kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка к уроку русского языка в 3-м классе по теме "Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Данный урок по теме "Наблюдение над словами с непроизносимым согласным звуком в корне слова" разработан для обучающихся  3-х классов при изучении темы "Непроизносимые согласные" по учебнику Р.Н.Бунеева,Е.В. Бунеевой,О.В.Прониной "Русский язык" ( Образовательная система "Школа 2100").

Тип урока: изучение нового материала.

    Урок построен с применением  проблемного и подводящего  диалога, что позволит активизировать  мыслительную деятельность обучающихся при наблюдении над словами с непроизносимым согласным звуком.

На уроке используется мультимедийная презентация, позволяющая младшим школьникам легче воспринимать новый материал, а затем применять умения и навыки на практике

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наблюдение над словами с непроизносимым согласным звуком»





УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

(с использованием компьютерной технологии)



Тема:

«Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»





Учитель:

Егорова Галина Геннадьевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №50»

города Чебоксары Чувашской Республики

2014 год.

Тема: Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

Цель:

– развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне слова,


находить в словах эту орфограмму и объяснять написание;



- обобщение правила правописания проверяемых согласных в корне;

- воспитание самостоятельности, творческой активности учащихся.

- развитие внимательного отношения к слову, его использованию в устной и письменной речи



Формы работы: индивидуальная; фронтальная, групповая, самостоятельная

М етоды: словесный, иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый

Форма обучения: урок - практикум

Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо, чтение





Этапы урока

Ход урока

Деятельность учащегося

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι..Организация к уроку.















ΙΙ. Актуализация знаний.










  1. Мотивация к учебной деятельности Организация к уроку.

Ну-ка, проверь себя, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте? Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка…

Проверили? Вот здорово.

К уроку все готово!



I.Чистописание.

кк нн пп рр сс

сн стн зн здн

-Что вы можете сказать об этих буквах?

-В каких словах встречали сочетания букв первой строчки? А второй?

2. Словарная работа

1).Запишите 5слов с удвоенной согласной и непроверяемой буквой безударного гласного.

- Непроверяемые орфограммы подчеркните.

(Аппетит, бассейн, грамматика, пассажир, аллея)

2).Составление предложений с записанными словами и запись одного предложения в тетрадь.

3.Словарно-орфографическая минутка.

1). Индивидуальные задания:

Б или П? Выделить корень.

Шу...ка, про..ьба, зу...ки, гри...ки, ры...ка,

ла...ка, ро…кий, ко..ьба.

2) Д или Т? Выделить корень.

Шу...ка, ре...кий, лопа…ка, пого…ка, сла...кий. гря...ка.,зага...ка.

-Какую орфограмму в них увидели? Обозначим корни в этих словах.

- Почему можно допустить ошибку в написании согласной буквы?

- В какой части слова находится эта орфограмма?

- В каких словах происходит оглушение согласного звука?

- Когда происходит оглушение?

-В каких словах происходит озвончение глухого согласного звука? Произнесем это слово вместе.

-Когда происходит такое озвончение?

3). Задание: выделить корень только в однокоренных словах: пух, пушок, пуховый

пушка, пушистый, опух.

Вопросы к ученику:

– Что такое корень?

– Какие слова мы называем однокоренными?

– Что наблюдается в корнях?

4.У доски один ученик, весь класс работает в тетрадях.

Записать буквами: [дупк’и], [л’от], [л о ш к а], [с а т], [в’э с н’ик ]

– Какими буквами может обозначаться звук [п] в слове [дупк’и] – п или б?

– Какую букву выберем? (Б.)

– Почему слово дубы – проверочное слово?

– Закон русского письма: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которая обозначает звук в этом же слове в сильной позиции.

– В слове [л’от] слышим звук [т] на конце слова. Это тоже парный глухой в слабой позиции. Какую букву выбираем – или [т] или[д]? Почему?

-Все ли слова вы смогли записать буквами? Какое задание вызвало у вас затруднение?

-Чем это задание не похоже на предыдущее?

-Какую орфограмму вы увидели в предыдущих заданиях?

(Проверяемая согласная на конце и в середине слова.)



Проверяют готовность к уроку.




















