класс
Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных
Цель: Познакомить с новой ролью Ь - показатель женского рода имён существительных; формировать умение распознавать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
Метапредметные:
а) познавательные УУД:
развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.
б) коммуникативные УУД:
формировать умение работать в парах, группах;
развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
формировать умения выполнять свои действия по образцу;
Личностные:
формирование умения адекватно оценивать свою работу;
воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Оборудование: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Москва "Просвещение", 2016 год; рабочая тетрадь, карточки с заданиями; презентация, телевизор, ноутбук
Тип урока: открытие новых знаний
Технологии: технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология критического мышления
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, прием «Снежный ком», « Синквейн»
Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, самопроверка, взаимопроверка
Ход урока
Мобилизующий этап
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте!
На уроке вас ожидает много интересных заданий, мы будем исследователями новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
II. Актуализация знаний
1. Прием « Снежный ком» (Повторение изученного об имени существительном)
-Ребята, какую большую тему мы сейчас изучаем? («Имя существительное»)
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает?
- Как определить род имени существительного?
- Изменяется ли существительное по числам?
2. Словарная работа. Распределительный диктант
(Распределить имена существительные в 3 корзины в зависимости от рода. )
Медведь, воскресенье, тетрадь, кровать, счастье, компьютер
(Взаимопроверка)
Ж.р – тетрадь, кровать;
М.р.- медведь, компьютер;
С.р.- воскресенье, счастье.
3 . Чистописание. Повторение шипящих звуков
- Послушайте стихотворение и подумайте, группа каких согласных звуков встречается чаще других (читаю, выделяя голосом шипящие звуки).
Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою я дружу, На "отлично" напишу.
- Назовите их. ([ч'] [щ'] [ш] [ж] )
- Охарактеризуйте эти звуки
- Сегодня мы потренируемся в написании букв, которыми обозначаются эти звуки. (самооценка)
III. Выявление затруднения
1. Наблюдение языкового материала
- Прочитайте пословицы. Запишите их
Ученье - луч света, а неученье - тьма.
Хорошую речь хорошо и слушать.
- Объясните смысл пословиц. (воспитывается любознательность, интерес к новым знаниям) Что общего в этих пословицах?
(Об учебе. В обеих встречаются шипящие, слова с мягким знаком).
- Назовите слова с ь знаком.
- Что обозначает буква "ь знак"в словах ученье, неученье? (разделяет согласный и гласный);
А в словах: тьма, слушать (смягчает согласный).
- Так какова же роль мягкого знака в словах:
ВЫВОД: ь знак может выполнять в словах 2 работы:
- указывать на мягкость предыдущего согласного;
- разделять согласный и гласный.
2. Проблемная ситуация
- В какую группу вы отнесёте слово речь? Почему?
- Для чего в нем пишется ь знак?
Наблюдение над словом.
- На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный).
- Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком? (Да)
- Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч']? (Нет).
- Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.
- Это какая-то новая работа ь знака.
ВЫВОД: ь знак в этом слове не указывает на мягкость, [ч'] и без него мягкий.
- Какая возникла проблема?
(Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется ь знак).
- Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч)
- Что вы можете сказать о написании этого слова? Может допущена ошибка?
IV. Постановка цели и задач урока
Тема нашего урока…….(«Мягкий знак в конце существительных после шипящих»)
- Какие цели и задачи поставим перед собой?
Познакомиться…..( с новой темой)
Узнать….. (почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется)
IV. Открытие новых знаний
1. Работа с учебником ( дифференцированные задания)
Группа А – упр. 51стр.31(по образцу)
Группа Б – упр. 55стр.32(подобрать антонимы, указать в них род)
Каждая группа выполняет задание в тетрадях. (самопроверка с экрана)
Итак, когда же пишется ь после шипящих?
Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.
- Какова же работа ь знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род).
Есть ь знак после шипящего - ж. р.
Нет ь знака после шипящего - м. р.
2. Работа с учебником с. 31(правило)
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Что об этом говорит наш учебник?
3. Физкультминутка(двигательная активность)
VI. Первичное закрепление
1) Составление детьми алгоритма действий при написании существительных с орфограммой «ь после шипящих».
Определить род существительного.
Если ж.р., то пишу ь; если м.р., то не пишу ь.
2) Самостоятельная дифференцированная работа по карточкам
группа А
С п и ш и т е . Вставьте вместо точек ь, где это следует. Укажите род существительных.
Без знаний и утро – ноч.. . Без работы и печ.. холодна. Книжка – лучший товарищ.. . Короткую реч.. хорошо слушать. На безрыбье и мелоч.. рыба. Тот бригадир хорош, у которого хороша рож.. ( проверка с обратной стороны карточки)
группа Б
З а м е н и т е выражения одним словом и запишите. Укажите род имен существительных.
1) Человек, который играет на трубе. 2) Человек, который выступает в цирке. 3) Очень сильный человек. 4) Человек, который играет на скрипке. 5) Житель Москвы. 6) Помещение, где стоят автомашины. 7) Колючее животное. 8) Место, где купаются и загорают. 9) Известный музей картин в Санкт-Петербурге. 10) Крупное морское северное животное с усатой мордой. ( проверка – чтение слов вслух)