kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ОС 2100

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Цели и задачи:

Цель курса русского языка в начальной школе – развитие личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «Русский язык».

Задачи курса :

-развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

-формирования у детей чувства языка;

-воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством( а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

-сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

2. Нормативные документы, на основании которых разработана программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями)
  • Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09 марта 2004 года №1312)
  • приказ МО РФ от 31.04.2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»
  • Письмо управления образования и науки Липецкой области  от 06.05.2014г ЮТ № 1281 «Об обеспечении учебниками»
  • Приказ ОУ  от 31.08.2012 г № 175 «Об утверждении основной общеобразовательной программы НОО»;
  • Приказ ОУ от 28.08.2014г. № 162 « Об утверждении документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в 2014-2015 учебном году» (в том числе изменений в образовательной программе НОО, учебного плана, календарного учебного графика);
  • Приказ  ОУ  от  29.08.2014 г. № 163  «Об утверждении  Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ,  учебных курсов, предметов,  дисциплин (модулей), индивидуального обучения (на дому), реализующих ФГОС»;
  • Приказ ОУ от 29.08.2014г. № 164 «Об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, программ внеурочной деятельности и дошкольного образования».

3. Сведения о программе:

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской учебной программы "Русский язык"( авторы:  Р.Н. Бунеева и др.), которая является составной частью Образовательной системы "Школа 2100",  утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

4.  Обоснование выбора программы

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся. Программа соответствует стандарту начального общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума  образования по русскому языку.

5.  Информация о внесенных изменениях

Изменения в примерную программу не внесены.

6. Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа.

В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ N 70 г.Липецка Рабочая программа рассчитана на  175 часов в год (из расчёта  5 часов в неделю).

 В том числе:

 контрольных работ -  6.

Проверочных работ - 12

Развитие речи-12

7. Формы организации образовательного процесса

Эффективная учебная деятельность учащихся на занятиях, построена на типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий.

-Информационный поиск —

задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.

Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.

-Дифференцированные задания

—предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений.

-Интеллектуальный марафон

—задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения, преобразования материала, конструирование нового способа действий.

-Творческие задания

—направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность.

Творческие задания дают возможность учащимся предложить собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их.

-Работа в паре

—задания ориентированы на использование групповых форм обучения.

Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому.

Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».

-Проекты

В учебниках на специальных разворотах представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов, при этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащего

8. Технологии обучения

На уроках используются стандартные педагогические технологии:

¾проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);

¾развивающее обучение (развитие личности и её способностей)

¾дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);

¾игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера

усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);

¾здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)

- проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)

9.  Виды и формы контроля

Для контроля и учета достижений учащихся используются следующие формы

Текущий контроль

-устный опрос;

-письменная самостоятельная работа;

-диктант;

-контрольное списывание;

-тесты;

-комплексная контрольная работа;

-изложение;

-сочинение;

-проект;

-контрольная работа;

-проверочная работа

Промежуточный контроль:

Промежуточная аттестация учащихся по итогам учебного года проводится в соответствии с локальным актом учреждения.

Оценочные и методические материалы по предмету представлены в Приложении № 2 к рабочей программе.

10. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени)

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени)

К концу 3-го класса учащиеся научатся:

 

Интеллектуально- речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

• писать под диктовку текст с изученными орфограммами и  пунктограммами;

• читать и произносить предложения, различные  по цели высказывания и интонации;

  • списывать слова, предложения, текст. Проводить самопроверку.

•  составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках  изученного);

•  читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос      к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

• писать подробное изложение доступного текста;

• определять тему  текста;

• читать и  составлять схемы                   слов, орфограмм, предложений

 

 

 

•  выполнять   звуко-буквенный анализ доступных слов;   видеть   несоответствия    произношения и написания в слове;

• находить в слове окончание  и  основу; выделять в основе  её части (корень, приставку, суффикс);

•  выделять два   корня  в сложных словах;

 

•  конструировать

сложные слова;

•подбирать однокоренные слова, в том  числе с чередующимися согласными в корне;

•  различать однокоренные слова  и формы слова;

•    распознавать      имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;

• выполнять морфологический разбор изученных частей речи;

• образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;

• подбирать синонимы и антонимы к  доступным словам;

• определять вид  предложения по  цели высказывания и интонации;

•  выделять в  предложении  подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;

• выделять из  предложения  словосочетания;

•  видеть в  предложении однородные члены;

•  различать простое и сложное предложения;

• выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений

 

• находить в  словах изученные орфограммы по определённым             признакам;

• писать слова   с  безударными гласными в  корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударением  (изученные случаи);

•  обозначать на   письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;

• писать слова  с удвоенной буквой согласного в корне, на  стыке приставки и корня (изученные случаи);

• писать слова  с ъ и ь разделительными, с ь для обо- значения мягкости согласных;

• писать сложные слова  с соединительной  буквой о и е;

• писать раздельно частицу не с глаголом;

• писать ь после ч в неопределённой форме  глагола;

•  писать буквы безударных  гласных в окончаниях имён  прилагательных;

•  самостоятельно подбирать слова  с изученными орфограммами;

•  графически объяснять выбор  написания;

•  находить и  исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

•  правильно переносить слова  с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;

•  пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с  одиночным  союзом и),  графически объяснять выбор знака;

• ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор  знака

 

К концу 3-го класса учащиеся получат возможность научиться:

  • работать со словарями;
  • создавать в устной и письменной форме несложные тексты на интересующую младших школьников тематику;
  • овладеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения;

11. Информация об учебнике

Программа обеспечена учебником для 3 класса,  Р.Н.   Бунеев,  Е.В.   Бунеева,  О.В.  Пронина  "Русский  язык". - Изд. 5-е, перераб. – М. : Баласс ; Издательство Школьный дом, 2013. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ОС 2100 »

1.Пояснительная записка

1.Цели и задачи:

Цель курса русского языка в начальной школе – развитие личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «Русский язык».