-Это сочетания согласных букв.

В словах: аккуратный, антенна, грипп, корреспондент, масса..













(Четыре ученика работают у доски)

Произносят слова, сравнивают звуки и буквы, находят проверочные слова, пишут пропущенную орфограмму.

















Читают слова, выделяют корень в однокоренных словах, отвечают на вопросы.


















-Чередование звуков












Учащиеся читают на экране слова, находят орфограммы. Определяют, в какой части слова находится орфограмма, выбирают букву и пишут.



Повторяют алгоритм проверки согласных


Делают вывод.










Познавательные УУД

1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);

2.Анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей;


3.Выбирать основание для сравнения,

4.Устанавливать причинно-следственные связи,

4. Выстраивать логическую цепь рассуждений














Регулятивные УУД:

1.Принимать и сохранять в памяти учебную задачу;

2.Высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи на основе работы с материалом учебника;

3.В сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;


4.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

5. Прогнозировать (совместно с учителем) предстоящую работу (составлять план).

6. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

7.Определять степень успешности












III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
























–Представьте себе, что вы попали большое орфографическое царство. Оно принадлежит трём сёстрам: орфограммам-буквам согласных. Одна из них следила, чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква.

– Как вы думаете, о чём заботилась вторая сестра-орфограмма?

(Чтобы не забывали писать удвоенную букву согласного в корне слова.)

– Чем же занималась третья сестра? Кто были её подданные? Ответы на эти вопросы вы сможете получить на сегодняшнем уроке.


Проблемная ситуация.

Работа по учебнику.

Упр. 75 – используется побуждающий диалог.


– Прочитайте слова. Как они называются? (Однокоренные.)

– Сравните произношение и написание этих слов.

Какое противоречие вы заметили?

(В корнях некоторых однокоренных слов буква т пишется, но звук, обозначенный этой буквой, не произносится.)

– Сформулируйте проблемный вопрос. (Какой вопрос возникает?)

Почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится?

(Почему в однокоренных словах звук [т] не произносится, а буква пишется? Как называется новая орфограмма?)\

Цель урока:

Выяснить, почему в одних однокоренных словах звук произносится, а в других не произносится?

На доске схема : сн-? или стн-?

-зн-? или здн?

Сравните свои формулировки вопроса с авторской в учебнике.

Составим план урока.

План (примерный).

1)Наблюдать и выяснить, почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится.

2) Учиться распознавать эти слова и проверять их при написании

Учитель составляет план вместе с детьми.

  • Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)


Классифицируют орфограммы-согласные в корне.













Подбирают однокоренные слова к слову вестник. Записывают, выделяют корень.



.

Еще раз произносят слова по слогам, анализируют и выполняют поставленную лингвистическую задачу, сравнивают количество звуков и букв в слове , определяют часть слова, в которой находится звук, который не произносится, придумывают ему название. Формулируют вывод.









Зачитывают информацию, убеждаются в правильности названия данной орфограммы.



Слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу.


Регулятивные УУД:

1.Принимать и сохранять в памяти учебную задачу;

2.Высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи на основе работы с материалом учебника;

3.В сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;


4. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

5. Прогнозировать (совместно с учителем) предстоящую работу (составлять план).

6. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

7. Определять степень успешности


Познавательные УУД:

– анализ объектов с целью выделения признаков,

- определение основной и второстепенной информации

- анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес,

- самоопределение.


ΙV. Открытие новых знаний

1. На слайде (доске) записаны слова:

весть, вестник, известие, известный, весточка, известно.

(Парная работа на карточках)

При побуждающем диалоге: По какому признаку вы их разделите?

При подводящем диалоге: Запишите в один столбик слова, в которых согласный [т] произносится, во 2-й – слова, в которых согласный [т] не произносится.

– Сравните записанные в каждом столбике слова и попробуйте предположить, почему во 2-м столбике согласный [т] не произносится.(Обсудите с соседом)

Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквой т.

Вывод: Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает).

2. Проверка предварительных выводов при наблюдении за другими однокоренными словами.

Упр. 76.

– Назовите слова, в которых согласный звук не произносится.

– Как можно назвать этот согласный? (Непроизносимый.)

– Подтвердились ли ваши предположения?

Сделайте общий вывод: какие звуки могут быть непроизносимыми и почему?

Сравните ваши выводы с текстом в рамке на с. 72.

3. Работа над текстом в рамке.

– Прочитайте про себя.

Вопросы после чтения:

– Когда в словах появляются непроизносимые согласные звуки?

– Непроизносимые согласные – это буквы или звуки? (Звуки.)

– Это правило письма или закон языка? (Закон языка.)

– Прочитайте текст в рамке вслух. Приведите примеры.


Выполняют в парах задание. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме.


Познавательные УУД:

  1. ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

  2. пользоваться знаками, приведёнными в учебнике и в электронном приложении к учебнику, для решения учебных и практических задач;

Коммуникативные УУД:

1.Формулировать собственное мнение и аргументировать его;

2. Развиваем умение слушать и понимать других.

3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4. Оформлять свои мысли в устной форме.

5. Умение работать в паре, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности


V. Развитие умений – применение знания.


Физкультминка.






















.

Развитие умений – применение знания.

1.Работа с изученными орфограммами.

«Ро...ия - с ... ртивная д...ржава».

Известные спортсмены мира приедут на этот праздник спорта.

-О чём рассказывает первое предложение?

- Это девиз Форума.

-Когда и где будет проходить Форум? Какова цель этого большого спортивного мероприятия?

- Кто из вас любит спорт и соблюдает режим дня?

-Объясните пропущенные орфограммы. Запишите первое предложение. Орфограммы подчеркните.

В каком слове есть непроизносимый согласный звук?


- Как думаете, почему нужно писать букву непроизносимого согласного? (В других однокоренных словах она пишется.)


1. Работа в учебнике

Упр. 77 – развивается умение находить непроизносимые согласные в словах, определять, почему следует писать буквы непроизносимых согласных.

Задания:

– Прочитайте слова каждого ряда.

– Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти согласные звуки.

– Как думаете, почему нужно писать букву непроизносимого согласного? (В других однокоренных словах она пишется.)

– Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимый согласный, известными вам способами?

– Что для этого нужно сделать? (Изменить или подобрать однокоренное слово, в котором после этого звука стоял бы гласный.)

– Найдите среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Упр. 78.

Продолжение наблюдения над словами с непроизносимыми соглаcными звуками.

– Прочитайте слова. Что их объединяет? (Однокоренные.)

– А что различает? (В двух последних словах есть непроизносимый согласный [т].)

– Найдите среди однокоренных слов проверочные.

– Почему они являются проверочными? (После согласного стоит гласный звук.)

Сделайте вывод: как обнаружить непроизносимый гласный и правильно написать слова, в которых он встречается.

Вывод: Непроизносимый согласный встречается в сочетании со звуками [с(т)н] и [з(д)н]. Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук.

Сравните свою формулировку с правилом в рамке на с. 73.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
















































Составляют общий алгоритм проверки согласных в корне.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




VΙΙ. Итог урока.



– С какой новой орфограммой вы познакомились?

– Когда в словах появляется непроизносимый согласный звук? (Если рядом находятся 3 согласных звука: [стн] и [здн].)

– Как его можно обнаружить? (Слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы этот звук слышался отчётливо.)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?


Учащиеся устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом,

приходят к выводу, что им необходимы знания об общих закономерностях написания согласных в корне слова для соблюдения в практике письма основных орфографических норм современного русского литературного языка.



Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

ЛичностныеУУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

-соблюдать е основные орфографические нормы




VIII. Домашнее задание.


1. Упр. 1, с. 86.

2. Уметь объяснить, опираясь на тексты в рамках на с. 72 и 73, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук.





Список использованной литературы:

  1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык».Учебник. 3класс. – М.: Баласс, 2012

  2. Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева «Русский язык» 3класс «Методические рекомендации для учителя». – М.: Баласс, 2013

Просмотр содержимого презентации
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ Непроизносимые согласные»

Урок русского языка  в 3А классе  СОШ №50 Учитель: Егорова Г.Г .

Урок русского языка в 3А классе

СОШ №50

Учитель: Егорова Г.Г .

Восьмое октября.  Классная работа.  Чистописание.  кк нн пп рр сс  сн стн зн здн .

Восьмое октября. Классная работа.

Чистописание.

кк нн пп рр сс

сн стн зн здн

.

Вспоминаем то, что знаем Записать буквами: [ дупк’и] - [л’от]-  [л о ш к а] -  [с а т] -  [в’э с’н’ик ] -  Все ли слова вы смогли записать буквами? Какое задание вызвало у вас затруднение?  дубки  лёд  ложка  сад  ?

Вспоминаем то, что знаем

Записать буквами:

[ дупк’и] -

[л’от]-

[л о ш к а] -

[с а т] -

[в’э с’н’ик ] -

Все ли слова вы смогли записать буквами? Какое задание вызвало у вас затруднение?

дубки

лёд

ложка

сад

?

Какой вопрос возникает? Какое слово записано звуками? В каком предложении оно может употреблено? Почему мы сомневаемся при написании этого слова? Какие есть родственники у этого слова? Какую орфограмму необходимо проверить?

Какой вопрос возникает?

Какое слово записано звуками?

В каком предложении оно может употреблено?

Почему мы сомневаемся при написании этого слова?

Какие есть родственники у этого слова?

Какую орфограмму необходимо проверить?

Вспоминаем то, что знаем Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам буквам согласных. Одна из них следила , чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. Как называют эту орфограмму? О чем заботилась вторая сестра-орфограмма? Орфограмма буква парного согласного в корне слова замок сказка Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова Анна Чем занималась третья сестра? Кто были ее подданные? Ответы на эти вопросы мы сможем получить на сегодняшнем уроке. ?

Вспоминаем то, что знаем

Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам буквам согласных.

Одна из них следила , чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. Как называют эту орфограмму?

О чем заботилась вторая сестра-орфограмма?

Орфограмма буква парного согласного в корне слова замок сказка

Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова Анна

Чем занималась третья сестра? Кто были ее подданные?

Ответы на эти вопросы мы сможем получить на сегодняшнем уроке.

?

Определяем основной вопрос урока Прочитайте слова. Как они называются? ве с ть – [в , э ́с , т , ] вестник –  [в , э ́с , н , ик] известный – [изв , э ́сный , ] ве с ть – [в , э ́с , т , ] вестник –  [в , э ́с , н , ик] известный – [изв , э ́сный , ] Что обозначает каждое слово? Сравните произношение и написание слов. Какое различие вы заметили? Какой вопрос возникает? Сравните свою формулировку вопроса с авторской. Почему звук, который не произносится обозначается буквой на письме?

Определяем основной вопрос урока

Прочитайте слова. Как они называются?

ве с ть – [в , э ́с , т , ]

вестник – , э ́с , н , ик]

известный – [изв , э ́сный , ]

  • ве с ть – [в , э ́с , т , ] вестник – , э ́с , н , ик] известный – [изв , э ́сный , ]
  • Что обозначает каждое слово?
  • Сравните произношение и написание слов. Какое различие вы заметили?
  • Какой вопрос возникает?
  • Сравните свою формулировку вопроса с авторской.

Почему звук, который не произносится обозначается буквой на письме?

Цель урока - выяснить, почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится? -учиться распознавать слова, в которых звук не произносится, а буква пишется; - учиться правильно писать слова с непроизносимым согласным звуком;

Цель урока

- выяснить, почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится?

-учиться распознавать слова, в которых звук не произносится, а буква пишется;

- учиться правильно писать слова с непроизносимым согласным звуком;

Тема урока Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

Тема урока

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

Решаем проблему, открываем новые знания Разделите слова на группы вестник  весть  известие известный  известно  весточка  Звук [т ] не произносится ПОЧЕМУ? Звук произносится вестник известный известно известие весточка весть ве стн ик изве стн ый изве стн о

Решаем проблему, открываем новые знания

Разделите слова на группы

вестник

весть

известие

известный

известно

весточка

Звук ] не произносится

ПОЧЕМУ?

Звук произносится

вестник

известный

известно

известие

весточка

весть

ве стн ик

изве стн ый

изве стн о

Понаблюдайте за другими однокоренными словами. Есть ли в этих словах согласный звук, который не произносится?  Ездить, езда, поезда, наездник. Грусть, грустит, грустно, грустный. Ездить, езда, поезда, наездник. Грусть, грустит, грустно, грустный.  Выпишите в один столбик слова, в которых согласный звук произносится, а в другой те, в которых не произносится. ездить наездник езда грустно поезда грустный грусть грустит Сделайте вывод: Какие звуки могут быть непроизносимыми и почему ? Какие звуки не произносятся в словах второго столбика? Какие звуки не произносятся в словах второго столбика? Как можно назвать эти согласные? Почему звуки [ т ]  и [ д ]  не произносятся? Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквами т и д .

Понаблюдайте за другими однокоренными словами. Есть ли в этих словах согласный звук, который не произносится?

Ездить, езда, поезда, наездник.

Грусть, грустит, грустно, грустный.

  • Ездить, езда, поезда, наездник. Грусть, грустит, грустно, грустный.

Выпишите в один столбик слова, в которых согласный звук произносится, а в другой те, в которых не произносится.

ездить

наездник

езда

грустно

поезда

грустный

грусть

грустит

Сделайте вывод:

Какие звуки могут быть непроизносимыми и почему ?

  • Какие звуки не произносятся в словах второго столбика?
  • Какие звуки не произносятся в словах второго столбика?
  • Как можно назвать эти согласные?
  • Почему звуки [ т ] и [ д ] не произносятся?

Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквами т и д .

Решаем проблему, открываем новые знания В русском языке много слов, в которых рядом находятся три согласных звука, например [ стн ] , [ здн ] и другие. Один согласный звук из трех (средний) в потоке речи не произносится. Такие согласные звуки называют непроизносимыми. Непроизносимыми чаще всего являются звуки [ т ] и [ д ] , но могут быть и другие звуки . Какие ещё звуки не произносятся?

Решаем проблему, открываем новые знания

В русском языке много слов, в которых рядом находятся три согласных звука, например [ стн ] , [ здн ] и другие. Один согласный звук из трех (средний) в потоке речи не произносится. Такие согласные звуки называют непроизносимыми. Непроизносимыми чаще всего являются звуки [ т ] и [ д ] , но могут быть и другие звуки .

Какие ещё звуки не произносятся?

Физкульминутка

Физкульминутка

Ро...ия - сп ... ртивная д...ржава. Известные спортсмены мира приедут на этот Форум. От всего сердца мы приветствуем героев спорта.
  • Ро...ия - сп ... ртивная д...ржава.
  • Известные спортсмены мира приедут на этот Форум.
  • От всего сердца мы приветствуем героев спорта.
Развитие умений. Применяем знания. Прочитайте слова каждого ряда.  Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти звуки. Звезда Звезды звездочка звездный звездолет капуста, капустный (лист) капустница Как вы думаете, почему надо писать букву непроизносимого согласного? Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимые согласные известным вам способом? Найдите, среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова. Почему они являются проверочными? Сформулируйте правило: как правильно записать непроизносимый согласный звук?

Развитие умений. Применяем знания.

Прочитайте слова каждого ряда. Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти звуки.

Звезда

Звезды

звездочка

звездный

звездолет

капуста,

капустный (лист) капустница

Как вы думаете, почему надо писать букву непроизносимого согласного?

Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимые согласные известным вам способом?

Найдите, среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова. Почему они являются проверочными?

Сформулируйте правило:

как правильно записать непроизносимый согласный звук?

Сравниваем свой вывод с авторским Чтобы не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным звуком в корне, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы этот звук оказался перед гласным и стал произносимым. Обозначение на письме непроизносимого согласного – это орфограмма. Местный – место Честный – (нет) чести Вестник – вести

Сравниваем свой вывод с авторским

Чтобы не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным звуком в корне, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы этот звук оказался перед гласным и стал произносимым.

Обозначение на письме непроизносимого согласного – это орфограмма.

Местный – место

Честный – (нет) чести

Вестник – вести

  • Местный – место Честный – (нет) чести Вестник – вести
  • Местный – место Честный – (нет) чести Вестник – вести
Применяем новые знания. Развиваем умения По какому признаку будете находить орфограмму букву непроизносимого согласного в слове? 1. Произношу слово. Слушаю, есть ли рядом несколько согласных звуков. Например: лесной – звуки [ сн ] , гигантский – звуки [ нск ] 2. Проверяю, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук. Для этого изменяю слово или подбираю однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный .  [ сн ] Лесной леса, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем лесной.  [ нск ] Гигантский – гиганты. Появился звук [ т ] . Надо писать гигантский. Как действовать дальше? Что для этого нужно сделать? 3. Пишу слово. 4. Проверяю написание: обозначаю орфограмму. Гигантский - гиганты Как обозначить орфограмму.

Применяем новые знания. Развиваем умения

По какому признаку будете находить орфограмму букву непроизносимого согласного в слове?

1. Произношу слово. Слушаю, есть ли рядом несколько согласных звуков. Например: лесной – звуки [ сн ] , гигантский – звуки [ нск ]

2. Проверяю, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук. Для этого изменяю слово или подбираю однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный .

[ сн ]

Лесной леса, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем

лесной.

[ нск ]

Гигантский – гиганты. Появился звук [ т ] . Надо писать гигантский.

Как действовать дальше? Что для этого нужно сделать?

3. Пишу слово.

4. Проверяю написание: обозначаю орфограмму.

Гигантский - гиганты

Как обозначить орфограмму.

Применяем новые знания. Развиваем умения Пользуясь инструкцией, определите, какую букву вы напишите на месте пропуска. Почему? Спишите, обозначь орфограмму. Тростинка – трос_ник Солнышко – со_нце Власти – влас_ный Прелести – прелес_ный Тростинка – трос_ник Солнышко – со_нце Власти – влас_ный Прелести – прелес_ный Тростинка – трос_ник Солнышко – со_нце Власти – влас_ный Прелести – прелес_ный Трос т инка – трос т ник Со л нышко – со л нце Влас т и – влас т ный Прелес т и – прелес т ный

Применяем новые знания. Развиваем умения

Пользуясь инструкцией, определите, какую букву вы напишите на месте пропуска. Почему?

Спишите, обозначь орфограмму.

Тростинка – трос_ник

Солнышко – со_нце

Власти – влас_ный

Прелести – прелес_ный

  • Тростинка – трос_ник Солнышко – со_нце Власти – влас_ный Прелести – прелес_ный
  • Тростинка – трос_ник Солнышко – со_нце Власти – влас_ный Прелести – прелес_ный

Трос т инка – трос т ник

Со л нышко – со л нце

Влас т и – влас т ный

Прелес т и – прелес т ный

  • Трос т инка – трос т ник Со л нышко – со л нце Влас т и – влас т ный Прелес т и – прелес т ный
  • Трос т инка – трос т ник Со л нышко – со л нце Влас т и – влас т ный Прелес т и – прелес т ный
Итог урока  С какой новой  сестрой-орфограммой вы познакомились? Посмотрите на рисунки и назовите только те слова, которые будут подданными третьей сестры-орфограммы? Какие слова будут подданными первой и второй сестер-орфограмм? Орфограмма буква парного согласного в корне слова кот подушка мышка Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова ванна Орфограмма буква непроизносимого согласного в корне слова сердце солнце

Итог урока

  • С какой новой сестрой-орфограммой вы познакомились?
  • Посмотрите на рисунки и назовите только те слова, которые будут подданными третьей сестры-орфограммы?
  • Какие слова будут подданными первой и второй сестер-орфограмм?

Орфограмма буква парного согласного в корне слова

кот подушка мышка

Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова

ванна

Орфограмма буква непроизносимого согласного в корне слова

сердце солнце

Рефлексия Сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился…

Рефлексия

Сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

Задание на дом:   1. Упр. 1, с. 86.  2. Уметь объяснить, опираясь на тексты в рамках на с. 72 и 73, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук..

Задание на дом: 1. Упр. 1, с. 86. 2. Уметь объяснить, опираясь на тексты в рамках на с. 72 и 73, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук..


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Егорова Галина Геннадьевна

Дата: 17.04.2015

Номер свидетельства: 202465


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства