разработка урока по теме "Непроизносимые согласные". 5 класс
Разработка урока по теме "Непроизносимые согласные". 5 класс
урок по теме "непроизносимые согласные" ориентирован на использование технологии проблемного обучения.
Показаны приемы запоминания основных понятий раздела фонетика (страны света, градусник с отметкой температуры тела, расписание уроков,падежи и т.д), игровые моменты, позволяющие совершенствовать навыки правописания.(игра "Светофор")
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«разработка урока по теме "Непроизносимые согласные". 5 класс »
5 класс. Открытый урок. Русский язык. Тема урока « Непроизносимые согласные» .
Подготовила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории – Жукова Ольга Леонидовна.
Цели урока: Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи. Задачи урока: Способствовать развитию грамотной устной и письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, Способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе. Способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Тип урока: урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода) Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа. Формы организации познавательной деятельности учащихся: побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, использование ЭОР. Оборудование и основные источники информации компьютеры (урок проходит в компьютерном классе), доступ к сети Интернет, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 5 класса по русскому языку, методические рекомендации к уроку. Прогнозируемый результат: самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.
Ход урока.
Организационный момент.
Психологический настрой.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости!
Я рада приветствовать Вас в классе нашем,
Возможно, есть классы лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Ребята, добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок!
Ребята, у вас на партах лежат "Словарики настроений-смайлики". Найдите, пожалуйста, в списке прилагательное, которое характеризует ваше настроение, и объясните свой выбор.(Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий! Откройте рабочую тетрадь, запишите число – 25 ноября. Классная работа. Одну линейку пропустите и запишите «Словарь»
2Слайд 1
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми, населена.
Правит ими государь
По прозванию СЛОВАРЬ
..Словарная работа: . а проводит ее Матасова Софья
« я РАССКАЖУ Вам о происхождении 2 слов: ровесник и сверстник. РОВЕСНИК – образовано от ровесный "одинаковый по годам", от той же основы, что "ровный",то есть прожили равное количество вёсен. СВЕРСТНИК – образовано от съвьрстьный "одинаковый по возрасту", того же корня, что "верста", то есть прошли одинаковое количество вёрст). А теперь я читаю толкование слова, а вы записываете само слово. «Запутанно расположенные переходы» «Путь следования» ) Спасибо Софья , проверяем.(Слайд № 2) ***Ровесник , сверстник, лабиринт ,маршрут,
3Сообщение темы, цели.(Слайд №3) А начнем мы работу с большого вопроса – о каких же согласных пойдет сегодня речь?
Слайд №4.Посчитайте, пожалуйста количество букв и звуков в словарных словах.
Почему оно не совпадает во всех словах? Как называются такие согласные?
Слайд №5 .Прием целеполагания.
*знать
*уметь
*научиться…
Запишите в тетради на пропущенной строчке тему урока «Непроизносимые согласные».
4.Актуализация знаний .
Мы продолжаем изучать раздел фонетика.
- А что изучает фонетика?
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Как легко запомнить количество гласных звуков? (Слайд № 6)
А О Э И Ы У
Гласные звуки
Материки
Азия
Африка Америка
Евразия Австралия Антарктида
- А еще? (6 дней в неделю занятия в школе, расписание уроков) (Слайд № 7)
- Сколько согласных звуков в русском языке? Что помогает это лучше запомнить? Таблица умножения 6 *6= 36. (Слайд № 8) А еще? Нормальная температура тела 36,6 (Слайд № 9)
Молодцы!
5. Объяснение нового материала:
Поиск решения, совместное открытие знаний (побуждение к гипотезам, подсказки к контраргументам, проверка гипотез)
Слайд № 10. Известный, вестник.
- Попробуем ответить на вопрос: «Почему в некоторых словах «Т» не произносится?» Какие есть гипотезы?
-Вы с этой гипотезой согласны? -Есть ли еще слова с приставкой?
- Значит дело не в приставке. Какие есть еще гипотезы?
- Вы с этой гипотезой согласны? - Может, посмотрим на существительное?
- Значит не в частях речи дело. Какие еще есть гипотезы?
- А где же стоит непроизносимый «Т»? - Как нам проверить эту гипотезу. - Как можно поработать с нашими словами?
Выполняйте в тетради.
- Что вы заметили? (завершение проверки гипотезы).
- К какому же выводу вы пришли?
- Сверьте ваше предположение с учебником на странице , прочитав текст в рамке. - Подтвердилось ваше предположение?
- Звук «т» не произносится только в словах с приставкой, (ошибочна гипотеза). Молчат. - Слово «известие» тоже с приставкой, но здесь «Т» произносится (контраргумент).
- Звук «т» не произносится в прилагательных, (ошибочна гипотеза).
Молчат. - Слово «вестник» существительное, но здесь «Т» тоже не произносится (контраргумент).
Молчат.
- Между согласными. (Решающая гипотеза) Молчат. - Можно выписать слова в два столбика) и подчеркнуть буквы, между которыми стоит «Т» (план проверки). Работают по плану, пишут в тетрадях, а один на доске: вестник весть известный известие
- «Т» не произносится, когда стоит между согласными, в других случаях «Т» произносится (аргумент).
Читают вывод в учебнике. - Да, подтвердилось, из трёх согласных звуков подряд, средний не произносится.
Слайд № 11.6.Физминутка
- Если я назову слово, в котором встретится непроизносимый согласный звук, вы поднимаете руки вверх и тянетесь вверх. А если в слове все звуки произносятся, то выполняете три наклона вперёд, доставая руками ступни ног. Называю слова:здравствуй, овраг, сердце, рукав, завистливый, вестник, капуста, свистнул, осень, лестница, поздно.
Молодцы!
7.Защита творческих работ. Подсказки.
А). Поджидаева Татьяна. Сказка о слове.
Л
Е
С
Н
И
Ц
А
Т
Б) Матасова Софья. Лужа и котенок
ТРОСТНИК ТРОСТОЧКА
9. Игра. Светофор.
Опас… ный
Вкус…ный
Т Ужас…ный
Прекрас…ный
Чудес…ный
Интерес…ный
поз…но
Д сер...це
Уз…цы
Т извес…ный
Чес…ный
Ус…ный
Доблес…ный
Горес…ный
8.Обобщение этапа « изучение нового материала».Я вам предложила 3 способа проверки непроизносимых согласных – выбирайте какой из них для вас наиболее простой. Формативное оценивание выполненных заданий.
9.Тренировочные упражнения.
Слайд 13
******Выборочный диктант. Распределить слова в два столбика. -стн- -сн-, радос..ный, ус..ный, окрес..ный, соглас..ный, искус..ница, телес..ный, хлес..нуть, лес..ный, учас..ник, ненас..ный . -т- -без т- Гиган..ский, страс..ный, ярос..ный, словес..ный, вкус..ный, чудес..ный, чес..вовать
Слайд 14
******Проверочный тест 1.Выберите слова, на месте пропуска которых нужно вставить Т 1 вкус..ный 2 ужас..ный 3 учас..ник 4 ярос..ный 5 хвас..ливый 6 капус..ный 7 трос..никовый
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Методическая разработка к уроку русского языка в 3-м классе по теме "Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне слова" "
["seo_title"] => string(146) "mietodichieskaia-razrabotka-k-uroku-russkogho-iazyka-v-3-m-klassie-po-tiemie-nabliudieniie-nad-slovami-s-nieproiznosimym-soghlasnym-v-kornie-slova"
["file_id"] => string(6) "202465"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1429260267"
}
}