Задачи курса :

-развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

-формирования у детей чувства языка;

-воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством( а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

-сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

2. Нормативные документы, на основании которых разработана программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями)

  • Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09 марта 2004 года №1312)

  • приказ МО РФ от 31.04.2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»

  • Письмо управления образования и науки Липецкой области от 06.05.2014г ЮТ № 1281 «Об обеспечении учебниками»

  • Приказ ОУ от 31.08.2012 г № 175 «Об утверждении основной общеобразовательной программы НОО»;

  • Приказ ОУ от 28.08.2014г. № 162 « Об утверждении документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в 2014-2015 учебном году» (в том числе изменений в образовательной программе НОО, учебного плана, календарного учебного графика);

  • Приказ ОУ от 29.08.2014 г. № 163 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), индивидуального обучения (на дому), реализующих ФГОС»;

  • Приказ ОУ от 29.08.2014г. № 164 «Об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, программ внеурочной деятельности и дошкольного образования».

3. Сведения о программе:

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской учебной программы "Русский язык"( авторы: Р.Н. Бунеева и др.), которая является составной частью Образовательной системы "Школа 2100", утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

4. Обоснование выбора программы

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся. Программа соответствует стандарту начального общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума образования по русскому языку.

5. Информация о внесенных изменениях

Изменения в примерную программу не внесены.

6. Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа.

В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ N 70 г.Липецка Рабочая программа рассчитана на 175 часов в год (из расчёта 5 часов в неделю).

В том числе:

контрольных работ - 6.

Проверочных работ - 12

Развитие речи-12

7. Формы организации образовательного процесса

Эффективная учебная деятельность учащихся на занятиях, построена на типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий.

-Информационный поиск

задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.

Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.

-Дифференцированные задания

—предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт востребованности для их выполнения метапредметных умений.

-Интеллектуальный марафон

—задания ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения, преобразования материала, конструирование нового способа действий.

-Творческие задания

—направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность.

Творческие задания дают возможность учащимся предложить собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их.

-Работа в паре

—задания ориентированы на использование групповых форм обучения.

Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает возможность каждому ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому.

Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».

-Проекты

В учебниках на специальных разворотах представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов, при этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащего

8. Технологии обучения

На уроках используются стандартные педагогические технологии:

проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);

развивающее обучение (развитие личности и её способностей)

дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);

игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера

усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);

здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)

- проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)

9. Виды и формы контроля

Для контроля и учета достижений учащихся используются следующие формы

Текущий контроль

-устный опрос;

-письменная самостоятельная работа;

-диктант;

-контрольное списывание;

-тесты;

-комплексная контрольная работа;

-изложение;

-сочинение;

-проект;

-контрольная работа;

-проверочная работа

Промежуточный контроль:

Промежуточная аттестация учащихся по итогам учебного года проводится в соответствии с локальным актом учреждения.

Оценочные и методические материалы по предмету представлены в Приложении № 2 к рабочей программе.

10. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени)

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени)

К концу 3-го класса учащиеся научатся:


Интеллектуально- речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

• писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;

• читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;

  • списывать слова, предложения, текст. Проводить самопроверку.

• составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);

• читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

• писать подробное изложение доступного текста;

• определять тему текста;

• читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений




• выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;

• находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);

• выделять два корня в сложных словах;


• конструировать

сложные слова;

•подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;

• различать однокоренные слова и формы слова;

• распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;

• выполнять морфологический разбор изученных частей речи;

• образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;

• подбирать синонимы и антонимы к доступным словам;

• определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

• выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;

• выделять из предложения словосочетания;

• видеть в предложении однородные члены;

• различать простое и сложное предложения;

• выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений


• находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;

• писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударением (изученные случаи);

• обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;

• писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);

• писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обо- значения мягкости согласных;

• писать сложные слова с соединительной буквой о и е;

• писать раздельно частицу не с глаголом;

• писать ь после ч в неопределённой форме глагола;

• писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;

• самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;

• графически объяснять выбор написания;

• находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

• правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;

• пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;

• ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака


К концу 3-го класса учащиеся получат возможность научиться:

  • работать со словарями;

  • создавать в устной и письменной форме несложные тексты на интересующую младших школьников тематику;

  • овладеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения;

11. Информация об учебнике

Программа обеспечена учебником для 3 класса, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина "Русский язык". - Изд. 5-е, перераб. – М. : Баласс ; Издательство Школьный дом, 2013.

2.Общая характеристика предмета

В курсе русского языка ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения. Поэтому в ряду основных разделов - «Предложение» и «Текст». Расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания . Вводятся понятия о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Обучающиеся учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в предложении; знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов и, а, но или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами . В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

Третьим важнейшим разделом является раздел «Слово». Слово рассматривается с точки зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая орфограмма – обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных.

«Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. Обучающиеся знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов. Продолжается работа с группами однокоренных слов. Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс:

- регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных;

- объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря).

Четвёртый аспект – морфологический. Самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также употреблениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В программе не выделен отдельный блок уроков развития речи. Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:

1.Колличественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря обучающихся.

2.Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.

3.Развитие связной устной речи, письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 4-5 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой).

4.Обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию

Обучение каллиграфии ведётся на каждом уроке с целью закрепления навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма, совершенствования навыков письма в одну линейку.

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебным планом МБОУ СОШ №70, примерными программами начального общего образования на изучение «Русского языка» в 3 классе отводится 175 часов (5 раз в неделю, 35 учебных недель).

