Разработка урока по русскому языку " Имя существительное"
Разработка урока по русскому языку " Имя существительное"
Разработка урока по русскому языку в 5 классе
на тему «Имена существительные»
учителя русского языка и литературы
Шкирта Н.В.
Тема. Имена существительные. 5 класс
Цель урока. 1. Закреплять умения различать падежи по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже.
2. Развивать речь, мышление, внимание.
3. Воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока.
Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем закреплять умение определять падеж имен существительных.
Беседа.
Когда вы шли в школу, обратили внимание на погоду сегодня. Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра. (Пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое и т.д.)
Закроем глаза и шепотом произнесем: зима… Какое чувство у вас возникло? (Стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т.д.)
А каким вы видели или представляете себе зимний лес? (Неподвижный, белый, загадочный, сонный, кружевной и т.д.)
Вот каким увидел зимний лес С.Есенин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку " Имя существительное" »
Разработка урока по русскому языку в 5 классе
на тему «Имена существительные»
учителя русского языка и литературы
Шкирта Н.В.
Тема. Имена существительные. 5 класс
Цель урока. 1. Закреплять умения различать падежи по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже.
2. Развивать речь, мышление, внимание.
3. Воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока.
Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем закреплять умение определять падеж имен существительных.
Беседа.
Когда вы шли в школу, обратили внимание на погоду сегодня. Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра. (Пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое и т.д.)
Закроем глаза и шепотом произнесем: зима… Какое чувство у вас возникло? (Стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т.д.)
А каким вы видели или представляете себе зимний лес? (Неподвижный, белый, загадочный, сонный, кружевной и т.д.)
Вот каким увидел зимний лес С.Есенин.
Чистописание по памяти под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Январь».
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
С.Есенин
Назовите имена существительные, записанные на второй строчке.
Форма. какого падежа является начальной для имен существительных? (Форма именительного падежа единственного числа является начальной для имен существительных).
Есть ли здесь имена существительные в начальной форме?
Поставьте остальные имена существительные в начальную форму, определите их род.
Поработаем с именами существительными в начальной форме.
Диктант – цепочка. (Диктую по три слова. Если слово не запомнили, пропустить).
Мороз, метель, снегопад,
Шубка, снеговик, лед,
Снегирь, лыжник, северный.
Кто записал все слова?
Какое слово вызвало затруднение?
Перечитайте слова еще раз внимательно. Нет ли здесь лишнего слова? Почему так решили? (Лишнее слово северный, т.к. это имя прилагательное).
В каком падеже стоят имена существительные?
Что вы знаете об именительном падеже? (Существительные в именительном падеже всегда употребляются без предлога).
Как называются остальные падежи? (Косвенными).
Как по-другому называется изменение имен существительных по падежам? (Склонение).
– Раз, два, три, четыре, пять будем слово снег склонять.
Что происходит с существительными при склонении? (Изменяется окончание)
Составьте предложение с существительным снег так, чтобы оно стояло в одном из косвенных падежей. Падеж назвать. (Устно)
Пошел снег и закрыл несколько букв в следующем задании.
На старой б_резе с-дела любопытная с_ничка. Она с интересом наблюдала за д_тьми под деревом.
(Проверяем коллективно)
Какое правило вспомнили, вставляя буквы?
(О правописании безударных гласных).
Как же проверить безударную гласную?
Подчеркнуть главные члены в первом предложении. Какой частью речи они выражены?
Что знаете о падеже подлежащего? (Подлежащее всегда стоит в именительном падеже).
Как определить падеж имени существительного в предложении?
Памятка.
Для определения падежа существительного в предложении нужно:
Выяснить, главным иди второстепенным членом предложения является данное существительное. Если имя существительное является подлежащим, оно стоит в именительном падеже.
Если существительное является второстепенным членом, нужно найти словосочетание с данными существительным и поставить к существительному вопрос от связанного с ним члена предложения. По вопросу и предлогу определить падеж.
^ Самостоятельная работа.
Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Поставьте существительное, данное в скобках, в указанном падеже. Если нужно, добавьте предлог, окончание у существительного выделить.
Ветка (рябина) (Р.) (Ветка рябины)
Гулять (улица) (Д.) (Гулять по улице)
Любоваться (снежинка) (Т.) (Любоваться снежинкой)
Какая особенность у существительных в дательном падеже? (Предлоги к, по)
Русская природа красива во все времена года. Вот как вдохновенно Р.Рожденственский при помощи одного из падежей говорит о ней:
^ О русской природе, о милой природе,
О тающем снеге, о ясной погоде,
О яблонях в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,
О солнце сквозистых берез,
О гроздьях рябины, о шорохах бора,
О ландышах ранней весной.
Узнали падеж? Докажите.
Какая особенность у существительных в предложном падеже?
(^ Употребляются только с предлогами).
Х. А теперь отправимся в музей Зимы, где она выставила картины, показывающие красоту зимней природы. Рассмотрите их внимательно и выберите для себя одну, которая вам больше всего понравилась. Представьте себе, что именно эта картина пропала. Постарайтесь дать ей словесное описание, чтобы мы узнали эту картину. (Выставлены репродукции картин).