Просмотр содержимого документа
«Поурочная разработка»
Тема: Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука. (с.119 - 121)
Дата: 10.11.19
Цель: развивать умение отличать слова, в которых при сочетании согласных нет непроизносимого согласного, от слов, в которых в тех же сочетаниях согласных есть непроизносимый согласный.
Ход урока:
1/Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Начинаем урок русского языка. Сегодня нам поможет девиз нашего урока, который подсказала мне мудрая сова. Прочитаем его вместе.
На доске открыт девиз урока
Перо пишет, а ум водит.
Как вы думаете, что сова хотела сказать нам этими словами? (Ум пригодится. Прежде, чем написать – нужно подумать)
Какие еще качества нужны в учении?
Сегодняшний урок позволит вам дальше развивать эти качества.
2. Актуализация знаний.
Ребята, у вас на столах лежат рабочие листы. Найдите 1 задание и прочитайте его про себя.
Текст:
Здра_ствуй, со_нце красное!
Здра_ствуй, утро ясное!
В радос_ный, чудес_ный день,
Заниматься нам не лень.
О чем оно? (О солнышке, об утре, о прелестном дне)
К кому обращаются? Как нужно прочитать. (Бодро, весело)
- Вы прочитали текст, с пропущенными буквами. Смысл потерялся? (нет)
- Что–то было непонятно? (нет)
- А может здесь и не надо ничего писать? (Надо)
- Какие знания вам понадобятся, чтобы правильно написать эти слова? (Правило: чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным звуком в корне, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы этот звук оказался перед гласным и стал произносимым.
Пользуясь правилом, преодолеем опасное место в слове. (В слове – чудесный - не нужно вставлять букву, т.к. в проверочных словах нет непроизносимого согласного)
(Называем слово и подбираем к нему проверочное)
Помогло ли правило? (да)
Всегда ли в словах прячется непроизносимый согласный? (нет)
Какой вывод?(согласный пишется не всегда)
Ребята, мы встали перед проблемой!
- Теперь вы можете поставить цель нашего урока!
- Прочитайте цель урока.
Ответы учащихся: когда нужно писать непроизносимый согласный, а когда нет,научиться отличать слова с непроизносимым согласным звуком от слов, в которых его нет.
Какова тема нашего урока? (Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука.)
3. Работа над темой урока
Продолжаем работу в паре.
Прежде, чем начнем, для примера разберем слово опасный, используя алгоритм, который мы составили на прошлом уроке.
- Читаю опасный.
- Подбираю проверочные слова. (Опасен, опасаться)
- Какие можно слова подобрать? (Не нужно вставлять, т.к. в проверочных словах нет непроизносимого согласного. )
Какую букву вставим?
Какой вывод? (Не всегда пишется согласный)
Теперь при работе в паре вы должны объяснить написание непроизносимого согласного друг другу. Также нужно оценить друг друга. Если ваш сосед правильно вставил букву и объяснил ее написание – поставьте ему +, если же не все вам было понятно, ответ был неполным - ?
1вариант – слово радостный, 2 вариант – слово известный.
- Поворачиваемся друг к другу: первый вариант объясняет второму, а второй вариант объясняет первому.
Мороз и солнце (солнышко); день чудесный (чудесен)! Ещё ты дремлешь, друг прелестный (прелесть) — Пора, красавица, проснись... «Здравствуй (здравие), князь ты мой прекрасный (прекрасен)! Что ты тих, как день ненастный (ненастье)?» Три девицы под окном Пряли поздно (поздний) вечерком.
Упр.229
Интересный (интересен), известный (известен), опасный (опасен), красный (красен), радостный (радость), морозный (морозен), звёздный (звезда), областной (область), ненастный (ненастье), ужасный (ужасен), местный (место), напрасный (напрасен), доблестный (доблесть).
Вчера я прочитал интересный рассказ.
Упр.230
Правило написания слов с непроизносимым согласным звуком.
Ужасно, опасно, напрасно, известно, прелестно, уместно.
Рисунок подходит к стихотворению, так как есть слово с непроизносимой т. Трость - проверочное слово для слова тростник.
Упр.231
1. Погода была чудесная (чудесен): солнце (солнечный) сияло и грело. 2. Хрустнула (хруст) ветка. В кустах свистнул (свист) дрозд. 3. Морозная (мороз) звёздная (звёзды) ночь празднично (праздник) украсила землю. 4. Я участвовал (участие) в интересной прогулке по горной местности (место) и чувствовал (словарное слово) себя прекрасно (прекрасен). 5. Был ненастный (ненастье) день поздней (опоздал) осени. Отправляться в путешествие в такой день было опасно (опасен).
Разбор предложения:
Морозная звёздная ночь празднично украсила землю. ночь (какая?) морозная, ночь (какая?) звёздная, украсила (кого? что?) землю, украсила (как?) празднично.
Звуко-буквенный разбор слова дрозд:
Дрозд [дрост] - 1 слог д [д] - согл., звонк. парн., твёрд. парн. р [р] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн. о [о] - гласн., ударн. з [с] - согл., глух. парн., твёрд. парн. д [т] - согл., глух. парн., твёрд. парн. 5 б., 5 зв.
4.Рефлексия.
Вот и закончился урок. Наша работа была плодотворной.
Назовите ключевые слова урока.
Что нового узнали на уроке?
Какую цель мы ставили на уроке?
Оцените свою деятельность на уроке.
Продолжите предложение. Кому трудно – выберите слова-подсказки.