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность добра – осознание себя как части мира.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы – общечеловеческая ценность жизни. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновение в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, уважение.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование следующих умений:

- эмоциональность; умение осознавать и называть свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей и сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку. Культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные универсальные учебные действия:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, не сплошной текс – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, технология продуктивного чтения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- умение воспринимать тексты на слух в исполнении учителя, учащихся;

- умение осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, по ключевым словам;

- выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия и написания в слове;

- находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);

- выделять два корня в сложных словах;

- подбирать однокоренные слова; различать однокоренные слова и формы слова;

- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;

- образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов, глаголы – с помощью приставок;

- подбирать синонимы и антонимы к доступным словам;

- определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

- выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;

- выделять из предложения словосочетания;

- различать простое и сложное предложения.

- находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;

- писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и непроверяемыми ударением (изученные случаи);

- писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня;

- писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных;

- писать сложные слова с соединительными буквами о и е;

- писать раздельно частицу не с глаголом;

- писать ь после ч в неопределённой форме глагола;

- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

- правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;

- пунктуационно оформлять предложение с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака.

6.Содержание учебного предмета, курса

Вводный урок (1 час)

Повторение (10 часов)

Основные признаки предложения. Интонация. Связь слов в предложении. Грамматическая основа.

Понятие о тексте. Заглавие, основная мысль текста. План текста. Части текста.

Слова, которые отвечают на вопросы кто?, что?, какой?, какая?, какое?, какие?, что делает? Слова, к которым нельзя задавать вопросы. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Лексическое значение слова, многозначность слов. Части слова. Лексическое значение однокоренных слов.

Имена собственные. Безударные гласные в словах. Парные согласные на конце слова.

Контрольный диктант №1"Повторение"

Слово (120 часов)

Совершенствование умений фонетического анализа слов.

Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов.

Развитие умения видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2 классе.

Написание слов с двойными согласными в корне, на стыке приставки и корня, перенос этих слов.

Правописание слов с безударной гласной в корне. Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова.

Знакомство с орфограммой «Непроизносимая согласная в корне слова», правописание слов с этой орфограммой.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.

Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс». Знакомство с новыми суффиксами, их значением. Знакомство со сложными словами.

Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).

Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами.

Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения и вопроса; отличать предлоги от других слов.

Понятие об имени существительном.

Понятие о местоимении.

Понятие об имени прилагательном. Суффиксы имён прилагательных.

Понятие о глаголе.

Понятие о наречии.

Проверочных работ -11

Проверочная работа №1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова».(с.4-5)

Проверочная работа №2 по теме «Удвоенные буквы согласных в корне слова» (с.6-7)

Проверочная работа №3 по теме «Буквы непроизносимых согласных в корне слова» (с.8=9)

Проверочная работа №4 по теме «Безударные гласные в корне слова».(с.12-13)

Проверочная работа №5 по теме «Сложные слова и их правописание». (с.16-17)

Проверочная работа №6 по теме «Части слова». (с.18-19)

Проверочная работа №7 по теме «Части слова" (с.22-23)

Повторение. Проверочная работа №8 по теме «Имя существительное как часть речи».(с.26-27)

Проверочная работа №9 по теме «Местоимение как часть речи».(с.28-29)

Проверочная работа №10 по теме «Имя прилагательное как часть речи». (с.30-31)

Проверочная работа №11 по теме «Глагол как часть речи». (с.34-35

Контрольных диктантов -6 (с.10-11,14-15,20-21, 32-33, 36-37)

Контрольное списывание -1 (с.24-25)

Контрольное изложение -1 (с.38-390

Р/речи -11


Предложение и текст (28 часов)

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме.

Грамматическая основа предложения.

Второстепенные члены предложения, их роль.

Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи.

Понятие о сложном предложении.

Развитие читательских умений на материале текстов учебника.

Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Контрольный словарный диктант.

Комплексная контрольная работа.

Р/р Свободный диктант.

Контрольное изложение.

Проверочная работа №12 по теме «Предложение».

Повторение (5 часов)

Контрольное списывание

Промежуточная итоговая аттестация

Развитие речи.

Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Развитие связной устной и письменной речи. Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия. Работа по совершенствованию почерка, устранение недочётов графического характера.


Резерв (9 часов)


7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


Литература для учителя

1. Е.В.Бунеева, Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А.; Методические рекомендации по русскому языку для 3 класса. Пособие для учителя. М.: Баласс 2012г

2. Тикунова, Л. И. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку : пособие для учителя / Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. – М. : Дрофа, 2003.

Литература для учащихся

1. Яковлева М. А. Тетрадь по чистописанию. 3-й класс. К учебнику «Русский язык», 3-й класс / Под ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс, 2012. – 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100». )

2.Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.,Фролова Л. А.Орфографическая тетрадь. 3-й класс, 2-е изд., испр. - М. : Баласс ; Издательство Школьный дом, 2012. – 64 с., (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).

3.Исаева Н. А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс ( к учебнику «Русский язык», 3 кл., Бунеева Р. Н., Бунеевой Е. В., Прониной О. В.). - М. : Баласс ; Издательство Школьный дом, 2012. – 80 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100». )

4. Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. В 2-х вариантах. - Изд. 3-е, испр. – М. : Баласс ; ; Издательство Школьный дом, 2012. – 32 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

1.Агеенко Ф. Л.Словарь ударений русского языка. - М.: Баласс, 2000.

2.Бетенькова, Н. М. Игры и упражнения на уроках русского языка / Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. – М. : АСТРЕЛЬ, 2006.

3.Волина В. В. Учимся играя: занимательное азбуковедение, весёлая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. – М. : АРТ – ПРЕСС, 2006.

Интернет ресурсы

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – режим доступа : http://scool-collection.edu.ru

2.Презентации уроков «Начальная школа». – режим доступа : http://nachalka.info/about/193

3.Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru

4.Официальный сайт «Школа 2100». – Режим доступа : http://www.school2100.ru

5. Я иду на урок в начальной школе . режим доступа - http://www.festival.1september.ru/

6.Сайт «Планета знаний» Режим доступа - http://planetaznaniy.astrel.ru/ («Школа России» - Режим доступа -http://school-russia.prosv.ru/

7.Образовательный портал. Режим доступа - http://www.uroki.ru/

Информационно-коммуникативные средства:

Презентации к урокам, созданные учителем

Наглядные пособия:

Таблица правил по русскому языку (1-4 класс)

Технические средства обучения:

интерактивная доска, компьютер

8.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;


Приложение 1

9.Система контрольно-измерительных материалов

Приложение 2






















Приложение 1


п/п

Дата проведения


Наименование разделов и тем


Количество часов


Виды учебной деятельности

по плану

фактически


I четверть

45


1



Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове.

1

Знакомство учащихся с новым учебником; повторение и закрепление полученных ранее знаний о тексте и предложении как единице речи.


1. Повторение

10


2



Что мы знаем о тексте.

1

Чтение текстов учебника. Составление простого плана небольшого текста. Списывание текста с выделением изученных орфограмм.

3



Что мы знаем о слове, предложении, тексте.

1

Обобщение знаний о предложении, правилах оформления предложений на письме. Делить текст на предложения; выбор подходящей к предложению схемы.

4



По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами.

1

Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов.

5-6



Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение.

2

Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов.

7



Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы.

1

Наблюдение за написанием слов. Нахождение по определённым признакам изучаемых орфограмм в словах.

8



Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание.

1

Списывание печатного текста. Выделение изученных орфограмм, графическое обозначение выбора написания.

9



Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита.

1

Письмо под диктовку. Различение имён собственных и нарицательных в письменной и устной речи.

10



Контрольный диктант №1 по теме «Повторение».

1

Запись текста под диктовку, выделение изученных орфограмм. Объяснение выбора написания слов.

11



Работа над ошибками. Контрольное списывание.

1

Наблюдение за написанием слов. Нахождение по определённым признакам изучаемых орфограмм в словах.


Слово

118



2. Части сова. Корень. Чередование согласных звуков в корне.

3


12



Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне.

1

Знакомство с понятием «чередовании согласных звуков в корне». Выделение значимых частей слова (корень).

13



Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне.

1

Наблюдение за словами с изучаемыми орфограммами, установление несоответствия произношения и написания.

14



Р/р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений.

1

Составление связного текста из деформированных предложений. Запись слов с изученными орфограммами.


3. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова.

4


15



Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова).

1

Составление связного текста из деформированных предложений. Наблюдение за словами с чередующимися согласными в корне. Письмо под диктовку.

16



Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. Развитие умений видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму.

1

Упражнение в написании слов с изученной орфограммой, группировка слов в зависимости от имеющихся в них орфограмм.

17



Входная административная контрольная работа.

1

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.

18



Проверочная робота №1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова».

1

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.


4. Удвоенные буквы согласных в корне слова.

5


19



Понятие об удвоенных буквах согласных.

1

Запись слов с изученными орфограммами. Наблюдение над словами с удвоенными согласными. Объяснение выбора написания слов.

20-22



Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. Р/р Творческая работа.

3

Запись слов с изученными орфограммами. Составление и запись текста на заданную тему с соблюдением всех изученных правил.

23



Повторение. Проверочная работа №2 по теме «Удвоенные буквы согласных в корне слова».

1

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.




5. Буквы непроизносимых согласных в корне слова

9


24



Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

1

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. Объяснение написания слов.

25



Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова.

1

Наблюдение за написанием слов. Обозначение графического выбора написания.

26



Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

Правильное употребление слов в письменной речи. Объяснение выбора написания слов.

27



Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука.

1

Запись слов с изученными орфограммами. Наблюдение над словами, в которых нет непроизносимого согласного звука. Объяснение выбора написания слов.

28



Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова.

1

Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова

29



Повторение. Проверочная работа №3 по теме «Буквы непроизносимых согласных в корне слова».

1

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.

30-31



Правописание проверяемых букв согласных в корне слова

2

Упражнение в написании слов с проверяемыми согласными в корне, подбор проверочных слов. Различение проверочных и проверяемых слов.

32



Контрольный диктант №2.

1

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.


6. Безударные гласные в корне слова

7


33



Пишу правильно» (работа над ошибками).Правописание букв безударных гласных в корне слова.

1

Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

34



Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных.

1

Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

35




«Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне.

1

Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов.

36



Повторение. Проверочная работа №4 по теме «Безударные гласные в корне слова».

1

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.

37



Р/р Сочинение по опорным словам.

1

Составление текста на заданную тему по опорным словам. Запись самостоятельно придуманного текста, объяснение правильного написания слов.

38



Контрольный диктант №3.

1

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.

39



«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

Развитие умения находить свои ошибки и самостоятельно их исправлять.


7. Сложные слова и их правописание

6


40



Знакомство с понятием «сложные слова»

1

Знакомство с понятием «сложное слово», «соединительная гласная». Запись слов с изученными орфограммами. Нахождение сложных слов в тексте.

41



Соединительные буквы о и е в сложных словах.

1

Наблюдение над написанием сложных слов. Письмо с комментированием, разбор слов по составу.

42



Образование сложных слов.

1

Наблюдение над написанием сложных слов. Письмо с комментированием, разбор слов по составу.

43



Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.

1

Наблюдение над использованием в речи сложных слов для характеристики людей. Объяснение выбора написания слов.

44



Употребление в речи и правописание сложных слов. Р/р Свободный диктант.

1

Использование в речи сложных слов разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер).

45



Повторение. Проверочная работа №5 по теме «Сложные слова и их правописание».

1

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.




2 четверть

37





8. Части слова. Приставка.

1


46



Приставка, её роль в слове (повторение). Различие приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки.

1

Нахождение в словах корня, суффиксов. Приставок. Различение омонимичных приставок и предлогов.


9. Безударные гласные в приставках.

4


47-

48



Правописание букв безударных гласных в приставках.

2

Упражнение в написании и комментировании слов с безударной гласной в приставках. Разбор слов по составу.

49-

50



Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание.

2

Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов. Разбор слов по составу. Соотнесение слова и его схемы.


10. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня.

4


51



Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня.

1

Наблюдение случаев написания слов с удвоенными согласными на стыке приставки и корня. Разбор слов по составу.

52-

54



Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня.

3

Наблюдение над написанием слов. Объяснение выбора написания слов. Графическое обозначение выбора написания.


11.Разделительные ъ и ь

6


55



Звук (й) и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь.

1

Обобщение правил написания слов с разделительными ъ и ь.

56



Правописание слов с разделительными ъ и ь.

1

Упражнение в написании слов с ъ и ь. Упражнение в переносе слов с ь и ъ. Фонетический разбор доступных слов.

57



Повторение. Проверочная работа №6 по теме «Части слова».

1

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.

58



Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь. Р/р Свободный диктант.

1

Наблюдение над написанием слов. Объяснение выбора написания слов. Графическое обозначение выбора написания.

59



Контрольный диктант №4.

1

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.

60



«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

Развитие умения находить свои ошибки и самостоятельно их исправлять.


12. Части слова. Окончание и основа.

2


61



Понятие об окончании и основе слова.

1

Разбор слов по составу. Упражнение в определении окончаний в словах. Подбор однокоренных слов. Сравнение и анализ состава слов.

62



Развитие умения находить в слове окончание.

1

Систематизация представлений учащихся о роли окончания в слове.


13. Основа слова и окончание.

2


63



Как найти в слове основу.

1

Упражнение а выделении основы и окончаний в словах. Подбор однокоренных слов. Сравнение и анализ состава слов.

64



Развитие умения находить в слове окончание и основу.

1

Упражнение а выделении основы и окончаний в словах. Подбор однокоренных слов. Сравнение и анализ состава слов.


14. Части слова. Суффикс.

2


65



Суффикс и его роль в слове.

1

Упражнение в выделении суффиксов в словах. Подбор однокоренных слов.

66



Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний.

1

Обобщение и систематизация знаний о частях слова.


15. Разбор слова по составу.

4


67



Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу.

1

Систематизация представлений о частях слова. Подбор однокоренных слов. Упражнение в разборе слова по составу.

68



Упражнения в разборе слов по составу. Контрольное списывание.

1

Упражнение в разборе слова по составу.

69



Административная контрольная работа за 1 полугодие.

1

Выполнение заданий проверочной работы по ранее изученным темам.

70



Повторение. Проверочная работа №7 по теме «Части слова. Разбор слова по составу.»

1

Выполнение заданий проверочной работы по ранее изученным темам.


16. Части речи в русском языке.

1


71



Части речи в русском языке.

1

Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи. Определение частей речи в тексте.


17. Имя существительное как часть речи.

2


72



Определение имени существительного

1

Наблюдение за использованием имён существительных в речи.

73



Роль имён существительных в речи. Р/р Творческая работа: составление текста.

1

Запись слов с изученными орфограммами. Составление текста с именами существительными.


18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

3


74



Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

1

Уточнение представлений учащихся об имени существительном как о части речи. Нахождение существительных в тексте.

75



Имена существительные в речи.

1

Группировка слов по заданному признаку. Нахождение существительных в тексте.

76



Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных.

1

Составление текста по опорным вопросам. Группировка слов по заданному признаку.


19. Род имён существительных.

3


77



Имена существительные мужского, женского и среднего рода.

1

Запись слов с изученными орфограммами. Группировка имён существительных по родам.

78



Род – постоянный признак имён существительных.

1

Уточнение грамматических признаков существительного.

79



Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода.

1

Выделение окончаний имён существительных. Упражнение в определении рода имён существительных.

80-82



Резерв.

Повторение пройденного.

3

Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов.




3 четверть

52



20. Число имён существительных.

4


83



Изменение имён существительных по числам.

1

Упражнение в изменении имён существительных по числам. Знакомство с именами сущ., употребляемыми только в ед. числе и во мн. числе.

84



Образование множественного числа имён существительных.

1

Запись слов с изученными орфограммами. Определение существенных признаков имён существительных.

85



Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе.

1

Выделение окончаний им. сущ. ед. и мн. числа.

86



Разбор имени существительного как части речи.

1

Определение существенных признаков имён существительных. Знакомство с алгоритмом разбора им. сущ. как части речи.


21. Словообразование имён существительных.

8


87



Образование имён сущ. с уменьшительно-ласкательным значением.

1

Образование имён сущ. с уменьшительно-ласкательным значением. Упражнение в разборе слова по составу.

88



Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке.

1

Уточнение представлений о значении суффиксов и их употреблении в именах людей и кличках животных.

89



Образование имён сущ. от основ существительных и глаголов.

1

Запись слов с изученными орфограммами. Упражнение в образовании имён сущ. от основ существительных и глаголов.

90



Разбор имен существительных по составу.

1

Упражнение в разборе слова по составу, соотнесение слов со схемами.

91



Р/р Обучающее изложение.

1

Воспроизведение прочитанного текста. Запись текста с соблюдением всех изученных норм орфографии и пунктуации.

92



Употребление имён сущ. в речи.

1

Упражнение в распознавании сущ. в устной и письменной речи.

93



Повторение. Проверочная работа №8 по теме «Имя существительное как часть речи».

1

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.

94



«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Развитие умения находить свои ошибки и самостоятельно их исправлять.


22. Местоимение как часть речи.

6


95



Понятие о местоимении. Личные местоимения.

1

Выделение местоимений в предложениях и в текстах. Наблюдение за ролью местоимений в речи.

96



Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями.

1

Запись предложений под диктовку и с комментированием.

97



Разбор местоимения как части речи.

1

Знакомство с алгоритмом разбора местоимения как части речи.

98



Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее сочинение.

1

Составление и запись рассказа о себе, своих увлечениях с использованием личных местоимений.

99



Закрепление знаний о местоимении.

1

Проверка навыка правописания слов.

100



Повторение. Проверочная работа №9 по теме «Местоимение как часть речи».

1

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.


23. Имя прилагательное как часть речи.

4


101



Определение имени прилагательного.

1

Различение частей речи. Группировка слов по заданному признаку.

102



Роль имён прил. в речи. Связь с им. сущ.

1

Наблюдение за ролью им. прил. в речи. Группировка слов по заданному признаку. Составление словосочетаний.

103



Роль имён прилагательных в речи.

1

Упражнение в употреблении им. прил. в речи.

104



Разбор имени прилагательного как части речи.

1

Знакомство с алгоритмом разбора им. прил. как части речи.


24. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.

6


105



Окончания им. прил. в мужском, женском, среднем роде и во мн. числе.

1

Наблюдение за изменением им. прил. ед. числа по родам.

106



Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях им. прилагательных.

1

Наблюдение за изменением им. прил. ед. числа по родам.

107



Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях им. прилагательных.

1

Упражнение в проверке правописания безударных гласных в окончаниях имён прил.. Составление словосочетаний.

108



Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях им. прилагательных.

1

Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение написания безударных гласных в окончаниях им. прил..

109



Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях им. прилагательных. Знакомство с антонимами.

1

Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение написания безударных гласных в окончаниях им. прил..

110



Закрепление правописания слов с изученными орфограммами.

1

Запись слов с изученными орфограммами с комментированием.


25. Разбор имён прилагательных по составу.

6


111-112



Словообразование имён прилагательных.

2

Запись слов с изученными орфограммами. Наблюдение над способами образования имён прил..

113



Проверочная работа №10 по теме «Имя прилагательное как часть речи».

1

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.

114



Разбор имён прил. по составу.

1

Отработка умений разбирать слова по составу.

115



Контрольный диктант №5.

1

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.

116



«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Развитие умения находить свои ошибки и самостоятельно их исправлять.


26. Глагол как часть речи.

4


117



Определение глагола как части речи.

1

Наблюдение за ролью глаголов в речи. Группировка слов по заданному признаку.

118



Изменение глаголов по временам.

1

Наблюдение за употреблением глаголов будущего, настоящего и прошедшего времени в речи.

119



Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

1

Упражнение в изменение глаголов прошедшего времени по родам.

120



Изменение глаголов по числам.

1

Упражнение в изменение глаголов по числам. Употребление глаголов в устной и письменной речи.


27. Правописание частицы не с глаголом.

3


121



Употребление частицы не с глаголами.

1

Употребление глаголов в устной и письменной речи. Наблюдение за написанием частицы не с глаголами.

122



Развитие умения писать частицу не с глаголами.

1

Запись слов с изученными орфограммами.

123



Р/р Свободный диктант.

1



28. Неопределённая форма глагола.

9


124



Понятие о неопределённой форме глагола.

1

Уточнение представлений о неопределённой форме глагола.

125



Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы.

1

Тренировка в написании глаголов и изменение глаголов по временам, числам, родам.

126



Контрольный диктант №6.

1

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.

127



«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Развитие умения находить свои ошибки и самостоятельно их исправлять.

128-131



Резерв.

Повторение пройденного.

4

Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов.


4 четверть

44


132



Образование форм времени от неопределённой формы глагола.

1

Тренировка в написании глаголов и изменении глаголов по временам, числам, родам. Нахождение глаголов неопределённой формы в тексте.

133



Образование форм времени от неопределённой формы глагола.

1

Тренировка в написании глаголов и изменении глаголов по временам, числам, родам. Нахождение глаголов неопределённой формы в тексте.

134



Разбор глагола как части речи.

1

Знакомство с алгоритмом разбора глагола как части речи. Запись слов с изученными орфограммами.

135



Повторение. Проверочная работа №11 по теме «Глагол как часть речи».

1

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.

136



«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

Развитие умения находить свои ошибки и самостоятельно их исправлять.


29. Наречие как часть речи.

2


137



Понятие о наречии как части речи.

1

Уточнение понятий о наречии как части речи.

138



Понятие о наречии как части речи.

1

Уточнение понятий о наречии как части речи.


Предложение

24



30. Виды предложений по цели высказывания и интонации.

3


139



Виды предложений по цели высказывания.

1

Наблюдение за различной интонацией при чтении предложений.

140



Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение.

1

Выразительное чтение предложений, различных по цели высказывания и по интонации.

141



Восклицательные и невосклицательные предложения.

1

Выразительное чтение предложений, различных по цели высказывания и по интонации.


31. Главные и второстепенные члены предложения.

7


142



Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

1

Знакомство с понятием «подлежащее», «сказуемое», «главные члены предложения», «грамматическая основа предложения».

143



Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.

1

Синтаксический разбор предложений.

144



Понятие о второстепенных членах предложения.

1

Знакомство с понятием «второстепенные члены предложения».

145



Составление схем предложений и предложений по схемам.

1

Составление схем предложений и предложений по схемам.

146



Предложения распространённые и нераспространённые.

1

Знакомство с понятием «распространённое» и «нераспространённое предложение».

147



Разбор предложений.

1

Упражнение в разборе предложений. Запись предложений под диктовку.

148



Разбор предложений.

1

Упражнение в разборе предложений. Запись под диктовку слов с непроверяемыми написаниями.


32. Предложения с однородными членами.

9


149



Комплексная контрольная работа.

1

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.

150



Однородные подлежащие и сказуемые. Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении.

1

Наблюдение над предложениями с однородными главными членами. Упражнение в нахождении однородных членов предложения.

151



Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами.

1

Наблюдение за ролью разделительного знака (запятой) в предложении с однородными членами.

152



Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

1

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.

153



Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

1

Запись предложений под диктовку и с комментированием.

154-155



Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения.

2

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Запись предложений под диктовку и с комментированием.

156



Запятая в предложениях с однородными членами предложения.

1

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Запись предложений под диктовку и с комментированием.

157



Повторение изученного. Р/р Свободный диктант.

1

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Запись предложений под диктовку и с комментированием.


33. Простые и сложные предложения.

5


158



Понятие о простом и сложном предложении.

1

Сравнивать простое и сложное предложение. Нахождение грамматических основ.

159



Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения.

1

Упражнение в постановке знаков препинания в сложных предложениях, составление схем предложений.

160



Развитие умения различать сложные и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. Разбор простого предложения и сложного.

1

Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Упражнение в постановке знаков препинания в сложных предложениях, составление схем предложений.

161



Контрольное изложение

1

Проверка уровня усвоения учащимися передавать связный текст.

162



Повторение. Проверочная работа №12 по теме «Предложение».

1

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.


34. Повторение.

4


163



Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольное списывание.

1

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.

164



Повторение изученных орфограмм и состава слова.

1

Упражнение в написании слов с изученными орфограммами, в постановке знаков препинания в сложных и простых предложениях.

165



Переводная административная контрольная работа.

1

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.

166



«Пишу правильно» (работа над ошибками).

1

Развитие умения находить свои ошибки и самостоятельно их исправлять.

167-175



Резерв.

Повторение пройденного.

9

Упражнение в написании слов с изученными орфограммами.










Приложение 2


Входная контрольная работа.  Диктант  № 1

Цель: выявить, в какой степени утратился навык правописания, приобретенный за два года обучения. Проверить умение оформлять предложение, писать раздельно слова в предложении, обозначать твёрдый  мягкий согласный; писать гласные после шипящих; мягкий знак между двумя согласными и Ь разделительный; безударные гласные в корне слова, звонкие и глухие согласные на конце слова; непроверяемые написания.

ДИКТАНТ.

Осенью.

        Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз.. падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.  (41 слово)

Слова для справок: ходим, воздухом.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

  1. Выпишите из текста однокоренные слова, выделите корень

  2. Слова РУССКИЙ, ЛИСТЬЯ разделите для переноса.

Итоговая контрольная работа

за 1 четверть с грамматическим заданием

по теме «Безударные гласные в корне слова». Диктант № 3

Цель: проверить, как формируется умение писать слова с безударными гласными в корне слова проверяемые ударением; умение подбирать проверочные слова, распознавать орфограмму.

ДИКТАНТ

В лесу.

        В лесу хозяйничал ветер. Он носился между деревьями. Через их ветки виднелось бледное небо.

        Мы отправились в поход. С нами был писатель Аркадий Петрович Гайдар. Мы двигались медленно. Ноги тонули во мху. С трудом мы добрались до лесистого бугра. Гайдар осмотрел местность. На влажной земле выделялись следы лося. Мы пошли по следу. Он привел нас к роднику.

ГРАМАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

Найдите четыре слова с орфограммой – безударная гласная в корне слова, обозначить орфограмму, подобрать проверочное слово.

Итоговая контрольная работа

за 2 четверть с грамматическим заданием

по теме «Части слова» Списывание № 1.

Цель: проверить умение списывать текст, находить границы предложения, распознавать изученные орфограммы.

Работа выполняется в тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 3 класс», стр. 24-25

ИЛИ

СПИСЫВАНИЕ

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Найдите границы предложения.

  2. Списать, ставя, где нужно, знаки препинания.

В декабре.

На улице стоит слабый мороз солнце посылает на землю яркие лучи под ногами хрустит снег дорога укатана санями небо над землёй стоит чистое и высокое днём можно увидеть на небе молодой месяц  в лесных ручьях течёт светлая и прозрачная вода на дне ручьёв видны сухие листочки и травинки. (51 слово)                                                    (По И. Соколову- Микитову)

  1. Разобрать по составу слова: ТРАВИНКИ, ЛИСТОЧКИ.

Итоговая контрольная работа

за 3 четверть с грамматическим заданием

по теме «Части речи»

Цель: выявить сформированность навыков правописания слов на диапазоне изученных правил и усвоение элементарной теории языка( безударные гласные, звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные в корнях слов, правописание приставок, Ь разделительного; сочетаний ЧК, ЧН, СН, в словах типа – вкусный)

ДИКТАНТ

Встреча пернатых друзей.

        Весеннее солнце растопило последний снег. Шумные ручьи побежали по дорожкам, овражкам. Яркий луч весело играет в воде. На пригорках появилась молоденькая травка.

        Потянулись с юга птицы. Первыми пожаловали вестники весны – грачи. Они поправляют гнёзда на берёзах. Зимой школьники готовили квартиры для гостей. В садах и парках уже висят скворечники. Семья скворцов влетела в свой дворец. Из оконца слышны радостные голоса. Пришёл настоящий праздник.                                 (66 слов)

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Указать все знакомые части речи.

I –вариант Первое предложение.

II – вариант Второе предложение.

  1. Разобрать по составу слова:

I –вариант   ПРИГОРКИ, МОЛОДЕНЬКАЯ.

II – вариант  ТРАВКА. БЕРЁЗОВЫЕ

Проверочный диктант № 2

по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова».

Цель: проверить, как сложился навык правописания слов с непроизносимыми согласными в корне, а также умение правильно писать слова, в которых непроизносимых согласных нет ( типа – вкусный); умение проверять написание слов с данной орфограммой.

ДИКТАНТ

На озере.

В конце сентября стояла чудесная погода. В субботу ребята отправились на озеро рыбачить. Озеро было синим. Берега его поросли осинником. Листва с осин уже облетела. По краям рос блёклый тростник.

Солнце садилось. Лучи мягко освещали окрестность и гладь воды. Наступил поздний вечер. Рыба клевала хорошо. Счастливые ребятишки таскали из воды окуньков и плотвичку. На ужин было вкусная ушица.

(60 слов)

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: осинником, блёклый.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

  1. В первом предложении подчеркните основу предложения.

  2. Выписать из текста два слова: с непроизносимым согласным; с сочетанием СН. Обозначить орфограмму.

Проверочный диктант № 4

по теме: «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. Разделительные ъ и ь.».

Цель: проверить знания и умения учащихся.

ДИКТАНТ.

Сова.

        Совы – хищные птицы. Они лучшие охотники из всех хищников. У совы мощные когти. Они похожи на зубья капкана. Когти соединены в одну лапу. Совы съедают множество мышей.

        Большинство этих птиц лучше видят вечером или ночью. Дневной свет им мешает.

        У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями.

