Данный урок позволяет отработать умения определять тропы и фигуры.Учащиеся повторяют теоретические сведения, связанные с определениями различных тропов, фигур.Данный урок -урок совершенствования знаний, умений и навыков (по классификации М. И. Махмутова, известного дидакта, специалиста в вопросах проблемно-развивающего обучения )Урок целесообразно проводить в классе, работающем по учебнику под редакцией .В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко. Русский язык. 10-11 классы.Ресурсы, используемые на уроке:Раздаточный материал, интерактивная доска, компьютеры, интернет-ресурсы http://www.dioo.ru/praktika/sinkveyn.html.Цели урока:
Образовательная:совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигуры речи,
развивающая: способствовать активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитие устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать, обобщать, рецензировать ответ своего товарища;
воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся.
урок состоит из следующих этапов:организационного момента, погружения в тему,целеполагания, актуализации опорных знаний, закрепления полученных знаний, творческой работы, оценки результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 11 классе »
Тема урока: Магия слова.
Цели урока:
Образовательная:совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигуры речи,
развивающая: способствовать активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитие устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать, обобщать, рецензировать ответ своего товарища;
воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся.
Здравствуйте, ребята. В начале нашего урока мне бы хотелось обратиться к страницам истории.
В январе 1757-го года выходит из печати “Российская грамматика” Ломоносова, которая выдержала несколько изданий и была переведена на немецкий язык. В “Российской грамматике” Ломоносов так пишет о русском языке:
“Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка”.
М.В. Ломоносов утверждал: “Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных, когда ещё не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть. Каждое слово в русском языке необъятно.”.а.(слайд 1)
Слайд2.
Сегодня на уроке мы ещё раз убедимся в том, что М.В.Ломоносов был прав.
III. Целеполагание.
Как вы думаете, как этот факт связан с темой нашего урока? Давайте постараемся сформулировать задачи урока (работа в парах). Где пригодятся вам полученные знания?
IV. Актуализация опорных знаний.
Чтобы достигнуть цели урока, необходимо повторить теоретический материал, изученный ранее. Ведь, как известно: без теории нет практики.
Итак, первое задание - лексическая разминка.
Я называю определение, а вы записываете в тетрадь термин, который скрывается под данным определением.
1.Слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.
2.Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями
3.Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки.
4.Оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
5.Повторение особых слов и оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
6.Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
- А теперь поменялись тетрадями, а я называю правильные ответы :эпитет ,метонимия, ирония, перифраза ,анафора, параллелизм . (Идёт взаимопроверка).
-Ребята, поднимите руки те, кто не допустил ошибок.
Учитель: Для чего могут использоваться средства выразительности?
– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.
-Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать?Какие трудности вы при этом испытываете? Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейнах на одну из тем: « Речь», «Тропы и фигуры речи».
Скажите, а из какого языка пришло к нам слово «Синквейн»?
Справка: Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять.
Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии.
После работы ученики зачитывают свои творческие работы.
V. Проведение проверочных упражнений.
- Ребята, на интерактивной доске даны две группы: тропы и фигуры, распределите термины на группы (один ученик у доски работает при помощи маркера, остальные на карточках).(слайд2)
- Следующее задание: на слайде изображено необычное солнышко, необходимо закончить начатую схему. Догадайтесь, что от вас требуется.(слайд3)
- А теперь устное задание : прокомментируйте, что означает данная схема (слайд 4)
- Ну что же переходим к следующему заданию : даны термины, необходимо найти примеры в предложенных предложениях(работа на интерактивной доске)(слайд5)
«Определить вид тропа».
В предложенных предложениях определить вид тропа.(затем задание проверяется путём элемента «шторки» на интерактивной доске)(слайд6)
Самостоятельная работа. Даны предложения, определить тропы и фигуры, которые встретились.(Самопроверка при помощи элемента «фокуса» на интерактивной доске)(слайд7,8)
Работа с текстом.(слайды 9,10,11). Каждая группа (по 4 человека) выполняет задания за компьютером и отправляет ответ на рабочий стол учителю.
VI. Творческая работа.
Ребята, а в заключении вашей работы я вам предлагаю составить кластеры, а ключевое слово выберите сами , это может быть любое изобразительно- выразительное средство (работа проходит по группам).Можно выполнить на компьютере , можно на карточках.
Оценка результатов.
VII.Итог урока.– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать?
VIII. Домашнее задание.
Ребята, домашнее задание предлагаю вам на выбор:
1)Составить тест на тему «Тропы, фигуры речи»(10-15 вопросов).
2)Написать эссе «Будущее языка».
IX.Выставление мотивированных оценок.
- У вас на столах опросные листы, оцените свою работу, работу класса, учителя на уроке при помощи простейшей диаграммы.(у каждого ученика на карточке начерчена окружность, надо разделить на 3 части: я, класс, учитель)
– Вы сегодня молодцы, Спасибо за урок.
И не забывайте ,вы через год станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу. А закончить наш урок мне бы хотелось небольшим стихотворением:
Горят, как жар, слова
Иль стынут ,словно камни,
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им душевной теплоты.
Использованные ресурсы
1.В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. Русский язык. 10-11 классы.М.,Просвещение,2011.
2.Настольная книга учителя русского языка.5-11 классы/ С.И.Львова, И.П.Цыбулько, Ю.Н.Гостева.-М.:Эксмо,2007.
3.К.Л.Хворова.Тропы и фигуры речи. М.,Просвещение,2011.
Приложение.
1. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.2. 3.Но как воспитать эту любовь?
4. Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. 5.Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.
6. Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры, к тому же весьма принципиальное.
7.До известных пределов утраты в природе восстановимы
8.Иначе обстоит дело с памятниками культуры.9. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами.10. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.
11. Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для "нравственной оседлости" людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной. ( по Д.С. Лихачёву)