        У ночной птицы мягкие перья  на крыльях. Они делают полет беззвучным. Это помогает при охоте. (64 слова)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

  1. Выпишите по два слова с разделительными Ъ и Ь знаками. Обозначьте орфограмму.

  2. Выпишите четырё любых слова с приставками, выделите приставки.

Проверочный диктант № 5

по теме: «Имя прилагательное как часть речи».

Цель: проверить знания и умения учащихся.

ДИКТАНТ.

Зимняя ночь в лесу.

        По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. Хлопьями летит мягкий иней. В темном высоком небе зажглись яркие звёзды.

        Тихо в зимнем лесу. Но и в морозные ночи идёт скрытая жизнь.

        Вот хрустнула  в чаще мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк. Вот по гладкому снегу бежит хорёк за мышкой. Над сугробами летают совы. Как сказочный часовой, уселся на голом сучке головастый серый совёнок. В ночной темноте он хорошо видит. Как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

  1. В первом предложении подчеркните грамматическую основу предложения.

  2. Разобрать по составу слова: МОРОЗНЫЕ, ЧАСОВОЙ, ЗВЁЗДЫ.

  3. Обозначьте орфограмму – гласную букву в безударных окончаниях имён прилагательных.

Проверочный диктант № 6

по теме «Глагол как часть речи».

Цель: проверить знания и умения учащихся.

ДИКТАНТ

Весенняя вода.

        Над водой пронеслась стая перелётных птиц. Они радостно встречали весну.

        Но много бед жителям леса несёт вода. Солнце растопило снег. Вода хлынула в жилища. Жить там стало опасно. Выбежала из норки полевая мышь. Вот низкий куст. Он широко раскинул ветки. Мышь прыгнула на куст и замерла. Трудно и зайцу. Он жил на остановке. Кругом холодная вода. Не переплыть бедняжке это море. Надо ждать.

 

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Разобрать глагол ВЫБЕЖАЛА как часть речи.

Итоговая контрольная работа за год.

Цель: замерить уровень навыков правописания, сформированных за 3 года обучения; и усвоение знаний по грамматике( синтаксису и морфологии), фонетике и лексике.

ДИКТАНТ

Летний дождик.

        Стоял жаркий денёк. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя туча. Она не закрыла солнце. Пошёл дождь. Солнце освещало окрестность. Дождевые капли тяжёло ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч.

Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идёт лёгкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов.                                                   (64 слова)

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: в дождинке, от деревни

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Первое предложение разобрать по членам.

  2. Разобрать по составу слова: ДОЖДЕВЫЕ. ПАРОК.

ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ



Материалы промежуточной итоговой аттестации


Диктант

Еловый лес


Вокруг еловый лес. Редкие лучи солнца проникают в лесную чащу. Кругом тишь и прохлада. На земле лежит мягкий хвойный ковер. С еловых лап свисают тяжелые шишки. Под старой елью большой муравейник. Вот пролетела синичка. Постучал по стволу пестрый дятел. Свистнул рябчик. Быстро перемахнула с сосны на елку ловкая белочка. Стайка клестов опустилась на высокую ель. Доброе дерево угостит птиц вкусными семечками.


Слова для справок: семечками


Грамматические задания:

1 вариант.

Базовый уровень

1.Прочитайте слова. Сделайте звуковое обозначение каждого слова (транскрипция).

Мышь, мяч, льет.

2.Прочитайте слова. Подберите и запишите к любому из них 2-3 однокоренных слова.

Ваня, река.

3.Прочитайте слова. Укажите над каждым словом, какой частью речи является. Подчеркните часть речи, которая изменяется по временам.

Грусть, грустный, грустит.

4.Разберите слова по составу.

Зернышко, пушинка

Повышенный уровень

5.Выпишите из текста 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, подберите к ним проверочные слова.



2 вариант.

Базовый уровень



1.Прочитайте слова. Сделайте звуковое обозначение каждого слова (транскрипция).

Еж, вьюн, день.

2.Прочитайте слова. Подберите и запишите к любому из них 2-3 однокоренных слова.

Люба, синий.

3.Прочитайте слова. Укажите над каждым словом, какой частью речи является. Подчеркните часть речи, которая изменяется по временам.

Веселье, веселый, веселит.

4.Разберите слова по составу.

Снежинка, соломинка.

Повышенный уровень

5.Выберите из текста 3 слова с парной согласной в корне слова, подберите проверочные слова.


Критерии оценки:

Диктант

«5» - без ошибок, допускается одно исправление.

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-5 ошибок

«2» - более 5 ошибок

Грамматическое задание

«5»- без ошибок

«4» - все задания выполнены, допущено 1-2 ошибки.

«3» - выполнено верно 3 задания (или 3-5 ошибок)

«2» - выполнено менее 3 заданий (или более 5 ошибок)

Ответы:

1 вариант

1. Мышь (мыш), мяч (м'ач'), льет (л'й'от).

2. Ваня – Ванечка, Ванька; река – речка, речушка.

сущ. прил. гл.

3. Грусть, грустный, грустит.

4. Зернышко, пушинка.

5.Лесную – лес, земле – земли, лежит – лежа.

2 вариант

1. Еж (й'ош), вьюн (в'й'ун), день (д'эн').

2. Люба – Любочка, Любка; синий – синева, синеть.

сущ прил. гл.

3. Веселье, веселый, веселит.

4. Снежинка, соломинка.

5.Редкие – редок, мягкий – мягок, шишки – шишечки.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ОС 2100

Автор: Рогачева Лидия Фёдоровна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 173941

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова "Рабочая программа. Русский язык. 10 класс" "
    ["seo_title"] => string(75) "a-i-vlasienkov-l-m-rybchienkova-rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117383"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412780778"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа " Русский язык". 9 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "257848"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448389055"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа русскому языку, 5 класс"
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia_proghramma_russkomu_iazyku_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "422770"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1498040879"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа  "Русский язык 5 класс" "
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia-proghramma-russkii-iazyk-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444739262"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства